Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-03-02

[TIFLO] Аспирантам и кандидатам пригрозили сокращением

Аспирантам и кандидатам пригрозили сокращением

Министерство образования и науки намерено в ближайшее время реформировать Высшую
аттестационную комиссию (ВАК), занимающуюся утверждением кандидатских и
докторских дисциплин. Проект реформы ВАКа изложен в подготовленном чиновниками
Минобрнауки документе "Основные проблемы и меры по их решению в сфере подготовки
кадров высшей квалификации", из которого следует, что на бюджетное финансирование
смогут претендовать лишь "эффективные" аспирантуры и диссертационные
советы, а остальным придется искать средства на существование самостоятельно.

Правила приема на бюджетные места в аспирантурах, по планам главы Минобрнауки
Андрея Фурсенко, должны быть ужесточены. "Не в каждом вузе сегодня должна
существовать аспирантура... Часть аспирантур перейдет на платную форму обучения",--
заявил министр. Кроме того, сократится и число диссертационных советов
при вузах и НИИ. "В прошлом году 81 ученый совет, присуждающий кандидатскую степень,
не рассмотрел ни одной диссертации, так же поступили 109 докторских
советов, а 237 советов провели за год по одной защите. Такие советы нужно закрывать",
- заявил господин Фурсенко. Стоит заметить, что, по всей видимости,
такая же судьба ожидает и чересчур активные советы, которые, по словам министра,
"подозрительно фонтанируют". Кроме того, в проекте реформы предлагается
резко сократить перечень специальностей, по которым можно будет защититься: планируется,
что они будут объединены.

В свою очередь, вице-президент РАН Геннадий Месяц, курирующий работу ВАКа, заявил,
что ученые уже подготовили собственные предложения по реформе ВАКа. "Мы
за последние три года уже и так упразднили 1 тыс. диссертационных советов, будем
объединять вузовские советы в региональные, бороться против засилья гуманитарных
аспирантур".

Стоит заметить, что представители ВАКа к намеченной реформе отнеслись крайне
неодобрительно. "Министерство не раз предупреждало, что ВАК могут лишить монополии
на утверждение научных степеней, передав это право вузам, - сообщил источник
в ВАКе, пожелавший остаться неназванным. - Это первый шаг по ликвидации ВАКа".
// по материалам газеты "Коммерсантъ"Газета.ру

Выпуск листа на новом месте: 571

   2005-03-02 12:54:20 (#325647)

[TIFLO] Пенсионерка из Перми подала в суд на Минздрав

Пенсионерка из Перми подала в суд на Минздрав

В Ленинский районный суд Перми подан в иск о возмещении морального ущерба к министерству
социального развития и здравоохранения РФ.

Заявителем по данному иску является местная пенсионерка, сообщили агентству "Интерфакс-Поволжье"
во вторник в Пермской гражданской палате, оказывающей пожилой
женщине юридические консультации по иску.

В иске указывается, что Минздрав РФ нанес пенсионерке моральный ущерб, так как,
по ее мнению, не обеспечил своевременное поступление льготных лекарств в
аптеки с 1 января, как предписано законодательством.

Ущерб оценен в 10 тысяч рублей, сообщает "Интерфакс". Ранее о подобных исках
к Минздраву в СМИ не сообщалось

Выпуск листа на новом месте: 570

   2005-03-02 12:50:22 (#325636)

[TIFLO] В карагандинском вузе разрабатывается методика обучения иностранным язык

kazinform.com
24.02 / 11:56 В карагандинском вузе разрабатывается методика обучения иностранным
языкам незрячих студентов
Караганда. 24 февраля. КАЗИНФОРМ /Валентина Елизарова/ - В Карагандинском институте
языка и переводов <Лингва> ведется разработка специальной методики обучения
иностранным языкам незрячих студентов, передает корреспондент Казинформа. В вузе
организована отдельная группа, в которой изучают английский язык пятеро
незрячих студентов. Обучаются они бесплатно.

Первокурсники уже освоили навыки чтения текстов на иностранном языке по системе
Брайля. Занятия с ними ведет студентка выпускного курса, прошедшая стажировку
в Америке.

