Портрет А. С. Пушкина (1827, Третьяковская галерея) — одно из самых значительных произведений художника.
О.А.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина (1827)
Пушкин изображен в состоянии глубокой сосредоточенности, со скрещен¬ными на груди руками. Через плечо поэта перекинут плащ. Кипренский создал образ поэта, передающий состояние творческого вдохновения. Портрет в основном обобщает образы творчески одаренных людей, созданные Кипренским в первом пятнадцатилетии XIX века; однако образу
Пушкина присущи по сравнению с ними и некоторые новые черты: подчеркнутая интеллектуальность, внутренняя собранность, особенная проясненность мысли. Эти качества выражаются в чистом, серьезном взгляде поэта, в его спокойной, естественной и лишенной эффектации позе, в жесте скрещенных рук, в строгой, простой, уравновешенной композиции портрета, в спокойной цветовой гамме. В большой мере новым для Кипренского является и поразивший еще современников Пушкина оттенок внут¬ренней горечи, ощущаемый в изгибе рта и в
выражении глаз поэта. Художник объективно отразил действительное состояние поэта, тяжело переживавшего во второй половине 20-х годов разгром восстания декабристов; образ Пушкина здесь исторически конкретен.
Вслед за портретом Пушкина были написаны «Автопортрет в халате» (1828, Третьяковская галерея) и портрет А. Р. Томилова (1828, Русский музей). В автопортрете 1828 года отсутствуют волевое напряжение и творческий пафос, присущие более ранним автопортретам мастера. Их сменяет здесь пытливость ума, работа мысли, ощущаемые в пристальном взгляде художника. Кипренский не скрывает, в своем облике следы, оставленные временем; в его несколько робкой полуулыбке, в складках
век, нависших над глазами чувствуется усталость. Выражение усталости и горечи есть и в лице А. Р. Томилова, в его глазах и в опущенных губах. В этих портретах выражен более трезвый и объективный взгляд Кипренского на человека, стремление проанализировать его взаимоотношения с окружающей общественной средой. Иным становится и художественный язык мастера в эти годы: он отличается от живо¬писной манеры портретов первого пятнадцатилетия большей пластической четкостью и спокойствием цветовой гаммы, менее насыщенной,
но более объективно отражающей цветовые и световые отношения, существующие в натуре. Автопортрет 1828 года — убедительный тому пример.
О.А.Кипренский. Автопортрет в халате (1828)
Новая фаза творчества Кипренского отражала настроения той части передового русского общества, у которой разгром восстания декабристов и наступившая вслед за этим правительственная реакция разрушили веру в возможность коренных социальных преобразований в России в ближайшем будущем, а следовательно, и веру в возможность осуществления гармонического развития
человека. В 1828 году Кипренский, гонимый сложившейся вокруг него в официальных кругах атмосферой недоброжелательства, уехал в Италию, где и оставался до конца жизни. Последние годы жизни были для Кипренского периодом интенсивных творческих исканий, приводивших часто к утрате прежних достижений («Сивилла Тибуртинская», 1830, Третьяковская галерея и др.). Лучшая работа этой поры— картина «Читатели газеты» (1831, Третьяковская галерея), представляющая собой групповой портрет польских эмигрантов в Неаполе,
читающих во французской газете статью о взятии Варшавы. Портрет изображает группу людей, объединенных общими политическими и национальными интересами и глубоко переживающих разгром польского восстания. Образы отдельных персонажей в этом групповом портрете очень выразительны, но все же и им не хватает глубины прежних портретов Кипренского.
О.А.Кипренский. Читатели газеты (1831)
Образ человека утрачивает в поздних произведениях Кипренского, как правило, свою значительность. Пример — некоторые карандашные портреты 30-х годов, технически достигающие совершенства, но теряющие теплоту и проник¬новенность характеристики; виртуозность наложения штриха становится в них иногда самодовлеющей. Точно так же лишены значительности и образы
группо¬вого портрета «М. Потоцкой и С. Шуваловой с девочкой — эфиопянкой» (около 1835 г., Музей русского искусства, Киев). Одной из причин относительного творческого упадка, имевшего место в последние годы жизни Кипренского, явилась оторванность художника от родины и от ее передовых общественных кругов. Только непосредственное участие в русской общественной жизни этих лет позволило бы Кипренскому правильно решить проблему отражения современности в своем искусстве и создать новые положительные образы, соответствующие
новому этапу развития русского общества. Значение Кипренского для искусства своей эпохи, а также его место в исто¬рии русской живописи определяются тем, что он полнее, чем какой-либо другой художник его времени, отразил в портрете положительный социальный тип чело¬века своей эпохи — представителя передовой часта русского дворянства, идейного наследника русских просветителей XVIII века, участника Отечественной войны 1812 года, современника декабристов, человека, соединяющего передовые соци¬альные воззрения
с глубокой и разносторонней духовной культурой. Художественный метод Кипренского был наиболее значительным достижением русского реалистического портретного искусства своего времени. Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Поздравляем всех с Великим праздником ПОБЕДЫ НАШЕЙ СТРАНЫ!!!
На нашем сайте www.gogol.ru в разделе ИЗОоткрыта новая
страница для юных творцов - Детское творчество (http://iso.gogol.ru/styles/Detskoe). Лучшие из присланных работы будут представлены на выставке нашего сайта,
которая откроется в День защиты детей 1 июня.