Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Орест Кипренский

Расцвет портретного рисунка

Образ, воплощенный в портрете Давыдова, получил свое дальнейшее разви­тие в карандашных портретах участников Отечественной войны, исполненных Кипренским в 1812—1813 годах — Е. И. Чаплица (Третьяковская галерея), М. П. и А. П. Ланских (Русский музей), А. Р. Томилова (Русский музей) и юноши ополченца П. А. Оленина (итальянский карандаш с па­стелью; Третьяковская галерея). В них, как и в портрете Давыдова, нашли свое прямое выражение черты лучших представителей русской армии 1812 года — верных сынов своей родины, соединявших в себе чувство личного достоинства с достоинством национальным, развитую духовную жизнь с жаждой служения народу, иными словами — людей, из среды которых через несколько лет вышли дворянские революционеры-декабристы.

  Портрет А.Р.Томилова (1813)                     Портрет П.А.Оленина (1813)

Во всех портретах Кипренского этих лет большую роль играют цвет и свет, а также сама фактура живописи. Они всецело связаны с характеристикой инди­видуальных черт модели, являясь средством передачи особенностей ее душевного склада. Так, сдержанная серовато-коричневая гамма, тонкие градации цвета и тщательная виртуозная разработка живописной поверхности портрета Ростоп­чиной соответствуют ее самоуглубленной и утонченной натуре. Напротив, живой темперамент мальчика Челищева подчеркнут контрастным сопоставлением темных глаз и черных прядей волос с ярко освещенным лицом, белизна которого в свою очередь усиливается темным фоном. Той же цели служит контраст белого ворот­ничка с насыщенным синим цветом куртки и красным — жилета и, наконец, свободная живописная фактура портрета.

Портретные образы Кипренского этих лет несут в себе романтический оттенок. Романтизм ощущается в эмоциональности этих образов, то напряженной, как в портрете Швальбе, то лирически-мягкой и самоуглубленной, как в жен­ских портретах, то мужественно-сдержанной, как в портрете Давыдова. Роман­тическую приподнятость сообщает образам и своеобразие решения цвета и света: интенсивность цвета и контрастность цветовых сочетаний в портретах Давыдова и мальчика Челищева, контрасты света и тени в «Автопортрете с кистями за ухом», таинственная полумгла в портрете Жуковского и др. Романтика образов, создан­ных Кипренским в портретах первого пятнадцатилетия XIX века, является одним из самых ярких проявлений романтических тенденций в русской реалистической живописи первой четверти XIX века, содержанием которых явился именно пафос утверждения национального и человеческого достоинства личности в противовес официальной идеологии крепостнической самодержавной России.

1810—1815 годы — период расцвета в творчестве Кипренского карандашного портрета. Художник работал в это время главным   образом итальянским карандашом, пользуясь иногда для усиления светлых мест белилами и мелом, подцве­чивая нередко рисунки пастелью. Техникой этой Кипренский пользовался с необы­чайной свободой, мастерством, разнообразием. В работах данного периода можно встретить и быстрые зарисовки, исполненные легкими, свободными, но четкими и энергичными штрихами итальянского карандаша, и законченные композиции, представляющие собой сложные комбинации различных приемов, разнообразные соединения беглого штриха с растушевкой, когда поверхность бумаги закрыта почти совершенно, а рисунок приближается к живописи.

 Портрет музыканта (1809)

Один из самых значительных портретных рисунков Кипренского — портрет музыканта, играющего на флейте (1809, Русский музей). Внутренняя сосредоточенность и самоуглубленность, с такой силой отражаю­щиеся на болезненном лице музыканта, легкие и нежные движения чутких пальцев, как бы ласкающих флейту, говорят об артистизме его натуры. Кипрен­ский открывает человеческое достоинство и духовную красоту в маленьком человеке, в представителе «низших» сословий, — тема, получившая широкое развитие и у Венецианова и во всем последующем русском искусстве XIX века. Демократизм искусства Кипренского проявляется также в портретных рисунках крестьянских мальчиков и в портрете дворовой девочки калмычки Баяусты, в которых очень правдиво, с глубокой симпатией и без малейшей сенти­ментальности воссозданы образы детей крепостных. К числу лучших ка­рандашных работ этого времени принадлежат портреты: Прейс (?) с ре­бенком (1809, Третьяковская галерея), А. П. Бакунина (1813, Третья­ковская галерея), супругов Гурко (1814 и 1815, Третьяковская галерея), г-жи Вилло (1813, Третьяковская галерея), Н. В. Кочубей (1813, Рус­ский музей), упоминавшиеся уже портреты военных — участников 1812 года и некоторые другие.

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.

 

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

В избранное