Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Код бессмертия. 03. Будем ли мы жить вновь?

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Бессмертие каждого из нас, людей, зависит не столько от возможности
нашего физико-соматического воскресения (видимо, воскресить наше тело или создать
наш клон – задача, которая в первобытных сказках решается с помощью «мертвой
воды», а в современной науке – с помощью биотехнологии), но прежде всего от искусства
извлечения нашего уникального «я», нашей самобытной души, нашего уникального
умопостигаемого или трансцендентального характера. Тело – от сущего, душа – от
Бытия. Отношение человека
к сущему – может быть субъект-объектным, и воскрешение тела зависит лишь от умения
воскресателя. Но отношение человека к Бытию могут быть лишь субъект-субъектными.
«Живая вода», в которой обретается воскресение личности, неподвластна человеческому
субъекту и нисходит как благодать лишь во взаимодействии с Богом, Дух Которого
«носился над водою» (Бытие 1:2), над водной бездной Ничто. Сплот с Богом – вот
исток бессмертия. Но прежде чем объединиться с Богом, надо с Ним отъединиться,
то есть вступить в диалог с
Ним на равных. Чтобы воскреснуть – прими критически дары и казни Божьи, попытайся
в диалоге с Ним понять Божий замысел о себе, и тогда вы вместе сойдётесь в Богосаможертвоприношении,
как у человека Иисуса Христа на Голгофе, воззвавшему к Отцу Небесному и от Него
воскресшему. Муки и зло ведут к воскресению,если есть внутренняя сила сохранить
и укрепить Правую Веру. Правоверный Иов через муки возвысился до субъект-субъектности
Сплота/

Библейский Иов имел право задавать вопросы. Будучи определен Богом на испытания,
он прошел через такие лишения и истязания, которые мог замыслить лишь очень изощренный
ум. Первым делом праведника лишили имущества: без собственности человек теряет
точку опоры в реальном мире людей, а значит, утрачивает свое достоинство как
личность. Затем Иов лишается семьи, вместе с которой уходят и духовная поддержка,
и нравственная опора. Потеря здоровья была заключительным этапом в коварном замысле
компрометации человека.

И вот сидит Иов в пыли, одетый в грязное рубище, соскребая куском черепицы покрывающие
его тело раны, язвы и болезненные наросты. Он силится, но не может понять, за
какие деяния оказался он наказанным в мире, где жил по совести и не совершал
ничего предосудительного. За какие такие поступки он терпит невыносимые страдания,
он, который следовал божественным заповедям и соблюдал предписания свыше?

Теперь даже самые близкие друзья пытаются вменить ему некую вину, искренне убежденные
в глубине своего сердца, что оправданны постигшие Иова напасти - это справедливое
наказание свыше. Они не склонны к размышлениям, бездумно принимая веру отцов
и оставаясь глухи к каким-либо сомнениям.

Но библейский герой в глубине души ощущает, что причина его нечеловеческих страданий
не в нем самом. Он не преступил ни один моральный закон, не грешил, не был мстительным,
не лицемерил, всегда был гостеприимным, и уважал чужую собственность. Причина
его невыносимого положения скрыта там, куда человеческому разуму не дано проникнуть.


Не осуждая Бога, не проклиная и не отрекаясь от него, Иов лишь пытается достучаться
до того, кто, единственный, может объяснить суть происходящего. Ему нужно понять,
может ли в его жизни проявиться справедливость Божья, если для него все уже кончено.
И он твердо просит у Бога лишь одного: открыть тайный смысл, замысел, который
имеется у Него в отношении людей.

Страдания Иова не были напрасными. Начало всякой мысли - не только удивление,
как учили греки. Чаще всего человеческая мысль начинается с отчаяния, которое
рождает в человеке высшие силы. Тогда и само его мышление перерождается, становится
способным черпать истину из неведомых другим людям источников. Не исключено,
что страдания и переживания даны людям в том числе и для того, чтобы обострить
интуицию и с ее помощью вырваться из чувственно постигаемого мира выше, туда,
где может открыться совершенно новая истина.
Познанная через испытания, лишения и трудности, она нам всего дороже. Не вкусив
горести отчаяния, человек не в состоянии понять истинную сущность жизни. Любая
истина не просто к нам приходит, мы постигаем ее не сразу. Она открывается нам
и становится ориентиром нашей жизни.

