В конце XVIII века в русской живописи возникает пейзаж как таковой. Существовавшие до того перспективные и панорамные виды городов и достопримечательных мест не обладали достаточной художественно-эмоциональной выразительностью, которая позволила бы приравнять их к произведениям Левицкого или Боровиковского. Ярко проявившееся в конце столетия стремление мастеров русской живописи к естественности и простоте в искусстве привело к новому, более глубокому
и поэтическому восприятию природы. В видах предшествующего периода основной задачей являлось достижение документальной точности изображений; теперь же художники стремятся прежде всего передать поэтическое содержание изображаемого вида; именно оно становится основой создания художественного образа в пейзажной живописи. Это сочетается со стремлением изобразить «простые» виды, передать в картине «сельскую простоту» и т. д. Новое понимание задач и средств пейзажа настолько созревает в конце столетия,
что носителями его становятся почти одновременно несколько художников (хотя и начавших работать несколько раньше и в разное время). Основоположником русской пейзажной живописи в ее новом понимании является Семен Федорович Щедрин (1745—1804). Уже в ранних произведениях Щедрина, исполненных в 70—80-х годах (рисунок, гуашь, масло), проявилось стремление к верной передаче природы. Эти ранние работы Щедрина отличаются тонким чувством декоративности, большой
композиционной целостностью. Вместе с тем им свойственна еще некоторая условность изобразительного языка, выражающаяся в однообразии композиционных и колористических построений, в наличии условных, повторяющихся приемов изображения деревьев, воды, облаков. К 90-м годам и к началу 1800-х относятся лучшие работы Щедрина, могущие именоваться новаторскими. Он изображал окрестности Петербурга, в которых к концу XVIII века были созданы замечательные парки. Это означало обращение русской пейзажной
живописи к темам национальной действительности. Щедрин создал ряд поэтических изображений парков Гатчины, Павловска, Петергофа (Третьяковская галерея, Русский музей и др.), характерными примерами которых могут служить «Вид на Гатчинский дворец с Серебряного озера» (1798) и «Каменный мост в Гатчине у площади Конетабля» (1799-1801). Созданные Щедриным «Вид на Большую Невку и Строганову дачу» (1804, Русский музей) и другие изображения Петербурга решительно отличаются от видов столицы, написанных
или награвированных художниками середины ХVIII века. Здесь, как и в других работах Щедрина, памятники архитектуры отступают на задний план; именно природа определяет собой содержание и характер изображения, подкупающего искренним чувством красоты пейзажа и лиричностью его образа.
Семен Ф.Щедрин. Вид на большую Невку и Строганову дачу (1804)
Семен Ф.Щедрин. Каменный мост в Гатчине у площади Конетабля (1799-1801)
Главенство пейзажной темы в картинах Щедрина подчеркнуто масштабностью изображения: высотой огромных деревьев, глубиной и ширью далей, частыми контрастами между крупными и тяжелыми массами первого плана и открывающимися за ними зелено-голубыми просторами, воздушностью пейзажа в целом. С годами мастерство Щедрина становилось все более уверенным и высоким; художник изживал черты декоративности и сочиненности ранних работ, его картины становились более содержательными
и значительными. Он чаще и шире обращался к конкретным бытовым сценам в своих пейзажных произведениях. Он показывал в них не только гуляющих господ; в некоторых, наиболее зрелых из них, появляются изображения крестьян на плоту, рыбаков у костра на берегу, — такие сцены помещены на первом плане картины «Каменноостровский дворец в Петербурге» (1798, Русский музей), Семен Щедрин в короткое время создал ряд ценных произведений пейзажной живописи. Своё понимание пейзажа он
передал ученикам учрежденного при его прямом участии класса ландшафтной гравюры, которым он руководил с 1799 года совместно с гравером И. Клаубером. Из ландшафтного класса Академии художеств вышли лучшие мастера гравированного пейзажа — С. Ф. Галактионов, А. Г. Ухтомский и братья Козьма и Иван Ческие, награвировавшие в самом начале 1800-х годов с оригиналов С. Ф. Щедрина большое количество превосходных видов или «ландшафтов» Павловска,
Петергофа, Гатчины. В свои работы эти граверы-пейзажисты внесли некоторые черты нового понимания природы, связанного с дальнейшим развитием реалистических начал. Оригиналы Щедрина приобрели в их гравюрах большую четкость рисунка, пластичность форм, несколько суховатую детализиро-ванность, — стали конкретнее, но не утратили поэтического выражения. Крупная роль в развитии русского пейзажа принадлежит наряду с С. Ф. Щедриным его современнику Михаилу Матвеевичу
Иванову (1748—1823), работавшему преимущественно в технике акварели (масляные картины его крайне малочисленны). Реалистические тенденции передового русского искусства XVIII века сказались уже в его ранних рисунках, сделанных с натуры во время путешествий по Италии и Швейцарии. Постоянная работа Иванова в области рисунка с натуры была в высокой степени плодотворна. С особенной силой лучшие стороны творчества М. М. Иванова развились в 80-х годах, когда художнику довелось побывать на Украине, на Кавказе,
в Крыму, в Бессарабии. Легкими штрихами карандаша, прозрачными акварельными заливками он запечатлел встречавшиеся ему виды; «Ненасытецкий порог» на Днепре, «вид Эчмиадзина» в Армении и многое другое изображено им с замечательными для той поры непосредственностью и верностью передачи натуры. Он обращался к образам национального прошлого в новгородских видах, в изображении древностей Старой Ладоги на Волхове. С особой проникновенностью и жизненностью Иванов показал в ряде акварелей Царское Село — его парк, архитектурные
«затеи», только что созданные в этом парке. М. M. Иванов был не только пейзажистом; ряд его работ относится к батальному жанру: он изображал места сражений русской армии и с замечательной точностью сами сражения. «Штурм Измаила» (а также и штурм Очакова), детально воспроизведенный им, был показан в исполненной акварелью большой панораме (1788, Русский музей). Правдивость его произведений была плодом внимательного изучения местностей и событий (очевидцем многих из них он был). В 80-х — начале 90-х годов Иванов сопровождал войска Потемкина, состоя при его штабе; художник был награжден орденом, имел звание премьер-майора. Увековечивая местности, овеянные славой подвигов русской армии, Иванов должен был стремиться к созданию пейзажей не декоративных, но точных, познавательно-ценных, имеющих конкретное, реальное содержание. М. М. Иванов является первым из русских художников, широко изучившим пейзаж различных местностей страны.
Много работая с натуры и глубоко воспринимая поэтическое очарование «неукрашенного» вида, он внес в русское искусство одухотворенное и вместе с тем ясное отношение к природе. Он умел дать почувствовать глубину пространства, передать в светлых тонах акварели освещенность и воздушность реального пейзажа. С 1800 года Иванов руководил батальным классом Академии, с 1804— пейзажным, завоевав как преподаватель уважение (у него учился в Академии Сильвестр Щедрин).
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.
В рамках проекта "Литературная параллель" мы выступаем партнером литературного интернет-конкурса моноактерных пьес.
На сайте объявляется беспрецедентный конкурс - ГОГОЛЬ.РЖУ!