Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-03-29

[TIFLO] История тифлопедагогики

Труды Первого Русского съезда по попечению о слепых. СПб., 1901.

К. Ф. Лейко

О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ СЛЕПЫХ В РОССИИ

В нынешний век, век напряженных стремлений всех классов общества к выяснению
и расширению своих гражданских и политических прав, не будет лишним затронуть
вопрос и о правах слепых.

Исходя из этой мысли, я решился в настоящей статье выяснить правовое положение
слепых в России и указать, какой комплекс гражданских прав необходим для них,
чтобы они в правовом отношении могли стать на один уро-вень с прочими членами
общества.

Слепые и зрячие - это два разобщенных мира, это, прибегая к символизму, можно
сказать, солнце и луна; причем если зрячих и можно уподобить солнцу, то только
такому, которое весьма скудно освещает и согревает темную луну, т. е. слепых.
Слепой всегда был у нас нищим, просящим, как евангельский Ладарь, крошек, падающих
со стола зрячего. Его удел, его единственное право - нищенство и милостыня. <>

Раз у общества созрела мысль о необходимости для слепых образования, оно должно
для осуществления этой

18

мысли принять на себя известные обязательства. Города, земства и правительство
должны заботиться о начальном образовании слепых, по крайней мере, не меньше,
чем они заботятся об обучении зрячих. Школ для слепых должно быть столько, чтобы
в них могли поместиться все дети школьного возраста, способные к обучению. Начальным
образованием слепые должны пользоваться как неотъемлемым правом, но не как милостыней
сострадательных доброхотов. Это, по моему мнению, истина, не требующая доказательств.
<...>

В каком жалком положении находится в настоящее время обучение слепых в России,
можно видеть из следующих данных: всех слепых, согласно всеобщей переписи 1896
года, считается у нас 247 900 душ обоего пола; в этом числе детей школьного возраста
(от 7 до 11 лет включи-тельно) находится не менее 20 000 душ; воспитывается в
настоящее время в учебных заведениях Попечительства, как указано мною раньше,
850 душ; значит, остальные почти все остаются за бортом школы.

Эта огромная масса слепых детей, остающаяся вне школы, лишена не только воспитания,
но почти вся и обыкновенного, простого присмотра. Родители и опекуны, особенно
в крестьянском быту, бросают слепых детей на произвол судьбы или отдают, что
чаще всего случается, в разные нищенские притоны на выучку попрошайничеству.
По окончании <учения> их разбирают разные эксплуа-таторы и высылают на нищенский
промысел; причем вся выручка идет в пользу предприимчивых аферистов, а на долю
слепых остается лишь голод, холод и побои. Такая жизнь равносильна каторге: она
лишает слепых челове-ческого достоинства, делает их нищими духом и телом и побуждает
к преступным мыслям и деяниям. <;...>

Таким образом, мы видим, что как правовое, так и социальное положение слепых
в настоящее время находится почти на том же низком уровне, на котором оно находилось
и в Древней Руси. Правда, значительная часть сов-ременного общества сознает необходимость
подготовления слепых посредством школьного обучения и воспитания к самостоятельной
трудовой жизни, но мысль эта на прак-тике осуществляется очень медленно, и поэтому
неизбеж-ным уделом большинства слепых и в настоящее время яв-ляется нищенство.

Теперь следует указать, какой объем прав необходим для слепых, чтобы поднять
на должную ступень их правовое положение и урегулировать их жизненные интересы.

19

Слепым прежде всего должны полностью, без всяких урезок и ограничений, принадлежать
все те гражданские и политические права, которыми пользуются зрячие граждане...

...Теперь укажу, какие, по моему мнению, для слепых необходимы дополнительные
права.

1) Отсутствие зрения создает в умственной и практической природе человека значительный
пробел; заполнить этот пробел и ослабить недостатки, вызываемые слепотой, возможно
только при помощи образования. Образование, развивая и совершенствуя духовно
слепого, дает ему воз-можность лучше приспособиться к окружающей среде и сознательно
защищать свои правовые интересы в случае посягательства на них со стороны зрячих.
Без образования слепой становится homo animatis, человеком низшего ти-па, неспособным
к практическому осуществлению своих гражданских прав. Только рациональное воспитание
и обу-чение могут сделать слепого гармонически зрелой лич-ностью, способной к
практическому выполнению своего гражданского назначения.

