Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Василий Андреевич Тропинин

Василий Андреевич Тропинин (1776—1857) — второй по значению после Кипренского портретист начала XIX века, разрабатывавший также и бытовую тематику.
    Как и Кипренский, Тропинин раскрывает в своих портретах ценность индивидуальной человеческой личности. Однако в отличие от Кипренского, стремившегося показать в людях своего времени не только лирическое, но и героическое начало, Тропинин в своих портретах передает более интимный облик своего современника, представляет его нам преимущественно в домашней обстановке, в частной   жизни.
Творчество Тропинина обнимает почти полувековой период. Его ранние работы связаны еще с русской художественной культурой конца XVIII века, зрелые –  с реалистическим   направлением   русского искусства второй половины XIX века.
    Тропинин родился в семье крепостного. В 1798 году он был помещен своим владельцем графом Морковым в Академию художеств, где учился у портретиста С. С. Щукина, занимаясь в общих классах: «оригинальном», гипсовом и натурном. В 1804 году, через шесть лет после поступления в Академию, Морков прервал художественное образование Тропинина, вызвав его в свое украинское поместье Кукавку. Здесь, в деревне, художник должен был заняться работой домашнего живописца и вместе с тем исполнять обязанности лакея. Лишь в 1823 году, в сорокасемилетнем возрасте, Тропинин получил свободу. В этом же году, будучи уже освобожденным от крепостной зависимости, он получил от Академии звание «назначенного», а в, 1824 году был избран академиком. После освобождения Тропинин поселился в Москве, где и прожил  до конца жизни.
    Ранний период творчества Тропинина относится ко времени его крепостного состояния. Художник жил большей частью в Кукавке, где писал портреты членов семьи Морковых, расписывал кукавскую церковь, а во время периодических приездов в Москву выполнял отдельные портретные заказы и делал копии маслом и карандашом с произведений мастеров западноевропейского и русского искусства — с Рафаэля, голландцев — жанристов XVII века, Левицкого, Угрюмова, Кипренского. Копии делались часто не с оригинала, а с одноцветных (черных) гравюр.
    Говоря о кратковременности своего обучения в Академии художеств, Тропинин впоследствии особенно подчеркивал огромную роль для него художественного самообразования: «Я мало учился, хотя очень усердно занимался в Академии, но научился в Малороссии; я там без отдыха писал с натуры, писал со всего и со всех... Лучший учитель — природа; нужно предаться ей всей душой, любить ее всем сердцем, и тогда сам человек сделается чище, нравственнее ...».
    До настоящего времени дошла лишь небольшая часть работ Тропинина раннего периода. Среди них видное место занимает групповой портрет Морковых (1813, Третьяковская галерея) и этюды к нему. В этом портрете есть еще некоторая неслаженность, беспомощная статичность композиции. Цвет условен и мало разработан даже  в этюдах.                                         
    Еще в Кукавке Тропининым был создан целый ряд произведений жанрового порядка. Это были изображения (чаще всего погрудные) украинских крестьян в их характерных одеждах. Эти образы в большинстве случаев носят идиллический характер; художника занимает также и этнографическое своеобразие типов. Примером могут служить этюды парубков и пожилых украинцев (Третьяковская галерея), «Мальчик с жалейкой» (Третьяковская галерея) и другие. Художник был намерен написать и многофигурную картину на бытовую тему (эскиз «Свадьба   в Кукавке», 10-е гг., Третьяковская галерея).
Свидетельством быстрого прогресса живописного мастерства Тропинина является такая его ранняя работа, как небольшой погрудный портрет Арсения Тропинина, сына художника (около 1818 г., Третьяковская галерея). Портрет замечателен необыкновенной душевной теплотой, с которой художник передал облик худенького светловолосого мальчика с несколько задумчивым, но в то же время живым выражением лица. Портрет этот предваряет характер дальнейшего развития творчества Тропинина. Теплота и  задушевность окажутся впоследствии основным качеством его лучших портретных работ. Свободная манера письма портрета сына, совершенство в разработке единой цветовой гаммы говорят о том, что к концу 10-х годов художник достиг зрелости живописного мастерства.

В.А.Тропинин. Портрет сына художника (ок.1818)

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

 Ко Дню защиты детей на нашем сайте открылась выставка детских работ:  Детское творчество - это серьезно. Вы будете приятно удивлены мастерством юных художников. Смотрите и удивляйтесь: http://iso.gogol.ru/exhibitions/Vust.Det.tvor

А также на нашем сайте www.gogol.ru вас ждут интересные конкурсы и много полезной информации.

 


В избранное