[TIFLO] Максим Чардынский

zh004
СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕХА
Когда я познакомился с историей судьбы Максима Георгиевича Чардымского, мне
вспомнилась - одна из множества - немудрёная, но, полагаю, неопровержимая
формула жизненного успеха: незрячий человек, имеющий цель, всегда добьётся большего,
нежели бесцельно слоняющийся зрячий.
Герой нашего рассказа живёт и работает в подмосковном городке Лыткарино, где
он и родился в 1975 году. С момента появления на свет у него практически
отсутствует способность видеть, точнее зрение составляет всего лишь 1 процент
на правом глазу, а на левом - и того меньше. Родители Максима долгое время
предпринимали всё возможное в стремлении повысить процент зрения сына: пытались
осуществить это разнообразными медикаментозными средствами, обращались
в известные глазные клиники, чтобы достигнуть улучшения путём хирургического
вмешательства... Однако даже современный уровень развития медицинской науки
оказался бессильным перед жестоким диагнозом и высочайшей степенью риска операции.
Но, смирившись на каком-то этапе с окончательным приговором врачей,
семья Чардымских отнюдь не собиралась опускать руки...
Насколько жестока судьба, настолько же она, осознав свою неисправимую ошибку,
пытается быть справедливой. Взамен отнятого у Максима зрения она - помимо
прочих качеств и достоинств, о которых мы поведаем ниже - наделила его необыкновенной
любознательностью. С раннего детства он жадно интересовался жизнью
и бытом людей, техникой, природой, достижениями науки и искусства, а также многими-многими
другими сторонами внешнего мира. Родители старались терпеливо
и подробно отвечать на все вопросы мальчика, много читали ему и рассказывали
о гармонии красок и линий, света и тени, неподвижной натуры и движения...
В возрасте четырёх лет он научился читать плоскопечатные буквы и собирать их
из детского конструктора. Годом позже он стал выводить слова акварельными
красками в альбоме для рисования, буквально уткнувшись в него носом, а также
читать крупные заголовки газет. К величайшему сожалению, этими достижениями
окончательно ограничилась способность Максима видеть яркое многообразие окружающего
мира.
О выпукло-точечной системе письма и чтения для незрячих - шрифте Брайля
- он тогда ещё не знал, наивно полагая, что будет учиться в обычной
средней школе. Весьма слабое представление о сущности и возможностях обучения
людей с недостатками зрения имели и его родители, - так уж в те годы функционировала
система информирования людей с ограниченными физическими возможностями. С глубоким
прискорбием вынужден констатировать, что и до сей поры, даже в сокрушительном
урагане так называемых революционных преобразований, существенных изменений она
не претерпела, если не сказать более того...
В шестилетнем возрасте Максима направили в специализированный детский сад
для инвалидов по зрению, находившийся при Болшевской школе-интернате для слепых
и слабовидящих детей, а в дальнейшем и в саму эту школу. Всю учебную неделю он
проводил в школе-интернате, а по выходным дням родители забирали его домой.
Несмотря на то, что разлуку с домом мальчик, будучи единственным (и, конечно
же, любимым) ребёнком в семье, воспринимал весьма болезненно, особенно в младших
классах, - учился он с удовольствием. Преподаватели оценивали его прилежание
и знания преимущественно высшим баллом.
Ограничение классов по количественному составу учащихся - от восьми до двенадцати
человек - позволяло учителям уделять больше внимания каждому ученику,
что способствовало более качественной проработке учебного материала, а постоянная
жизнь в коллективе благотворно влияла на развитие чувства сплочённости
и формирование достойной жизненной позиции.
На первых порах пребывание в условиях существенно ограниченного жизненного
пространства в какой-то мере защищало неокрепшее ещё сознание от горькой реальности,
не заставляло задумываться о своём, так сказать, <особом статусе> в обществе.
Но в десятилетнем возрасте Максим начал осознавать своё отличие от здоровых
зрячих людей. Он стал отмечать, что его двоюродные братья и сёстры, которые были
его ровесниками, гораздо меньше ограничены в действиях: передвижении,
увлечениях, поведении. Многое о жизни зрячих сверстников Максим узнавал из рассказов
слабовидящих ребят, которые по выходным дням и во время каникул общались
с друзьями во дворах. Он же, находясь дома, с посторонними практически не встречался.
Круг его общения ограничивался только родственниками. Интуитивно
Максим, конечно же, чувствовал своё отличие от большинства зрячих ровесников,
более раскрепощённых, более информированных о мире и жизни в нём, однако
осознание этой горькой несправедливости не оказывало серьёзного влияния на его
жизнь, пока он находился в стенах школы...