Если образование так существенно необходимо для слепых, то они должны пользоваться
им не как милостью общества, а как своим законным правом. Поэтому одно из главных
и неотъемлемых прав слепых я признаю право на получение ими первоначального образования,
как научного, так и ремесленного. Обучение слепых детей должно стать всеобщим,
обязательным и бесплатным.

2) В неимущих классах часто беспомощных слепых детей родители или нерадивые
опекуны выгоняют на улицу и под угрозами заставляют их просить милостыню, кото-рую
обыкновенно обращают в свою пользу. Нередко детей
этих, как я уже говорил раньше, отдают разным эксплуататорам, которые, сделавшись
неограниченными властите-лями беспомощных детей, творят над ними всевозможные
насилия: бьют их, морят голодом, калечат и проч. Такое
издевательство над личностью ребенка не может быть
терпимо ни в одном цивилизованном государстве: если
животные пользуются покровительством со стороны общества, то тем паче заслуживают
покровительства слепые дети. Конечно, одним милосердием и благотворительностью
тут нельзя помочь делу. Необходима защита со стороны
законодательства. Поэтому слепым детям должно принадлежать право на получение
материального обеспечения до
совершеннолетия со стороны родителей, а в случае их бедности со стороны общества
или государства. Для ограж

20

дения слепых от посягательств с чьей бы то ни было сто-роны на это право его
необходимо поставить под защиту уголовных законов; поэтому следует: / - возложить
ответственность за прошение слепыми детьми милостыни на их родителей, а за отсутствием
последних на опекунов или на общество; 2 - установить строгую ответственность
ро-дителей и вообще лиц, имеющих попечение о слепом ребенке, в случае их нерадения
о его материальном обеспечении; 3 - подвергать ответственности всяких лиц, эксплу-атирующих
слепых детей.

3) Волостные суды, где дела решаются не на основании общих законов, а на основании
местного обычного права, зачастую игнорируя гражданские права слепых, от-казывают
им в судебной защите их интересов, произволь-но ограничивают их юридическую правоспособность
и во-обще низводят их на степень бесправных членов общества.

Для устранения этого ненормального явления необходимо предоставить слепым крестьянам
право, при нару-шении кем-либо их интересов, за защитой обращаться не к волостным
судам, а к коронным мировым судьям, ко-торые не допустят издевательств над правами
слепых.

Кроме того, для расширения прав слепых и улучшения их быта необходимо, по-моему,
законодательным порядком установить:

1) чтобы монастыри, женские и мужские, владеющие
недвижимым имуществом, открывали в своих обителях общежития и мастерские для
обучения слепых;

2) чтобы те же монастыри обязаны были в числе братий и инокинь принимать
слепых, желающих посвятить
себя монашеству, в количестве, равняющемуся хотя бы
0,1 части всего состава монастырской общины;

3) чтобы слепым в случае их несостоятельности, заверенной тем или другим
учреждением или, отдельным авто-ритетным лицом, предоставлялось право бесплатного
про-езда по железным дорогам, по крайней мере по делам
первостепенной для них важности, как, например, для лечения, для покупки материала
и т. п.;

4) чтобы корреспонденция слепых, как имеющих сравнительно со зрячими
значительно большую потребность в
общении посредством слова, пересылалась по почте бес-
платно;

5) чтобы на должности, исполнение которых возможно
без зрительных впечатлений, как, например, телефонистов,
органистов в римско-католических церквах, массажистов
в земских и городских больницах, псаломщиков при домо

21

вых церквах (особенно в церквах при училищах слепых), принимались слепые, получившие
соответствующую специальную подготовку, беспрепятственно;

6) чтобы наказание, известное под названием одиночного заключения,
применялось к слепым только в самых
исключительных случаях, так как человеку, лишенному
зрения, труднее переносить это наказание, нежели зрячему;

7) чтобы ввиду сложности нашего судопроизводства,
обилия и неясности наших законов судебные учреждения
при обращении к ним слепых за юридической помощью
назначали им по всем гражданским делам бесплатных защитников.

