В конце XVIII века, примерно с середины 80-х годов, в русском искусстве усиливаются признаки формирования новых представлений о человеческой личности. В области портрета это сказывалось прежде всего в поисках более тонких средств передачи не одних только основных черт характера человека, но и его переживаний. Этим не исчерпывался, однако, своеобразный характер русской портретной живописи конца XVIII века: в творчестве ряда художников шли, помимо этого, поиски большей определенности, большей
характерности в трактовке образа человека. Все эти искания мастеров конца XVIII века захватывают также и самое начало XIX века, подготовляя новый расцвет портретной живописи в первой половине XIX столетия. Виднейшим представителем нового этапа в развитии портретной живописи был Владимир Лукич Боровиковский (1757—1825). Боровиковский родился на Украине, живописи учился у отца. По окончании
военной службы Боровиковский стал писать преимущественно образа. В 1787 году, когда Екатерина II совершала путешествие на юг России, Боровиковскому было поручено расписать комнаты, в которых она останавливалась в Кременчуге. Аллегорические изображения, прославлявшие Екатерину, понравились ей. Художнику было предложено ехать в Петербург для совершенствования в искусстве. В Петербурге Боровиковский, по-видимому, занимался у Левицкого. Одним из наиболее ранних портретов
Боровиковского является очень скромный и поэтичный портрет О. К. Филипповой (1790-е годы, Русский музей), жены архитектора, помощника Воронихина. Написан он мастерски, но, по-видимому, не вполне закончен. К ранним произведениям Боровиковского, созданным в Петербурге, относится портрет Екатерины II, гуляющей в царскосельском парке, повторенный самим Боровиковским с большими или меньшими отличиями несколько раз (около 1795 г., Третьяковская галерея и Русский музей). Портрет резко
отличен от написанной всего лишь десятью годами раньше «Екатерины-законодательницы» Левицкого. Царица показана «казанской помещицей» (как иногда она называла себя), одетой запросто, отдыхающей в собственном парке. В портрете подчеркнуты интимность Настроения, домашняя простота. В нем как бы намечается относительное «опрощение» образа человека, еще более заметное, конечно, в портретах других лиц. Трактовка людей Боровиковским на портретах 90-х годов еще не особенно сложна. Художник прежде
всего подчеркивает мечтательную, нежную чувствительность. Она, однако, была лишь частным выражением все более ширившегося интереса к переживаниям человека, интересного для зрителей не только знатным положением, но своими личными особенностями. Боровиковский показывает людей не на нейтральном фоне или на фоне дворцовой обстановки, но отдыхающими или мечтающими среди природы, в простой шляпе, с цветком или яблоком в руке. Поиски естественности изображения находят у Боровиковского еще ограниченное
выражение, но уже в ряде случаев тихая мечтательность его портретов означала собою открытие им и утверждение неизвестных до того в русском искусстве тонких переживаний человека. К лучшим произведениям портретной живописи XVIII века относятся прекрасные, одухотворенные портреты Боровиковского «Неизвестной с медальоном на груди» (1798), Е. А. Нарышкиной
(1799) и М. И. Лопухиной (1797) — исключительный по лиризму настроения и по красоте живописи (все три в Третьяковской галерее). Полны достоинства и серьезности мужские портреты Боровиковского: Г. Р. Державина (1795, Третьяковская галерея), Д. П. Трощинского
(90-е гг., Русский музей). Героичность, патетическая воодушевленность выражены в портрете генерала Ф. А. Боровского (1799, Русский музей,). Особенной жизненной непосредственностью отличается портрет сестер А. Г. и В. Г. Гагариных (1802, Третьяковская галерея). Замечательное композиционное и колористическое единство
этого портрета способствует воплощению внутренней гармонии образа девушек, увлеченных пением и музыкой.
В.Л.Боровиковский. Портрет сестер А.Г. и В.Г.Гагариных (1802)
В.Л.Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной (1797)
В.Л.Боровиковский. Портрет Ф.А.Боровского (1799)
Лирическое очарование было подчеркнуто Боровиковским и в людях, отнюдь не принадлежавших к обычным привилегированным персонажам портретов. Так, им была написана торжковская крестьянка Христинья (около 1795 г.; Третьяковская галерея). Это изображение совершенно ново по своему содержанию именно потому, что в нем не было уже и следов какого-либо «этнографического» отношения к модели. Боровиковский написал крепостную крестьянку со всем ему свойственным поэтическим восприятием
внутреннего мира человеческой личности.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Редакция сайта организует благотворительную акцию. Подробности ЗДЕСЬ или у нас в ЖЖ. В разделе ИЗО открыта новая страница "Детское творчество". Тем, кому нет еще 16-ти, предоставляется возможность принять участие в выставке, посвященной Дню защиты детей, которая будет открыта на нашем сайте 1 июня. В рамках проекта "Литературная параллель" мы выступаем партнером литературного интернет-конкурса
моноактерных пьес. Ждем ваши работы! В разделе "Литература" открыт конкурс на лучшую рецензию. ПОБЕДИТЕЛЕЙ ЖДУТ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИЗЫ! В
разделе КИНО новый конкурс "УЗНАЙ ЗВЕЗДУ" (мужская версия). Участвуйте и выигрывайте