Огромное дарование Брюллова отразилось на многих сторонах русского искусства. Его произведения покоряли зрителя творческим темпераментом, драматизмом, человечностью, блеском мастерства, которым художник, казалось, без всяких усилий достигал предельной пластичности формы, яркого цвета, выражения индивидуальных человеческих характеров. Наряду с Александром Ивановым и Федотовым Брюллов является крупнейшим художником эпохи. Творчество Венецианова, развивавшееся
вне Академии, и вся его педагогическая деятельность, направленная к созданию реалистических произведений, по сути своей враждебных Академии, измена академическим принципам со стороны таких выучеников Академии, как Кипренский, Тропинин и Варнек, свидетельствовали о начале глубокого кризиса академического искусства. Появление Брюллова вдохнуло новую жизнь в академическое искусство и надолго отсрочило окончательный упадок Академии. Карл Павлович Брюллов (1799—1852) является художником, оказавшим огромное влияние
на искусство своего времени. Предки Брюллова происходили из Франции. Как протестанты, они бежали в Германию после отмены Нантского эдикта. В 70-х годах XVIII века Брюлловы поселились в России. Дед художника Георг служил лепщиком на императорском фарфоровом заводе. Отец художника был замечательным резчиком по дереву; за свои работы он получил звание академика. Старшим из братьев художника был Федор, впоследствии иконный живописец, далее шел Александр, ставший известным архитектором и превосходным
мастером акварельного портрета, потом Карл и, наконец, младший, Иван, многообещающий пейзажист, умерший в юношеском возрасте. Карл Брюллов начал рисовать очень рано. Отец обратил внимание на его способности, заставлял его копировать гравюры и рисовать с натуры различные предметы. Даже поступив в Академию, Брюллов продолжал по вечерам работать под руководством отца. В одном из писем к отцу художник вспоминал, как вечером, при свече, он копировал с гравюры плафон Сикстинской капеллы Микельанджело. В 1809 году Брюллов поступил в Академию художеств; он работал у Егорова и Шебуева и в течение всех лет обучения занимался под руководством Андрея Иванова, который сумел развить богатое природное дарование ученика, воспитав в нем уверенный рисунок, способность рисовать на память человеческую фигуру в любых положениях и поворотах, любовь к композиционным упражнениям.
К.П. Брюллов. Наткрщики. Рисунок (1817)
Совет Академии постоянно отмечал работы Брюллова как выдающиеся. Аллегорический рисунок «Гений искусства» (Русский музей), исполненный цветными карандашами и заслуживший серебряную медаль, был использован для рельефа, вычеканенного на академической медали. За картину «Улисс, представший царевне Навзикае после претерпенного им кораблекрушения» (Русский музей) Брюллов получил в 1818 году золотую медаль «за экспрессию», то есть выразительность лиц и фигур.
В 1819 году в классе Андрея Иванова была «поставлена» в качестве задания для живописцев мужская фигура — полулежащий юноша, как бы наклонившийся над водой. В обычае Академии были такие тематические постановки: натурщик, упавший на спину, изображал собою убитого Авеля или разбившегося в падении Икара и т. д. Натурщика, поставленного в классе Андрея Иванова, вероятно, сам преподаватель предложил трактовать как Нарцисса, смотрящегося в воду. Но Брюллов не удовлетворился только тем, что он увидел и смог изобразить
в стенах Академии. Он решил изобразить фигуру Нарцисса в окружении пейзажа. Он пошел в Строгановский сад на Черной речке, и его воображение населило густые заросли сада мифологическими образами, глаза художника заметили множество живых деталей: лучи солнца, пробивающиеся сквозь листву, листок, упавший на поверхность воды и резко обозначивший ее гладь. Академический Этюд с натурщика превратился в законченную картину «Нарцисс» (1819, Русский музей. Произведение это уже заключало в себе тему общения человека и
природы, тему, ставшую одной из главных в творчестве художника. К ней он возвращался не раз и в ученические годы.
К.П. Брюллов. Нарцисс (1819)
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Внимание! Летний конкурс «В поисках дворянского гнезда»! Берите этюдники, хватайте фотоаппараты – спешите увидеть и запечатлеть уцелевшие гнезда русского дворянства. Принимаются любые творческие работы. Ждем ваше творчество:iso.gogol.ru