Впервые с недобрым оскалом <застенной> жизни Максим познакомился в выпускном
классе, когда не прошёл по конкурсу в Международную - со штаб-квартирой
в США - программу для слепых, имеющую целью обучение незрячих и слабовидящих
юношей и девушек пользованию персональным компьютером с помощью специальных
технологий, а также совершенствование ими своего английского языка. Помимо того,
что уровень знания языка у Максима на тот момент, может быть, лишь на
малую толику не дотягивал до требований конкурса, он к тому же не был ещё в достаточной
степени психологически подготовлен - и это главное! - к лихорадке
конкурсного соперничества, сильно нервничал и в результате не сумел достойно
преподнести свои способности.
К моменту окончания Максимом школы - в Москве открылась возможность инвалидам
поступать в некоторые ВУЗы на льготных основаниях. Он решил поступать на
социально-экономический факультет Российского государственного социального института,
однако вместо предоставления продекларированных льгот, его едва не
отстранили от участия во вступительных экзаменах. Некоторые члены приёмной комиссии
усомнились в возможности инвалида по зрению полноценно учиться в ВУЗе
и самостоятельно проживать в студенческом общежитии. Немалых усилий стоило отстоять
право на сдачу экзаменов - и тут новая неудача: тройка по математике.
А ведь по этому предмету Максим был подготовлен основательно... Однако обогащённый
опытом первых неудач, на этот раз Максим сумел мобилизовать все резервы
своих душевных сил. В итоге последующие этапы на пути к знаниям - экзамены по
истории и русскому языку (сочинение), а также дополнительное тестирование
- увенчались блестящими показателями. Максим был принят в институт. При этом
наивысшее удовлетворение ему доставляла мысль о том, что, несмотря на распространявшиеся
на него льготы, его балл по результатам вступительных экзаменов вписывался в
значение проходного балла по конкурсу:
Имея довольно смутное представление о способностях своих однокурсников и о
специфике высшей школы, Максим полагал, что будет, видимо, одним из отстающих
студентов, но такая роль его изначально не устраивала. Так зарождался процесс
самоутверждения. Движимый жгучим желанием показать свои способности и тем
самым доказать окружающим, что и другие люди с нарушением зрения успешно могут
обучаться в ВУЗе (в 1993 году он был единственным незрячим студентом в институте,
а это уже налагало на него груз огромной ответственности), Максим не щадил ни
сил, ни времени на учёбу. Как результат - все зачёты и экзамены в первую
сессию он сдал на <отлично>!
Добиться таких успехов было, однако, совсем нелегко. Писать шрифтом Брайля
- гораздо сложнее: медленнее, чем обычным плоскопечатным шрифтом, и Максим
не успевал записывать большую часть лекций во время занятий. Приходилось приносить
магнитофон, вести запись на кассету, а затем уже переписывать лекции
на бумагу. Кроме того, практически невозможно было воспринимать материал, отображаемый
на классной доске, - формулы, таблицы, графики, схемы...
Огромной проблемой представлялось нашему герою общение с однокурсниками. По
сути, он продолжал жить в ином мире, и ему нелегко было проникнуться их интересами,
включиться в беседу, тем более что большинство разговоров у студенчества вращается,
как правило, в области вещей и явлений зримых: о покупках в магазинах,
об одежде, о фильмах, о внешних достоинствах сокурсниц, о красоте природы...
Однако ситуация вынуждала. Первые контакты Максим установил со своими соседями
по студенческому общежитию и с их друзьями: сначала обращался за помощью в вопросах
учёбы, затем беседы переходили и на другие темы. Постепенно у него
сформировался определённый круг знакомых - и чувство одиночества отступило. Опыт
интернатской жизни помог молодому человеку легко адаптироваться в условиях
студенческого общежития.
Уже учась в ВУЗе, Максим получил письменное предложение вторично участвовать
в грустно памятном ему конкурсе по линии Международной программы. Немного
посомневавшись, он дал согласие и усиленно <налёг> на английский язык. Летом
1994 года пришло известие о зачислении в Программу. Однако реализация намеченных
планов требовала вложения в них нескольких тысяч (!) долларов... Трудно переоценить
поистине титанические усилия, которые приложил отец Максима, в поисках
помощи объездивший десятки коммерческих и государственных учреждений и в итоге
нашедший необходимую сумму спонсорских средств.
Итак, Максим отправился в США. Помимо учебных занятий, там он прошёл обучение
ориентировки в пространстве, что и до сего дня позволяет ему самостоятельно
передвигаться по улице, пользоваться общественным транспортом и неплохо ориентироваться
в общественных зданиях. В США он с сожалением и чувством незаслуженного
стыда отметил значительное - в сравнении с Россией - отличие в отношении к инвалидам,
работа, учёба, семейная жизнь которых там воспринимаются обществом
как жизнедеятельность обычных граждан, имеющих лишь определённые физические ограничения,
в то время как у нас в стране скорее можно говорить об отношении
к инвалидам как к людям совершенно другой - ущербной категории.