Вот и все те дополнительные права и узаконения, которые, по моему мнению, необходимы
для расширения правового положения слепых и улучшения их быта. Эти пра-ва касаются
образования слепых, их материального обеспечения и судебной защиты их интересов,
т. е. они имеют целью урегулировать все важнейшие стороны социальной жизни слепых.
Я твердо верю, что если бы законодатель-ством были признаны за слепыми все указанные
мною права, как общие, так и исключительные, то жизнь этих несчастных людей,
измученных судьбой, пошла бы по иному пути...

Что касается выполнения слепыми гражданских и общественных обязанностей, то,
разумеется, все платежные и натуральные повинности они должны нести наравне со
всеми остальными гражданами своего отечества. Слепые освобождаются только от
воинской повинности, так как в силу своего физического недуга они не могут лично
ис-полнять этой обязанности.

В заключение настоящей статьи я должен сказать, что вообще правовое положение
слепых в нашем отечестве находится в самом жалком состоянии; слепые фактически
не имеют никаких прав; их удел - нищенство и голодная смерть. Пора Попечительству
и всем другим учреждениям, взявшим слепых под свое покровительство, поднять голос
в защиту своих слабых бесправных клиентов.

Слепец. СПб., 1906, Л> 7.

22

Выпуск листа на новом месте: 649

   2005-03-29 20:20:59 (#341968)

[TIFLO] Re: Полгода в Англии

Аня Скоро пришлю
Original Message From: irina zarubina <tifloresour***@m*****.ru>
To: culture.people.tifloresource (2026540) <but***@i*****.ua>
Sent: Sunday, March 27, 2005 2:55 PM
Subject: [TIFLO] Полгода в Англии

