Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


В.А.Тропинин

Творчество Тропинина конца 30—40-х и начала 50-х годов представляет собой особый, самостоятельный этап в его развитии как художника.
    Портретам этого времени по-прежнему свойственны безыскусственность и интимность, но наряду с этим в них появляются и новые черты. В портретном творчестве Тропинина этих лет становится все меньше и меньше оптимистически-безмятежных образов, которые были типичны для портретов предшествующего периода.
    Художник обратился к углубленному изучению тех новых черт, которые наложила на русского человека эпоха, последовавшая за разгромом восстания 1825 года, ознаменованная политической реакцией, временным спадом освободительного движения в 30-х годах и новым общественным подъемом, наступившим в 40-х годах, вызвавшим на арену общественной жизни новые социальные слои. Взгляд художника на человека стал более трезвым, объективным, а образы, создаваемые им, стали многостороннее. Живописец отмечает в портретируемых людях существование сложного, иногда противоречивого духовного мира. Процесс этот начался в творчестве Тропинина сравнительно рано, о чем свидетельствует портрет Яковлева (конец 20-х гг., Третьяковская галерея), где портретируемый обрисован как человек, чей душевный мир пронизан какой-то внутренней неудовлетворенностью.
    Для этого круга творческих исканий Тропинина конца 30-х и 40—50-х годов характерны такие произведения, как портреты П. Ф. Заикина (1837, Исторический музей), столяра-рамочника Карташева (1840, Третьяковская галерея), «Неизвестного    с    сигарой»    (1847,   Третьяковская    галерея),    писателя Н. В. Сушкова (1852, музей Ф. И. Тютчева в Муранове), племянника Тропинина П. Р. Бараша (1854, Исторический музей). Для перечисленных портретов типичны вдумчивость, точность и большая, чем раньше, разносторонность анализа социальной и психологической сущности портретируемых. Художник отмечает внутреннюю собранность, серьезность, энергию и простоту трудового человека в портрете Карташева, спокойный ум Сушкова, трезвый, чуть скептический взгляд на мир разночинца Бараша.
    Характерно, что в эти же годы получает широкое развитие тип портрета, ранее встречавшийся у Тропинина гораздо реже. В качестве примера можно указать «Автопортрет» 1846 года (Третьяковская галерея). Ему свойственна та же ясность мироощущения и душевная мягкость, что и многим портретам 20-х — начала 30-х годов. Однако, в отличие от них, автопортрет построен композиционно иначе: он поколенный, большего размера;, художник изображен на нем с палитрой в руках на фоне подробно разработанного пейзажа (панорамы Московского Кремля), И пейзаж и аксессуары помогают раскрытию сущности образа — образа художника, преданного своей профессии и горячо любящего свой город, без которых он как бы не мыслил своего существования. Типичным примером портретов этого типа является также групповой портрет Д. П. Воейкова с дочерью и гувернанткой (1842, Третьяковская галерея). Этот портрет задуман как жанровая сцена: дочь в сопровождении гувернантки приходит в кабинет отца. Все изображенные лица объединены чувством внутренней близости и взаимопонимания. В тщательно разработанных аксессуарах, в пейзаже за окном подчеркнуто все, что говорит о вкусах этих людей, об их увлечениях и привычках. Эти особенности приближают портрет к бытовому жанру.

В.А.Тропинин. Автопортрет (1846)
В.А.Тропинин. Портрет Д.П.Воейкова с дочерьюи гувернанткой (1842)

   Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Внимание! Летний конкурс «В поисках дворянского гнезда»! Берите этюдники, хватайте фотоаппараты – спешите увидеть и запечатлеть уцелевшие гнезда русского дворянства. Принимаются любые творческие работы. Ждем ваше творчество: iso.gogol.ru

В разделе ИЗО открыта выставка "Детское творчество - это серьезно"


В избранное