Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2009-07-21

[TIFLO] Инвалидам вернут группы без степеней утраты трудоспособности

Инвалидам вернут группы без степеней утраты трудоспособности
20.07.2009

На прошлой неделе Государственная Дума РФ во 2-м чтении рассмотрела проекты законов,
касающиеся страховых взносов в Пенсионный фонд России, в фонды социального
и медицинского страхования, а также закон о внесении изменений в законодательные
акты (а таковых более 40) в связи с принятием первого из указанных законов.

Как сообщает пресс-служба фракции <Единая Россия>, председатель комитета Госдумы
по труду и социальной политике Андрей Исаев считает, что важным пунктом
среди вносимых изменений стало то, что законодательно закрепляется уход от степеней
утраты трудоспособности и возврат к более понятному для инвалидов понятию
<группа инвалидности>.

Андрей Константинович отметил, что на этом настаивали сообщества инвалидов. Предполагается,
по словам председателя комитета, что именно по группе будет
назначаться пенсия по инвалидности и ежемесячные выплаты. Также Исаев отметил,
что в законопроекте прописан еще один важный момент, связанный с разницей
в выплатах в зависимости от степеней и группы. При переходе на группы, по его
словам, будет выбран лучший для человека вариант при назначении денежных
выплат.

Андрей Константинович напомнил, что законопроекты, регулирующие изменения в пенсионную
систему, перед 2-м чтением подробно и широко обсуждались, была создана
рабочая группа и проведен <круглый стол> в Пенсионном фонде. После первого чтения
поступило около 900 поправок, и примерно 600 из них комитет рекомендовал
принять.

http://www.b-port.com/

Выпуск листа на новом месте: 4476
количество подписчиков: 198
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-07-21 22:40:27 (#886555)

[TIFLO] Итальянский пенсионер получил десятое высшее образование

Итальянский пенсионер получил десятое высшее образование

19.07.2009 в 12:25 GZT.RU

Итальянец в возрасте 76 лет сумел получить десятое высшее образование, сообщает
в воскресенье
РИА Новости
со ссылкой на итальянские СМИ.

Житель города Троя Леонардо Альтобелли на минувшей неделе стал дипломированным
специалистом по биотехнологиям.

Итальянец, который работал семейным врачом и даже успел побывать мэром родного
города, зачастую проводит дни за книгами.

"Я учусь только тогда, когда мне нужно сдавать экзамен. Свое свободное время
я посвящаю другим увлечениям", - признался Альтобелли.

Свое первое высшее образование Леонардо Альтобелли получил в сфере медицины,
затем он окончил университет по специальности юриспруденция, политические науки,
литература, философия, воспитательные науки, сельское хозяйство, туризм, история
и обществознание, и наконец - биотехнологии.

Однако итальянец не собирается останавливаться на достигнутом и не исключает,
что будет продолжать изучать науки.
http://gzt.ru/topnews/world/249886.html

Выпуск листа на новом месте: 4475
количество подписчиков: 198
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-07-21 22:40:13 (#886554)

[TIFLO] Пособия для поступающих в вузы

Уважаемые участники листа!

Срочно нужны пособия для поступающих в вузы по математике и русскому языку. Пожалуйста,
помогите, кто чем может. Книги или ссылки на ресурсы можно высылать на личку
по адресу:
rogach***@k*****.ru

Заранее благодарен всем откликнувшимся на мою просьбу.

С уважением Н. Рогачев.

Выпуск листа на новом месте: 4474
количество подписчиков: 198
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-07-21 19:44:06 (#886511)

[TIFLO] Интервью А. Фурсенко

Министр образования и науки Андрей Фурсенко: "Благодаря ЕГЭ мы имеем полную картину
того, что происходит в сфере образования"

16.07.2009 в 03:41 Газета

Фото: Александр Басалаев/Газета

Какие выводы можно сделать из предварительных результатов единого госэкзамена
(ЕГЭ), впервые повсеместно прошедшего в России в этом году, что необходимо
для повышения уровня образования в вузах, какие нововведения ожидают сферу образования
и науки в ближайшем будущем - на эти и другие вопросы журналистов,
читателей "Газеты" и сайта gzt.ru вчера за круглым столом в редакции ответил
министр образования и науки России Андрей Фурсенко.

Единый госэкзамен в форме теста добавил нервозности выпускникам. Возможно, детей
нужно заранее готовить к пока непривычной форме выпускного экзамена?

Любой экзамен непривычен. Я, например, сам очень не любил экзамены, хотя в мое
время никаких тестов не было.

Тесты придумывали не для того, чтобы создать проблемы детям, а потому что в жизни
бывают ситуации, когда надо просто показать знание, уметь сориентироваться.
Но людей с блестящей реакцией, которые очень быстро ориентируются, немного. А
жизнь все чаще ставит нам всем вот такие жесткие вопросы. И к этому надо
готовиться. Думаю, что тесты - не худшая система подготовки к такой ситуации.