Выпуск листа на новом месте: 569

   2005-03-02 10:17:30 (#325544)

[TIFLO] Президент прислушался к Лужкову

GZT.ru -- Headline -- Президент прислушался к Лужкову
Мэр Москвы заявил, что при администрации президента РФ сформирована комиссия,
которая займется разрешением вопросов исполнения федерального закона N122
(закона о льготах).

Мэрская впадина

Напомним, в конце прошлой недели Юрий Лужков передал Владимиру Путину письмо,
в котором призвал его пересмотреть новое разграничение полномочий центра и
регионов. По мнению Лужкова, оно привело к социальному кризису из-за непродуманной
монетизации льгот. Чтобы не допустить дальнейшего ухудшения ситуации,
московский мэр предложил приостановить проведение всех социальных реформ - здравоохранения,
образования и ЖКХ.

'Президент очень внимательно ознакомился с письмом, которое я ему написал, и
дал поручение сформировать комиссию, которую возглавит руководитель администрации
Дмитрий Медведев', - сообщил Лужков во вторник на заседании правительства столицы.
Он пояснил, что почти все вопросы, которые были поставлены им в письме
главе государства, касаются трудностей, которые возникают у региональных властей
при исполнении федерального закона N122.

"У нас в городе существует хорошая целевая программа по благоустройству реки
Сетунь, но в соответствии со 122-м законом все водные объекты находятся в федеральной
собственности, и мы ничего не сможем сделать для дальнейшего благоустройства
реки Сетунь", - рассказал мэр. Кроме того, по словам Лужкова, региональные
власти лишены возможности строить мусороперерабатывающие и мусоросжигательные
заводы, устанавливать и взимать штрафы за загрязнение окружающей среды. "Нет
никакой гарантии, что через некоторое время к вам не придет прокурор и скажет:
я самым внимательным и тщательным образом слежу за исполнением 122-ого закона,
и вот здесь и здесь вы нарушили государственный закон", - заключил Лужков.

Сегодня же, выступая на заседании коллегии столичной прокуратуры, мэр Москвы
заявил, что намерен обжаловать в Конституционном суде РФ некоторые положения
закона о льготных выплатах: 'Мы обращаемся в Конституционный суд. Вторая часть
закона о льготных выплатах вызывает недоумение'. В частности, это касается
передачи на уровень государства функций по трудоустройству граждан, особенно
инвалидов. Государство отменило льготы для предприятий, на которые трудоустраивались
люди с ограниченными физическими возможностями, что для инвалидов, по мнению
Лужкова, 'неприемлемо и невозможно'. Кроме того, по словам мэра, вызвали проблемы
несколько статей, которые касаются решения правительства о передаче прав регистрации
собственности 'наверх'.

Мэр также раскритиковал новый способ определения группы инвалидности. 'Раньше
у нас действовала хорошо себя зарекомендовавшая, отточенная система ВТЭК,
теперь ее отменили, - сказал Лужков. - Сегодня государство решило, что устанавливали
инвалидность неправильно, и также взяло эти функции на себя'.

По мнению мэра, из-за этого в дальнейшем возможны акции протеста. 'Мы должны
предотвратить все недовольства и протесты, вызванные этими положениями закона',
- считает московский градоначальник.
1 марта 2005г.

Выпуск листа на новом месте: 568

   2005-03-02 08:58:41 (#325514)

[TIFLO] Ученые создали шапку для чтения мыслей

Ученые создали шапку для чтения мыслей

news/?cmd=image&news_id=12450&add[size]=sm
Учёные из Нью-Йоркского государственного университета (США) создали для людяй
с нарушениями опорно-двигательного аппарата специальную шапочку, которая фиксирует
мозговые сигналы и передаёт соответствующие команды приборам.

Используя только силу мысли, больные смогут контролировать движение собственных
протезов, катать своё кресло, а также работать на компьютере и общаться
через Интернет. Теоретически новой технологией могут пользоваться даже абсолютно
здоровые люди, но по неизвестной пока причине шапочка гораздо лучше слушается
инвалидов.

