Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Первый шаг в постиндустриализм?

Месяц назад президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко подписал
Декрет № 12 о создании Парка высоких технологий (www.park.by) и тем самым обозначил
старт прорыва в постиндустриализм. Мы со своей Программой постиндустриальной
модернизации России «Путь из тупика» (www.panlog.com) бились за наш ориентированный
на экспорт хайтек, и прежде всего за софтверное производство, ибо считаем преступным
умышленное удушение отечественного высокотехнологичного сектора и выдавливание
наших высококвалифицированных
кадров из России. Ведь Путин во имя сохранения власти и ресурсов в руках узкой
шкурной хунты временщиков – лишает нас будущего.

Кричащую критическую ситуацию осознают такие некоторые умные люди в ГосДуме РФ,
как председатель профильного комитета Мартин Люцианович Шаккум, который резко
выступил против ублюдочной и уводящей нас в сторону от столбовой дороги прогресса
затеи с Особыми экономическими зонами (ОЭЗ). И вот, как сообщает сегодня Андрей
Анненков в газете «Время новостей» (№ 197, 24 октября 2004 года) в статье «О
программистах замолвили слово: Депутаты выступили за преференции софтверной индустрии»,
группа депутатов разработала
и отправила на согласование в правительство проект федерального закона «О внесении
изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 
(http://www.vremya.ru/2005/197/13/137363.html).

Суть законопроекта сводится к следующему. Если российская компания, производящая
программное обеспечение, во-первых, 70% (в денежном выражении) своей продукции
поставляет на экспорт и, во-вторых, имеет в штате не менее ста человек занятых,
она освобождается от всех налогов, исключая шестипроцентный налог на прибыль.

Это уже вторая попытка реализовать политическое решение о поддержке софтверной
индустрии с целью диверсифицировать национальный экспорт и преодолеть его зависимость
от мировой конъюнктуры на рынке углеводородов. Нынешнему законопроекту предшествовал
подготовленный Минэкономразвития закон об особых экономических зонах (принят
весной), разработка которого была форсирована по указанию Владимира Путина в
январе 2005 года на новосибирском совещании с представителями IT-бизнеса. Хотя
закон об особых экономических
зонах должен был создать условия развития IT-индустрии, никаких преференций производителям
софта он в результате не предоставил.

Общий объем мирового рынка компьютерных программ давно превысил объем рынка нефти
и приближается к триллиону долларов в год. При этом программирование как индустрия
обладает ярко выраженными особенностями. Эти особенности состоят в том прежде
всего, что производство софта очень слабо зависит от государственного контроля.
Софтверная компания может сама выбирать, в юрисдикции какой страны ей лучше существовать.
У софтверной компании фактически нет активов, которые нельзя было бы быстро и
безболезненно переместить
через национальные границы. Весь производственный потенциал такой компании -
люди и ноу-хау.

Понимая это, Индия, Китай, Ирландия, Израиль, Венгрия и ряд других стран обеспечили
привлечение иностранных IT-компаний на свои территории и развитие собственной
программистской промышленности, предусмотрев исключительные условия налогообложения
этого бизнеса. Софтверные компании в этих странах платят единицы процентов из
своей прибыли.

В России, хотя она обладает достаточным кадровым и технологическим потенциалом
для конкуренции на мировом рынке софта, положение совершенно иное. «Благодаря»
единому социальному налогу (ЕСН), размер которого прямо зависит от размера фонда
оплаты труда в компании, российские программисты обязаны отдавать в казну до
70% прибыли! Причина в том, что оплата труда - главная статья расходов в производстве
программного обеспечения.

Так что проект закона о льготах для программистов очень важен. Однако он, по
мнению участников рынка, небесспорен и может быть существенно улучшен на стадии
согласования.

Во-первых, по мнению большинства опрошенных газетой «Время новостей» специалистов
и участников рынка, законодатель совершает ошибку, стимулируя, как ясно из текста
законопроекта, только офшорное программирование (экспорт фрагментов для чужих
программных продуктов, а не законченного под ключ софта). Россия, где, по оценке
Microsoft, проживает не более 150 тыс. профессиональных программистов, никогда
не сможет на равных конкурировать на этой участке рынка с Индией (1 млн 200 тыс.
разработчиков). Наши сильные
стороны в высокой квалификации программистов, их способности решать те задачи,
которые индийцам не под силу.

Во-вторых, предел в сто человек занятых, начиная с которого возможен льготный
режим налогообложения, завышен. Он оставляет без поддержки большинство софтверных
компаний, в том числе самые многообещающие.

Вот что говорят о законопроекте представители отечественного IT-бизнеса.

Президент группы компаний IBS Анатолий Карачинский: «По моему мнению, авторы
законопроекта поступили правильно, не предусмотрев преференции для софтверных
компаний, работающих на внутреннем рынке. Такие преференции нецелесообразны,
они приведут к тому, что в отрасль устремятся совсем не софтверные даже компании
с единственной целью - уклониться от налогов. Льготы нужны тем, кто на мировом
рынке программного обеспечения конкурирует с индийцами и китайцами. Здесь преференции
создадут механизм стимулирования диверсификации
нашего экспорта. Что касается критерия величины компании (сто и более занятых),
то опять-таки, чтобы успешно конкурировать на мировом рынке софта, компания должна
быть крупной. Иначе ей не получить серьезный заказ. Мелким российским софтверным
компаниям и индивидуальным разработчикам, а они дают примерно половину из ежегодных
500-700 млн долл. нашего экспорта программного обеспечения, налоговые льготы
не нужны. Они вообще юридически в России как бы и не существуют. А законопроект,
если он будет принят, создаст
стимул к укрупнению компаний».

