Видным портретистом первой половины XIX века был Александр Григорьевич Варнек (1781(82?)—1843).
А. Г. Варнек окончил Академию художеств в 1801 году. В Академии он занимался в классе портретной живописи под руководством главным образом С. С. Щукина. Получив Большую золотую медаль и вместе с ней право на пенсионерскую поездку, Варнек около шести лет провел за границей. Вернувшись на родину, Варнек в 1810 году получил звание академика и в том же году начал вести педагогическую работу в портретном классе. В 1831 году он стал профессором, а в 1834 году — заслуженным профессором. Помимо
писания портретов Варнек создавал иногда произведения, близкие по своему содержанию к бытовому жанру, занимался скульптурой, выполнял заказы для царквей.
Современники ценили Варнека-портретиста прежде всего за простую и верную передачу натуры. Это качество действительно присуще лучшим работам художника, как, например, портретам конференц-секретаря Академии художеств В. И. Григоровича (начало 20-х годов, Русский музей), детей Томиловых (1825, Русский музей), скульптора И. П. Мартоса (Музей Академии художеств СССР в Ленинграде), «Неизвестного со скрещенными руками» (Третьяковская галерея) и др. Эти портреты характерны большим профессиональным
умением передачи облика изображаемого человека, присущим Варнеку как выученику Академии. В портретах Григоровича и Мартоса можно констатировать и стремление дать объективную характеристику духовного мира портретируемых. В некоторых случаях, как, например, в портрете А. М. Римского-Корсакова (Третьяковская галерея), Варнек поднимался до настоящей виртуозности художественных приемов, показывая смелое, уверенное владение кистью. Однако при наличии ряда несомненно удачных портретов творчество Варнека все же
лишено внутреннего единства. У него нет ярко выраженного собственного отношения к людям и достаточно индивидуального художественного языка. В ха¬рактеристике изображаемых людей и в отдельных художественных приемах Варнек иногда близок к Кипренскому или Тропинину, обычно уступая им в глубине содержания и богатстве формы. В творчестве Варнека наблюдаются также элементы салонной прикрашенности, например в многочисленных автопортретах и в некоторых женских портретах. Реалистические тенденции лучших портретов
Варнека говорят о том, что сложение новых портретных форм в русском искусстве первой трети XIX века происходило не только в творчестве таких мастеров, как Кипренский и Тропинин, но было явлением, характерным для всего русского портрета этой эпохи.
Более или менее видными представителями портретного искусства в первой трети XIX века были помимо Варнека еще Г. И. Угрюмов, одной из лучших работ которого является портрет купца Серебрякова (1814, Третьяковская галерея), И. В. Бугаевский-Благодарный, ученик В. Л. Боровиковского, друг А.Г.Венецианова («Автопортрет», 1814, Третьяковская галерея), и Р. М. Волков, автор портрета И. А. Крылова в Третьяковской галерее и
пользующегося широкой известностью по множеству воспроизведений портрета полководца М. И. Кутузова, написанного в конце 1812 — начале 1813 года. В качестве даровитых портретистов первой трети XIX века следует упомянуть также И. И. Олешкевича, уроженца Литвы, работавшего, однако, главным образом в Петербурге («Портрет Н. Ф. Арендта», 1822, Третьяковская галерея), И. Е. Яковлева («А втопортрет», 1811, Третьяковская галерея), а также В.
К. Шебуева и А. Е. Егорова (о них, как о портретистах). В 1810-х годах впервые выступил как портретист П. Ф. Соколов, впоследствии (в 20—40-х годах) прославившийся в качестве блестящего мастера акварельного портрета. В период 1819—1829 годов английским портретистом Джорджем Доу (1781—1829) с помощью русских портретистов В. А. Голике и А. В. Полякова была создана знаменитая
«Военная галерея» Зимнего дворца, содержащая свыше трехсот портретов выдающихся участников Отечественной войны 1812 года. Большинство портретов писалось с натуры. Известно, однако, что в ряде случаев оригиналами для Доу и его помощников служили портреты, исполненные различными русскими мастерами, например упомянутым Р. М. Волковым (портрет М. И. Кутузова) и В. А. Тропининым.
Значительны были достижения в области портретной гравюры. Преемником лучших традиций этого вида графики предшествующего периода был выдающийся художник—гравер Николай Иванович Уткин (1780—1863), работавший исключительно в технике резцовой гравюры. Особую славу доставили Уткину многочисленные портреты выдающихся деятелей русской истории и культуры, награвированные с оригиналов Левицкого, Боровиковского, Кипренского, Тропинина, Варнека и других. Работы эти, по
словам одного из поэтов-современников, составили как бы «Пантеон», где
Державин, Пушкин вдохновенный, Жуковский, Карамзин, Крылов... Суворов, грозный до могилы...
и многие другие замечательные деятели запечатлены виртуозным резцом Уткина с необычайной степенью законченности и завершенности. Следует отметить, что Уткин был не столько гравером, старавшимся как можно точнее воспроизвести оригинал, сколько интерпретатором, стремившимся к правдивости и к жизненной выразительности образа. Его знаменитый лист «Суворов» (1818) представляет собой вдумчивую, глубоко верную и всецело оправданную переработку одного из прижизненных изображений Суворова. Образ
Суворова в интерпретации Уткина стал подлинно народным.
Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.
На нашем сайте www.gogol.ru в разделе ИЗО открыта новая страница для юных творцов - Детское творчество (http://iso.gogol.ru/styles/Detskoe). Лучшие
из присланных работы будут представлены на выставке нашего сайта, которая откроется в День защиты детей 1 июня.