Первый экспериментальный образец шапочки появился довольно давно, но он оказался
неспособным дифференцировать сигналы мозга и работал по принципу плохого
радио. Различные сигналы мозга создавали помехи друг для друга.

Ценность же новой технологии в её безопасности. Раньше для достижения такого
эффекта пришлось бы вживлять электроды прямо в мозг. Шапочка похожа на легкий
эластичный вариант старомодной резиновой шапочки для плавания. На ней закреплены
маленькие металлические диски, соединенные ленточным кабелем, который
в свою очередь соединяет шапочку с усилителем энцефалограммы и компьютером. Компьютер
может давать команды другим приборам, поэтому круг возможностей больного
сильно расширяется.

01.03.2005 14:29 | Рубрика:
В мире |
По материалам:
Newsinfo.ru

Выпуск листа на новом месте: 567

   2005-03-02 08:00:40 (#325489)

[TIFLO] "Благодаря" закону 122 инвалиды лишились средств реабилитации

"Благодаря" закону 122 инвалиды лишились средств реабилитации
2005/01/03 | 18:53
Павел Новиков (корреспондент)

i/i_sound
Прослушать запись

С вступлением в силу 122-го закона инвалиды по слуху и зрению лишились практически
всех технических средств реабилитации. Причем никакой денежной компенсации
за неполученные, к примеру, световой звонок или говорящую книгу вообще не предусмотрено.
Как обстоит дело с московскими инвалидами по слуху и зрению, попытался
разобраться наш корреспондент Павел Новиков.

И без того узкое окно, связывающее глухого или слепого человека с внешним миром,
с первого января стало еще уже. Теперь незрячий инвалид может получить
от родного государства лишь белую трость, собаку-поводыря - если работает, и
книги с рельефным шрифтом Брайля. Лучше бы в список включили устройство, которое
воспроизводит говорящие книги, считает реабилитолог Всероссийского общества слепых
Тамара Щаницына. Дело в том, что шрифтом Брайля из тридцати тысяч инвалидов
по зрению сейчас владеют лишь около трех тысяч.

До первого января регионы сами выбирали, что включить в список технических средств
реабилитации. В Москве, к примеру, инвалид мог рассчитывать даже на голосовые
градусники и тонометры. Теперь, случись что, померить давление или температуру
без посторонней помощи незрячий москвич уже не сможет.

Прошелся сто двадцать второй закон и по инвалидам по слуху. Федеральные власти
и до того давали им лишь слуховые аппараты и декодеры для приема телетекста.
В некоторых регионах добавляли к списку мобильные телефоны с функцией СМС, факсы
и световые звонки. Однако теперь Москва должна свернуть собственную программу
реабилитации. И кроме декодеров для телевизоров, которые давно в России не выпускаются,
инвалиды по слуху могут получить только слуховые аппараты. Нужны
они, по словам начальника управления реабилитации Всероссийского общества глухих
Виктора Антипова, меньше чем трети инвалидов.

И вопреки сто двадцать второму закону власти столицы оставили инвалидам по слуху
прежний список технических средств. А незрячие москвичи добились только
упрощенной схемы по проезду для сопровождающих: скоро им разрешат проходить вместе
со слепым по одной социальной карте. Пока же сопровождающие бегают с
кучей бумажек в поисках кассы с бесплатными билетами. Все остальные просьбы инвалидов
остаются без ответа. Чиновники говорят: перечень принят, и раньше
следующего года пересматривать его никто не собирается.
Радио "Маяк"

Выпуск листа на новом месте: 566

   2005-03-02 07:37:10 (#325480)

[TIFLO] ЕГЭ - 2005

ЕГЭ - 2005

В эксперименте по Единому госэкзамену в этом году участвуют 78 регионов

Маргарита Шиц
"Российская газета"
Дата публикации 1 марта 2005 г.

Сдавать или не сдавать? "Единому" до сих пор доверяют не все. Фото: Олег Прасолов

Выпускников и их родителей волнует, какие экзамены в этом году предстоит сдавать
в форме ЕГЭ и что нового ожидает абитуриентов.

