Творчество Сильвестра Щедрина представляет собой крупный этап в развитии русского пейзажа. Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791 —1830) принадлежал к артистической семье. Его отец — известный скульптор, брат отца Семен — ландшафтный живописец, профессор Петербургской Академии художеств; Аполлон, младший брат Щедрина, был архитектор. Учителем Щедрина в Академии был сначала его дядя, а после его смерти М.М.Иванов; значительное
влияние на развитие Щедрина оказал также Ф. Я. Алексеев. В своих ранних произведениях Щедрин изображал Петербург, разрабатывая те же темы городского и даже именно петербургского пейзажа, как и Алексеев. Однако по своему коричневатому колориту его живопись петербургского периода ближе к Семену Щедрину, чем к серебристой и голубоватой гамме произведений Алексеева. Еще ничто не указывало на то, куда в дальнейшем пойдет живописное развитие молодого художника. Условный колорит и композиция
с резким разделением пространства на планы — вот отличительные черты его произведений петербургского периода. В 1811 году за картину «Вид Петровского острова в Петербурге» (Русский музей) Щедрин получил Большую золотую медаль и право на заграничную поездку. Однако вместе с несколькими другими юношами, окончившими Академию, он не смог сразу отправиться за границу, так как в это время шла война в Европе. Только в 1818 году Щедрин наконец получил возможность уехать.
Сильвестр Ф.Щедрин. Вид Петровского острова в Петербурге (1811)
Он поселился в Италии, живя сначала в Риме, а потом в Неаполе. Двенадцать лет, прожитые им в Италии, были годами непрерывного труда и огромного творческого роста. В Риме среди других русских художников жил Кипренский, с которым Щедрин был знаком еще в Академии и, возможно, даже сотрудничал с ним в Италии. Самые ранние римские работы Щедрина отличаются теми же свойствами, которые наблюдаются в его произведениях, созданных
в Петербурге. Условна их коричневая гамма. В композиции пейзажей нет еще цельности, они фрагментарны. Таков, например, небольшой этюд «Колизей» (1819, Третьяковская галерея), изображающий часть этого здания, но не дающий никакого представления о поразительной мощи целого. Но уже в «Колизее», написанном в 1822 году (Русский музей), видно глубокое внимание художника к натуре, к изучению архитектурных форм и пропорций, к передаче характерного цвета и фактуры древнего камня. Для развития Щедрина эта работа
является знаменательной, она важна как путь к освобождению художника от предвзятостей, привитых Академией. Свою первоначальную задачу Щедрин формулировал в ней как задачу создания портрета местности. Стремление глубже передать характер натуры — вот что лежит в основе его новых опытов пейзажной живописи. Еще Академия дала ему превосходное знание линейной перспективы; изучение натуры не только приводит его к открытию и освоению воздушной перспективы, но и к новой колористической гамме. Но в этих работах еще нет
того насыщающего все пространство света, который отличает зрелую живопись художника. Многочисленные вариации одной и той же темы свидетельствуют о настойчивости художника в достижении поставленных целей; но новые колористические задачи осознаются и разрешаются им далеко не сразу. Только в 1826 году, через восемь лет после приезда в Италию, он написал картину, которую показывал своему другу скульптору Гальбергу, как результат своего нового понимания колорита. Щедрин
спросил Гальберга, находит ли тот какую-либо перемену в его манере. «Я отвечал, — пишет Гальберг, — разница приметна, и очень. Вообще все краски серые, тона холодные, но больше силы и больше натуры. — Ну, слава богу, — сказал он, — насилу-то я выбился из теплых тонов, о которых мне столько толковали и о которых толкуют до сих пор господа любители». Над проблемой колорита Щедрин работал с огромным упорством. Картину «Новый Рим» (1824, Третьяковская галерея, изображающую вид Тибра с башней
Святого Ангела направо и громадой собора Святого Петра вдали, Щедрин повторил восемь раз, обогащая каждый вариант новыми колористическими наблюдениями. Его, очевидно, уже тогда глубоко занимала не только проблема передачи воздуха, но и проблема освещения. Наряду с настойчивым желанием решить эти задачи Щедрин стремился к тому, чтобы сам образ вечного города отразился в композиции —отчетливой, простой, совершенно законченной и логически осознанной во всех деталях. Переходя от одного варианта картины к другому,
он все более и более совершенствовал композицию, стремясь слить в единое целое все компоненты пейзажа.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Благотворительная акция
Культурный портал www.gogol.ru организует сбор вещей для воспитанников Дубнинского детского дома (г. Дубна, ул. Курчатова, 20). Сейчас там проживает 39 человек (23 мальчика, 16 девочек), 10 начального школьного возраста, остальные старше. Им необходимы: одежда, обувь, предметы гигиены, текстильные изделия, канцелярские товары, все для досуга, уроков труда и рукоделия.
Вещи нужно приносить по адресу: Докучаев переулок, дом 3, стр. 1.