> miresperanto.narod.ru/pri_esperantistoj/uvidevshij_mir/1-26.02.2004 -
>
> ПОЛГОДА В АНГЛИИ
>
>
>
> Полгода в Англии
>
>
>
> 14 февраля 1912 года поезд привез Ерошенко на лондонский вокзал
Черинг-кросс.
> Извещенные телеграммой из Кале, на перроне его встречали супруги Блэз
>
> - бельгиец Поль, преподаватель французского языка, и его жена Маргарет,
англичанка,
> хозяйка пансиона. Они ожидали увидеть неотесанного парня, в сапогах
>
> и рубахе навыпуск, с котомкой за спиной, и были приятно удивлены, встретив
вполне
> интеллигентного на вид молодого человека в тужурке, с гитарой.
>
> Приведя Ерошенко к себе в пансион, супруги Блэз собрали нечто вроде
консилиума
> друзей. Гость вел себя непринужденно, прямо и независимо отвечал на
вопросы,
>
> что не очень понравилось встретившим его господам. Они пришли к выводу,
что следует
> научить русского хорошим манерам, прежде чем представлять его мистеру
>
> Кемпбеллу, директору колледжа, куда собирался поступить их гость.
>
> "Госпожа Блэз, - писал Ерошенко, - стала учить меня хорошим манерам
так,
> словно я был еще ребенком. Например, она говорила: "Когда пьешь чай, держи
>
> чашку за ушко, а не за донышко... не прерывай человека во время разговора
и тому
> подобное"". Но в то же время В. Ерошенко с глубокой благодарностью
отзывался
>
> о своем пребывании у Блэзов.
>
> "Десять дней провел я у супругов Блэз, и эти дни были самыми
счастливыми
> за все время, прожитое мной в Англии. Они вместе с консулом для слепых
господином
>
> Меррик сделали для меня очень много - нашли новых знакомых, рекомендовали
тем,
> кто мог быть мне полезен, и, наконец, познакомили с господином Филлимором.
>
> Этот добрейший человек обучил меня английскому языку. Он нашел мне комнату
в
> английской семье... и на протяжении всего времени пребывания в Англии
заботился
>
> обо мне - господин Филлимор стал для меня лучшим другом, о котором я мог
только
> мечтать".
>
> Через три месяца после приезда Ерошенко в Англию супруги Блэз и мистер
Филлимор
> отвезли его в небольшой город Норвуд, недалеко от Лондона, где находился
>
> Королевский институт и Музыкальная академия слепых - так официально
называлось
> главное английское учебное заведение для незрячих. Ерошенко прошел
собеседование
>
> и был принят в институт.
>
> Королевский институт привел Ерошенко в восторг. Здесь делалось все,
чтобы
> слепой чувствовал себя полноценным человеком: бассейн, где не только
плавали,
>
> но и учились спасать утопающих; дорожки для бега на роликовых коньках;
стадион
> для игр, где юноши, надев браслеты с бубенцами, ориентировались в играх
>
> по слуху.
>
> В Музыкальной академии слепые слушали выдающихся музыкантов, учились у
них,
> выступали сами, а нередко и состязались с ними. Недаром институт был
расположен
>
> возле музыкального центра Англии той поры, Хрустального дворца. Здесь, в
Норвуде,
> Ерошенко полюбил серьезную музыку - Бетховена, Генделя, Баха. Можно
представить,
>
> чем стал этот новый, музыкальный мир для него, жившего в основном в мире
звуков,
> - ведь пока что он не слышал ничего лучшего, чем Московский оркестр
слепых.
>
> Ерошенко упорно учился музыке. Он обладал завидной памятью и слухом,
однако
> пальцы двадцатидвухлетнего мужчины уже не обладали той гибкостью, которая
>
> необходима для овладения виртуозной техникой. А быть посредственным
исполнителем
> Ерошенко не хотел. В эти годы он становится максималистом, его девиз -
>
> если делать что-то, то делать лучше, чем другие (в том числе и зрячие).
>
> Но как ни странно, именно этот юношеский максимализм и увел его из
Королевского
> института для слепых. Закончить колледж, чтобы стать секретарем,
настройщиком
>
> роялей или посредственным музыкантом? Для того ли он проехал через всю
Европу?
> Конечно, Ерошенко стремился извлечь как можно больше пользы из этой
поездки,
>
> в первую очередь интересуясь всем, что так или иначе могло помочь его
слепым
> собратьям.
>
> Ерошенко даже собирался привезти в Россию усовершенствованную
пишущую
> машинку, на которой слепые могли бы печатать как для зрячих, так и для
слепых.
>
> При знакомстве с биографией Ерошенко удивляет тот факт, что он
затратил массу
> сил, чтобы попасть в Королевский колледж для слепых, а проучился там
недолго:
>
> Так стремиться в Англию, и вернуться оттуда уже через полгода (4). Почему?
>
> Конечно, если бы Англия и впрямь была той землей обетованной, какой
она виделась
> ему из России, то он не поспешил бы так скоро домой. Однако Англия
>
> ему откровенно не понравилась. Вот уж где общество делилось на "этажи",
где "всяк