Единый госэкзамен не будет единственным способом поступления в вузы России: останутся
и традиционные экзамены. Однако следует иметь в виду, что вузы, участвующие
в эксперименте, на половину своих специальностей будут принимать только по результатам
Единого.

Еще одно новшество: во многих регионах выпускники прошлых лет, которые еще не
поступили в вузы, хотят сдавать ЕГЭ в июне вместе со школьниками, чтобы успеть
подать документы сразу в несколько высших учебных заведений. В Перми и некоторых
других городах пошли навстречу таким просьбам. Эти молодые люди будут
прикрепляться к пунктам проведения Единого. Чтобы участвовать в первой волне
сдачи ЕГЭ, им необходимо обратиться с заявлением в школу, где был получен
аттестат, или в школу по месту жительства, или в муниципальный орган управления
образования до 1 апреля.

Ситуацию с Единым госэкзаменом мы попросили прокомментировать куратора Всероссийского
ЕГЭ - руководителя Рособрнадзора Виктора Болотова:

- К эксперименту по ЕГЭ присоединилось в этом году тринадцать новых регионов.
Шестнадцать субъектов РФ принимают ЕГЭ по всем предметам школьного цикла и
настаивают на том, чтобы в России он был введен как обязательный для всех школьников.
Но некоторые регионы пока против. Хочу подчеркнуть: насильно вводить
Единый мы не собираемся.

Сейчас проводятся последние согласования, уточняются списки предметов. 22 апреля
проведем пробный Единый по математике или по русскому языку с централизованной
обработкой результатов. В мае-июне пройдет первая волна ЕГЭ и в июле - вторая.

Главное наше требование: любой предмет должен сдаваться в один день по всей территории
России, от Калининграда до Камчатки.

Прошло совещание с проректорами московских вузов, где мы обсуждали правила игры.
Есть уже московские вузы, которые собираются принимать свидетельства о
сдаче ЕГЭ на все свои специальности. Те, кто приедет поступать в Москву, но по
какой-то причине не сдавал ЕГЭ в своих регионах, будут сдавать его Государственной
экзаменационной комиссии в Москве в июле. Точно так же мы сделали в прошлом году
в Санкт-Петербурге. Сопредседателями ГЭК станут руководитель Департамента
образования Москвы Любовь Кезина и ректор МГТУ Игорь Федоров. Мы отберем двадцать
площадок среди московских вузов, которые станут пунктами проведения ЕГЭ.

мнения

Любовь Кезина,
руководитель департамента образования Москвы:

- В прошлом году москвичи сдавали экзамены на добровольной основе по четырем
предметам естественно-математического цикла и по русскому языку. В этом году
мы решили попробовать гуманитарные предметы - русский язык и историю России.
И тоже на добровольной основе. Те москвичи, которые собираются поступать в
вузы, где есть русский язык и история, должны быть готовы к тому, что если они
не сдадут ЕГЭ в июне, то должны будут его сдавать в июле.

Сергей Наумов,
министр образования и науки Нижегородской области:

- У нас в области не будет ЕГЭ. Тестами невозможно достоверно проверить качество
знаний. Учителя вынуждены натаскивать школьника на тест, отчего страдает
качество образования. Заменить ЕГЭ можно ежемесячным контролем знаний школьников
и контролем качества учебных программ.

Мы провели эксперимент, в котором участвовали дети из городских и сельских школ.
Каждый из них был сначала протестирован в форме ЕГЭ, а затем дети отвечали
на вопросы преподавателей по билетам или писали экзаменационные контрольные.
В результате средний балл по ЕГЭ у сельских школьников составил 3,2, у городских
- 4,5. А вот после проведения обычных экзаменов средний балл у сельских школьников
составил 4,7, у городских - 3,6. Дети из глубинки теряются, когда видят
бланки ЕГЭ, они привыкли к традиционной форме экзамена, поэтому результат тестирования
для них может быть непредсказуемым.

Натаскивание, зубрежка, проверка...

взгляд

Андрей Лукутин,
учитель истории школы N666, "Учитель года России-2004":

- ЕГЭ по любому предмету должен проводиться исключительно на добровольной основе.
Сам ученик должен выбирать, в какой форме ему сдавать выпускной экзамен.
Это могут быть традиционные экзамены, где помимо формализованных знаний учитель
может определить компетентность учащегося в умениях и навыках, что не дает
возможности проверить на ЕГЭ. Многие московские вузы, которых обязали принимать
студентов по результатам ЕГЭ, должны, на мой взгляд, оставлять места для
абитуриентов, которые сдают экзамены традиционно. Загнать всех под ЕГЭ считаю
не просто ошибкой, но педагогическим (читай государственным) преступлением.
Зная уровень заданий ЕГЭ по истории, скажу, что "впихнуть" данные знания за 10-11-й
класс можно, но попрощавшись с семинарскими и практическими занятиями,
уроками-дискуссиями и множеством интереснейших форм и методов преподавания одной
из самых проблемных наук. Натаскивание, зубрежка, проверка... Вот три
составные части подготовки к ЕГЭ.

Двое моих выпускников будут сдавать экзамен в форме ЕГЭ. Причина? Вуз, в который
они поступают, принимает только на основе Единого госэкзамена. У меня для
них отдельная программа изучения материала. Кроме того, они ходят на курсы, где
их гоняют по тестам, обзавелись и мультимедийным репетитором по ЕГЭ. Сидят,
штудируют, кто был четвертой женой Ивана Грозного.

Я очень надеюсь, что министерство пересмотрит порядок выпускных и вступительных
экзаменов. Говорят, что мы копируем Запад. Но это не так. В Англии, куда
мы недавно ездили с победителями конкурса "Учитель года", отказываются от тестовой
системы проверки. Задача школы - научить учиться, уметь добывать знания
и практически их использовать в жизни, привить хотя бы "элементы" нравственности.

На "единый" рассчитайсь

Агинский Бурятский автономный округ - русский язык, математика, физика, химия,
биология, география, история России, обществознание

Алтайский край - русский язык, математика, физика, химия, биология, география,
история России, обществознание, английский язык

Архангельская область - русский язык, математика, физика, химия, биология, география,
история России

Астраханская область - русский язык, математика, физика, химия

Белгородская область - русский язык, математика

Брянская область - русский язык, математика, химия, биология

Владимирская область - русский язык

Волгоградская область - математика, биология

Вологодская область - русский язык, математика, физика, химия, биология, история
России, обществознание

Воронежская область - русский язык, математика, физика, химия, биология, география,
история России, обществознание

Еврейская автономная область - русский язык, математика, физика, химия, биология,
география, история России, обществознание, английский язык, немецкий язык

Ивановская область - математика, химия, биология

Иркутская область - русский язык, математика, физика

Кабардино-Балкарская Республика - русский язык, математика, физика, литература,
химия, биология, география, история России, обществознание, английский язык,
французский язык, немецкий язык

Калининградская область - русский язык, математика, физика, химия, биология,
география, история России, английский язык, немецкий язык

Калужская область - русский язык, математика, физика, литература, химия, биология,
география, история России, обществознание, английский язык, французский
язык, немецкий язык

Камчатская область - русский язык, математика, физика, химия, биология, география,
история России

Карачаево-Черкесская Республика - русский язык, математика, химия, физика, биология,
история России, обществознание

Кировская область - русский язык, математика, физика, химия, биология, география,
история России

Коми-Пермяцкий автономный округ - русский язык, математика, химия, история России

Костромская область - русский язык, математика, физика, химия, биология, география,
история России, обществознание, английский язык, французский язык, немецкий
язык

Краснодарский край - русский язык, математика, физика, химия, биология, английский
язык (г. Сочи)

Красноярский край - русский язык, математика, физика, литература, химия, биология,
английский язык

Курганская область - русский язык, математика, физика, литература, биология,
география, обществознание

Курская область - русский язык

Ленинградская область - русский язык, история России

Липецкая область - русский язык, математика, география, обществознание, немецкий
язык