Теперь о пользе. Мои родители каждый год сдавали экзамены начиная с четвертого
класса, и экзамен сам по себе не представлял для них проблем. Мы сейчас предлагаем:
давайте вводить некие региональные экзамены, пытаться готовить ребят.

Но есть и вторая сторона.

Мы очень сильно демонизируем ЕГЭ. В огромной степени это связано и с позицией
политиков, прессы. Пишут о формализации обучения, требуют не тестов, а рассуждения.
Попробуем взглянуть под другим углом зрения. Когда вы готовите материал в газету,
то не задаете вопросы по какой-то расплывчатой теме. От меня журналист
требует цифр, фактов, описания эпизодов, которые можно оцифровать. Чтобы человек
мог на них среагировать - как на тест.

Один известный политический деятель сказал мне, что ЕГЭ - это " угадайка " .
Но вспомните фильм "Миллионер из трущоб", который все с большим восторгом смотрели.
Герою не верили, что он может знать ответы, и решили, что это жулик. Но главная
идея, на которой построен весь фильм: угадать невозможно. Я был математиком
"в предыдущей жизни" и знаю, что это так.

Мы сейчас ругаем ЕГЭ, сравниваем с прежней системой: Но давайте вспомним, сколько
у нас было проблем по поводу самодуров учителей или преподавателей в приемных
комиссиях. Я уж не говорю, что людей просто отрезали по анкетным соображениям,
как у Высоцкого: так заровняли, что не надо хоронить. Я знаю случаи, когда
люди после разговора с экзаменатором не могли всю жизнь оправиться от унижения
и обид, которые были специально нанесены.

Нет идеальной системы проверки знаний. Когда я докладывал Дмитрию Анатольевичу
Медведеву о результатах ЕГЭ, он сказал одну очень важную вещь: мы приближаемся
к европейской системе, когда поступление в вуз становится проще, но зато ужесточается
система контроля во время учебы.

Может быть, имеет смысл вводить ежегодные переводные экзамены?

Сегодня в большинстве регионов вводят так называемый единый региональный экзамен
- для перевода из 9-го в 10-й класс. Проблемы тут есть. Ведь контрольно-измерительные
материалы, или КИМы (именно их в народе называют тестами, хотя это не совсем
тесты), - сложная вещь.

Когда мы пишем просто вопрос в билет, то подразумеваем, что учитель задаст уточняющие
вопросы, как-то сможет проверить знания. А когда вы формализуете экзамен,
то вы должны сформулировать вопрос так, чтобы ответ был однозначный. Он должен
действительно выявлять знания, умение мыслить - и при этом обязан очень
четко укладываться в школьную программу.

Также он должен ранжировать знания, чтобы человек, который знает не просто хорошо,
а очень хорошо, имел возможность проявить себя и получить более высокий
балл. Но и тот, кто знает не очень хорошо, тоже должен иметь возможность показать,
что не бездельничал в школе и имеет базу.

Насколько реально оценить по первым результатам уровень коррупции в системе образования?

Результатов еще нет. Есть некоторые сигналы, которые дали нам огромную пищу не
только для размышлений, но и для дальнейших действий.

Например, резко возросло количество инвалидов, поступающих в вузы. Причем инвалидность
была им дана в декабре 2008 года и заканчивается 1 сентября 2009-го,
но это инвалиды-льготники. Сейчас мы собираем эту информацию и ознакомим с ней
Татьяну Алексеевну Голикову (министр здравоохранения и социального развития.
- "Газета"). Так что у нас будет возможность целенаправленно разобраться с этим.

То есть ситуацию можно исправить?

С моей точки зрения, хитрости абсолютно бессмысленны. Ведь человеку предстоит
учиться в вузе. У нас в этом году есть договоренности с вузами о том, что
они достаточно жестко будут подходить ко всем, кто поступил "не совсем в рамках
стандартных процедур", назовем это так.

Какие еще проблемы выходят на первый план?

Главная проблема не в том, что трудно найти место для учебы, а в том, что мало
студентов. А будет еще меньше. С демографической точки зрения 2006 год был
хорошим - 1,3 млн выпускников. В этом году их уже примерно 880 тыс., в 2012 году,
по нашим оценкам, будет всего 730 тыс.

Можете себе представить, что это значит для вуза? Ведь студенты - это рабочие
места для преподавателей. При этом процент сильных, способных, мотивированных
на учебу выпускников не растет. Это означает, что вузы могут остаться без студентов.

Каковы предпочтения абитуриентов при выборе области знаний?

