Образ, воплощенный в портрете Давыдова, получил свое дальнейшее развитие в карандашных портретах участников Отечественной войны, исполненных Кипренским в 1812—1813 годах — Е. И. Чаплица (Третьяковская галерея), М. П. и А. П. Ланских (Русский музей), А. Р. Томилова (Русский музей)и юноши ополченца П. А. Оленина (итальянский карандаш с пастелью; Третьяковская галерея). В
них, как и в портрете Давыдова, нашли свое прямое выражение черты лучших представителей русской армии 1812 года — верных сынов своей родины, соединявших в себе чувство личного достоинства с достоинством национальным, развитую духовную жизнь с жаждой служения народу, иными словами — людей, из среды которых через несколько лет вышли дворянские революционеры-декабристы.
Портрет А.Р.Томилова (1813) Портрет П.А.Оленина (1813)
Во всех портретах Кипренского этих лет большую роль играют цвет и свет, а также сама фактура живописи. Они всецело связаны с характеристикой индивидуальных черт модели, являясь средством передачи особенностей ее душевного склада. Так, сдержанная серовато-коричневая гамма, тонкие градации цвета и тщательная виртуозная разработка живописной поверхности портрета Ростопчиной соответствуют ее
самоуглубленной и утонченной натуре. Напротив, живой темперамент мальчика Челищева подчеркнут контрастным сопоставлением темных глаз и черных прядей волос с ярко освещенным лицом, белизна которого в свою очередь усиливается темным фоном. Той же цели служит контраст белого воротничка с насыщенным синим цветом куртки и красным — жилета и, наконец, свободная живописная фактура портрета.
Портретные образы Кипренского этих лет несут в себе романтический оттенок. Романтизм ощущается в эмоциональности этих образов, то напряженной, как в портрете Швальбе, то лирически-мягкой и самоуглубленной, как в женских портретах, то мужественно-сдержанной, как в портрете Давыдова. Романтическую приподнятость сообщает образам и своеобразие решения цвета и света: интенсивность цвета и контрастность
цветовых сочетаний в портретах Давыдова и мальчика Челищева, контрасты света и тени в «Автопортрете с кистями за ухом», таинственная полумгла в портрете Жуковского и др. Романтика образов, созданных Кипренским в портретах первого пятнадцатилетия XIXвека, является одним из самых ярких проявлений романтических тенденций в русской реалистической
живописи первой четверти XIXвека, содержанием которых явился именно пафос утверждения национального и человеческого достоинства личности в противовес официальной идеологии крепостнической самодержавной России.
1810—1815 годы — период расцвета в творчестве Кипренского карандашного портрета. Художник работал в это время главнымобразом итальянским карандашом, пользуясь иногда для усиления светлых мест белилами и мелом, подцвечивая нередко рисунки пастелью. Техникой этой Кипренский пользовался с необычайной свободой, мастерством, разнообразием. В работах данного периода можно
встретить и быстрые зарисовки, исполненные легкими, свободными, но четкими и энергичными штрихами итальянского карандаша, и законченные композиции, представляющие собой сложные комбинации различных приемов, разнообразные соединения беглого штриха с растушевкой, когда поверхность бумаги закрыта почти совершенно, а рисунок приближается к живописи.
Портрет музыканта (1809)
Один из самых значительных портретных рисунков Кипренского — портрет музыканта, играющего на флейте (1809, Русский музей). Внутренняя сосредоточенность и самоуглубленность, с такой силой отражающиеся на болезненном лице музыканта, легкие и нежные движения чутких пальцев, как бы ласкающих
флейту, говорят об артистизме его натуры. Кипренский открывает человеческое достоинство и духовную красоту в маленьком человеке, в представителе «низших» сословий, — тема, получившая широкое развитие и у Венецианова и во всем последующем русском искусстве XIXвека. Демократизм искусства Кипренского проявляется также в портретных рисунках
крестьянских мальчиков и в портрете дворовой девочки калмычки Баяусты, в которых очень правдиво, с глубокой симпатией и без малейшей сентиментальности воссозданы образы детей крепостных. К числу лучших карандашных работ этого времени принадлежат портреты: Прейс (?) с ребенком (1809, Третьяковская галерея), А. П. Бакунина (1813, Третьяковская галерея), супругов Гурко (1814 и 1815, Третьяковская галерея), г-жи Вилло (1813, Третьяковская галерея), Н. В. Кочубей (1813, Русский музей), упоминавшиеся уже портреты
военных — участников 1812 года и некоторые другие.
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).