Магаданская область - русский язык, математика, физика, литература, химия, биология,
география, история России, обществознание, английский язык

Московская область - русский язык, математика, литература, физика, химия, биология,
география, история России, обществознание

г. Москва - русский язык, история России

Мурманская область - русский язык, математика, физика, химия, биология, география,
история России, обществознание

Ненецкий автономный округ - русский язык, математика, физика, биология, история
России

Новгородская область - русский язык, математика, физика, литература, химия, биология,
география, история России, обществознание

Новосибирская область - русский язык, математика, физика, литература, химия,
биология, география, история России, обществознание

Омская область - математика, химия, история России

Оренбургская область - русский язык, математика, физика, литература, химия, биология,
география, история России, обществознание. английский язык, французский
язык, немецкий язык

Пензенская область - русский язык, математика, физика, химия, биология, история
России

Пермская область - русский язык, математика, химия, история России, английский
язык, французский язык, немецкий язык

Псковская область - русский язык, математика, физика, химия, биология, география,
история России, обществознание, английский язык, французский язык, немецкий
язык

Республика Адыгея - русский язык, математика, физика, химия, биология

Республика Алтай - русский язык, математика, физика, химия, биология, география,
история России, обществознание, английский язык

Республика Башкортостан - математика, физика, химия

Республика Бурятия - русский язык, математика, история России

Республика Дагестан - русский язык, математика, география, история России

Республика Калмыкия - русский язык, математика, физика, литература, химия, биология,
география, история России, обществознание

Республика Карелия - русский язык, математика, физика, биология

Республика Коми - математика, химия, биология, обществознание

Республика Марий Эл - русский язык, математика, физика, литература, химия, биология,
география, история России, обществознание, английский язык, французский
язык, немецкий язык

Республика Мордовия - русский язык, математика, физика, химия, биология, история
России

Республика Саха (Якутия) - русский язык, математика, физика, литература, химия,
биология, география, история России, обществознание, английский язык, французский
язык, немецкий язык

Республика Северная Осетия -Алания - математика

Республика Татарстан - русский язык, математика, физика, химия

Республика Тыва - русский язык, математика, физика, литература, химия, биология,
история России, обществознание

Удмуртская Республика - русский язык, математика

Республика Хакасия - русский язык, математика, физика, химия, биология, география,
история России, обществознание

Чувашская Республика - Чувашия - русский язык, математика, физика, химия, биология,
география, история России, обществознание

Ростовская область - русский язык, математика, физика, литература, химия, биология,
география, история России

Рязанская область - русский язык

Самарская область - русский язык, математика, физика, литература, химия, биология,
география, история России, обществознание, английский язык, французский
язык, немецкий язык

г. Санкт-Петербург - русский язык

Саратовская область - русский язык, география, обществознание

Сахалинская область - русский язык, математика, физика, литература, химия, биология,
география, история России, обществознание

Свердловская область - математика, физика, биология, география

Смоленская область - русский язык, математика, физика, литература, химия, биология,
география, история России, обществознание

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ - русский язык, математика, физика,
химия, биология, литература

Тамбовская область - русский язык, математика, литература, химия, биология, география

Тверская область - математика

Томская область - русский язык, математика, физика, литература, химия, биология,
география, история России, обществознание, английский язык

Тульская область - русский язык, математика, физика, литература, химия, биология,
география, история России, обществознание

Тюменская область - русский язык, математика, физика, литература, химия, биология,
география, история России, обществознание, английский язык, французский
язык, немецкий язык

Ульяновская область - математика, физика, химия, история России

Хабаровский край - русский язык, математика, физика, литература, химия, биология,
география, история России, обществознание

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - русский язык, математика, физика,
литература, химия, биология, география, история России, обществознание, английский
язык, французский язык, немецкий язык

Челябинская область - русский язык, математика, физика, литература, химия, биология,
география, история России, обществознание, английский язык, французский
язык, немецкий язык

Читинская область - русский язык, математика, физика, химия, биология, история
России, обществознание