Мы обсуждаем проблемы поступления, говорим о том, как отобрать людей, например,
на юрфак МГУ, а что значительное число инженерных вузов остается без студентов
- не обсуждаем.

У нас огромное количество востребованных специальностей, необходимых для развития
экономики. Свидетельства ЕГЭ могут быть разосланы в 20 вузов, и уже сейчас
мы видим, что в технических вузах нет такого, чтобы конкурс превышал 10 человек
на место, скорее лишь двое-трое на место.

Для вашего ведомства результаты единого госэкзамена, наверное, могут быть ценны
и как исследовательская информация?

Благодаря ЕГЭ мы сегодня имеем возможность получить полную картину того, что
происходит в сфере образования. Картину, которой никогда не имели: она не выявлялась
ни с помощью статистики, ни с помощью исследований. Это первый и, может быть,
важнейший результат.

На его основании мы можем делать выводы и принимать решения: как модернизировать
систему образования, кому помогать, где и как бороться с коррупцией.

Как обстоит сегодня дело с инициативой о введении в школьный курс основ православной
культуры? Звучат, например, предложения ввести знания о религиях в
существующий предмет "мировая художественная культура".

Конечно, образование должно быть светским. Но в чем здесь проблема? Представители
Русской православной церкви соглашаются с этим, в их словах есть здравый
смысл: нельзя, чтобы сама идея православия как части культурной традиции преподавалась
с позиции "все это - мифология". Если человек рассматривает православие
не как собрание мифов, а как некую систему духовных ценностей и идей, то для
него может быть неприемлемым, что такой подход изначально отметается.

Категорически нельзя вбивать детям в голову, что мы все созданы из ребра и так
далее. Но некорректно и продвигать идею о том, что религия придумана для
того, чтобы одурманивать людей.

Это проблема точно не школьная, это философский вопрос, грань очень тонка.

Сразу возникает вопрос: как преподавать? Первое - однозначно решено, что такие
предметы могут быть только светскими. Второе - преподаваться они должны все-таки
комплексно, без отдельного выделения православия.

Человек должен с позиции светского образования получить в школе представление
хотя бы об основных религиях, которые существуют в стране. Причем именно с
точки зрения их взаимосвязи, связи с историей и культурой России и мира, того,
как они влияют на различные мировоззрения.

Мы договорились, что должны работать с представителями всех конфессий. Сейчас
обсуждаем вопрос о том, что в качестве первого шага должны быть написаны светские
учебники, в которых культура и история православия и других религий подавалась
бы не с атеистических позиций.

Писать их, по-видимому, должны все-таки светские авторы. И начать надо с того,
чтобы были написаны не учебники для школьников, а книги для учителей. Потому
что необходимо понять, кто эти вещи может преподавать. Наша задача - дать людям
определенные знания, чтобы они сами, без давления смогли определиться в
своем мировоззрении и при этом иметь определенную духовно нравственную основу.

Самое главное - не создавать вокруг этого конфронтационного поля. Эпоха крестовых
походов, конечно, прошла, но психологически у нас от этого еще кое-что
осталось.

Многие педагоги жалуются на низкую зарплату.

Средние зарплаты изменились существенно. За четыре года зарплата педагога в реальном
выражении в среднем увеличилась почти в два раза. Средняя зарплата
учителя в Москве - 33 тыс. Я могу назвать максимальную зарплату учителя иностранного
языка в Москве, через кассу, официальную - 90 тыс. Эту информацию
мне дали руководители московского образования.

Мы пытаемся решить эту проблему и отчасти решили в рамках введения новой системы
оплаты труда ( НСОТ). Зарплата учителя в гораздо большей степени начала
зависеть от того, какой он учитель и что он делает. В том 31-м регионе, где был
запущен пилотный проект комплексной модернизации образования, произошла
дифференциация зарплат учителей. То есть и средняя повысилась, и, самое главное,
выросла зарплата у лучших учителей.

У 10% лучших учителей зарплата стала выше, чем в среднем по экономике региона.
При этом школьники стали голосовать ногами: уходить в те школы, где лучше
учат. И школы были в этом заинтересованы, потому что одновременно с НСОТ было
введено нормативно отраслевое финансирование.

По этому поводу много разных разговоров и спекуляций. Перечислю наиболее распространенные
мифы. Первый: зарплата не повысилась, а где-то даже понизилась.
Второй: никто не думает о качестве образования, просто набивают детей в классы,
лишь бы их было больше. Третий: директор школы будет давать зарплату своим
любимчикам, а хорошие учителя получат маленькие зарплаты.

