Произведения Тропинина типа портретов Булахова и Пушкина вместе с такими работами Кипренского, как портрет Пушкина и автопортрет 1828 года, являются наивысшим достижением русского реалистического портретного искусства 20-х годов. Многие характерные черты портретов этой группы можно встретить и в портретных произведениях Тропинина следующего десятилетия. Так, интимностью, жизнерадостностью и большой внутренней теплотой отличаются образы в портретах В. И. Ершовой с
дочерью (1831) и художницы Л. С. Бороздны (1831, Киевский музей русского искусства); близок к портретам 20-х годов по характеру образа и по живописному языку портрет А. С. Долгорукого (30-е гг., Третьяковская галерея); одним из лучших достижений Тропинина -портретиста по непредвзятости характеристики и совершенству живописи является портрет гр. В.А.Зубовой (1834, Третьяковская галерея). В ряде тропининских портретов преимущественно 10—20-х годов можно усмотреть Элементы романтизма,
которые изредка появлялись в творчестве Тропинина и в более поздние годы. Однако романтика этих портретов неглубока и выражается лишь в употреблении некоторых мотивов и атрибутов типично романтического портрета, как, например, взгляд, обращенный кверху, эффектно развевающаяся одежда, грозовой пейзаж на фоне. Романтизм не принес Тропинину ни одного большого творческого достижения. В 20—30-е годы Тропинин создает особый вид жанровой картины; изображение какого-либо
В.А.Тропинин. Кружевница (1823)
характерного представителя определенного общественного слоя, чаще всего человека из народа, представленного занятым обычным для негоделом. Фигура человека в этих жанровых картинах дается Тропининым обычно крупным планом, чаще всего — по пояс, в окружении немногочисленных, но типичных аксессуаров. Характерным примером этого жанра может служить «Кружевница» (1823, Третьяковская галерея). На картине изображена улыбающаяся, миловидная,
большеглазая девушка, по-видимому, крепостная мастерица, занятая плетением кружев. Образ девушки носит несколько условный, идиллический характер. И все же в этой картине Тропинин стремится в известной мере к социальной конкретности образа. Он очень внимателен к деталям, говорящим о кружевнице, как представительнице определенного трудового социального слоя; он заботливо отмечает характер ее прически, платья и особенно всех принадлежностей кружевоплетения. Вместе с тем «Кружевница» отличается необычайной законченностью
художественной формы — безупречной композицией, тщательно и виртуозно разработанной живописной поверхностью. По всем этим данным к ней близки картины «Гитарист» (1823, Третьяковская галерея), «Золотошвейка» (1826, Третьяковская галерея) и некоторые другие. В более поздние годы Тропинин сделал несколько эскизов маслом, изображающих жанровые сцены: «Сбитенщик», «Покупка яблок» (30-е гг.; оба в Третьяковской галерее). Стремление передать типы современного художнику городского населения —
представителей городских «низов» — соединяется в этих эскизах с поисками формы многофигурной жанровой картины.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Внимание! Летний конкурс «В поисках дворянского гнезда»! Берите этюдники, хватайте фотоаппараты – спешите увидеть и запечатлеть уцелевшие гнезда русского дворянства. Принимаются любые творческие работы. Ждем ваше творчество: iso.gogol.ru