Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Пейзаж конца XVIII - начала XIX века

     С наибольшей полнотой новые прогрессивные тенденции пейзажной живописи воплотил в своем творчестве   Федор   Яковлевич  Алексеев   (1754? —1824).
Его историческое значение не ограничивается ролью основоположника городского пейзажа в русской живописи, он умел также показать и природу и бытовые сцены.
    Алексеев был сыном сторожа при Академии наук. Одиннадцати лет он постудил в Академию художеств. Ему пришлось вынести (при поддержке А. П. Лосенко) борьбу за осуществление своего желания стать пейзажистом, против Совета Академии, решившего сделать из Алексеева театрального декоратора. Будучи отправлен в Венецию для изучения театрально-декорационной живописи, Алексеев, вопреки указаниям Академии, стал заниматься прежде всего пейзажной живописью, работая с натуры.
    По возвращении в Россию Алексеев был все же зачислен в мастерскую театрального декоратора, а затем живописцем при театральном училище и некоторое время исполнял театральные декорации.
Стремясь заниматься пейзажной живописью, Алексеев стал копировать картины известных итальянских художников Каналетто и Белотто. Эти работы были не обычными копиями, а свободными, проникновенными воспроизведениями картин, чему способствовали личные впечатления и воспоминания художника, вынесенные им из поездки в Италию. Вслед за этим он исполнил ряд архитектурных пейзажей — видов Петербурга: «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794, Третьяковская галерея; 1799, Русский музей) и др.
В этих картинах 90-х годов Алексеев создал новый образ Петербурга, резко отличный от того, который был воплощен в прежних произведениях перспективного и панорамного жанра. Он запечатлел величавый облик столицы могущественной державы с подлинным поэтическим подъемом, пользуясь совершенными средствами выражения. Красоту замечательных архитектурных ансамблей города он передавал, точно воспроизводя реальные здания, но обобщая их формы, смягчая их воздушной дымкой, не измельчая изображение. «Стройный, строгий вид» Петербурга нашел полное соответствие в ясности и четкости композиционной и колористической системы Алексеева в это время. С тонким мастерством он сочетал в картинах серебристые тона, излюбленные им в 90-х годах; уже современники отмечали «гармонию и прозрачность» его живописи.
Ф.Я.Алексеев.Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости (1794) Ф.Я.Алексеев. Красная площадь в Москве (1801)

В 1795 году Алексеев совершил поездку «для снятия видов» на юге России. Поездка Алексеева, как и более ранние поездки М. М. Иванова, были явлением новым для русского искусства. Вскоре по акварельным этюдам, сделанным с натуры, Алексеев написал большие виды Бахчисарая в Крыму, недавно возникших на юге Херсона и Николаева (Третьяковская галерея, Русский музей).
С особенной силой стремление познать лицо родины, запечатлеть в художественных образах драгоценные памятники национального прошлого   было проявлено Алексеевым при двух его поездках в Москву (в 1800 и 1809—1812 гг.) для работы над ее городским пейзажем. Алексеев написал виды Красной площади, Кремля от Каменного моста, площади и зданий внутри Кремля ). Эти работы имели особое значение в условиях патриотического подъема накануне Отечественной войны 1812 года, отвечая растущему в стране чувству национального достоинства. Первым из русских живописцев Алексеев показал своеобразие московской архитектуры, тем самым способствуя популяризации памятников русского зодчества, воздвигнутых в древней Москве.
   
После Отечественной войны Алексеев вновь вернулся к видам Петербурга. Городские пейзажи Алексеева
Ф.Я.Алексеев. Вид Дворцовой и Адмиралтейской набережных. Фрагмент (1817)
10-х годов XIX века, хотя они и немногочисленны, имеют большое значение в истории русской живописи: в них художник не только уверенно разрабатывал собственно пейзажные мотивы — свет, воздух, глубокое пространство, но и соединял тему пейзажа с темой повседневной жизни города. В картине «Вид Дворцовой и Адмиралтейской набережных» (10-е гг., Русский музей, Центральное хранилище музейных фондов и др.), Алексеев показал господ и слугу на балконе дворца Меншикова, всадников, прогуливающуюся купеческую чету, молодых франтих, служанку с поклажей и т. д. Ряд интересных бытовых мотивов, метко наблюденных художником, был запечатлен им в картине «Вид Казанского собора» (10-е гг.; Русский музей и др.). Исключительной жизненностью отличается небольшая картина «Вид Английской набережной от угла здания Академии художеств» (10-е гг.; Русский музей). Алексеев достиг в ней замечательной правды передачи вечернего света, влажного воздуха приморского города, дождевых облаков и, главное, неторопливой городской жизни, разворачивающейся на улице и на набережной. Непринужденное мастерство в изображении сцен или отдельных выразительных фигур в произведениях городского пейзажа позволяет считать картины Алексеева существенным звеном в развитии также и бытового жанра в русском искусстве.
    Около двадцати лет Алексеев преподавал в Академии художеств. Крупнейшим из воспитанных им мастеров был М. Н. Воробьев; возможно, что он преподавал перспективу также и Сильвестру Щедрину.
Стремительное развитие русской пейзажной живописи в конце XVIII века подготовило то, что к ней обратился и архитектор Андрей Никифорович Воронихин. Его «Вид Строгановой дачи» (1797, Русский музей) по проникновенности изображения природы и архитектуры принадлежит к лучшим достижениям пейзажного жанра на рубеже двух столетий.
    В то же время в конце XVIII и начале XIX века в русском искусстве существовало и совершенно иное течение в пейзажной живописи. Идеальный «героический» пейзаж в стиле классицизма с наибольшей силой и последовательностью представляет Федор Михайлович Матвеев (1758—1826). Он стремился выявить «вечную», отвлеченную красоту классических пейзажей Италии (в ряде случаев вымышленных). Тем самым Матвеев лишал их конкретных особенностей, определяющих индивидуальный облик каждой местности. Матвеев, отходя   от реалистичности изображения,   снижал национальный   характер каждого
пейзажа, написанного им. В его работах трудно отличить виды Италии от видов Финляндии (написанных им в той же Италии). Однако при всей условности пейзажи Матвеева, передающие величавую и «облагороженную» природу, несут в себе Эпическую широту замысла и декоративную выразительность, которые до сих пор привлекают к ним внимание. Творчество Ф. М. Матвеева стоит, однако, несколько в стороне от главных прогрессивных течений передового русского искусства. Усилия лучших мастеров в области пейзажа были направлены на все более глубокое овладение средствами реалистического изображения действительности. Этот процесс нашел в первой трети XIX века свое завершение в творчестве крупнейших мастеров русской живописи этого времени — Сильвестра Щедрина   и   А. Г.   Венецианова.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.

В рамках проекта "Литературная параллель" мы выступаем партнером
литературного интернет-конкурса моноактерных пьес.


На сайте объявляется беспрецедентный конкурс - ГОГОЛЬ.РЖУ!

В разделе "Литература" открыт конкурс на лучшую рецензию.
В разделе КИНО новый конкурс "УЗНАЙ ЗВЕЗДУ" (мужская версия). Участвуйте и выигрывайте
В разделе ИЗО открыта новая страница "Детское творчество".

В избранное