К нам по этому поводу постоянно обращаются - письменно или через интернет. И
хотя школы, как муниципальные учреждения, управляются как бы на региональном
уровне, практически каждый такой сигнал мы проверяем. Практически не было ситуаций
с реальными нарушениями, профанацией идеи. Были определенные перегибы,
и мы вместе с регионами их исправляли. Но что показательно - сегодня, в кризис,
наименьшее количество жалоб как раз из тех регионов, которые перешли на
НСОТ.

Складывается впечатление, что с введением ЕГЭ коррупция из вузов переместилась
на другой уровень - в школы, в пункты сдачи. Наши читатели пишут о конкретных
примерах в регионах, называют размеры взяток за хороший результат...

Коррупцию уничтожает не тот или иной инструмент, а общественное отношение к ней.
Чем хорош ЕГЭ: все нарушения видны гораздо лучше.

Более того, у меня есть картина, где как сдавали ЕГЭ. Некоторые регионы оказались
в числе лидеров, но становится очевидно, что с качеством образования это
не связано. Есть регионы, которые одновременно лидируют по максимальному количеству
получивших высокие оценки и по числу не сдавших экзамен.

Сегодня мы обладаем базой данных, которая дает возможность увидеть результаты
с каждого пункта сдачи экзаменов. Вузовское сообщество выступило с инициативой
проанализировать результаты первых сессий и сверить их с результатами студентов,
поступивших по результатам ЕГЭ и олимпиад.

ЕГЭ хорош тем, что он дает возможность бороться с коррупцией, не ограничиваясь
только приемными экзаменами.

Главная проблема - в отношении общества к коррупции. Ведь эти люди обманывают
не государство, они обманывают наших же сограждан. Я хочу, чтобы все это понимали.
И у нас есть возможность опубликовать списки таких людей, которые несправедливо
получили высокие оценки по ЕГЭ, получили справки, которые позволили им
поступать без конкурса. ЕГЭ позволил сделать этот вопрос публичным.

Не секрет, что практикуются "экзамены" и при поступлении в школу, хотя это и
незаконно.

Мы законопослушные люди и закон нарушать не имеем права. Проблема существует.
Она не в том, что есть какие-то блатные школы, готовые отсечь одних ребят
и принять других.

Проблема в том, что есть школы, в которых просто очень сложно учиться. Должна
быть продумана система, которая позволяла бы не травмировать детей, которые,
попав в школу, через полгода понимают, что не справляются.

Какие варианты? Есть понятие " предшколы " . Ребят приводят в образовательные
центры. Там проверяются способности детей, их возможности. За год родители
определяют, какая школа подойдет их ребенку.

Время от времени появляются разного рода предположения, что в школе будет 12
классов. Правда ли это?

Этот слух очень давно ходит. Несколько раз звучали предложения по образовательным
моделям. Обычно при этом ссылаются на европейский опыт, где в основном
12 классов. У нас сегодня таких планов нет.

Много ли тех, кто провалил ЕГЭ?

В этом году 30 тыс. человек не получили аттестаты. И сегодня директор понимает,
что пусть лучше учитель ставит двойки; хуже будет, если его ребята провалят
ЕГЭ. Это еще один довод в пользу экзамена.

Один очень уважаемый московский директор сказал мне: "Вы знаете, что я противник
ЕГЭ, хотя не боюсь его. Но недавно к нам присоединили еще одну школу, ученики
которой раньше получали четверки-пятерки, а у меня оказались двоечниками. А я
им говорю: нас впереди ждет ЕГЭ, и я должен ужесточать требования".

Если директор разрешает учителям ставить двойки в процессе учебы ради того, чтобы
на аттестации двоек не было, все нормально. Правда, при этом на него обижаются
родители.

Проблемы с качеством образования существуют и в высшей школе. Что с этим можно
сделать?

Если в школе есть проблемы, то в вузе они не исчезнут, они даже усугубятся. Я
считаю, что мы должны вводить систему некоей вневузовской оценки знаний.

Например, сейчас перед аккредитацией вуза проверяется уровень знаний студентов.
И если этот уровень окажется неудовлетворительным, то аккредитация может
быть приостановлена, а может быть, и отменена.

Надо, чтобы проверку знаний осуществлял и работодатель. Если он выставляет жесткие
требования, то студент будет усиленно заниматься.

Мы считаем, что в ближайшее время надо проводить квалификационный экзамен. Юристы
такую практику уже вводят. То есть наличие диплома еще не означает, что
ты можешь работать; предстоит еще пройти квалификацию, которая должна выдаваться
объединением работодателей. Но для этого молодой человек должен показать
соответствующий уровень знаний.

На селигерском форуме вы заявили ребятам, что скоро будет принят закон о малых
предприятиях. Вузы будут вносить в них свою интеллектуальную собственность,
а работодатели - деньги. Как с этим обстоят дела?

У Минфина были некие сомнения по этому поводу, но сегодня этот законопроект был
принят Госдумой. Теперь дело за реализацией.

Вузы уверяют, что они действительно в этом заинтересованы, хотят и будут создавать
такие малые предприятия. Как будет на самом деле, сейчас сказать сложно,
ведь создать новый бизнес очень непросто.

Продолжается подготовка новых образовательных стандартов для высшей школы. Когда
по ним начнут учиться?

Должны начать с 1 сентября следующего года. Часть стандартов уже принята, другие
дорабатываются. Есть совет по стандарту, в который входят представители
самых разных сообществ - вузовского, академического, представители работодателей.
Этот совет в результате даст те предложения, которые, скажу с долей юмора,
я вынужден буду утвердить.

Считаю, что мы должны достаточно далеко продвигаться по пути общественного обсуждения,
но в конце концов кто-то должен взять на себя ответственность и сказать:
будем делать так.

Прошло широкое общественное обсуждение, мы привлекли большое количество экспертов
из разных областей знаний. Нельзя гарантировать, что эти стандарты будут
идеальными. Но я думаю, что они будут все-таки существенно лучше прежних.

Сама идеология построения стандартов изменилась. Сегодня главное - не программа
и не учебный план, а знания, которые получит человек, пройдя этот курс.
http://gzt.ru/topnews/education/249407.html?ext=subscribe

Выпуск листа на новом месте: 4473
количество подписчиков: 198
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-07-21 18:23:13 (#886426)

[TIFLO] Инвалиды. Литва

<Отверженные> властью
17.07.2009

Надежда Грихачева

В Литве проживают 90 тысяч людей с ограниченными возможностями, только в Вильнюсе
их 9 тысяч человек. В 1995 году был создан Союз людей с недугами Вильнюсского
края. Это добровольная, неполитическая организация, в которую входят 1250 человек.
Основные функции организации - представлять интересы людей с недугами,
оказывать посредническую деятельность между государственными институтами и инвалидами,
в том числе социальные услуги, включая консультации, помощь в подготовке
документов.

С 2002 года Вильнюсское отделение союза возглавляет Лорета Паулаускене. Женщина
с непростой судьбой: в результате автомобильной аварии она стала инвалидом
и вот уже 15 лет передвигается с помощью инвалидной коляски. После аварии ее
жизнь практически разделилась на две половины: все, что было до трагедии,
и после. Недуг не помешал ей стать матерью троих детей. <Все, что со мной случилось,
- говорит Лорета, - дало мне возможность увидеть то, что я до этого
не видела. Это другой мир, другие люди, которых я раньше не замечала. И когда
я села в коляску, думала, что буду просто не выходить из дома. Но уже через
год поняла, что просто так сидеть <сложа руки> не могу...>.

Что на сегодняшний день актуально для людей с ограниченными возможностями, какие
трудности испытывает сама организация - об этом в интервью <Литовскому
курьеру> рассказывает Лорета Паулаускене.

- На какую финансовую помощь может рассчитывать ваша организация?

- У организации самостоятельный юридический статус и она является ассоциативным
членом республиканского Союза людей с недугами. Иными словами, организация
может рассчитывать на любую финансовую помощь, предусмотренную законом. Однако
в настоящее время делается все, чтобы средства, предназначенные на развитие
программ внутри Вильнюсского отделения, не попали по назначению. Создаются всевозможные
бюрократические преграды со стороны республиканского Союза людей
с недугами, Министерства социальной защиты и труда, появляются дополнительные
инстанции, которые, в конечном счете, и решают, сколько средств выделить
организации, а сколько денег должно где-то <осесть>.

Мы не хотим идти к власти с протянутой рукой, мы хотим и ищем партнерства. Но
с нами поступают просто бесчеловечно. Финансирование под проекты почти не
выделяют, организация влачит жалкое существование.

- Похожие чувства испытывают и сами инвалиды. У многих до сих пор квартиры не
переоборудованы под их потребности?

- Очень большая проблема - смета для переоборудования квартир под нужды инвалидов,
включая совмещенный туалет с ванной, широкие дверные проемы. Еще недостаточно
приспособлены для инвалидов выходы из квартиры: для этого нужны специальные лифты,
отдельные выходы. В нынешних условиях человеку приходится выбирать:
или он получит отдельный, независимый выход во двор, или ему переоборудуют ванну
с туалетом. Денег хватает только на один вид услуги. А потом, согласно
закону, надо ждать много лет, чтобы еще что-то переоборудовали в квартире.

- Почему так происходит?

- Нет системного подхода к этому вопросу, комплексного планирования. Ведь серийную
квартиру очень тяжело приспособить под нужды инвалида. Поэтому надо строить
иначе, создавать специальные проекты с учетом потребностей людей с недугами.
Наверное, самому архитектору надо сесть в инвалидную коляску и посмотреть,
как можно проехать в ней по типовой квартире. Возможно, таким способом он сможет
лучше изучить и понять потребности людей с ограниченными возможностями.

