Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Орест Кипренский

Годы, протекшие между окончанием Академии и отъездом в 1816 году за границу, были периодом большой творческой активности Кипренского-портретиста.

К числу лучших произведений этого раннего периода его творчества отно­сят    прежде   всего    два    портрета,    исполненные    около   1808    года   (Русский музей и Третьяковская галерея). В обоих портретах дан образ молодого, темпераментного, полного внутренней энергии человека. Художественный язык портретов говорит вместе с тем о разнообразии творческих исканий. Так, в блестящем по своим живописным достоинствам портрете в собрании Рус­ского музея, приписывающемся Кипренскому и считающемся его автопортретом, форма лепится цветом, тончайшими сочетаниями розового и дополнитель­ного— бледно-зеленого цвета; в «Автопортрете с кистями за ухом», хранящемся в Третьяковской галерее, напротив, форма характеризована резкими противопоставлениями света и тени.

Наиболее значительными произведениями этой поры являются также портреты друга художника А. Р. Томилова (1808, Русский музей), Е. П. Ростопчиной (1809, Третьяковская галерея), гусарского полковника Давыдова (1809, Рус­ский музей), мальчика Челищева (около 1809, Третьяковская галерея), Д. Н. Хвостовой (1814, Третьяковская галерея),  С. С. Уварова (1815, Третьяковская галерея) и поэта В. А. Жуковского (1816, Третья­ковская галерея). Отличительными чертами Кипренского этих лет явились при­стальный интерес к миру чувств изображаемых людей, подчеркивание в их миро­ощущении этической чистоты и очень часто — стремление обнаружить в людях скрытую энергию, потенциальную способность к действию.

 

 Портрет  Челищева (ок. 1809)                      Портрет Д.Н.Хвостовой (1814)

В портрете Ростопчиной создан лирический образ женщины, наделенной тон­кой душевной восприимчивостью, натурой ищущей и самоуглубленной. Роман­тический образ мальчика Челищева обращает на себя внимание своей яркой эмоциональностью, прекрасно переданной художником напряженной детской жаждой жизненных впечатлений, ощущаемой в каждой черте его выразитель­ного лица. Портрет Хвостовой близок к портрету Ростопчиной индивидуализа­цией характеристики женского образа. Художник подчеркивает в портрете Хвостовой вдумчивость, серьезность и в то же время душевную мягкость, лиричность.

В лучших произведениях этого круга, в таких, как портреты Томилова, Давыдова, Жуковского, Кипренский раскрыл характерные черты передовой части русской дворянской интеллигенции эпохи общественного и патриотического подъема первого пятнадцатилетия XIX века — высокую духовную культуру, про­грессивность социальных воззрений, пылкий патриотизм.

Одним из крупнейших творческих достижений художника в этот период являются образы военных — участников войн с Наполеоном, и первое место среди них принадлежит, конечно, знаменитому портрету гусарского полков­ника Давыдова, изображенного во весь рост на фоне грозового пейзажа облоко­тившимся на каменный барьер. Давыдов на портрете Кипренского обладает развитым и глубоким духовным миром. Об этом говорит его серьезный, задумчи­вый взгляд, большой открытый лоб. Внутренняя одухотворенность образа еще усиливается той романтической атмосферой полумрака, пронизанного скользящими пятнами света и тени, которую создает Кипренский вокруг фигуры Давыдова. Колорит портрета основан на необычайно звучном сочетании красного с золотом и белого с серебром в мундире гусара,   а   также   на  контрастах  этих цветовых эффектов с глубокими темными тонами пейзажа. Все это вместе с непринужденной и спокойной позой Давыдова создает образ, полный внутрен­ней энергии и глубокого личного достоинства, органически слитого с чувством воинской чести. Подобная трактовка образа военного выражает сложившееся в передовом русском обществе эпохи европейских освободительных войн с Напо­леоном представление о непоколебимом, стойком, исполненном мужества воине — защитнике отечества.

 Портрет гусарского полковника Давыдова (1809)
             Портрет гусарского полковника Давыдова. Фрагмент.(1809)

Образ, воплощенный в портрете Давыдова, получил свое дальнейшее разви­тие в карандашных портретах участников Отечественной войны, исполненных Кипренским в 1812—1813 годах.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.

На сайте объявляется беспрецедентный конкурс - ГОГОЛЬ.РЖУ! Мы предлагаем переписать одно из произведений Н. В. Гоголя на падонковском языке/сленге. 


В избранное