Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Портретисты первой трети XIX века 

Видным портретистом первой половины XIX века был Александр Григорьевич  Варнек   (1781(82?)—1843).

А. Г. Варнек окончил Академию художеств в 1801 году. В Академии он занимался в классе портретной живописи под руководством главным образом С. С. Щукина. Получив Большую золотую медаль и вместе с ней право на пенсионерскую поездку, Варнек около шести лет провел за границей. Вернувшись на родину, Варнек в 1810 году получил звание академика и в том же году начал вести педагогическую работу в портретном классе. В 1831 году он стал профессором, а в 1834 году — заслуженным профессором. Помимо писания портретов Варнек создавал иногда произведения, близкие по своему содержанию к бытовому жанру, занимался скульптурой, выполнял заказы для царквей.

Современники ценили Варнека-портретиста прежде всего за простую и верную передачу натуры. Это качество действительно присуще лучшим работам художника, как, например, портретам конференц-секретаря Академии художеств В. И. Григоровича (начало 20-х годов, Русский музей), детей Томиловых (1825, Русский музей), скульптора И. П. Мартоса (Музей Академии художеств СССР в Ленинграде), «Неизвестного со скрещенными руками» (Третьяковская галерея) и др. Эти портреты характерны большим профессиональным умением передачи облика изображаемого человека, присущим Варнеку как выученику Академии. В портретах Григоровича и Мартоса можно констатировать и стремление дать объективную характеристику духовного мира портретируемых. В некоторых случаях, как, например, в портрете А. М. Римского-Корсакова (Третьяковская галерея), Варнек поднимался до настоящей виртуозности художественных приемов, показывая смелое, уверенное владение кистью.
Однако при наличии ряда несомненно удачных портретов творчество Варнека все же лишено внутреннего единства. У него нет ярко выраженного собственного отношения к людям и достаточно индивидуального художественного языка. В ха¬рактеристике изображаемых людей и в отдельных художественных приемах Варнек иногда близок к Кипренскому или Тропинину, обычно уступая им в глубине содержания и богатстве формы. В творчестве Варнека наблюдаются также элементы салонной прикрашенности, например в многочисленных автопортретах и в некоторых женских портретах.
Реалистические тенденции лучших портретов Варнека говорят о том, что сложение новых портретных форм в русском искусстве первой трети XIX века происходило не только в творчестве таких мастеров, как Кипренский и Тропинин, но было   явлением,   характерным для всего русского портрета  этой эпохи. 

Более или менее видными представителями портретного искусства в первой трети XIX века были помимо Варнека еще Г. И. Угрюмов, одной из лучших работ которого является портрет купца Серебрякова (1814, Третьяковская галерея), И. В. Бугаевский-Благодарный, ученик В. Л. Боровиковского, друг А.Г.Венецианова («Автопортрет», 1814, Третьяковская галерея), и Р. М. Волков, автор портрета И. А. Крылова в Третьяковской галерее и пользующегося широкой известностью по множеству воспроизведений портрета полководца М. И. Кутузова,   написанного в конце 1812 — начале 1813 года.
В качестве даровитых портретистов первой трети XIX века следует упомянуть также И. И. Олешкевича, уроженца Литвы, работавшего, однако, главным образом в Петербурге («Портрет Н. Ф. Арендта», 1822, Третьяковская галерея), И. Е. Яковлева («А втопортрет», 1811, Третьяковская галерея), а также В. К. Шебуева  и А. Е. Егорова (о них, как о портретистах). В 1810-х годах впервые выступил как портретист П. Ф. Соколов, впоследствии (в 20—40-х годах) прославившийся в качестве блестящего мастера акварельного портрета.
В период 1819—1829 годов английским портретистом Джорджем Доу (1781—1829) с помощью русских портретистов В. А. Голике и А. В. Полякова была создана знаменитая «Военная галерея» Зимнего дворца, содержащая свыше трехсот портретов выдающихся участников Отечественной войны 1812 года. Большинство портретов писалось с натуры. Известно, однако, что в ряде случаев оригиналами для Доу и его помощников служили портреты, исполненные различными русскими мастерами, например упомянутым      Р. М. Волковым (портрет М. И. Кутузова) и В. А. Тропининым.

Значительны были достижения в области портретной гравюры. Преемником лучших традиций этого вида графики предшествующего периода был выдающийся художник—гравер Николай Иванович Уткин (1780—1863), работавший исключительно в технике резцовой гравюры.
Особую славу доставили Уткину многочисленные портреты выдающихся деятелей русской истории и культуры, награвированные с оригиналов Левицкого, Боровиковского, Кипренского, Тропинина, Варнека и других. Работы эти, по словам одного из поэтов-современников, составили как бы «Пантеон», где

Державин, Пушкин вдохновенный,
Жуковский, Карамзин, Крылов...
Суворов, грозный до могилы...

и многие другие замечательные деятели запечатлены виртуозным резцом Уткина с необычайной степенью законченности и завершенности. Следует отметить, что Уткин был не столько гравером, старавшимся как можно точнее воспроизвести оригинал, сколько интерпретатором, стремившимся к правдивости и к жизненной выразительности образа. Его знаменитый лист «Суворов» (1818) представляет собой вдумчивую, глубоко верную и всецело оправданную переработку одного из прижизненных изображений Суворова. Образ Суворова в интерпретации Уткина стал подлинно народным.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.

На нашем сайте www.gogol.ru  в разделе ИЗО открыта новая страница для  юных творцов - Детское творчество (http://iso.gogol.ru/styles/Detskoe).  Лучшие из присланных работы будут представлены на выставке нашего сайта, которая откроется в День защиты детей 1 июня.


В избранное