...Вернувшись после годовой стажировки в Россию, Максим привёз с собой персональный
компьютер, приобретённый на остатки спонсорских денег. Овладев навыками
работы на нём, будущий экономист начал использовать его в учёбе, прежде всего
при написании курсовых работ, а позднее и диплома.
Отставшему на год от своих однокурсников, Максиму пришлось заново выстраивать
отношения с новым коллективом, но теперь это давалось гораздо легче, чем
в первые дни учёбы. В ВУЗе, преобразованном к тому времени в Московский государственный
социальный университет, появились и другие незрячие студенты,
найти контакт с которыми не составило большого труда.
...Незаметно пролетели годы учёбы, и в 1999 году, закончив университет, Максим
Георгиевич Чардымский получил квалификацию экономиста и диплом с отличием.
Но остановиться на достигнутом он не захотел. В ноябре того же года при активной
поддержке ректора ВУЗа В.И.Жукова молодой специалист был зачислен в аспирантуру
университета в качестве соискателя учёной степени кандидата экономических наук.
В подтверждение страстного желания Максима Георгиевича оказать хоть какую-нибудь
минимальную помощь в обеспечении благополучия людей с нарушением зрения - темой
его диссертации стало изучение маркетинговой деятельности предприятий
Всероссийского общества слепых, широко применяющих труд инвалидов.
По окончании университета встала и проблема трудоустройства. Предприняв несколько
попыток поступить на работу в коммерческие организации и получив вежливый
отказ, Максим Георгиевич решил устроиться преподавателем в Лыткаринский оптико-механический
колледж, директором которого в то время была Н.К.Яблучанская.
Она радушно приняла и внимательно выслушала кандидата в преподаватели. После
триумфально проведённой показательной лекции, ставшей своего рода испытанием
на профессиональную пригодность, Максим Георгиевич Чардымский без всяких осложнений
был принят на работу в колледж. Он легко влился в трудовой коллектив,
в котором трудится много замечательных людей, всегда готовых оказать необходимую
помощь.
В колледже Максим Георгиевич ведёт несколько учебных курсов: маркетинг и смежные
экономические дисциплины, а также английский язык. Специальность <маркетинг>
- новая в колледже, поэтому программу обучения преподавателю приходится разрабатывать
практически с нуля. На подготовку к занятиям уходит бездна времени,
зачастую работать приходится с утра до ночи и без выходных, а всё ради того,
чтобы провести лекции и практические занятия, длящиеся по времени несравнимо
меньше. Но не приемлющему в любых ситуациях безответственного отношения к делу
Максиму Георгиевичу особых переживаний это обстоятельство не доставляет.
Вот бы это бесценное качество незрячего преподавателя - да иным пышущим богатырским
здоровьем высшим чиновникам от социальной защиты!
Работа в обычном учебном заведении приносит Максиму Георгиевичу большое моральное
удовлетворение. Постоянно общаясь со здоровыми людьми, он забывает
о собственном недуге. Специфика преподавания при практически полном отсутствии
зрения требует выработки определённых профессиональных приёмов. Творческое
начало, присущее характеру Чардымского, помогает ему не только вырабатывать эти
приёмы, но и изобретать секреты, с помощью которых он способен приводить
в неописуемое изумление иных нерадивых студентов, время от времени пытающихся,
пользуясь недостатком зрения преподавателя, прибегнуть к всякого рода уловкам,
чтобы незаслуженно получить хорошие оценки.
Разумеется, при отсутствии зрения Максим Георгиевич далеко не такой уж независимый
человек. Учёба и интеллектуальная работа требуют изучения большого
объёма информации, и здесь неоценимую помощь ему оказывают родители, начитывая
на магнитную ленту литературу, проверяя письменные работы, приобретая необходимые
технические средства. Но всё же, какой значительной ни была бы помощь, считает
Чардымский, главная составляющая успеха кроется в себе.
Своей активной многогранной деятельностью Максим Георгиевич Чардымский доказывает
способность человека с физическим недостатком, запасшегося терпением
и целеустремлённостью, многого добиться и вести нормальный образ жизни. Это,
в свою очередь, помогает разрушить стереотип восприятия инвалида как жалкого,
беспомощного существа, постоянно зависящего от чьей-либо помощи.
В глубины людских сердец, полагаю я, при определённых обстоятельствах способны
заглядывать и незрячие глаза.
Сейте, Максим Георгиевич, разумное, доброе, вечное!..
Начало блока цитаты
Михаил Сергеев,
инвалид-колясочник 1-ой группы,
член Союза писателей России
Выпуск листа на новом месте: 602