Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Карл Брюллов

Жанровые картины

    Еще в 1823 году, вскоре по приезде в Италию, Брюллов написал «Итальянское утро» (местонахождение неизвестно). Решающую роль здесь играет освещение, о чем писал сам художник, в следующих словах характеризуя поставленную передо собой задачу: «Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени и рефлектируются от фонтана,  освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением окна». Так снова в этой пленэрной постановке Брюллов обратился к теме связи человека с природой. В дальнейшем особенно ясно становится отношение художника к пейзажу, который никогда не трактуется им как безразличный фон, но всегда является средой, непосредственно воздействующей на человека.
    Вслед за «Итальянским утром» Брюллов написал «Сбор винограда» (1827, Русский музей), картину, в которой пейзаж имеет решающее значение-«Для вернейшего расположения теней и света я работаю сию картину под настоящим виноградником в саду», — писал Брюллов об этой картине, подтверждая, что он писал ее на открытом воздухе. В 1828 году Брюллов создает «Итальянский полдень» (Русский музей; уменьшенный, вероятно, позднейший, но еще более цельный своим живописным тоном вариант в Третьяковской галерее). Содержание картины составляет чувственное ощущение природы:
полуденного жара и прохладной тени, жажды и предвкушения вкуса винограда. Это однофигурная композициям которой ярко выражено душевное состояние человека. Этим она выгодно отличается от «Сбора винограда», где каждая фигура смотрится отдельно, будучи связана с другими только законом архитектонического равновесия.

К.П. Брюллов. Итальянский полдень (1828) К.П. Брюллов. Вирсавия (1832)


Картина представляет собой высшую точку, достигнутую Брюлловым в этой группе его работ, развивающих тему взаимодействия человека и природы. Работа над этой и подобными картинами связана была, конечно, с неустанным изучением природы. По ощущению природы к «Итальянскому полдню» непосредственно примыкает «Вирсавия» (1832, Третьяковская галерея), которой художник был неудовлетворен и потому не закончил. Центром картины является прекрасное обнаженное тело Вирсавии; оно купается в трепещущих лучах солнца, в то время как лицо погружено в прозрачную тень, падающую от деревьев. Однако пейзаж недостаточно связан с фигурой.
    Когда в начале 1826 г. «Итальянский полдень» появился на выставке в Петербурге, то строгие критики, академического толка заявили в письме к Брюллову (от имени Общества поощрения художников), что модель, взятая Брюлловым, имеет «соразмерности» не столько «изящные», сколь «приятные», далекие от классических идеалов. Ответ Брюллова Комитету Общества замечателен: «Причиной моей погрешности, — писал Брюллов, — было желание отличить сию картину и самим отличием форм от первой картины, представляющей подобный же предмет; найдя же, что правильные формы все между собою сходствуют, как-то особенно заметно в статуях, где сия чистота форм необходима, и что в картине посредством красок, освещения и перспективы художник приближается более к натуре ж имеет некоторое право отступить от условной красоты форм, я решился искать того предположенного разнообразия  в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй».
В этих словах содержится понимание не только специфики живописи, но и основ реализма, осознанных Брюлловым с удивительной быстротой.
    Слова Брюллова показывают, как глубоко сумел он уже тогда проникнуть в самое существо живописи, благотворно почувствовать грань, разделяющую скульптуру и живопись. Эти взгляды, столь противоречащие установкам Академии, могли зародиться уже тогда, когда художник почувствовал потребность окружить пейзажем фигуру Нарцисса.
    На фоне сухой живописи классиков «Итальянский полдень» звучал как многогранное проявление живописи, вместившей в себе не только форму и натуральный цвет, но и свет, и воздух.
В чисто жанровых картинах Брюллова чувство одушевляющее человека, всегда проникнуто высоким пафосом. В «Пострижении в монахини"(1826), он представляет молодую девушку как жертву религиозного фанатизма, сочувственно рисуя ее образ, полный женственной прелести, тонкой красоты. Краска беспокойного смущения заливает ее лицо и нежную шею. Если художник пишет «Пилигримов», павших ниц в дверях Латеранской базилики (1825, Третьяковская галерея), то с огромной силой изображает он подавляющее величие торжественной архитектуры, глубину далей и безграничную высоту неба, связав все это с ощущениями пилигримов, вступивших на почву Рима.
    Неоднократно Брюллов рисовал народные праздники, изображая грацию и ритм движений, самозабвенное упоение танцем. Это особенно ярко выражено в картине «Пляска перед остерией» (ок. 1825 г., местонахождение неизвестно). В одном из альбомов Третьяковской галереи сохранился законченный акварельный эскиз, где все полно захватывающего движения, темперамента, естественной красоты. Вся веселая сцена сдобрена юмором; забавна фигура хозяина остерии, торжественно спускающегося с лестницы с бутылью на голове; на вытянутых руках он горделиво и осторожно несет большие блюда, наполненные снедью.
    Для всех жанровых картин Брюллова характерна демократичность сюжетов, и не только сюжетная, но и композиционная неповторимость каждой из них. Яркость их образов свидетельствует о том, что художник всегда увлекался темой и не скупился насыщать композиции наблюдениями натуры. Получив несколько небольших картин, Общество поощрения художников выражало надежду, что, сделав копию с «Афинской школы» и жанровые картинки, Брюллов создаст наконец и капитальное историческое полотно.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

 Редакция сайта www.gogol.ru организует благотворительную акцию.

Не оставайтесь в стороне! Берите этюдники, хватайте фотоаппараты... Летний конкурс «В поисках дворянского гнезда»!  – спешите увидеть и запечатлеть уцелевшие гнезда русского дворянства.


В избранное