Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Карл Брюллов

Путешествие из Рима в Москву

             Восторженное отношение к Брюллову разделяло все передовое русское общество. Впервые произведение искусства вызвало столь широкие отклики и живой общественный интерес.   Несмотря на шумный успех картины "Последний день Помпеи", сам художник вовсе не спешил возвращаться в Петербург. Только после категорического предписания Академии он начал собираться в путь. Одно обстоятельство помогло ему не только продлить пребывание за границей, но и увидеть страны Европейского и Ближнего Востока, к чему он стремился. В Риме жил русский аристократ В. П. Давыдов, который затеял художественцо-археологическую экспедицию к берегам Греции и Малой Азии. Экспедиция состояла из ученого-эпиграфиста, архитектора, художника и, наконец, самого ее инициатора, который и руководил всей работой; он определил маршрут экспедиции и наметил памятники, которые предполагалось исследовать и отразить в рисунках и описаниях.
    Нужно принять во внимание, что к началу 30-х годов XIX века интерес к классическому искусству уже значительно остыл. Греция тогда воспринималась уже  не столько как отечество классицизма, сколько как страна, где занялась новая заря свободы. Романтическая тень Байрона, за десять лет, перед тем погибшего в Миссолонги, призывала к горячему сочувствию борьбе за свободу, которую вела Греция. Стоит вспомнить, как волновала эта освободительная война Пушкина, как призывно звучат строки его стихов, прозы и писем, где говорится о событиях в Греции.
    Рисунки и наброски, сделанные Брюлловым по пути в Грецию и особенно в Греции, — весьма примечательны. Менее всего удались Брюллову исторические и архитектурные пейзажи, то, что составляло цель участия художника в экспедиции. Кисть и карандаш Брюллова оживают, когда на сцене появляется человек. Так вполне непосредственно и непринужденно обнаруживается то, что всегда составляло суть его творчества. Брюллов зарисовывал народные типы, греческих крестьян-партизан. Горячим сочувствием к героям национально-освободительного движения проникнуты эти работы, сделанные не на заказ, а по внутреннему побуждению художника. Попав в Грецию, он словно забыл о том, что находится в отчизне мифов и героических сказаний, и всецело предался впечатлениям Греции современной: увидел народ, охваченный борьбой за свою национальную независимость, Брюллов изображает греческих партизан, убитого воина-грека, горных охотников, взбирающихся вверх, цепляясь за скалы; он снова возвращается к теме природы и человека, но уже в совершенно реальной обстановке.

К.П. Брюллов. Горные охотники.

    По дороге в Афины Брюллов заболел лихорадкой и не мог продолжать путешествие. Он лежал почти умирающим в маленьком домике, пока его не подобрал на борт русский бриг «Фемистокл», которым командовал В. А. Корнилов, в будущем герой Севастопольской обороны. Брюллов написал акварелью его портрет (1835, Русский музей). На «Фемистокле» находился, кроме того, ученик и восторженный почитатель Брюллова художник Г.Г.Гагарин, в записках которого находим любопытные черты, рисующие необычный характер Брюллова.
    Когда бриг прибыл в Константинополь, то к Брюллову обратились из Австрийского посольства, прося его помочь поставить в посольстве, спектакль, нарисовать костюмы и написать декорации. В Константинополе тогда не было ни одного художника, и неожиданный приезд Брюллова был находкой. Брюллов принялся за работу и не покидал своей квартиры, пока не закончил заказа.
    Брюллов наблюдал своеобразную уличную жизнь огромного восточного города, базары и народные праздники. Он жадно впитывал экзотическую атмосферу Востока, делал беглые наброски, которые потом, уже в Петербурге, послужили ему основой для нескольких поэтических картин из восточной жизни.
    В Константинополе Брюллов написал великолепный акварельный портрет жены русского посла М. И. Бутеневой с маленькой дочерью. Акварельной живописью Брюллов занимался много и охотно. Портрет Бутеневой с дочерью может служить прекрасным примером того, какого огромного совершенства достиг Брюллов в своих работах акварелью, особенно в портретах.

К.П. Брюллов. Автопортрет.


    Из Константинополя, пересекши Черное море, Брюллов, направился в Одессу. Отсюда началось его триумфальное шествие на родину. Его гостеприимно встретила Москва. Его чествовали как героя, как победителя. На одном из торжественных обедов были произнесены стихи Баратынского:
    Принес ты мирные трофеи
    С собой  в отеческую сень,
    И стал «Последний день Помпеи»    
    Для русской кисти — первый день.              
    Тропинин написал портрет Брюллова с карандашом и альбомом в руках на фоне дымящегося Везувия. Витали создал бюст художника.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.

На летний конкурс «В поисках дворянского гнезда»  приходят интересные работы. Заходите, смотрите, участвуйте. Принимаются любые творческие работы: фото, живопись, графика, компьютерная графика, скульптура… Ждем ваше творчество.


В избранное