Благие намерения США
Любое человеческое сообщество – столь же интересно для обществоведа, как любое
насекомое интересно для энтомолога. Я отношусь к каждому обществу и к его исторической
траектории эмоционально-вовлеченно, вживаюсь в его систему ценностей, пытаюсь
найти его место в «периодической таблице социумов».
Поэтому исследовательски-хладнокровно оцениваю любой политический режим, будь
это режим Дракулы или режим Сталина или режим Путина. Отвергать тот или иной
режим – дурной тон. Прав старик Спиноза – надо не плакать, не смеяться и не проклинать,
а понимать. Толерантность и политкорректность– аксиомы понимания.
Однако, будучи живым человеком, не могу не отвергать десубъектизирующий режим
Путина, ибо под ним живу, и не могу не быть американофилом, ибо идеалы отцов-основателей
США и достижения американской демократии обосновывают исповедуемый мною примат
субъектности.
Мне пришлось плотно заниматься межрасовыми и межэтническими отношениями в США,
и на меня огромное впечатление произвела общенациональная «программа аффирмативных
действий», которая позволила афроамериканцам и испаноязычным вписаться в современное
американское общество благодаря форсированному взращивание в неуосповских этнических
общинах «критической массы» среднего класса, а конкретнее экономически-самодостаточных
и тем самым политически-субъектных низовых хозяев-предпринимателей. Их программа
аффирмативных
действий и наша ленинская национальная политика кое в чем перекликаются (опережающее
развитие маргинальных общин), но американцы делали ставку именно на взращивание
низовой этнической буржуазии, которая, с одной стороны, бизнесно-равноправно
включалась в американскую элиту, а с другой стороны, тянула за собой этнические
низы и была для них ЛОМом (лидером общественного мнения). Всё это хорошо известно,
но для меня открылось много поучительного.
Кроме того, я увлекался американской литературой, и особенно американской гениальной
научной фантастикой, прежде всего творчеством Рэя Брэдбери, и издал несколько
сборников со своими предисловиями. Кино и джаз – само собой.
Короче, являюсь американофилом, сердцу не прикажешь, любовь зла.
И вот на слуху две последние американские политические инициативы – уголовное
преследование Ислама Каримова за расстрел демонстрантов в Андижане и запрет на
поставки черной каспийской икры в США.
Обе инициативы – очень сильные, на мой взгляд. Осуждение бойни в Андижане несколько
охладит пыл российских силовиков-хунтовиков, которые устами Глеба Павловского
уже предупредили всех нас, что в случае выхода на улицы с нами поступят так же
жестоко. Впрочем, мой разум возмущенный вскипел до такой степени, что я выйду
при любых угрозах, как только хотя бы сотня-другая решится пойти против произвола
и мародерства. Пули совсем не страшат. Уже проходил через пули, прежде всего
двенадцать лет назад в Останкино и
при расстреле Парламента России, когда Ельцин подавлял наше антикомпрадорское
восстание.
В США как в стране, которая изначально основывалась на примате субъектности,
существуют разные политические силы, в том числе мондиалистские, которые во многом
определяют внешнюю политику США. Мы в России активно боремся против гегемонистских
устремлений американских мондиалистских верхов, но в то же время солидаризируемся
с американскими антиглобалистами и американскими патриотами, встречаемся с ними,
поддерживаем друг друга. И Конгресс США не может не считаться с низовым американским
общественным мнением,
которое видит аморальность и преступность правящих клик в постсоветских республиках.
Если Путин решится на расстрел своих политических противников, то благодаря создаваемому
на наших глазах «прецеденту Каримова» он тоже рискует если не испытать участь
Чаушеску, то закончить жизнь в тюрьме.
И верный шаг – запрет на черную икру. Разгул коррумпированности российских властей,
усугубляющееся беззаконие в путинской России приводит к вымиранию нашего народа
и к исчезновению наших природных богатств. По ТВ показали в том числе злостный
браконьерский промысел осетровых на Каспии. Российские власти соучаствуют в этом
злодеянии, это очевидно. И вот возмущенное американское общественное мнение заставило
руководство США отказаться от закупок икры в РФ, Азербайджане, Казахстане и Иране.
Я был на Каспии, знаю
вопрос, и могу сказать, что основная масса икры добывается в зоне РФ. Запрет
ввоза черной икры в США стоит в одном ряду с оценками западных аналитиков, поставивших
Россию на одно из последних мест по засилью воров, силовиков, шкурников в верхах.
Этот запрет – моральное решение, крик отчаяния американцев, стремящихся сохранить
биосферу, «зеленые холмы Земли» (Роберт Хайнлайн, 1947).
США как самая влиятельная страна мирового сообщества пытаются влиять как на политические,
так и на биосферные процессы во всем мире. Они вправе так делать. Но эти их благие
намерения нам следует приветствовать лишь в тех случаях, когда они помогают взращиванию
нашей собственной субъектности. И мы против любых попыток США прямо или опосредованно
подавить нашу субъектность, когда они поддерживают всевозможных десубъектизаторов-«сукиных
сынов» лишь на том основании, что они – их «сукины сыны».