Обращение Тропинина к большому аксессуарному, а иногда и к групповому портрету, близкому к жанру, — явление не случайное. Оно представляет собой одно из выражений общего для всего русского реалистического искусства 30—40-х годов процесса сближения портрета с бытовой картиной. Одной из основных причин этого сближения было стремление расширить границы портретного искусства и достигнуть более полной и точной характеристики социальной сущности изображаемых лиц.
В.А.Тропинин. Портрет Д.П.Воейкова с дочерьюи гувернанткой (1842)
В 40-х — начале 50-х годов Тропинин продолжает работать и над бытовой темой. В его бытовой живописи этого времени наблюдается иногда по-прежнему некоторая идеализация. Однако в эти годы получают свое окончательное завершение и реалистические тенденции тропининского жанра. Характерна в этом отношении небольшая картина «Слуга со штофом» (40-е гг., Третьяковская галерея), в которой художник со смешанным чувством осуждения и сочувствия изобразил опустившегося,
бедно и неряшливо одетого человека, с сосредоточенными видом пересчитывающего деньги, зажав подмышкой штоф с водкой. Образ слуги здесь социально-конкретен и лишен черт идеализации. Картина эта характеризует собой уже переход русской реалистической живописи (и прежде всего живописи самого Тропинина) к критическому осмыслению действительности. Однако в данном случае это осмысление еще не проникает вглубь явления: это не столько анализ социальных причин, порождающих данный социальный тип, сколько морализирование
но поводу индивидуальных отрицательных качеств изображенного человека. Основной принцип портретного искусства Тропинина, утвержденный им в его лучших портретах, — изображение человека в его естественном, реальном облике, в типичном для него душевном состоянии, в окружении реальной, привычной обстановки, — характеризовал
собой новый этап развития русского портрета первой половины XIX столетия, представленный также портретным творчеством Венецианова и его последователей. Принцип этот в дальнейшем был органически унаследован художниками-реалистами второй половины XIX века. Жанровые картины Тропинина также во многом предварили реалистическую бытовую живопись второй половины XIX века. В частности, выработанный Тропининым особый вид жанровой картины — поясное изображение характерных народных типов — явился
прообразом одной из распространенных форм жанровой живописи нового периода: портрета — социального типа. Творчество Тропинина, высоко ценимое современниками и, в частности, московской общественностью и московскими художниками, во многом определило реалистический характер московской школы живописи, сложившейся в середине XIX века и давшей искусству демократического реализма целый ряд подлинно выдающихся мастеров.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Внимание! Летний конкурс «В поисках дворянского гнезда»! Берите этюдники, хватайте фотоаппараты – спешите увидеть и запечатлеть уцелевшие гнезда русского дворянства. Принимаются любые творческие работы. Ждем ваше творчество: iso.gogol.ru