Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-03-28

[TIFLO] История тифлопедагогики

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Прошу прощение за то, что нечаянно отправила письмо без текста статьи.
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru
Хрестоматия по тифлопедагогики. М. "Просвещение", 1987. Составитель В.А.
Феоктистова
Отчет Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых за 1911 г,
СПб., 1912.
А. И. Скребицкий
ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА О СЛЕПЫХ В РОССИИ ЗА
ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЛЕТ НА ОСНОВАНИИ ЕГО ОТЧЕТОВ, с 1881 по 1894 г.
Речь, произнесенная 2 января 1896 г. на 2-м съезде
представителей профессионального и технического образования в Москве
В последнем своем отчете за 1894 г. Мариинское попечительство о слепых в
России, указывая на значительное расширение своей деятельности, благодаря
добровольным пожертвованиям, им собранным в течение более чем
тринадцатилетнего своего существования, выражает надежду, что оно и впредь
найдет поддержку со стороны русского общества, отзывчивого на всякое доброе
дело.
Тринадцатилетнее существование Попечительства и наличные его средства,
достигшие, по его заявлению, громадной суммы, сами собой напрашиваются на
обозрение этой деятельности и способа употребления сумм, им уже
израсходованных.
Материалом для такого обозрения являются лишь ежегодные отчеты, публикуемые
Попечительством. Несмотря на их неполноту, противоречия, слитие в одном
итоге самых разнообразных расходов, оставление без разъяснения точной
стоимости даже крупных затрат, ими приходится довольствоваться как
единственным источником за отсутствием более достоверного.
Тем не менее, пока жизнь и время произнесут свой безапелляционный приговор
об этой деятельности, нелишне теперь уже осветить ее на основании
опубликованных самими деятелями данных.
12
Согласно основным началам для своей деятельности, Совет Попечительства при
самом открытии позаботился об учреждении в провинции отделений и комитетов,
где найдутся лица, желающие принять участие в делах помощи слепым. Последняя
допускалась в разных видах: в форме призрения дряхлых, обучения мастерствам
взрослых, воспитания слепых детей. Правила об этом утверждались Советом,
изъявившим готовность оказывать поддержку и помощь таким отделениям.
Перейдем теперь к обозрению разных видов деятельности Попечительства в тех
ее проявлениях, которые оно само в изданных им очерках за десятилетие,
1880-1891 гг., считает главными.
Начнем с училищ для слепых детей.
Первым по времени основания и самым главным по количеству затрат, сделанных
на сбор со всей страны, является С.-Петербургское, получившее в 1888 г.
название Александро-Мариинского. Открытое в 1881 г. на десять мальчиков и
через два года расширенное до тридцати питомцев присоединением отделения для
девочек, оно помещалось первоначально в наемных помещениях, не всегда
удовлетворяющих потребностям заведения, с педагогическим составом, постоянно
менявшимся. Так как сборы приплывали в значительном количестве, то с 1884 г.
можно было подумать и о собственном здании, устройством своим
удовлетворяющем своему назначению. Об этом находятся намеки, впрочем далеко
неполные, в отчетах соответствующих годов... Сама постройка, начавшаяся в
1887 г., была окончена к осени 1889 г. на участке земли в 6451 кв. саж.,
уступленном городом на Аптекарском острове, по Песочной ул. Здание с
внутренним его устройством стоило 272 825 руб. 34 коп., не считая некоторых
