Компетентность-профессионализм лучше графоманства-дилетантизма
Начитавшись в Живом Журнале и на различных «аналитических» и «геополитических» и особенно «шибко-патриотических» и «православно-русских» сайтах всяческой убогой доморощенности и вздорной отсебятины и надстроечных воспарений, получил истинное интеллектуально-профессиональное удовлетворение, ознакомившись с сентябрьским выпуском академического журнала «Мировая экономика и международные отношения» (2008, № 9, стр.1-128). Надстроечности и здесь немало в некоторых материалах, так что есть с чем
поспорить, но кто из специалистов этим легким способом показать свою изощренность не грешит? Звонко сформулировал какое-нибудь обобщение – и подхватят в цитатах, повысят твой рейтинг в ученом и в политическом мире. Наглядный пример – Фукуяма. Сказанул что-то публицистическое и неверифицируемое о «конце истории», но в нужный момент и в пристойном контексте, - и вошел в фольклор.
Поскольку защищал диссертацию по политике Китая, ряд лет работал помощником директора Института Африки Академии наук СССР,
доцентом Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы, заведующим сектором философии и методологии истории Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) АН СССР, заведующим сектором развивающихся стран Дипломатическй академии МИД СССР (и семь лет являлся членом Ученого Совета этого почтенного учреждения), то знаю наших методологов-третьемирников и высоко их ценю. Поэтому прежде всего прочитал две статьи – Рашковский Евгений Борисович «Цивилизационная теория: познание истории – познание современности
/окончание/» (стр. 84-88); Хорос Владимир Георгиевич «Цивилизации сегодня» (стр. 89-95).
Стимулирующие соображения высказаны. Позднее разберу их подробнее. Так, один из выводов Евгения Рашковского проясняет суть некоторых наблюдающихся ныне страновых и индивидуальных патологий (типа этнозоологизма), с которыми каждодневно сталкиваешься в нынешней русской ситуации – «С одной стороны, интенсивность нынешних культурных связей и информатизации обеспечивает доступность (для ширящегося круга лиц) и универсализацию
великих философских, научных и эстетических богатств, которые созданы человечеством в века «цивилизационного» пласта его истории и создаются поныне. С другой – происходят процессы стремительной архаизации массового сознания. Оно уже не способно осваивать проявившиеся ещё в «осевую» эпоху и всерьёз осознанные в эпоху картезианскую грани между повседневностью, внутренними структурами мышления и сакральной и художественной символикой. Причины этого кроются в вызванной современной экономикой и технологией маргинализации
и духовной (а также, что вовсе не обязательно, материальной) люмпенизации огромных человеческих масс как в «центрах», так и на «перифериях» нынешнего глобального общежития» (стр. 86).
Ясно, что в обстановке этой всемирной массовой маргинализации и духовного люмпенства и упёртой фанатизированной архаики только единицы способны адекватно воспринимать новую глобальную реальность и быть её манипуляторами, дирижерами, лидерами. Для этого надо знать механизмы и мотивации человеческого поведения, владеть
общим знаменателем различных традиций, быть полным прагматиком в практических действиях и стремиться к высшей эсхатологической цели, сплачивающей немногих «посвященных». Пусть для начала будет хотя бы дюжина сплотившихся понимающих, двенадцать апостолов порядка и смысла. Массовость организуется стержнем целеустремленного духа. Первоисходного зерна-«кода» такой организации вполне достаточно, чтобы прорасти и стать орудием мировой судьбы.