В 1821 году как «программу» на Малую золотую медаль Брюллов написал «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» (Русский музей). Уже в этой ранней работе сказалось очень важное композиционное свойство художника. Брюллов нашел гармоническое равновесие между человеческими фигурами и пейзажем. Несколько театральная фигура Авраама исполнена величия, чему способствуют великолепные складки его
широкого одеяния. Ангелы, прекрасные и грациозные, изображены как путники, отдыхающие после длинного странствия, на которое как бы намекает расстилающаяся на втором плане долина. Один из ангелов поправляет сбившуюся сандалию. Этот естественный, наблюденный в натуре жест сообщает сцене человеческую теплоту. Однако мы не должны заблуждаться насчет якобы волшебной легкости работы Брюллова. Например, по свидетельству современников, только что названную картину он переделывал до восьми раз.
Так же многим портретам предшествует значительное количество композиционных набросков, рисунков деталей, эскизов и этюдов маслом. После окончания Академии, еще до отъезда в 1822 году за границу, Брюллов написал по заказу Общества поощрения художников «программу» «Эдип и Антигона» на тему одноименной трагедии Озерова. Сама картина не сохранилась, но художник сделал с нее автолитографию, дающую о ней ясное представление. С поразительной силой в «Эдипе» выражена идея самозабвенной любви.
Эта идея плодотворно расцветает через десять лет во множестве отдельных эпизодов «Последнего дня Помпеи». Картина, вероятно, была навеяна театральной постановкой, но ни в типах лиц, ни в движениях фигур не ощущается никакого театрального преувеличения. Следует также отметить, что здесь, впервые в живописи Брюллова, появилось изображение человеческих фигур, характер движения которых обусловлен реальной обстановкой: слепота отца, внимательная осторожность Антигоны, связанная с трудностью
ходьбы по гористой местности. Уже в ранние годы Брюллов обнаруживает чрезвычайное разнообразие художественных интересов. Он пишет театральные декорации и занавесы, сочиняет костюмы, занимается литографией и скульптурой. Так, он делает восковые фигуры ангелов для модели Исаакиевского собора и рисунки для медалей. Брюллову всегда было присуще повышенное чувство формы. Художник развивает это чувство, изучая пластику не только теоретически, не только путем срисовывания статуй, но и практически,
занимаясь лепкой. Уже ранние его картины поражают своей пластичностью. Занятия скульптурой помогали ему не только в освоении пластической формы, но и в решении композиционных задач.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Не оставайтесь в стороне! Берите этюдники, хватайте фотоаппараты... Летний конкурс «В поисках дворянского гнезда»! – спешите увидеть и запечатлеть уцелевшие гнезда русского дворянства.