частных пожертвований на разведение сада, украшения и утварь церкви.
Кроме упомянутых расходов на постройку здания училища, содержание его
питомцев, число которых возросло с десяти в 1881 г. до 116 в 1894 г., стоило
341988 руб. 12 коп., постепенно увеличиваясь с 4532 руб. в первом году до 44
910 руб. в последнем. Содержание отдельного лица колебалось в крайних
пределах от 327 до 450 руб. в год, не считая в этих итогах процентов с
капитала, затраченного на постройку здания.
Таким образом, заведение это поглотило и имеет в своем распоряжении вместе с
недвижимой собственностью около 2 миллионов (1 951935 руб.).
13
С такой величиной, хотя бы из одного удовлетворения любопытства, приходится
считаться.
Заглянув в приходно-расходную книгу училища, постараемся затем вывести
заключение о результатах расходов на содержание этого заведения в течение
четырнадцатилетнего его существования.
В нем к концу 1894 г. последний отчет указывает на* личных 116 воспитанников
и воспитанниц; предшествующие же отчеты свидетельствуют, что за все время
его существования оставили заведение 48 человек. Из них имеются сведения о
25, как об окончивших заведение с успехом, о 23 мы узнаем лишь, что они
выбыли из заведения, пробыв в нем разные сроки, от 2 до 10 лет.
По сделанному мною на основании отчетов подсчету, оказывается, что категория
этих <выбывших>, т. е. не окончивших учение питомцев, составляя почти
половину общего числа вышедших, за четырнадцать лет, пробыла в нем 117 лет.
Откинув 17 лет на умерших, остается все-таки целое-столетие бесполезного
пребывания в стенах заведения выбывших до окончания учения, оставшихся в
живых. Сократим и издержки содержания отдельного воспитанника, как мы
сократили время пребывания их в заведении, до 350 руб. в год, то и в таком
случае выйдет бесплодная затрата на них 35 000 руб.
Едва ли можно назвать такой результат утешительным для какого бы то ни было
заведения, а тем более для такого, которое содержится на пожертвованные
средства. Годами содержались дети в училище; на них затрачены десятки тысяч,
и, несмотря на это, они выходят из него такими же беспомощными для жизни,
какими приняты были под кров заведения, задавшегося целью сделать их
полезными тружениками.
Представив на основании 14-летней отчетности Попечительства, насколько ее
многочисленные недостатки позволяли, результаты его деятельности, нельзя не
прийти к выводу, что, несмотря на необыкновенно счастливые условия, в
которых оно со стороны материальной находилось с самого начала, итоги этой
деятельности далеко неутешительны.
Их можно выразить в следующих заключениях:
Сбор пожертвований Совет Попечительства исполнял и исполняет блистательно.
Едва ли существует у нас другое филантропическое учреждение, которое в такое
короткое время собрало бы столько материальных средств, как это
Попечительство.
14
Оно, к счастью, изменило характер первоначальной деятельности, отказавшись
от излишней централизации. Поступающие теперь пожертвования и сборы остаются
в значительных размерах на местах, не стекаются целиком, как в прежние годы,
в столицу, из которой свои же деньги приходилось выпрашивать на нужды
местных слепцов, как милостыню. Петербург не в меру воспользовался
провинциальными средствами, да и Киев, вероятно в качестве праматери русских
городов, получил из них львиную долю. Но, помимо этого, деятельность
Попечительства представляет немало уязвимых сторон. Многие, не только
десятки, но в общем итоге сотни тысяч рублей, затрачены без всякой пользы
для того класса обездоленных, судьбу которых это учреждение взялось
улучшить.