> сверчок знал свой шесток!" (Ерошенко говорил об этом не раз).
>
> Какое же место занимал в этом обществе русский гость? Он был
"сайзером" -
> бедным студентом, принятым в колледж из милости. Понятно, что он не мог
вносить
>
> такую же плату за обучение, как богачи, которые даже обедали вместе с
профессорами.
>
> Сломать веками закрепленный в Кембридже и Оксфорде порядок? Но об этом
он
> вряд ли мечтал. Другое дело, эпатировать "отцов" Норвуда, потребовать
равных
>
> условий для слепых...
>
> И здесь мы встречаемся с легендой. Такасуги пишет о слепом всаднике,
который
> скакал во весь опор по ночному Норвуду, наводя страх на его обитателей
>
> и вызывая мысли о "конном призраке". Излишне добавлять, что всадником
считался
> Ерошенко. Было ли все это на самом деле? По-видимому, было.
>
> В 1973 году английский эсперантист Стефан Шейнфельд разыскал немногих
оставшихся
> в живых стариков, которые помнили Ерошенко по колледжу. Один из них,
>
> мистер Уотлинг, подтверждает, что Ерошенко называли там "ночной птицей".
> Англичанин вспоминает, как русский студент, вскочив на лошадь садовника,
несся
>
> по ночному Норвуду, громко распевая русские песни. Все называли его
"казаком"
> и очень любили.
>
> Любопытно, что именно таким запомнился своим английским друзьям
Ерошенко
> и много лет спустя. Рассказывая о его жизни в Англии, они с улыбкой
вспоминали
>
> случай, который послужил поводом к исключению "казака" из колледжа. А было
так...
>
> По ухоженному парку в Норвуде ухоженные господа наставники совершали
моцион
> на ухоженных лошадях. И вдруг случилось невероятное, незрячий студент
вскочил
>
> на коня и понесся вскачь по аллеям. Возмущенные профессора собрались у
входа
> в колледж.
>
> - Господин Ерошенко, как вы посмели? Вы могли задавить человека - вы
же слепой.
>
> - Да, я не вижу, но конь-то зрячий!
>
> - Но вы нарушили право частной собственности - сели на чужую лошадь.
>
> Возможно, тогда он впервые понял, что слепой в состоянии видеть суть
вещей
> лучше, чем многие зрячие, не подозревающие о своей духовной слепоте. После
>
> этого случая ему пришлось уйти из колледжа. Однако это не огорчило юношу:
главное,
> к чему он стремился, было достигнуто - он познакомился с лучшими по
>
> тому времени методами обучения слепых.
>
> Ерошенко переселился в Лондон. Вместе с приятелем, французом Марселем
Симоне,
> он посещал Британский музей. Потом ходил туда уже один, отказавшись даже
>
> от трости.
>
> На Грейт-Рассел-стрит нередко можно было встретить высокого человека в
котелке
> и черном костюме, бодро шагавшего по улице, и вряд ли кто-либо
догадывался,
>
> чего стоила ему такая прогулка. Лондон был большим, шумным и дымным
городом,
> и Ерошенко сначала растерялся в нем: шум он воспринимал как тьму - он не
слышал
>
> эхо, не мог представить ширину улиц, размеры площадей. Шум наваливался на
него,
> давил, прижимал к земле, заставляя опираться на трость. И он стал гулять
>
> по городу ночами. Запоминал запахи - пекарни, фабрики, ресторана; цоканье
копыт
> полицейской лошади вызывало отражавшееся от стен домов эхо и помогало
определить
>
> контуры улиц. Ночью он "видел" лучше, чем днем. А потом, во время
прогулок, слушая
> пояснения Марселя (у которого он, кстати, учился французскому языку),
>
> сравнивал дневные впечатления с ночными и запоминал. Так он изучил дорогу
в Британский
> музей, а оттуда до кафе, где можно было недорого пообедать.
>
> Вскоре Ерошенко нашел путь на Шарлотт-стрит, 107, где помещалось
Общество
> российских политэмигрантов - в эти годы в Лондоне их было уже несколько
тысяч.
>
> Здесь он стал завсегдатаем Герценовского кружка - искал ответы на
"проклятые"
> вопросы российской действительности, которые волновали его еще в школе: о
>
> земле, о правах крестьян, о воле.
>
> В обществе он не раз слышал выступления лидера анархистов князя П. А.
Кропоткина.
> Кропоткин предстал перед Ерошенко в ореоле своей тогдашней славы -
>
> ученый, аристократ, поступившийся карьерой во имя революции; человек,
бежавший
> из крепости, куда его заточили. Юноше захотелось познакомиться с ним
поближе.
>
> После одной из лекций Кропоткина Ерошенко подошел к его дочери и тихо
сказал:
>
> - К сожалению, я не все понял. Но мне бы не хотелось сейчас обращаться
к
> вашему отцу. Раньше я почитаю его книги. Только вот удастся ли мне снова
его
>
> увидеть?
>
> - Ничего нет проще, - ответила она. - Соберите своих товарищей и
приезжайте
> к нам, в Брайтон. Отец любит беседовать с молодыми людьми.
>
> Недели через две в гости к Кропоткину отправилась довольно
разношерстная
> компания - социал-демократы, анархисты, кадеты. Они спорили всю дорогу, и
Ерошенко
>
> даже трудно было разобрать, в чем суть их спора. У Кропоткина они застали
группу
> русских и среди них графа Орлова-Давыдова - того самого, кому принадлежали
>
> земли в Курской губернии, в том числе и Обуховка.
>
> Кропоткин рассказывал о взаимопомощи среди животных, о том, что нечто
подобное
> должно происходить и среди людей - только тогда, по его мнению, они
добьются
>
> полного равенства в анархистских коммунах, где не будет ни
профессиональных администраторов,
> ни подчиненных.
>
> - Но как это возможно? - сказал Ерошенко. - В каждом деле нужен главный.
Чтобы
> быть, к примеру, капитаном корабля, нужно учиться.
>
> - Вы знаете, - живо откликнулся Кропоткин, - точно такой вопрос задал
мне
> один швейцарский рабочий. Я ответил, что среди пассажиров всегда найдется
>
> человек, который сможет повести корабль.
>
> - И он с вами согласился? - спросил Василий.
>
> - Нет, он сказал, что не решился бы поехать на таком пароходе.
>
> - Я тоже, - рассмеялся Ерошенко.
>
> - Вы оба неправы, - возразил Кропоткин. - В будущем не должно быть ни
руководителей,
> ни подчиненных. Наша цель - полное равенство.
>
> - Но как вы заставите помещика жить наравне с крестьянами, отдать им
свою
> землю?
>
> - Силой морального воздействия, - ответил Кропоткин. - Если он
откажется
> это сделать; мы подвергнем его общественному презрению.
>
> - О, тогда у вас есть возможность тотчас доказать нам это на деле, -
живо
> откликнулся Ерошенко. - Рядом с вами сидит помещик Орлов-Давыдов. За
десятину
>
> земли он берет с крестьян двадцать два рубля в год! Попросите его для
начала
> хотя бы уменьшить цену. Уверяю вас, он скорее съест эту десятину.
>
> В комнате раздался дружный смех. Граф Орлов-Давыдов, пробормотав
что-то по-французски,
> бросился к двери. Хозяйка дома попросила его остаться!
>
> Однако после этого беседа стала вялой. Кропоткин, сказавшись больным,
отпустил
> гостей.
>
> Видимо, с той поры Ерошенко и стали причислять к анархистам. Даже
восемнадцать
> лет спустя японский критик Хираока Нобуру утверждал, что Ерошенко
"анархист
>
> в душе", хотя он и не "является носителем философских идей, как Прудон или
Кропоткин"
> (5).
>
> А между тем у Ерошенко не было тогда еще определенных социальных
взглядов
> - друзья даже несколько лет спустя говорили о его неискушенности в
общественных
>
> вопросах. Впоследствии он стал бунтарем, социалистом, но слепой ненависти
к любому
> государству, свойственной анархистам, у Ерошенко никогда не было.
>
> Однако у молвы свои законы: в Японии, где жил впоследствии Ерошенко,
вероятно,
> рассуждали так: разговаривал с автором "Записок революционера" и не попал
>
> под его влияние? Такого не может быть. В те годы Кропоткин был там весьма
популярен.
>
> Тем не менее все было не так. Кропоткин, по воспоминаниям Ерошенко,
показался
> ему человеком, способным бунтовать лишь на бумаге. Разочаровавшись в
анархизме,
>
> юноша стал искать ответа в книгах восточных мудрецов, увлекся буддизмом,
для
> чего даже изучил язык пали - и все это будучи еще в Лондоне.
>
> Как много успел Ерошенко за полгода - выучить, "увидеть", понять! Но
это
> он осознает позже, на Востоке. Пока же еще ему были неясны дальнейшие
планы.
>
> -
>
> Возвращаться в Россию, чтобы снова играть в оркестре, не хотелось. И
кто
> знает, сколько бы прожил он на берегах туманного Альбиона, если бы не
случайный
>
> конфликт с супругами Меррик, заставивший его переехать к своему учителю
мистеру
> Филлимору. Оставаться в Англии он больше не хотел.
>
> Получив из России от Шараповой деньги, Ерошенко решил ехать домой. В
конце
> сентября господин Филлимор посадил его на пароход, идущий в Гамбург. На
немецком
>
> берегу Ерошенко встретили местные эсперантисты. "Зеленая эстафета"
продолжалась,
> но теперь она ему практически была уже не нужна.
>
> На душе у него было сумрачно. Мучила мысль - а не зря ли он вообще
поехал
> в Англию?
>
>
>
> (4) "Когда господин Ерошенко получше освоится с английским языком, его
могут
> принять в этот колледж на один месяц", - писал журнал "Вокруг света"
(1912,
>
> N 24). Однако он пробыл там вдвое дольше. В ответ на запрос А. Масенко и
А. Панкова
> из Кисловодска дирекция института сообщила, что Ерошенко учился там
>
> с 20 мая по 23 июля 1912 г.
>
> (5) Японская писательница Хирабаяси Тайко писала недавно, что по своим
убеждениям
> Ерошенко был весьма далек от идей анархизма, поэтому никак не следует
>
> относиться к нему как к истинному анархисту.
>
>
> Выпуск листа на новом месте: 639
>
> --
>
>

Выпуск листа на новом месте: 648

   "andrey" 2005-03-29 19:13:09 (#341930)

[TIFLO] Инвалиды в Германии

Здравствуйте!
Андрей! Если что еще аналогичное попадется, то обязательно размещу материал
в рассылке.С уважением
Ирина

Выпуск листа на новом месте: 647

   2005-03-29 15:49:58 (#341835)

[TIFLO] Re: Инвалиды в Германии

Здравствуйте.

Замечательный материал. А есть еще что-нибудь о немецких, польских, финских
инвалидах?

Андрей.

Выпуск листа на новом месте: 646

   2005-03-29 10:53:17 (#341631)

[TIFLO] информация о проектах

Уважаемые читатели рассылки!
Ниже моей подписи я размещаю информацию о новых проектах, к реализации которых
наша организация приступила в марте 2005 г.
С уважением, Сумарокова ирина
С 1 марта 2005 г. Нижегородская региональная общественная организация родителей
детей-инвалидов по зрению "Перспектива" приступила к реализации двух проектов,
направленных на расширение услуг, оказываемых семьям воспитывающим незрячих и
слабовидящих детей дошкольного возраста: "Развитие межсекторного взаимодействия
в процессе оказания услуг детям с нарушением жрения" и "Первые шаги к самостоятельной
жизни".
Первый проект направлен на оказание реабилитационных услуг семьям, воспитывающим
детей-инвалидов по зрению дошкольного возраста, проживающим в северной части
Нижегородской области посредством привлечения ресурсов детских реабилитационных
учреждений, которые имеют постоянный источник финансирования.
Цель проекта - создать пункты ранней помощи детям с нарушением зрения в 4 городах
на севере области, с тем, чтобы семьи, имеющие детей-инвалидов по зрению, могли
на их базе получать систематические медико-социальные и психолого-педагогические
услуги.
Задачи проекта:
1) Обучить персонал реабилитационных учреждений методикам реабилитационной работы
с детьми-инвалидами по зрению;
2) Организовать инициативные группы самопомощи среди родителей детей-инвалидов
по зрению;
3) Выявить в северной части Нижегородской области и вовлечь в реабилитационный
процесс семьи, воспитывающие маленьких слепых и слабовидящих детей;
4) Привлечь внимание общественности к проблемам детей-инвалидов по зрению.
Деятельность в рамках проекта спланирована в соответствии с поставленной целью
и выдвинутыми задачами и направлена на их решение. В реализации проекта помимо
НРООРДИЗ "Перспектива" примут участие 4 реабилитационных учреждения в г. Балахне,
Городце, Дзержинске, Шахунье, на базе которых планируется создать пункты ранней
помощи детям с нарушением зрения. Эти учреждения выразили свою заинтересованность
в освоении нового направления работы - оказание реабилитационной помощи детям-инвалидам
по зрению.
В результате реализации проекта в северной части Нижегородской области будут
созданы условия для успешного развития незрячих и слабовидящих детей раннего
и дошкольного возраста;
* 4 реабилитационных учреждения (в Балахне, Дзержинске, Городце, Шахунье) будут
оказывать медико-социальные и психолого-педагогические услуги детям-инвалидам
по зрению;
* будут созданы 4 пункта ранней помощи детям с нарушением зрения на базе этих
учреждений;
* Более 40 сотрудников реабилитационных центров обучатся методикам работы с незрячими
и слабовидящими детьми;
* Пройдут 8 выездных семинаров (Городец, Дзержинск, Балахна, Шахунья) по 2 семинара
в каждом городе;
* Более 80 родителей пройдут обучение на обучающих семинарах;
* Более 80 детей будут проконсультированы и получат реабилитационные и коррекционные
рекомендации;
* будет проведен итоговый семинар, на котором опыт проекта будет распространен
среди других реабилитационных центров Нижегородской области;
* будет выпущен обучающий видеофильм "Овладение детьми с нарушением зрения социально-бытовыми
навыками";
* будут распространены обучающие пособия среди родителей и специалистов.
* Срок реализации проекта 5 месяцев. Грант в размере около 100 тысяч рублей был
выигран во втором областном конкурсе социальных проектов, проведенном Нижегородским
благотворительным фондом местного сообщества "партнерский2 Совет".
Цель второго проекта: создать условия в Нижегородской области для освоения незрячими
и слабовидящими детьми навыков самообслуживания в дошкольном возрасте.
Для достижения цели будут решаться следующие задачи:
1) обучение родителей методикам и приемам, направленным на освоение детьми навыков
самообслуживания;
2) проведение цикла реабилитационных занятий с детьми и родителями;
3) выпуск методического пособия для родителей "освоение навыков самообслуживания
незрячими и слабовидящими детьми в дошкольном возрасте".
Деятельность по проекту расчитана на 3 месяца. В течение этого времени будет
проведен цикл реабилитационных занятий с детьми и родителями по освоению навыков
самообслуживания детьми с ограничениями по зрению. Цикл включает 20 тематических
занятий. К занятиям планируется привлечь 30 семей, воспитывающих незрячих и слабовидящих
детей дошкольного возраста из Н.Новгорода. Занятия будут проводиться на базе
Нижегородского центра ранней помощи детям с нарушениями зрения, где будут созданы
условия для овладения детьми всеми необходимыми навыками для самостоятельной
жизни: навыки личной гигиены, одевание, самостоятельная еда и приготовление элементарной
пищи, уход за жильем и т.д. Планируется приобрести микроволновую печь и пылесос.