Иов мучительно ищет истину. Он бьется над разгадкой своей судьбы, но приходит
к раздумьям о жребии всего человечества. Не ответ на мучающий его вопрос открывается
ему, теперь встает вопрос о тайне человеческой судьбы. 

Вопрос, который обозначит ключевую проблему религии, к которому позже сведется
и познание Бога, и мораль, и ритуал и многие другие религиозные вопросы. «Когда
умрет человек, то будет ли он опять жить?» - вопрошает библейский Иов. Он мучительно
ждет ответа от Господа. Ведь если нельзя проникнуть в смысл того, что ждет нас
«по ту сторону бытия», все прочие искания будут тщетными.

Величайшая заслуга Иова в том, что он первым поставил вопрос о человеческой судьбе
после смерти. Но Бог оставляет его крик без ответа. Явившись Иову, Бог не снимает
покрова с тайны. Подобно тому, как Бог запретил Моисею ступить на завещанную
его народу землю, Он и Иову не позволяет узнать тайну - что ожидает человека,
после того как тот завершит предначертанный ему земной путь.

Правда, Господь все-таки дает Моисею возможность взглянуть на землю обетованную,
мысленно дорисовать ее образы. Иову он тоже кое-что приоткрывает, разъясняет.
Не говорит прямо о бессмертии человека, о воздаянии в вечности, о воскрешении.
Он лишь намекает, указывает, рисует неясные образы, предоставляя и нам возможность
проникновения в эту тайну рано или поздно.

Итак, мы приступаем к исследованию самого важного теологического вопроса: о смерти
и последующего после нее существования. Верим мы в Бога или в разумную Вселенную,
подчинены мы закону Божьему или законам природы - это ничего не меняет. Говорим
ли языком Библии или Корана, пользуемся латинским или греческим алфавитом, китайскими
иероглифами или арабской вязью, мы все хотим знать, что нас ожидает потом, после
смерти. И как человек может преодолеть, победить, попрать своего самого главного
врага, который пока
над всеми нами одерживает верх, независимо от того, каким богатством или властью
мы наделены, какова наша святость или честь.

Можно ли вообще верить в какую-то форму бессмертия, не противоречащего разуму?
А быть может, воскресение, как оно выражено в мистических откровениях великих
пророков, - это не только отвлеченные мистерии ума, а возможность, предопределенная
самой природой?

С другой стороны, мало кого впечатлит, если мы ограничимся лишь описанием технологических
и психофизических возможностей воскрешения. Если это лишь научная теория, то
никто не соотносит ее с системой своих религиозных воззрений. Так повелось издавна.
Речь идет не о борьбе разума и веры, а о том, как им уживаться вместе. Нам почти
нечему научиться в религии - для этого есть природа, естествознание. Но мы можем
отыскать в вере подлинное основание нашей научной мысли.

Поиску того, как примирить веру в воскрешение, предначертанное великими пророками,
и разум величайших умов человечества и посвящена данная книга. 

Если мы свяжем природу и священные тексты книг, то сможем пойти даже дальше того,
о чем некогда мечтал Кант: сомкнуть звездное небо и нравственный мир в душе человека.
Потому как этот путь ведет к раскрытию божественной тайны. И кроется она за пределами
игры со смертью, которую ведет человек.

Но прежде чем попытаться вникнуть в тайну смерти и воскрешения, давайте сначала
выясним, возможно ли вообще возвращение человека. Пусть пока хотя бы на биологическом
уровне. Пусть оно будет, если так можно выразиться, «пустым». Но прежде чем говорить
о религиозных откровениях, обратимся к современным научным исканиям, где исследователи,
сами того не подозревая, овладевают механизмом возвращения человека к новой жизни.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное