В 1816 году Кипренский уехал в Италию. В Италии в творчестве Кипренского ожили элементы классицизма. Он хочет создать большую тематическую картину и обращается в поисках тем к аллегори¬ческим, мифологическим и евангельским сюжетам. Результатом явились несохранившаяся картина «Анакреонова гробница» (1820) и другие работы. Художник обращается в это время также к бытовому жанру, очень условному по создаваемым образам: «Молодой садовник» (1817, Русский музей), «Цыганка с веткой мирта в
руке» (1819, Третьяковская галерея). Цветовая насыщенность и свободная живописная манера сменились в этих работах более спокойной колористической гаммой, иногда имеющей общий условный золотисто - коричневый тон. Художник ищет более выразительную объемную форму, плавную линию контура. Эти новые черты в его творчестве были вызваны страстным увлечением классическим искусством, главным образом Леонардо да Винчи и мастерами его школы (Луини). Изучение классического искусства и работа над картиной оказались плодо¬творными
лишь для некоторых портретов этого периода, композиционное постро¬ение которых стало более сложным и богатым (портреты А. М. Голицына, около 1819 г., Третьяковская галерея; E.С. Авдулиной, около 1822 г., Русский музей). Портретные рисунки этих лет (например, портрет С. С. Щербатовой, исполненный в 1819 г.) ни в чем не уступают работам предшествующего периода.
Портрет А.М.Голицына (1819)Портрет Е.С.Авдулиной (1822)
В 1823 году после почти годичного пребывания в Париже и встречи (в Мариенбаде) с Гёте, с которого Кипренский исполнил два карандашных портрета, художник возвратился в Россию. В правительственных кругах он был принят недружелюбно. Его работы получили холодную оценку. Однако, несмотря на официальную опалу, искусство Кипренского пере¬живает новый расцвет, вызванный, очевидно, тем внутренним подъемом, который ощутил художник, вернувшись на родину накануне декабристского восстания, когда лучшая часть русского
общества жила напряженнейшей духовной жизнью. Кипренский-портретист работал в эти годы много и напряженно. Первые же очередные выставки Академии художеств (1824 и 1827 гг.) раскрыли его творчество перед широкими кругами русского общества во всей его значительности. На выставке 1824 года наиболее интересной вещью Кипренского был портрет Д. Н. Шереметева в мундире кавалергарда (Исторический музей), с которым Кипренский близко сошелся по возвращении в Россию, сына знаменитой крепостной актрисы шереметевского
театра П. И. Ковалевой-Жемчуговой, этот большой портрет, изображающий Шереметева в рост, в богатом интерьере с блестяще разработанной перспективой парадных залов, окруженным разнообразными аксессуарами, свидетельствует о новых творческих исканиях Кипренского, об интересе его к созданию большого парадного портрета со сложным композиционным построением, с разработанным фоном. Подобная же тенденция к усложнению творческого замысла выражена и в появившихся на выставке 1827 года портретах Н. П. Трубецкого (1826),
А. Ф. Шишмарева (1827, Третьяковская галерея), М. В. Шишмарева (1827, Третьяковская галерея), Г. Г. Кушелева (1827, Русский музей), К. И. Альбрехта (1827, Русский музей). Особенно обращает на себя внимание портрет А. Ф. Шишмарева, изображенного в подчеркнуто «простой» одежде — широкой белой рубахе, непринужденно облокотившимся на деревенскую изгородь, на фоне сельского пейзажа со сценами крестьянских полевых работ. В этих портретах Кипренский по-иному, чем в произведениях предшествующих лет, стремится выразить
свое представление о ценности человека. Он стремится выразить его не только посредством передачи жизни человеческого лица, взгляда, жеста, но и тем еще, что подчеркивает значительность окружающей человека обстановки — многочисленных аксессуаров, парадных интерьеров, богато разработанных пейзажных фонов. Перечисленные произведения не принадлежат к числу наиболее глубоких созданий художника. Однако они крайне характерны для Кипренского этих лет. Уже одно то, что образы этих портретов не являются столь интеллектуально
и этически высокими, как в портретах предшествующего периода, а также самый факт поисков художником новых изобразительных средств свидетельствуют о начавшихся изменениях в мироощущении мастера. Характер этих изменений раскрывают портрет А. С. Пушкина (1827), «Автопортрет» (1828), портрет А. Р. Томилова (1828).
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
На нашем сайте www.gogol.ru в разделе ИЗОоткрыта новая страница для юных творцов - Детское творчество (http://iso.gogol.ru/styles/Detskoe). Лучшие из присланных работы будут представлены на выставке нашего сайта, которая откроется в День
защиты детей 1 июня.