А мой друг Александр Каталов, президент Elcomsoft и член правления ISDEF (ассоциация,
объединяющая независимых производителей софта, поставляющих на внешний рынок
готовые программные продукты), обращает внимание на то, что законопроект фактически
игнорирует значительную часть индустрии. «Выработка на одного занятого в этом
бизнесе составляет не менее 100 тыс. долл. в год, иначе компания неконкурентоспособна.
Следовательно, сто занятых - это компания с оборотом десять миллионов. А как,
интересно, быть с теми,
у кого этот показатель на порядок ниже? Эти компании, как наиболее перспективные,
либо достанутся западному венчурному капиталу, который проявляет к ним значительный
интерес, либо предпочтут стать резидентами страны с более мягким налоговым, да
и не только налоговым климатом». Я с Каталовым полностью согласен.

Феликс Мучник, гендиректор ЗАО «Софткей» (крупнейший в России интернет-продавец
софта), критикует положение законопроекта, предусматривающее для компании ценз
по количеству занятых: «Большинство компаний, работающих сегодня на рынке тиражных
продуктов, явно не перешло еще планку ста человек, но уже перевалило планку предприятий,
подпадающих под вмененный доход. Я знаю много таких компаний, численность которых
составляет 15-50 человек».

Ашот Оганесян, технический директор ЗАО «Смарт Лайн Инк.» (компания известна
в мире, среди ее заказчиков, в частности, Минобороны США): «Судя по тому, что
планируется учитывать количество покупателей - иностранных лиц и что доход от
них должен превысить 70% от общего дохода компании, данный законопроект призван
защищать интересы компаний, занимающихся офшорным программированием и вообще
не работающих на локальном рынке. Обязательным условием перехода на единый налог
является наличие в компании не менее ста
сотрудников, и это говорит о том, что ни о какой поддержке малого бизнеса и речи
быть не может. Для большинства компаний, занимающихся производством и продажей
готовых продуктов (а не разработкой на заказ), наличие ста сотрудников в штате
-  это нонсенс. Компаниям офшорного программирования, наоборот, просто необходимо
наличие большого штата. Из всего этого однозначно можно сделать вывод о том,
что государство по-прежнему предпочитает торговать сырьем с минимальной добавленной
стоимостью, а не готовыми решениями.
Разница между торговлей углеводородным сырьем и программированием на заказ состоит
лишь в том, что сырье приносит куда большие деньги бюджету. Гораздо более эффективным
решением были бы отмена НДС при экспорте программ и увеличение годового лимита
для компаний, работающих по упрощенной схеме налогообложения». С Ашотом Оганесяном
тоже трудно не согласиться.

Дмитрий Курашев, директор компании «Фаматек» и председатель правления ISDEF:
«Несмотря на то что в целом можно только положительно относиться к идее поддержки
ИТ-компаний, мне кажется, что данный законопроект не сможет принести реальную
пользу бизнесу. Дело в том, что под ограничение не менее ста человек не подпадает
практически ни одна из компаний, выпускающих конкурентоспособные программные
продукты. В России сейчас развивается значительное число таких компаний, имеющих
20-40 сотрудников, при этом успешно
продающих свои разработки по всему миру. Законопроект абсолютно не способствует
их росту. В самом невыгодном положении оказываются как раз динамично развивающиеся
и эффективно работающие производители ПО, продающие более чем на полмиллиона
долларов. Они уже не могут применить упрощенную схему налогообложения, но не
могут и воспользоваться льготами». Неужели это не самоочевидно?!

За снижение ограничения в сто человек занятых высказываются и офшорные программисты.
Президент ассоциации РУССОФТ, объединяющей именно такие компании, считает целесообразным
снизить ограничение до 50 занятых. Об этом же говорит президент компании «Аурига»
профессор Алексей Сухарев: «Требование на минимальный среднесписочный состав
в сто человек надо понизить до 50. Понятно, что какой-то порог должен быть, но
ведь у нас в 86% компаний отрасли работает менее ста человек».

Руководитель департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи
Олег Бяхов считает, что на стадии согласования законопроекта необходимо решить
вопрос администрирования двух режимов налогообложения - упрощенного и льготного:
«Совместно их администрировать нельзя. Экономическая проблема тут тоже есть:
не все компании, вышедшие за пределы упрощенки, попадут в льготный режим». По
словам г-на Бяхова, закон может быть принят еще в этом году. Это было бы идеально,
иначе будет потерян весь 2006
год, поскольку в середине налогового периода ввести в действие новые правила
налогообложения не получится. 

Боже мой, как мучительно пробивается здравый смысл! Уже четверть века отработаны
рецепты 2х2=4 постиндустриального прорыва, мы криком кричим об этом на каждом
углу, но даже среди вроде бы подкованной аудитории встречаем обычно недоумение
или раздражение – «Чего этот клоун Скурлатов лезет со своим Рейганом, Дэн Сяопином
или вообще с Ли Куан Ю и сует какую-то Программу «Путь из тупика». У нас есть
Путин – и этого достаточно».

Я не утрирую – так сплошь и рядом. А что касается благих пожеланий некоторых
депутатов – боюсь, Путин и его депутатская свора замылят хорошее дело или изобразят
пиар, как с ОЭЗ.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное