Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Информационный Канал Subscribe.Ru |
О самоуправляемых и самоокупаемых территориальных (квартальных) общинах москвичей В среду 12 октября 2005 года заседали в штабе наших кандидатов в депутаты Московской Городской Думы. Обсуждали программные обязательства. Некоторые прошли нормально, но насчёт реформы местного самоуправления применительно к московской специфике возникли споры. Увы, многие из наших активистов ещё плохо представляют себе суть задуманных мер. Правда, и власть не совсем уверена, и Путин сегодня разрешил перенести на три года срок начала реформы для тех регионов, которые пока не готовы к новому прыжку в колодец. С монетизацией льгот обожглись – и губернаторы взмолились пощадить население, не вносить хаос в существующий порядок. Из-за пассивности и депассионаризации народа трудно найти исполнителей, которые не запорют даже здравое начинание. А 131-ый федеральный закон, как и пресловутый 122-ой о монетизации льгот – самим разработчикам как темный лес. Я апеллировал к опыту замечательных супругов Нади и Николая Калгановых в московском районе «Пресненский», которые хотели организовать самоуправляемую территориальную общину от Большой Грузинской до Садового Кольца и от Тверской до Тишинки. Все акты и препоны я знаю. Кроме того, я ссылался на свою заметку в «Ежедневнике» от 22 сентября 2005 года «Демократическое самоуправление прорастает снизу» - как Николай Балакирев создал эффективнейшее ТСЖ (товарищество собственников жилья) «Юго-восточное» в Белгороде (http://www.panlog.com:8881/cgi-bin/dd-view.cgi?date=2005-09-22). И профессор из Плешки Константин Иванович Курбаков обрел богатый опыт в ТОС (территориальное общественное самоуправление) Якиманка и разработал пакет документов для регистрации. По ходу дела мы изучили заметку «Самоуправленцы под вопросом», которую опубликовал Председатель Комитета общественного территориального самоуправления «Западное Чертаново» Анатолий Поляков (Московская среда, 5-11 октября 2005, № 37 /143/, стр. 9): Мэр Москвы подписал в июне постановление правительства Москвы за № 474-ПП «О работе территориальных органов исполнительной власти города Москвы по взаимодействию с органами местного самоуправления и развитию инициатив граждан». Начинается документ словами о поддержке территориального общественного и жилищного самоуправления, создания условий для участия общественных организаций в решении экономических и социальных задач. Постановление содержит проекты двух законов. Первый - «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», короче - о передаче всех вопросов, связанных с малолетними, на рассмотрение муниципальных советников и районной управы. Другой проект закона, удивляющий своей краткостью, в противоположность первому даст повод бурям эмоций. Он гласит: «О признании утратившим силу закона города Москвы от 10 июля 1996 года № 26-77 «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве». На этот закон опираются в своих взаимоотношениях со структурами власти все территориальные общественные организации. Если этот проект закона будет утвержден депутатами Мосгордумы и вступит в силу, считает Анатолий Поляков, то все комитеты территориального общественного самоуправления (КТОСы) со своими кружками, библиотеками и другими связанными с ними организациями окажутся вне закона, так как 131-й федеральный закон говорит только об общих принципах местного самоуправления в стране. После принятия закона 26-77 за прошедшие 9 лет социально-политический и национально-демографический климат в городе сильно изменился. Отменой закона о ТОС нельзя отменить саму общественную деятельность жителей - многие КТОСы и домкомы вообще не прореагируют на этот закон, так как давно существуют «без бумаги». Закон коснется КТОСов , которые существуют и имеют весь набор перерегистрированных документов, то есть самых законопослушных. «Далеко не все, - полагает Анатолий Поляков, - охотно станут проходить нелегкую и недешевую процедуру перерегистрации в органах муниципальных образований, как это предписывается в данном проекте. КТОСы, не получая от структур власти ни помощи, ни денег, живут своей внутренней жизнью, что, конечно, является одним из их недостатков. Но это не вина, а беда общественных организаций. Как бы парадоксально это ни звучало,но именно работа на общественной основе дает веру в честность избранных жителями членов КТОСов и домкомов. А без веры и поддержки большинства жителей работа невозможна. Если члены КТОСов, домкомов начнут получать - неважно какую - заработную плату, они превратятся в чиновников». Я полагаю - активисты территориального самоуправления вполне могут получать зарплату не из муниципального бюджета, а из доходов, которые они будут иметь от своей хозяйственной деятельности на данной территории (аренда, автостоянки, платные домашние детсады и т.п.). Сейчас в КТОСах и домкомах работают бесплатно и бескорыстно – «это плата за доверие и уважение жителей» (Анатолий Поляков). Наверное, этот фактор является главной причиной явной нелюбви к ним чиновничьего аппарата. Несмотря на однозначно приносимую пользу городу, его жителям и руководству, все КТОСы испытывают давление или безразличие. Вполне вероятно, полагает Анатолий Поляков, что отменой закона № 26-77 надеются блокировать существующих в коммунальных домах старших по домам и старших по подъездам, которые объединены КТОСами. Тогда легче будет работникам районных управ и ДЕЗов провести выборы новых старших по дому, которым предстоит от имени жильцов нанимать управляющие организации. Но хотелось бы попросить авторов нового законопроекта просчитать возможные последствия. «Сказать откровенно, - продолжает Анатолий Поляков, - нынешние законы из-за своего огромного количества и непродолжительного существования теряют значимость. Девять лет назад закон № 26-77 вызывал много споров, но к нему привыкли. А попробуйте играть в игру, где постоянно меняются правила. Постоянное изменение законов не может не породить кризис доверия. Общественные организации, которые сейчас рождаются как грибы, все реже идут регистрироваться. В силу трудностей со сбором документов, дороговизны и незнания законодательной базы создаваемые общественные организации предпочитают оставаться без документов». Следующей весной, когда жилищно-коммунальная реформа войдет в фазу практического применения, количество общественных организаций может резко увеличиться. Придется решать грядущие проблемы в нашем городе всем - и руководителям, и жителям, и общественным организациям. И здесь не обойтись без активистов-общественников. Потому что единственные люди, искренне желающие наведения порядка в доме, это сами его жители. Соответственно я предложил, чтобы для активистов ТСЖ и ТОСов была разработана и массово издана программа наших кандидатов по развитию территориального самоуправления с его самоокупаемостью и с гарантией неповышения тарифов за коммунальные услуги. Раз я предложил – мне и поручили написать текст программы. А также – другие ответственные бумаги, которые я во время очередного позорного матча сборной России по футболу со сборной Словакии в Братиславе (0:0) согласовывал с профессором Лазарем Яковлевичем. Сослался я также на опыт сельских муниципалитетов в Мордовии. В еженедельной газете писателей «Литературная Россия» её главный редактор Вячеслав Огрызко опубликовал беседу с Главой этой республики Николаем Меркушиным (Секрет Мордовского чуда, 23 сентября 2005 г., № 38 /2222/, стр. 1, 3 http://www.litrossia.ru/archive/165/lirics/4107.html). Мне как журналисту и энциклопедисту очень импонирует деятельность Вячеслава Вячеславовича. Он – как бы мое продолжение, а я стараюсь быть его продолжением, а также продолжением всех тех, кто работает в тех же направлениях, как и я. Осмысление сущего – дело соборное, а не индивидуальное. На авторство своих текстов я не претендую, пусть ими пользуются кто угодно и как угодно. И хотя я стараюсь указывать авторов того или иного соображения или суждения – внутренне считаю их как бы своими, осваивая их. Огрызко трудолюбив, широк. Я пользуюсь его текстами, как своими. Правда, если встречу у него слабину, то её отмечу: — Сегодня вопрос вопросов для регионов: реформа местного самоуправления. Как оказалось, чуть ли не половина регионов к ней не готова. В Госдуму даже внесён проект закона с предложением отсрочить начало реформы на три года. А что думает по этому поводу Глава Республики Мордовия? Можно ли медлить? С этих вопросов началась наша беседа с Николаем Ивановичем Меркушкиным. Его мнение: — Россия очень большая страна, ситуация в отдельных её частях разная. Я за то, чтобы в регионах, где есть серьёзные наработки по организации местного самоуправления, продолжили их развивать уже на основе 131-го Федерального закона. А там, где ситуация сложная, может быть, есть смысл дать возможность отсрочки или поэтапного введения закона. Хотя, на основе нашего восьмилетнего опыта, могу сказать — работа предстоит огромная. Вопрос о местном самоуправлении не частный и не отдельный вопрос. Это — одно из направлений реформирования всей системы власти в стране и один из эффективных рычагов развития политической и экономической инициативы масс на местах. Речь идёт о вовлечении всё большего количества трудоспособного населения в процесс подъёма российской экономики. Пять-шесть лет назад самой важной задачей было сохранить страну, а значит, как можно больше централизовать власть, укрепить властную вертикаль. Сегодня, я думаю, политической угрозы распада страны уже нет. И на первый план выдвигается проблема конкурентоспособной экономики. Она сможет эффективно развиваться, если часть властных полномочий из центра будет делегирована на места, когда мы пробудим инициативу как регионов, так и местного самоуправления. Процесс этот трудный и длительный, потому что связан не только с экономикой, но и с психологией. Приходится преодолевать устоявшиеся патерналистские и иждивенческие стереотипы, доказывать, убеждать, обучать и т.п. - Мы много лет ездим в республику. И знаете, что нас поразило? Мы привыкли к тому, что сельские администрации распоряжаются, как правило, только печатями. Все их полномочия раньше сводились к выдаче справок о регистрации брака и других бумажек. Про финансы никто и не думал. А у вас главы сельских администраций уже в течение многих лет распоряжаются серьёзными деньгами. Откуда взяли эти средства? — По-моему, вы приезжаете в республику как раз столько лет, сколько мы занимаемся местным самоуправлением, и сами можете оценивать результаты. В августе у нас был проведён «круглый стол»: «Опыт Республики Мордовия по реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с участием Председателя Совета Федерации С.М. Миронова. Подводя итоги обсуждения, Сергей Михайлович сказал: «Страшно отдать власть людям на местах, страшно отдать им полномочия, отдать им деньги. Они их разворуют, пропьют и ничего не сделают. Люди не дурнее властей, пример Мордовии лучшее тому подтверждение». Могу сказать, что нам не страшно. В октябре 1996 года я подписал Указ «О мерах по упорядочению бюджетного процесса в Республике Мордовия», по которому органам местного самоуправления последовательно и постепенно передавались регулирующие федеральные и региональные налоги, ранее поступавшие в республиканский бюджет. Был сделан детальный анализ налогооблагаемой базы каждого населённого пункта, определены правила получения дополнительных выплат из республиканского бюджета (трансферты). Сумма трансферта зависит от выполнения прогнозных показателей. Специально выбирались те показатели, рост которых расширяет налогооблагаемую базу местного самоуправления, которые стимулируют не проедание полученных средств, а поступательное развитие территорий. Трансферты выплачивались и выплачиваются только на заработанный pyбль. Если сельская или районная администрация этот рубль не заработала, то и трансфертов она не получит. Таким образом, в Мордовии была разработана нормативно-правовая база, регулирующая и закрепляющая права местного самоуправления. Эта форма муниципальной власти, много лет обсуждаемая в России, наполнилась реальным содержанием Фактически в то время мы сделали даже не двухуровневый, а трехуровневый бюджет, что запрещалось первым законом о местном самоуправлении. Нас стала забрасывать исками прокуратура. Несколько раз мы доходили до Верховного суда России, объясняя, для чего это делаем. Сейчас мы судимся по поводу того, что наши перерабатывающие предприятия платят налоги не по месту регистрации, а тем, кто поставляет им сырьё, чтобы расширить налогооблагаему базу сельских поселений. Надеемся на то, что будут внесены изменения в федеральное законодательство и нам удастся сохранить эти формы материального стимулирования людей, объединившихся в местные сообщества для решения общих задач по развитию самых отдалённых населённых пунктов, российской глубинки. Две трети сельских администраций республики из года в год выполняют прогнозные показатели, зарабатывают серьёзные деньги, на которые завершают газификацию самых малых деревень, строят дороги, открывают новые магазины, ремонтируют школы и дома культуры, фактически содержат все бюджетные организации. Часть из них по примеру Ю.М. Лужкова доплачивает зарплату сельским учителям. У республиканского бюджета нет таких возможностей, а вот местное самоуправление может себе позволить. — За счёт чего несырьевая республика даёт сегодня хорошие экономические показатели? — Экономические показатели у нас, действительно неплохие. Задачу, поставленную Президентом РФ по удвоению валового регионального продукта, мы планируем выполнить уже к 2009 году. За 5 лет ВРП вырос у нас в 1,6 раза, в том числе в этом году он увеличится на 9,6 процента. Для сравнения — по России на 6,3 процента. В рейтинге субъектов Российской Федерации Республика Мордовия переместилась с 75-го на 11-е место. В прошлом году регион получил «Золотой рубль» как «Лучший субъект РФ по экономическим показателям развития в Приволжском федеральном округе». Говорить есть о чём, но не хочется хвалиться. Главное ведь в том, насколько от всех этих показателей улучшилась жизнь обычных людей По уровню заработной платы мы ещё отстаем от ведущих регионов страны. Но зарплату, к сожалению, нельзя повысить административным нажимом, она напрямую связана с повышением производительности труда. На наших лучших предприятиях, работающих на новейшем оборудовании по мировым технологиям, она высокая. Но таких предприятий у нас пока ещё десятки, а не сотни. — Мы знаем, что в республике очень многое делается для населения. - Я уже говорил, что мы фактически завершили газификацию, общая протяженность газовых сетей в Мордовии составляет 11 тысяч километров. Сегодня мы начали программу строительства водопроводов на селе. Представляете, если вы захотите построить дом у нас в сельской местности, то сможете строить его по европейским стандартам. К тому же у нас во всех районах самая современная цифровая телефонная связь, нет проблем с подключением к Интернету, спортивные комплексы отвечают мировым стандартам, ну и дороги наши вы видели. —Да, по дорогам вашим мы поездили немало. Каждый раз удивляемся — Саранск молодеет и хорошеет, меняется облик сёл и районных центров. В последние годы у вас прямо-таки строительный бум. — В республике активно строятся дороги, спортивные сооружения, объекты соцкультбыта, жильё. Сейчас к десятилетнему юбилею Мордовской конституции мы подводим итоги работы, пытаемся точно подсчитать, сколько и чего построили. Только объектов соцкультбыта за 10 лет введено в строй более полутора сотен. В том числе 81 школа, 39 больниц и поликлиник, десятки объектов культуры. В прошлом году объём работ, выполненных по договорам строительного подряда, составил 3,8 млрд. рублей. Строится много жилья. По ипотеке за 2 года более тысячи семей улучшили свои жилищные условия, 655 семей получат новые квартиры в этом году. Вы правильно заметили, органы местного самоуправления предметно занимаются благоустройством сёл и городов. Саранск, кстати, в этом году занял третье место по благоустройству среди российских городов. Секрет всех этих «бумов» довольно прост: это инициативные, грамотные, настойчивые люди, осознающие себя хозяевами на этой земле, и передовые мировые технологии. Сочетание этих двух факторов даёт наивысший результат. Первых мы учим и воспитываем, в том числе и в органах местного самоуправления, второе (мировые технологии) очень активно завозим в республику. — В вашей семье издавна уделялось огромное внимание вопросам культуры. А вы лично находите время для театра, выставок и книг? Ваши предпочтения в этих областях? Как вам удаётся в нынешних непростых условиях поддерживать творческие союзы? — В сфере искусства не считаю себя профессионалом. Оценки, как и у большинства людей, на уровне «нравится — не нравится». Живописью начал интересоваться в студенчестве. Уже работая, в отпуск ездил в Ленинград, чтобы походить по музеям. В заграничных командировках стараюсь выкроить для этого время. Был и в Прадо, и в Лувре, в других мировых музеях. Но больше всего люблю пейзажи с нашей среднерусской природой. Из мировых величин более всех почитаю, конечно, С.Д. Эрьзю. Гений, да ещё и мордвин! В республике проходит очень много выставок. В прошлом году организовали огромную выставку художников Поволжья и Приуралья, по-моему, лет сорок такой экспозиции в России не было. На днях открывал выставку Валентина Михайловича Сидорова — председателя Союза художников России. Читать удаётся редко. Мой рабочий день длится не менее двенадцати часов. В выходные приходится работать с документами. Читаю в основном в отпуске, люблю мемуары, особенно больших политиков. Стараюсь не пропускать театральных премьер, последнее, что смотрел в нашем театре, — балет «Лебединое озеро» Чайковского. В музыке предпочитаю «этно». Мы ежегодно проводим республиканский фестиваль народного творчества, обязательно хожу на заключительный концерт. С удовольствием слушаю этноджаз. В прошлом году удалось попасть на один концерт Международного джазового фестиваля, который ежегодно проходит в Саранске и собирает мировых звёзд. Самое сильное впечатление осталось от игры блестящего израильского пианиста Леонида Пташки. Зал взревел от восторга, когда Пташка и наш музыкант Александр Курин вышли с народными инструментами, импровизируя на тему мордовских и еврейских народных мелодий. Под влиянием этих фестивалей мы создали государственный джазовый оркестр (биг-бенд «Саранск»). Вообще считаю, что искусство и профессиональное, и самодеятельное обязательно должно поддерживаться государством. Отвечаю на ваш вопрос о поддержке творческих союзов. Это же инструмент воспитания тех самых инициативных грамотных людей, которые сегодня так нужны нашей экономике, нашему обществу. Иначе коммерциализация искусства оставит нам только безголосую фанерную попсу. Содержательное интервью, ничего не скажешь. Я сам почти наполовину мордвин, ибо наши вачкасы, к которым принадлежит мой отец, сложились из русских, татар и угрофиннов. Мне вообще страстно интересны все наши народы в их самобытности, все республики и регионы. Конечно, развитие наших народов и регионов предполагает развитие территориального общественного самоуправления наряду с взращиванием «корней травы» в виде экономически-самодостаточных и тем самым политически-субъектных низовых хозяев. Оба подпроцесса - взаимосопряжены. Поэтому в нашей Программе постиндустриальной индустриализации России «Путь из тупика» в Пункте 4 «Самофинансирование самоуправляемых общин» сказано (http://panlog.com/docs/tupik20031010.doc.html): «Добиться финансовой независимости низовых структур самоуправления ( потенциально экономически-самодостаточных территориальных общин) и соответственно создания новых рабочих мест на основе использования опыта западноевропейских муниципалитетов, казачьих станиц и израильских кибуцев. Для этого наделить низовые выборные органы местного самоуправления в городе и на селе правом вести на своей территории свободную хозяйственную деятельность (услуги, ремонт, торговля и т.п.), за счет доходов от которой снижать коммунальное бремя граждан и оказывать им социальную поддержку (прежде всего малообеспеченным), благоустраивать территорию и содержать выборных старост подъездов, домов, кварталов и селений, консьержей и комендантов (социальных шерифов)».
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||