[TIFLO] История тифлопедагогики
Труды Первого Русского съезда по попечению о слепых. СПб., 1901.
К. Ф. Лейко
О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ СЛЕПЫХ В РОССИИ
В нынешний век, век напряженных стремлений всех классов общества к выяснению
и расширению своих гражданских и политических прав, не будет лишним затронуть
вопрос и о правах слепых.
Исходя из этой мысли, я решился в настоящей статье выяснить правовое положение
слепых в России и указать, какой комплекс гражданских прав необходим для них,
чтобы они в правовом отношении могли стать на один уро-вень с прочими членами
общества.
Слепые и зрячие - это два разобщенных мира, это, прибегая к символизму, можно
сказать, солнце и луна; причем если зрячих и можно уподобить солнцу, то только
такому, которое весьма скудно освещает и согревает темную луну, т. е. слепых.
Слепой всегда был у нас нищим, просящим, как евангельский Ладарь, крошек, падающих
со стола зрячего. Его удел, его единственное право - нищенство и милостыня. <>
Раз у общества созрела мысль о необходимости для слепых образования, оно должно
для осуществления этой
18
мысли принять на себя известные обязательства. Города, земства и правительство
должны заботиться о начальном образовании слепых, по крайней мере, не меньше,
чем они заботятся об обучении зрячих. Школ для слепых должно быть столько, чтобы
в них могли поместиться все дети школьного возраста, способные к обучению. Начальным
образованием слепые должны пользоваться как неотъемлемым правом, но не как милостыней
сострадательных доброхотов. Это, по моему мнению, истина, не требующая доказательств.
<...>
В каком жалком положении находится в настоящее время обучение слепых в России,
можно видеть из следующих данных: всех слепых, согласно всеобщей переписи 1896
года, считается у нас 247 900 душ обоего пола; в этом числе детей школьного возраста
(от 7 до 11 лет включи-тельно) находится не менее 20 000 душ; воспитывается в
настоящее время в учебных заведениях Попечительства, как указано мною раньше,
850 душ; значит, остальные почти все остаются за бортом школы.
Эта огромная масса слепых детей, остающаяся вне школы, лишена не только воспитания,
но почти вся и обыкновенного, простого присмотра. Родители и опекуны, особенно
в крестьянском быту, бросают слепых детей на произвол судьбы или отдают, что
чаще всего случается, в разные нищенские притоны на выучку попрошайничеству.
По окончании <учения> их разбирают разные эксплуа-таторы и высылают на нищенский
промысел; причем вся выручка идет в пользу предприимчивых аферистов, а на долю
слепых остается лишь голод, холод и побои. Такая жизнь равносильна каторге: она
лишает слепых челове-ческого достоинства, делает их нищими духом и телом и побуждает
к преступным мыслям и деяниям. <;...>
Таким образом, мы видим, что как правовое, так и социальное положение слепых
в настоящее время находится почти на том же низком уровне, на котором оно находилось
и в Древней Руси. Правда, значительная часть сов-ременного общества сознает необходимость
подготовления слепых посредством школьного обучения и воспитания к самостоятельной
трудовой жизни, но мысль эта на прак-тике осуществляется очень медленно, и поэтому
неизбеж-ным уделом большинства слепых и в настоящее время яв-ляется нищенство.
Теперь следует указать, какой объем прав необходим для слепых, чтобы поднять
на должную ступень их правовое положение и урегулировать их жизненные интересы.
19
Слепым прежде всего должны полностью, без всяких урезок и ограничений, принадлежать
все те гражданские и политические права, которыми пользуются зрячие граждане...
...Теперь укажу, какие, по моему мнению, для слепых необходимы дополнительные
права.
1) Отсутствие зрения создает в умственной и практической природе человека значительный
пробел; заполнить этот пробел и ослабить недостатки, вызываемые слепотой, возможно
только при помощи образования. Образование, развивая и совершенствуя духовно
слепого, дает ему воз-можность лучше приспособиться к окружающей среде и сознательно
защищать свои правовые интересы в случае посягательства на них со стороны зрячих.
Без образования слепой становится homo animatis, человеком низшего ти-па, неспособным
к практическому осуществлению своих гражданских прав. Только рациональное воспитание
и обу-чение могут сделать слепого гармонически зрелой лич-ностью, способной к
практическому выполнению своего гражданского назначения.
Если образование так существенно необходимо для слепых, то они должны пользоваться
им не как милостью общества, а как своим законным правом. Поэтому одно из главных
и неотъемлемых прав слепых я признаю право на получение ими первоначального образования,
как научного, так и ремесленного. Обучение слепых детей должно стать всеобщим,
обязательным и бесплатным.
2) В неимущих классах часто беспомощных слепых детей родители или нерадивые
опекуны выгоняют на улицу и под угрозами заставляют их просить милостыню, кото-рую
обыкновенно обращают в свою пользу. Нередко детей
этих, как я уже говорил раньше, отдают разным эксплуататорам, которые, сделавшись
неограниченными властите-лями беспомощных детей, творят над ними всевозможные
насилия: бьют их, морят голодом, калечат и проч. Такое
издевательство над личностью ребенка не может быть
терпимо ни в одном цивилизованном государстве: если
животные пользуются покровительством со стороны общества, то тем паче заслуживают
покровительства слепые дети. Конечно, одним милосердием и благотворительностью
тут нельзя помочь делу. Необходима защита со стороны
законодательства. Поэтому слепым детям должно принадлежать право на получение
материального обеспечения до
совершеннолетия со стороны родителей, а в случае их бедности со стороны общества
или государства. Для ограж
20
дения слепых от посягательств с чьей бы то ни было сто-роны на это право его
необходимо поставить под защиту уголовных законов; поэтому следует: / - возложить
ответственность за прошение слепыми детьми милостыни на их родителей, а за отсутствием
последних на опекунов или на общество; 2 - установить строгую ответственность
ро-дителей и вообще лиц, имеющих попечение о слепом ребенке, в случае их нерадения
о его материальном обеспечении; 3 - подвергать ответственности всяких лиц, эксплу-атирующих
слепых детей.
3) Волостные суды, где дела решаются не на основании общих законов, а на основании
местного обычного права, зачастую игнорируя гражданские права слепых, от-казывают
им в судебной защите их интересов, произволь-но ограничивают их юридическую правоспособность
и во-обще низводят их на степень бесправных членов общества.
Для устранения этого ненормального явления необходимо предоставить слепым крестьянам
право, при нару-шении кем-либо их интересов, за защитой обращаться не к волостным
судам, а к коронным мировым судьям, ко-торые не допустят издевательств над правами
слепых.
Кроме того, для расширения прав слепых и улучшения их быта необходимо, по-моему,
законодательным порядком установить:
1) чтобы монастыри, женские и мужские, владеющие
недвижимым имуществом, открывали в своих обителях общежития и мастерские для
обучения слепых;
2) чтобы те же монастыри обязаны были в числе братий и инокинь принимать
слепых, желающих посвятить
себя монашеству, в количестве, равняющемуся хотя бы
0,1 части всего состава монастырской общины;
3) чтобы слепым в случае их несостоятельности, заверенной тем или другим
учреждением или, отдельным авто-ритетным лицом, предоставлялось право бесплатного
про-езда по железным дорогам, по крайней мере по делам
первостепенной для них важности, как, например, для лечения, для покупки материала
и т. п.;
4) чтобы корреспонденция слепых, как имеющих сравнительно со зрячими
значительно большую потребность в
общении посредством слова, пересылалась по почте бес-
платно;
5) чтобы на должности, исполнение которых возможно
без зрительных впечатлений, как, например, телефонистов,
органистов в римско-католических церквах, массажистов
в земских и городских больницах, псаломщиков при домо
21
вых церквах (особенно в церквах при училищах слепых), принимались слепые, получившие
соответствующую специальную подготовку, беспрепятственно;
6) чтобы наказание, известное под названием одиночного заключения,
применялось к слепым только в самых
исключительных случаях, так как человеку, лишенному
зрения, труднее переносить это наказание, нежели зрячему;
7) чтобы ввиду сложности нашего судопроизводства,
обилия и неясности наших законов судебные учреждения
при обращении к ним слепых за юридической помощью
назначали им по всем гражданским делам бесплатных защитников.
Вот и все те дополнительные права и узаконения, которые, по моему мнению, необходимы
для расширения правового положения слепых и улучшения их быта. Эти пра-ва касаются
образования слепых, их материального обеспечения и судебной защиты их интересов,
т. е. они имеют целью урегулировать все важнейшие стороны социальной жизни слепых.
Я твердо верю, что если бы законодатель-ством были признаны за слепыми все указанные
мною права, как общие, так и исключительные, то жизнь этих несчастных людей,
измученных судьбой, пошла бы по иному пути...
Что касается выполнения слепыми гражданских и общественных обязанностей, то,
разумеется, все платежные и натуральные повинности они должны нести наравне со
всеми остальными гражданами своего отечества. Слепые освобождаются только от
воинской повинности, так как в силу своего физического недуга они не могут лично
ис-полнять этой обязанности.
В заключение настоящей статьи я должен сказать, что вообще правовое положение
слепых в нашем отечестве находится в самом жалком состоянии; слепые фактически
не имеют никаких прав; их удел - нищенство и голодная смерть. Пора Попечительству
и всем другим учреждениям, взявшим слепых под свое покровительство, поднять голос
в защиту своих слабых бесправных клиентов.
Слепец. СПб., 1906, Л> 7.
22
Выпуск листа на новом месте: 649