Для обучения родителей детей-инвалидов по зрению, проживающих в Нижегородской
области, планируется 3 выездных семинара (Обучение незрячего ребенка навыкам
самообслуживания", в г. Городец, Дзержинск, Арзамас; эти семинары будут проведены
на базе муниципальных реабилитационных центров для детей-инвалидов, планируется
обучить на этих семинарах 60 слушателей, проживающих в этих городах и близлежащих
населенных пунктах.
Для более полного и прочного освоения родителями педагогических приемов обучения
незрячих детей навыкам самообслуживания, а также для распространения опыта проекта
среди заинтересованных лиц (родители и специалисты, воспитывающие незрячих и
слабовидящих детей) планируется издать методическое пособие для родителей "освоение
навыков самообслуживания незрячими и слабовидящими детьми в дошкольном возрасте",
тираж пособия 100 экземпляров. Пособие будет распространяться среди родителей
детей-инвалидов по зрению и специалистов, занимающихся с этими детьми на территории
Нижегородской области. Работа над пособием будет продолжаться на протяжении реализации
проекта. Будут использованы методические разработки цикла реабилитационных занятий.
В пособие войдут практические рекомендации родителям по обучению детей-инвалидов
по зрению навыкам самообслуживания.
В конце реализации проекта планируется провести итоговый "Круглый стол" на тему:
"Значение овладения навыками самообслуживания в процессе интеграции детей-инвалидов
по зрению в обществе". В рамках "Круглого стола" планируется популяризация родительского
опыта, обсуждение достижений проекта, презентация методического пособия.
Грант на реализацию проекта 20 тысяч рублей был выигран в областном конкурсе
социально-значимых проектов, проведенных по инициативе председателя областного
законодательного собрания Люлина.


Выпуск листа на новом месте: 645

   2005-03-29 00:45:06 (#341467)