Чукотский автономный округ - русский язык, математика, физика, литература, химия,
биология, география, история России, обществознание

Ямало-Ненецкий автономный округ - русский язык, математика, обществознание

Ярославская область - русский язык, математика, физика, история России

Выпуск листа на новом месте: 565

   2005-03-02 06:57:42 (#325473)

[TIFLO] Розалия Золотницкая

Вопреки

В детстве больше всего ей хотелось бегать и читать. Но бегать она может лишь
во сне. А читает пальцами: Александр Моисеевич Щербина, первый незрячий профессор
в России, о себе говорил, что достиг всего БЛАГОДАРЯ своему окружению: он из
состоятельной интеллигентной семьи священников, которая обеспечила ему образование.
А про Золотницкую сказал, что она сделала себя ВОПРЕКИ всем условиям.

Быть нужной людям

Зрение Роза потеряла на 11-м году: отслойка сетчатки, что сейчас запросто лечат
лазером. Она росла в любви и восхищении, но малограмотные родители, хоть
и очень хотели, не могли ей помочь. Повезло: встретила профессора Щербину, он-то
и вытащил ее с того света: Щербина ослеп в 2 года и не только превозмог
свой недуг, но и стал известным педагогом, психологом и философом.

- Я тогда боялась людей. Не хотела признавать слепоты - и пряталась. При посторонних
стеснялась ходить даже по квартире, - объясняет Розалия Львовна ЗОЛОТНИЦКАЯ.
- И когда пришел Александр Моисеевич, шок был для всего семейства! Он научил
меня главному: больше самостоятельности и бодрости духа. С ним я освоила чтение
по Брайлю всего за пять занятий!

Зрячий муж Розалии Львовны, кстати, тоже выучил эту азбуку. Он из Таллина писал
ей письма по Брайлю, а она из Ленинграда отвечала ему на пишущей машинке.

За свою жизнь она сотни слепых обучила Брайлю. Всю войну аспирантка Золотницкая
была председателем шефской комиссии ЛГУ. В Саратове был госпиталь воинов,
потерявших зрение на фронте. В эвакуации <вездесущая Роза> руководила бригадами
<сестер>: все, от студентов до профессоров, ухаживали за ранеными, читали
книги, лекции, вели беседы. Для взрослых мужчин слепота была трагедией: отчаявшись,
они отворачивались к стенке. Роза рассказывала им о себе, о диссертации,
о географических картах. Главное, чтобы повернулись от стенки - к людям! А уж
потом - обучать Брайлю, думать о будущем.

За работу в тылу Золотницкую наградили боевым орденом Отечественной войны II
степени, хоть она и не воевала. Один из тяжело раненных нашел свою спасительницу
через 29 лет! Разведчик Виктор Никитин, 14-летний сын полка, с черепным ранением
лежал в госпитале, глазные нервы перебиты, парнишка отчаялся.

- Мы стали заниматься с Виктором. Помогла ему поступить в Курске в музыкальную
школу, он стал музыкантом: А в середине 1970-х разыскал меня!

Спросите у Золотницкой

Читать Роза выучилась года в четыре, и книги, отгороженные теперь стеной слепоты,
вызывали отчаяние: Роза рвалась в школу, страдала без общения со сверстниками.
Но директор отрезал: <Поставьте меня к стенке - не возьму незрячего ребенка!>
Щербина ездил в Киев, в Харьков, наконец взяли слепую в 4-й класс вольнослушательницей.

- Боялись, что я не пойму ничего, что дети будут издеваться. Но дети помогали
наперебой. И с пятого класса я стала равноправной! Директор - он вел математику
- говорил: <Если кто не знает, спросите у Золотницкой:>

Школу она закончила с почетной грамотой.

Когда Розалия Золотницкая поступала в аспирантуру, нашелся ученый, который возражал
- хотя она принесла рекомендацию великого Льва Семеновича Берга. Как
вы можете быть географом? Нужно работать в архивах, много читать, знать карты:

Академик Берг, кстати, сразу поверил в нее, а когда Роза поступила в аспирантуру,
стал ее научным руководителем. Благодарная ученица свою первую книгу посвятила
учителю, а впоследствии опубликовала ряд статей о нем.

