Годы, протекшие между окончанием Академии и отъездом в 1816 году за границу, были периодом большой творческой активности Кипренского-портретиста.
К числу лучших произведений этого раннего периода его творчества относятпреждевсегодвапортрета,исполненныеоколо1808года(Русский
музей и Третьяковская галерея). В обоих портретах дан образ молодого, темпераментного, полного внутренней энергии человека. Художественный язык портретов говорит вместе с тем о разнообразии творческих исканий. Так, в блестящем по своим живописным достоинствам портрете в собрании Русского музея, приписывающемся Кипренскому и считающемся его автопортретом, форма лепится цветом, тончайшими сочетаниями розового и дополнительного— бледно-зеленого цвета; в «Автопортрете с кистями за ухом», хранящемся в Третьяковской
галерее, напротив, форма характеризована резкими противопоставлениями света и тени.
Наиболее значительными произведениями этой поры являются также портреты друга художника А. Р. Томилова (1808, Русский музей), Е. П. Ростопчиной (1809, Третьяковская галерея), гусарского полковника Давыдова (1809, Русский музей), мальчика Челищева (около 1809, Третьяковская галерея), Д. Н. Хвостовой (1814, Третьяковская галерея), С. С. Уварова (1815, Третьяковская галерея)
и поэта В. А. Жуковского (1816, Третьяковская галерея). Отличительными чертами Кипренского этих лет явились пристальный интерес к миру чувств изображаемых людей, подчеркивание в их мироощущении этической чистоты и очень часто — стремление обнаружить в людях скрытую энергию, потенциальную способность к действию.
Портрет Челищева (ок. 1809) Портрет Д.Н.Хвостовой (1814)
В портрете Ростопчиной создан лирический образ женщины, наделенной тонкой душевной восприимчивостью, натурой ищущей и самоуглубленной. Романтический образ мальчика Челищева обращает на себя внимание своей яркой эмоциональностью, прекрасно переданной художником напряженной детской жаждой жизненных впечатлений, ощущаемой в каждой черте его выразительного лица. Портрет Хвостовой близок к портрету
Ростопчиной индивидуализацией характеристики женского образа. Художник подчеркивает в портрете Хвостовой вдумчивость, серьезность и в то же время душевную мягкость, лиричность.
В лучших произведениях этого круга, в таких, как портреты Томилова, Давыдова, Жуковского, Кипренский раскрыл характерные черты передовой части русской дворянской интеллигенции эпохи общественного и патриотического подъема первого пятнадцатилетия XIXвека — высокую духовную культуру, прогрессивность социальных воззрений, пылкий патриотизм.
Одним из крупнейших творческих достижений художника в этот период являются образы военных — участников войн с Наполеоном, и первое место среди них принадлежит, конечно, знаменитому портрету гусарского полковника Давыдова, изображенного во весь рост на фоне грозового пейзажа облокотившимся на каменный барьер. Давыдов на портрете Кипренского обладает развитым и глубоким духовным миром. Об этом
говорит его серьезный, задумчивый взгляд, большой открытый лоб. Внутренняя одухотворенность образа еще усиливается той романтической атмосферой полумрака, пронизанного скользящими пятнами света и тени, которую создает Кипренский вокруг фигуры Давыдова. Колорит портрета основан на необычайно звучном сочетании красного с золотом и белого с серебром в мундире гусара,атакженаконтрастахэтих цветовых эффектов с глубокими темными тонами пейзажа. Все это вместе с непринужденной и спокойной позой Давыдова создает образ, полный внутренней энергии и глубокого личного достоинства, органически слитого с чувством воинской чести. Подобная трактовка образа военного выражает сложившееся в передовом русском обществе эпохи европейских освободительных войн с Наполеоном представление о непоколебимом, стойком, исполненном мужества воине — защитнике отечества.
Портрет гусарского полковника Давыдова (1809) Портрет гусарского полковника Давыдова. Фрагмент.(1809)
Образ, воплощенный в портрете Давыдова, получил свое дальнейшее развитие в карандашных портретах участников Отечественной войны, исполненных Кипренским в 1812—1813 годах.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.
На сайте объявляется беспрецедентный конкурс -ГОГОЛЬ.РЖУ! Мы предлагаем переписать одно из произведений Н. В. Гоголя на падонковском языке/сленге.