Выпуск листа на новом месте: 644

   2005-03-28 23:22:05 (#341435)

[TIFLO] История тифлопедагогики

Хрестоматия по тифлопедагогики. М. "Просвещение", 1987. Составитель В.А. Феоктистова

Выпуск листа на новом месте: 643

   2005-03-28 22:37:56 (#341380)

[TIFLO] Инвалиды в Германии

Огонек N51 (4878)

декабрь 2004

МИР // правила игры

СОЛДАТ-АБИТУРИЕНТ

Священный долг Родине можно отдать не только в казарме. Германские солдаты <альтернативят>
не только в больницах, но и в университетах

Полдевятого утра. У входа в одно из зданий Кельнского университета курят кутающиеся
в коротенькие курточки немецкие студентки и их напомаженные сокурсники.

В прошлом году курить в универе запретили, развесив повсюду плакаты улыбающихся
людей с зелеными яблоками в руках, вот и приходится, несмотря на холод,

дымить на улице.

Муса с юридического факультета, смуглый парень в черной куртке-косухе, протягивает
зажигалку соседке. Чтобы прикурить, той приходится чуть наклониться --

Муса сидит в инвалидной коляске. Потихоньку все потянулись на лекцию. Девчонки
придерживают колясочнику дверь, но перед широкой лестницей, ведущей наверх,

в аудиторию -- непреодолимое препятствие для человека на коляске, -- Муса останавливается.

Это очень важно: помогать на абстрактной Родине, а конкретному человеку

Университетское здание старое, не везде еще встроили лифты, оборудовали покатые
спуски и подъемы для инвалидов. <Как же он преодолеет эту ужасную лестницу?>

-- я смотрю на парня в косухе с состраданием. Правда, никто, кроме меня, этого
не делает. В Европе, а особенно в Германии, вообще не принято сострадать

инвалидам: есть время и силы -- помоги, нет желания помогать -- поболтай, не
хочешь ни того, ни другого -- иди своей дорогой. Через пару минут к Мусе подходят

два парня, жмут ему руку, о чем-то переговариваются, а потом берут его на руки
вместе с креслом и тащат по непреодолимой лестнице на нужный этаж. Как я

узнала позже, студенту с юрфака помогли ребята из университетского Бюро альтернативной
службы. Муса заранее сдал в бюро план своих занятий, отметил, когда

и где ему потребуется помощь, а ребятам оставалось одно -- не опоздать.

Я толкнула дверь в бюро альтернативщиков и оказалась в небольшой светлой комнате
с окнами во всю стену. На меня никто не обратил внимания. В центре высокая

энергичная женщина громким голосом объясняла что-то троим симпатичным ребятам.
Как я поняла, речь шла о грядущей презентации нового компьютера и монитора

для слепых.

Чуть поодаль сидел совсем молоденький парнишка. <Ты здесь учишься?> Парнишка
покраснел, нажал какую-то кнопочку на подлокотнике кресла, и его коляска, чуть

жужжа, подъехала ко мне. Недем Шевчогу -- первокурсник факультета микроэкономики.
В университете он всего пару недель (в Германии учебный семестр начинается

позже, чем у нас):

-- Конечно, после школы в универе трудно. Нужно самому все организовывать, выбирать
предметы. Нужно приходить сюда, в бюро, и просить Zivis (так альтернативщики

называются по-немецки. -- А.С.) помочь тебе. Передвигаюсь я по университету сам.
Но есть аудитории, в которые на коляске никак не проедешь. Тогда я прошу

ребят меня туда отнести. А еще иногда в классах не бывает столов, тогда я не
могу сам писать. Надо вызвать Zivis, чтобы они конспектировали лекцию. Вообще-то

пока мне в университете очень тяжело. Но без альтернативщиков было бы просто
невозможно.

Университетское Бюро альтернативной службы в Кельне было основано в 1989 году.
Его руководитель Сильвия Ваницке, та самая энергичная женщина, наставлявшая

Zivis, объясняет мне:

С первого взгляда и не разберешь, кто кому помогает. Здорово, правда?

--

Обычные студенты, помогающие инвалидам, не застрахованы. Если ребята, не дай
бог, уронят коляску, им потом всю жизнь не расплатиться за ущерб, нанесенный

здоровью. А альтернативщики -- официальные сотрудники университета, они застрахованы
на такой случай вузом. Это послужило первой причиной основания бюро.

Кроме того, солдаты альтернативной службы всегда к услугам нуждающихся в помощи
студентов. У других же студентов иногда просто нет времени на инвалидов.

Служат университетские альтернативщики, как и другие солдаты альтернативной службы
в Германии, 9 месяцев. Разница в том, что Zivis при университете --

это в большинстве своем сами будущие студенты. Рассказывает Мауэль Рокенфеллер,
вчерашний школьник, а сегодня -- альтернативщик:

-- Нельзя сказать, что без службы я бы пропал. Но тут я понял, что жизнь в университете
сильно отличается от школьной. А кроме того, теперь я знаю, что

хочу изучать и где что находится.