Ее диссертация была первой, защищенной во время эвакуации ЛГУ. Когда не хватало
самого необходимого - теплой одежды, еды, - она везла с собой пишущую машинку,
папку с диссертацией и бумагу. Бумага смялась в тазу и ее разглаживали чугунным
утюгом. А старую ленту для пишущей машинки растягивали по коридору и смазывали
керосином, смешанным с сажей.

Пушкин, Нева, университет

Родители хотели, чтобы дочь училась рядом, в Чернигове, но Роза стремилась в
Ленинград. Там - культура, памятники, музеи, там Медный всадник, Нева, Пушкин.

Помог Розе тот самый директор школы Александр Степанович Гладун, который когда-то
не хотел брать незрячего ребенка. Он пришел к ее родителям: <Лучшее, что
вы можете сделать для дочери - не мешать ей!..> И судьба решилась: Розу отвезли
в Ленинград, она поступила на рабфак Ленинградского университета.

На удивление быстро сошлась с ребятами. Девочки ей читали, а Роза им разъясняла.
Многие были из деревень, некоторые не знали даже латинского шрифта. Русский
язык, математику она знала лучше их. И три курса рабфака закончила за два года.

Роза мечтала летать по свету: <Будь у меня крылья, облетела бы всю Землю!> Увлеклась
географией, картами. Хоть и терзалась, но выбрала все же геолого-почвенно-географический
факультет. Мальчики делали рельефные карты - из проса, шнуров, картона, а она
пальцами их изучала.

Впервые <Петербург>

Золотницкая 40 лет была старшим научным сотрудником НИИ географии при ЛГУ. С
преданной лаборанткой ездила в Москву, много работала в архивах. В 1947 году
заинтересовалась картами начала XVIII века, обнаружила и карту Адриана Шхонебека
с длинным названием <Географский чертеж над Ижорскою землею:>.

- Моя Зинаида Павловна внимательно прочитала надписи на карте. И вдруг - слово
<Петербург> на Березовом острове. А стрелка направлена к Заячьему, то есть
к будущей Петропавловской крепости!

Так она разыскала неизвестную карту петровского времени, где впервые появилось
слово <Петербург>. Зрячие не увидели - а она разглядела!..

На карте Шхонебека (1704 года!) много названий. Старославянские помог расшифровать
Д. С. Лихачев (тогда еще не академик, а просто - Митя), финские и шведские
- Исидор Левин, вскоре ставший ее мужем. Сейчас он - профессор, известный ученый-фольклорист.
Они прожили душа в душу больше 55 лет.

Розалия Львовна и сегодня поражает работоспособностью и жизнелюбием. Я не видел
ее в плохом настроении, даже больную. Ее принцип: чтобы не удручать окружающих.
В молодости она, чаще по ночам, печатала свои научные труды, которые утром разбирала
вместе с секретарем - та удивлялась количеству сделанного. О своих
научных трудах говорит: <Всего 200 работ. Могла бы сделать и больше:> Ей уже
за 80. Она считает, что реализовала себя лишь на четверть. А могла бы сделать
гораздо больше, будь у нее постоянный помощник.

- Только войдешь в тему - а секретарь тебя бросает на полном скаку! То болезни,
то семейные обстоятельства. Что поделаешь?.. <СекретариАД> - это слово точно
передает мое отчаяние.

Когда общаешься по телефону, можно забыть о ее недуге. Когда видишь ее книги,
не задумываешься об условиях, в которых они созданы: Кажется, она может все.
Нет, не все. Без помощника она не может работать с рукописями, документами. И
сегодня Розалия Львовна переживает: неужели в нашем городе нет пенсионерок,
мечтающих о такой привлекательной интересной работе?..

Евгений ГОЛУБЕВ
Аргументы и факты - Вопреки - "АиФ Петербург", n 18 (559) от 05.05.2004

Выпуск листа на новом месте: 564

   2005-03-02 05:03:38 (#325457)