Что касается общественного транспорта, то есть приспособленные для инвалидов
автобусы, но много минусов при их пользовании. Во-первых, график работы. Бывает,
что такой автобус ездит один раз в час, или вообще по графику вместо приспособленного
автобуса приходит обычный. В общем, инвалидам пользоваться общественным
транспортом равносильно игре в лотерею - приедет, не приедет, залезешь, не залезешь.

Во-вторых, водители таких автобусов не обучены, как правильно подъехать к остановке.
Хотя представители нашей организации ездили в Вильнюсский автобусный
парк, обучали водителей, раздавали им памятки-рекомендации, как правильно обращаться
с человеком в коляске. Но такая разъяснительная работа должна проводиться
каждый день, ведь водители постоянно меняются, за каждым из них не закреплен
определенный тип автобуса.

- Кроме того, и парковка личных автомобилей, помеченных специальным знаком <Инвалид>,
создает много неудобств.

- На самом деле в этом вопросе много сложностей. Закон предусматривает оборудование
парковок для автомобилей с ручным управлением, помеченных специальным
знаком <Инвалид>. Что происходит на самом деле? Знак для парковки инвалидов,
например, у торговых центров есть, но его нарушают. Наша организация провела
акцию, во время которой вручала листовки тем, кто ставил свои автомобили на месте,
предназначенном для инвалидов - <Забрал мое место - забери и недуг>.
После такой акции водители стали более сознательными по отношению к инвалидам.

Кроме того, разметка для парковки автомобилей инвалидов должна быть шире. Очень
трудно на такой узкой полосе свободно, не царапая другие автомобили, открыть
двери, вытащить инвалидную коляску и пересесть в нее. Неоднократно обращались
с просьбами к властям решить эту проблему, но сих пор тишина.

- А что за <подарок> совсем недавно, 22 мая, инвалиды получили от властей Литвы?

- Два министра - министр социальной защиты и труда Р. Дагис и министр здравоохранения
А. Чапликас преподнесли нам этот <подарок>. Существует закон о транспортных
льготах инвалидам, в котором статья 7-я предусматривает две льготы людям с дисфункцией
передвижения. Первая льгота - это ежемесячная компенсация транспортных
расходов в объеме 32,5 лита и вторая - возможность один раз в шесть лет получить
компенсацию в размере 4160 литов на расходы по приобретению специального
автомобиля, переоборудованного под нужды инвалида. Вышеупомянутые министры решили
изменить этот порядок и вынудить инвалидов отказаться от одной из льгот.
Теперь надо выбирать - или ежемесячная компенсация транспортных расходов, или
компенсация на приобретение автомобиля, но обе льготы сохранить нельзя. Причем
решение приняли <втихаря>, не оповестив общественность, в том числе и инвалидов
- все узнали об этом как постфактум. Люди в недоумении, не понимают, почему
им надо отказываться от одной из льгот. Ведь закон не дискриминирует инвалидов:
если есть на то основания, люди с недугами имеют право получать обе льготы.
До сих пор так и было.

Инвалиды вообще редко покупают автомобили. Они не только дорогие в цене, но и
в обслуживании. Но лишать льгот просто негуманно. Мы - за то, чтобы экономить,
но не такими методами. Для человека, который с трудом передвигается или ездит
в коляске, автомобиль - это независимость, возможность быть более самостоятельным.
Здоровые люди просто не представляют, что значит в снег, в дождь выезжать на
улицу в инвалидной коляске. Автомобиль для инвалидов не роскошь - это вторые
их ноги. Поэтому экономить за счет инвалидов - просто дискриминация. Сейчас мы
написали письмо в Сейм Литвы. Обратились в правительство с просьбой вмешаться,
чтобы оно вынудило этих министров отозвать свой приказ. В ответ получили отписку,
что вопрос передали на рассмотрение тем же министрам. Но сдаваться мы
не собираемся, поскольку нам нечего терять.

- Правовую защиту вы тоже потеряли?

- На самом деле да. Очень тяжело ощущать свою правовую незащищенность - власть
не только вообще не считается с людьми, но с инвалидами - тем более. Раньше
был принят закон о социальной интеграции людей с недугами. По этому закону был
учрежден совет по делам инвалидов при Совете министров Литовской Республики.
У совета были достаточно высокие полномочия: можно было напрямую выходить со
своими предложениями в правительство. Ведь вопросы инвалидов касаются не только
Министерства социальной защиты и труда или Министерства здравоохранения. Есть
вопросы, касающиеся и министерства образования, культуры, и других министерств,
т. е. должен осуществляться комплексный подход. Но в 2006 году этот совет упразднили,
оставив только небольшой департамент по делам инвалидов при Министерстве
социальной защиты и труда. Иными словами, эту организацию загнали в такой бюрократический
угол, где она просто обречена.