Фар Шабли, сослуживец Мауэля, появился на пороге бюро вместе с Мусой и тут же
включился в разговор:

-- Абсолютно ясно -- есть масса более увлекательных занятий, чем, например,

5 часов подряд писать под диктовку Мусы письменный экзамен по юриспруденции.
Но это тот жизненный опыт, который мне, я уверен, пригодится.

Служат университетские альтернативщики, как и другие солдаты альтернативной службы
в Германии, 9 месяцев

На мой вопрос, что случится, если экзамен будет написан с ошибками и его просто
не зачтут, ответил уже сам Муса Играив:

-- Это моя вина. Фар, или же вот Мауэль, или Максимилиан выполняют только техническую
работу. Я не могу сам быстро писать, кроме того, в аудитории нет подходящего

стола, и Zivis помогают нам, студентам-инвалидам, сдать экзамен. Подсказывают
ли они мне? Даже если бы они знали предмет лучше меня, об этом не может быть

и речи. Это же мой экзамен!

Конечно, альтернативная служба, даже при университете, -- это не предел мечтаний
молодых людей-абитуриентов. Максимилиан Прайслер, альтернативщик, приехавший

служить в Кельнский университет из Гамбурга, признался мне, что вначале ему было
очень тяжело привыкнуть к обязанностям медбрата. Например, в университете

Кельна нет специально оборудованных для инвалидов туалетов. Ребятам приходится
помогать своим подопечным и там.

-- Вначале надо было переломить себя, -- рассказывает Максимилиан, -- но ко всему
привыкаешь. А потом ты видишь, что люди в тебе нуждаются. Да и не так

много в нашей службе моментов, где себя приходится ломать. В основном мы выполняем
нормальную работу, общаемся с приятными людьми. Конфликты возникают

редко.

В этом семестре еще не было. Более того, иногда мы с нашими студентами общаемся
и вне университета. Кофе ходим пить или в парк с пивом посидеть.

Неприятности возникают, когда парни сбиваются с ног и забывают помочь какому-нибудь
студенту. В университете Кельна Zivis на данный момент всего трое, а

студентов, подавших заявку на их помощь, около двадцати. Накладки случаются.
Слабовидящую Доминик Нойхаузен, например, не так давно <забыли>, и она напрасно

простояла в ожидании помощи перед аудиторией.

-- Когда такое случается, бывает очень неприятно. С новыми тремя ребятами у меня
таких проблем пока не было -- они внимательные. Но минус любых отношений

между альтернативщиками и инвалидами -- наша зависимость. Когда ты зависим, это
уже проблема. Думаю, не нужно это тебе объяснять...

Слабовидящей Доминик и слепому студенту Райеру Ленарду ребята из бюро помощи
читают во время семинаров, что написал преподаватель на доске; сканируют в

библиотеке книги. Потом при помощи особой программы отсканированное можно прослушать
на компьютере. Райеру, например, совсем недавно отсканировали ни много

ни мало -- пять томов.

Живут ребята вместе с другими в университетском общежитии. Здесь же они останутся,
когда уже сами станут студентами.

Зачем нужны альтернативщики

В германском бундестаге (парламенте) разгорелись нешуточные споры вокруг вопроса
об отмене всеобщей воинской обязанности. Правящая Социал-демократическая

партия Германии раскололась на два противоборствующих лагеря. Дело в том, что
переход к профессиональной армии повлечет за собой отмену и альтернативной

службы. А это значит, что без помощи останутся множество больных, стариков, инвалидов,
в том числе и студентов. Работа младшего медперсонала, которую сейчас

выполняют солдаты альтернативной службы, низкооплачиваемая, и людей катастрофически
не хватает.

Довольно спорный, но все же вариант выхода из ситуации предложил когда-то один
из альтернативщиков, работающий в боннской больнице для престарелых: <Нужно

отменить всеобщую воинскую обязанность, но ввести всеобщую обязанность по прохождению
альтернативной службы, в том числе и для девушек. Тогда у многих

людей появится смысл жизни, а у других -- шанс выжить>.

Анастасия СОРВАЧЕВА

Кельн

Выпуск листа на новом месте: 642

   2005-03-28 19:12:17 (#341261)