Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Портретная живопись конца XVIII - начала XIX века

 Несколько иначе, чем у Боровиковского и Щукина, шли поиски жизненной выразительности в творчестве группы русских портретистов того же периода, позабытых в XIX веке   и восстанавливаемых   в своем значении только в наше время.
    Эти художники настойчиво искали точности и верности в раскрытии характера; они не стремились к поэтической гармонии образа и не останавливались перед подчеркнутой выразительностью и даже резкостью характеристик.
    Среди этих мастеров обращают на себя внимание Василий Яковлевич Родчев    (1768—1803)   и   Погодин    (имя и даты жизни неизвестны).
    В «Портрете неизвестной» (1789, Русский музей), мастерски написанном в холодных серых тонах, Родчев не скрыл отражения душевной черствости и некоторой злобности на некрасивом лице изображенной. Насмешливость и подозрительность подчеркнуты Погодиным в «Портрете неизвестного» (1794, Русский музей). Но Погодин же в портрете гравера Г. И. Скородумова (1792, Русский музей) создал привлекательный образ, полный внутренней теплоты и мягкости.
    По своей выразительности близок к этим работам написанный Михаилом Ивановичем Вельским (1753—1794) портрет композитора Д. С. Бортнянского (1788, Третьяковская  галерея).
    Остро выразителен и индивидуален образ, созданный Александром Статиным (даты жизни неизвестны) в «Портрете неизвестного» (1797, Музей латышского и русского искусства, Рига) — пока единственной известной живописной работе художника. Статин какое-то время жил и работал в Риге. «Портрет неизвестного» замечателен не только точностью и правдивостью характеристики изображенного, но и четкой и строгой композицией, ясностью освещения, тонким при всей своей простоте колоритом. Подобные средства выражения позволяют с наибольшей конкретностью воспринять портретный образ во всей его жизненности.
    В 90-х годах начал работать в Петербурге Николай Иванович Тончи (1756— 1844), переехавший затем в Москву. На рубеже XVIII и XIX веков он создал свои лучшие произведения — портреты Павла I (для Гатчинского дворца) и Г. Р. Державина (Третьяковская галерея и Иркутский художественный музей).
В парадном портрете Павла Тончи подчеркнул черты внутренней неуравновешенности модели, создав образ, чуждый идеализации. Большой портрет Державина является и до сих пор одним из наиболее популярных изображений крупнейшего русского поэта XVIII столетия. Одной из причин успеха портрета является жизненная выразительность не только самого человека, но и бытовых и пейзажных мотивов — Державин изображен на фоне русской зимней природы.
    Портреты Боровиковского, Щукина и других мастеров свидетельствуют о дальнейшем росте русского портретного искусства.
    Многие замечательные портреты, воплотившие высокие представления о человеческом достоинстве, были созданы талантливыми крепостными художниками, испытавшими всю тяжесть своего положения при крепостном строе.
    Так, своеобразным и крупным художником конца XVIII — начала XIX века был Николай Иванович Аргунов (род. 1771 г.—ум. после 1829 г.) — сын и ученик И. П. Аргунова. До 45 лет Н. И. Аргунов был крепостным, как и   его  отец.
    К концу 80-х годов относятся ранние работы Н. Аргунова — «Смеющийся крестьянин» (1788; Русский музей), «Крестьянин со стаканом в руке» и портрет выдающейся крепостной артистки, балерины Т.В.Шлыковой-Гранатовой (два последних —1789, Музей-усадьба Кусково). Эти работы Аргунова изображают людей, близких ему по положению. Исполненные, когда художнику было 17—18 лет, они свидетельствуют не только о его талантливости и профессиональной подготовке, но в целом и о дальнейшем развитии в конце XVIII века «крестьянского жанра», уже представленного произведениями Шибанова и Ерменева. Аргунов передал сметливость изображенных им крестьян, их смелый и ясный взгляд, одаренность и привлекательность.
    В последние годы XVIII столетия Н. Аргунов написал портрет Г. Р. Державина (Третьяковская галерея), выразительно передав чуть насмешливую улыбку и умный взор поэта и государственного деятеля.
От своей творческой работы художник был вынужден отвлекаться ради изготовления копий для картинной галереи дворца Шереметевых в Останкине, под Москвой.
        Мастерство Аргунова как портретиста еще более окрепло и возросло в начале XIX века.
   Проникновением в индивидуальное своеобразие изображаемого человека отличаются портреты неизвестного (Я. П. Реметева? 1801, Русский музей) и П. И. Ковалевой-Жемчуговой. Ее, крепостную актрису, ставшую женой графа Н. П. Шереметева, Н. Аргунов в 1803 году изобразил в необычайном для той эпохи трагически звучащем портрете (Музей-усадьба Кусково) — в последние недели беременности, точно показав ее фигуру в черно-красном полосатом домашнем капоте и ее лицо, исхудавшее, с тревожно-печальным выражением.
    Острота характеристики, большое чувство правды, с которым Н. Аргунов создавал портретные образы, свойственны ряду его и более поздних произведений.
    Следует особо отметить портреты неизвестного — толстого человека с ироническим выражением лица (1813, Картинная галерея БССР, Минск), археографа Н. Н. Бантыш-Каменского (1813, Астраханская картинная галерея), молодых представителей богатой купеческой семьи — И. В. и Г. В. Варгиных (1814, Русский музей), властной и грубой Соколовой (1820, Третьяковская галерея).
    Правдивое искусство Аргунова, далекое от идеализации и приукрашивания моделей, убедительно воссоздает живой облик представителей различных слоев русского общества конца XVIII — начала XIX века.
    Наряду с живописным портретом высокие достижения отличают в последней трети XVIII века портрет гравированный,  а также портретную миниатюру.
    В области портретной миниатюры работали В. Л. Боровиковский, С. С. Щукин, Г. И. Скородумов, Августин Ритт, Н. И. Аргунов, К.   Ф.   Мельников   и   другие.
    Портретная гравюра также получила во второй половине XVIII века большое распространение. Выдающимися мастерами портретной гравюры были рано умерший Иван Архипович Берсенев (1762—1789) и Иван Александрович Селиванов (род. 1776 г. — ум. после 1818 г.). К лучшим портретным гравюрам Берсенева, исполненным резцом, принадлежит лирический по настроению, технически блестящий портрет Е. Н. Орловой (с оригинала Рокотова). Несколько портретов, выполненных И. А. Селивановым по оригиналам В. Л. Боровиковского, принадлежат к числу выдающихся достижений русской гравюры на рубеже XVIII—XIX веков. Выполнены они в так называемой черной манере (меццо-тинто). Особенно хороши цветные оттиски этих гравюр, в которых градации тонов   переданы с необычайной тонкостью.
    Превосходный гравер Гавриил Иванович Скородумов (1755—1792) прославился как мастер новоизобретенной техники — пунктирной гравюры. С 1773 до 1782 год он проработал в Англии, где имел большой успех, а с 1782 года и до конца жизни жил и работал в Петербурге. Помимо нескольких портретов (Е. Р. Дашковой и других) он создал в гравюре большое количество сюжетных композиций (мифологических и др.) по оригиналам различных художников. Эти его листы отличаются особенной красотой исполнения и изощренной техникой.
    Скородумов помимо гравюры работал и в других областях искусства. Его акварельные работы — автопортрет в рост на фоне тщательно изображенного интерьера (Русский музей) и портрет отца (Третьяковская галерея) близки к лучшим произведениям русской портретной живописи конца XVIII века замечательной жизненностью, правдой и проникновенностью в живой характер человека. Те же качества свойственны и исполненным Скородумовым миниатюрам, например профильному «Портрету  неизвестного»    (Русский музей).

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Благотворительная акция

Культурный портал www.gogol.ru организует сбор вещей для воспитанников Дубнинского детского дома (г. Дубна, ул. Курчатова, 20). Сейчас там проживает 39 человек (23 мальчика, 16 девочек), 10 начального школьного возраста, остальные старше. Им необходимы: одежда, обувь, предметы гигиены, текстильные изделия, канцелярские товары, все для досуга, уроков труда и рукоделия.

Вещи нужно приносить по адресу: Докучаев переулок, дом 3, стр. 1.

Подробности акции читайте здесь http://www.gogol.ru/detdom

Заранее спасибо всем, кто откликнется.


В избранное