В настоящее время мы хотим потребовать, чтобы восстановили этот совет, ибо Литва
в 2007 году в Нью-Йорке подписала конвенцию о правах инвалидов. Сейчас
мы просим, чтобы Сейм Литвы как можно быстрее ратифицировал эту конвенцию. Но
Сейм вряд ли решится ее ратифицировать, поскольку эта конвенция уже не позволит
дискриминировать инвалидов.

- Как помогаете людям с недугами стать социально активными?

Важный приоритет организации - давать возможность людям с недугами совершенствовать
себя, свои навыки: на занятиях, которые проводят специалисты, человек
может научиться тому, что смог бы в дальнейшем использовать и применять дома.
Например, делать открытки, вязать, лепить из глины, рисовать.

При организации уже 10 лет действует театр с актерами, репетициями, с показами
спектаклей - все как на обычной сцене, причем спектакли проходят с аншлагами.
Постоянно участвуем в республиканских театральных конкурсах и фестивалях. У зрителей,
которые приходят на наши спектакли и видят артистов в инвалидных
колясках, которые являются такими же общественно активными, меняется отношение
к нам.

Ведь что греха таить, в нашем обществе бытует мнение, что если человек инвалид,
он ничего не может. А человек с недугом на самом деле может очень многое.
Мы не являемся отверженными, мы существуем, мы такая же часть общества. Человек
с недугом в очень редких случаях может стать здоровым, а здоровый может
всегда стать инвалидом.

Сейчас организация осуществляет программу в рамках проекта по превенции (предотвращению)
травм. Люди, которые в силу несчастных случаев оказались инвалидами,
ездят в школы и рассказывают о себе, о том, что с ними случилось, почему они
не такие как все, но самое главное - они объясняют детям, как можно избежать
травм. После такого общения у школьников меняется взгляд на людей с недугами,
они узнают много того, о чем в обычной жизни не задумываются. На самом деле
этот проект очень нужный - будущее нашего общества надо воспитывать с малых лет,
чтобы дети росли толерантными, человечными по отношению к другим людям.

"Литовский курьер"

Выпуск листа на новом месте: 4472
количество подписчиков: 198
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-07-21 18:18:23 (#886418)

[TIFLO] Строим вуз в стране глухих

Строим вуз в стране глухих
17.07.2009

Елена Лычева

Высшее образование для инвалидов пока остается почти несбыточной мечтой. В редакцию
<СИ> обратились девушки, которые больше двух лет пытаются добиться полной
реализации права на образование.

Аня Левченко и Катя Павлова окончили школу на <отлично>, отучились в колледже
по специальности <прикладное искусство>, а свои <красные> дипломы понесли
в Самарскую государственную академию культуры и искусств, мечтая получить высшее
образование. Казалось бы, какие препятствия могут ждать двух талантливых
и старательных девушек на пути исполнения их мечты?

Все было бы просто, если бы Аня и Катя не были глухими от рождения.

Высшее образование для Сизифа

Квартира Ани и ее родителей похожа на мастерскую художника: на стенах рисунки,
на полу - плетеные корзины, сделанные ее руками, на стеллажах и тумбочках
- связки соломки, сухие цветы, коробки с кусочками цветных тканей, краски, кисти.
Вдоль стен - оконченные и не оконченные картины. Уже два года Аня учится
в Академии культуры. <Инвалидам государство обязано предоставить льготы при поступлении
в государственные вузы, но поступить на очное отделение девочки
не смогли из-за нехватки бюджетных мест, - объясняет мама Ани Наталья Федоровна,
- нам предложили поступать на заочное отделение и мы согласились - другого
выбора у нас не было>.

Чтобы обеспечить детям достойное образование, родители Ани и Кати ежегодно платят
больше 30 тысяч рублей. Помимо платы непосредственно за обучение, приблизительно
столько же денег уходит в семьях на приобретение красок, кистей и других материалов.
Плюс оплата дополнительных занятий в вечерней художественной школе.
Впрочем, <платностью> образовательных услуг теперь никого не удивишь - многие
родители сегодня по той или иной причине вынуждены отдавать деньги за получение
детьми <качественных> знаний. В этом отношении нашим героиням, можно сказать,
повезло. Понимая сложность их положения, администрация академии культуры
пошла навстречу родителям, снизив оплату за обучение до 25 процентов от общей
суммы.

Но это была лишь одна из проблем. Вопрос <полноценности> образования стал не
менее серьезной проблемой.

Псевдосурдопереводчик

Еще при поступлении в вуз Аня и Катя столкнулись с тем, что в нем нет сурдопереводчика.
А <переводить> лекции самостоятельно во время занятий им тяжело.
Профессионального сурдопереводчика академия могла бы нанять в случае набора целой
группы глухих студентов. Но оплачивать работу еще одного <узкого> специалиста,
имеющего полную нагрузку, любому учебному заведению невыгодно. Вот и получается,
что, присутствуя на занятиях, девушки фактически вынуждены угадывать учебный
материал, читая по губам преподавателя. Выход нашелся: мамы девочек взяли эту
обязанность на себя, они посещают лекции вместе с детьми. Днем, сидя за партами,
переводят слова педагогов, а ночью подробно объясняют детям суть и содержание
дисциплин. Да еще и работают на износ.

Как объяснила Наталья Федоровна, существует постановление Правительства РФ N608
<О порядке предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет средств
федерального бюджета>, согласно которому инвалиды по слуху могут бесплатно воспользоваться
услугами специалиста. Но не больше 40 часов в год. В то время
как одна сессия занимает больше 200 академических часов. Еще одна сложность -
переводчик на занятиях должен обладать достаточной квалификацией. Транслировать
детям специальные предметы сможет не каждый.

В поисках истины

В такой ситуации у Ани и Кати не раз возникала мысль оставить мечту об образовании.
Но все эти годы им помогала педагог Людмила Иванова. Во многом именно
благодаря ее настойчивости и оптимизму девушки окончили колледж и поступили в
вуз. Работая в школе N4 для глухих детей, женщина разработала уникальную
программу непрерывного обучения, по которой многие ребята в колледже освоили
специальность <декоративно-прикладное искусство>. О трудностях детей с нарушениями
слуха она знает не понаслышке, владеет сурдопереводом. Именно она и стала инициатором
многочисленных обращений в ведомства и инстанции с просьбами обратить
внимание на вопросы детей-инвалидов по слуху. Однако <перевести> проблему на
язык чиновников самостоятельно ей так и не удалось. Людмила Ивановна обратилась
к Уполномоченному по правам человека в Самарской области. <Я не могла бросить
своих учениц, - призналась "СИ" Людмила Ивановна. - Мне очень хочется довести
начатое дело до конца>.

Как нам пояснили специалисты аппарата самарского омбудсмана, вопросы содействия
в получении профессионального образования лицами, имеющими инвалидность,
в настоящее время в России день регулируются двумя федеральными законами: <Об
образовании> и <О социальной защите инвалидов Российской Федерации>. Закон
<Об образовании> предусматривает право приема вне конкурса в образовательные
учреждения среднего и высшего профессионального образования детей-инвалидов
и инвалидов I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения
медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих
образовательных учреждениях. В то же время Федеральным законом <О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации> определено, что для инвалидов, обучающихся
в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечение их возможностью
пользования услугами сурдопереводчика должно осуществляться за счет
федерального бюджета.

На бумаге вроде бы все нормально. Но в реальности механизм реализации этого права
не разработан. Именно поэтому студенты, имеющие инвалидность по слуху,
могут претендовать на услуги по сурдопереводу лишь в рамках реализации индивидуальной
программы реабилитации. А это те самые <40 часов в год>. На учебу
их, конечно же, не хватает. Можно ли в этой ситуации говорить об организации
полноценного образования? Вряд ли.

Как отмечено в письме заместителя министра образования и науки РФ И.И.Калины,
пришедшего в адрес самарского Уполномоченного по правам человека, практика
осуществления подобной работы в некоторых крупных вузах страны поставлена на
весьма серьезном уровне. Повезло студентам Московского университета им. Баумана,
Владимирского государственного университета. Для большинства же провинциалов
мечта получить серьезное образование пока остается почти несбыточной. Помочь
детям, конечно, никто не отказывается. Но нет порядка предоставления услуги -
нет и обязательств.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова с этим ответом
и таким положением вещей не согласна: не может орган государственной
власти перекладывать обязательства, возложенные на него законом, на других лиц.
Он обязан разработать нормативную базу и обеспечить реальную возможность
получения услуги.

В следующем году девочки окончат академию. Но будут и другие абитуриенты, студенты.
Пока не решены все вопросы, с которыми столкнулись Аня Левченко и Катя
Павлова, другие родители, разрываясь между работой, домом и вузом, будут вынуждены
собственными усилиями восполнять пробелы в системе <предоставления равных
возможностей>.

В аппарате Уполномоченного по правам человека проблему услышали и пытаются помочь.
Тем более, что ситуация характерна далеко не для единственного вуза.

"Самарские известия"

Выпуск листа на новом месте: 4471
количество подписчиков: 198
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-07-21 18:17:38 (#886417)