Хит недели ... Анатолий Макаренко: «Если у государства нет сильной таможни, значит, нет границы, нет суверенитета»
Накануне II Всеукраинского таможенного форума "Украинская таможня: взгляд в будущее" #Буквы встрелись с экс-главой украинской таможни Анатолием Макаренко, чтобы понять ситуацию с реформой таможни, узнать о судьбе законопроекта о Национальной таможне, одним из инициаторов которого является Макаренко, и обсудить ситуацию на украинской таможне в целом.
- Реформу таможенной службы анонсировали уже давно. В частности, около года назад после прихода на
должность главы ГФС Романа Насирова был представлен правительственный вариант реформы. Однако он идет вразрез с видением реформы таможни в Парламенте в лице профильного комитета, что, в свою очередь, замедляет процесс запуска реформы. Вы, как известно, являетесь сторонником реформы по парламентскому образцу — отделение таможни в отдельную от ГФС службу. Также вы являетесь одним из инициаторов соответствующего проекта закона — "О национальной таможенной службе". Чем, по вашему мнению, вариант реформы по
парламентскому образцу более подходящий, чем вариант реформы от Правительства?
- А вы видите правительственную реформу?
- Был представлен план — с передачей таможен как структурных подразделений в компетенцию органов ГФС в областях и ликвидацией статуса таможен как юридических лиц – c передачей ряда таможен на аутсорсинг.
- Это не правительственная реформа. Это предложение тех людей, которые, прикрываясь мистическими требованиями
Международного валютного фонда, пытаются ликвидировать таможенную систему Украины. Создать ее по образу и подобию, как они говорят, британской модели.
На самом деле британская модель – уникальна по своей сути, как и уникальна сама Британия по географии, по системе налогообложения, по продолжительности функционирования демократических институтов власти. Чтобы делать в Украине британский вариант таможенной системы, нам надо стать островом, прожить такую демократическую историю и
получить такой уровень экономического развития и налоговой культуры, какой есть в Британии.
- Почему был выбран именно британский вариант?
- Он выбран абсолютно осознанно. В свое время руководителям налоговой администрации Украины необходимо было убедить президента Януковича в том, что есть модели в мире, где таможня и налоговая служба объединены, вернее, таможня находится внутри налоговой администрации. Боролись несколько кланов за влияние на
таможню, победил тот, который фактически подмял под себя и налоговую, и таможенную администрации в составе "Минсдоха". Для того, чтобы обосновать свою позицию, использовали удобный пример, абсолютно не принимая во внимание пример большинства европейских стран.
- Это было разработано командой Януковича?
- Так точно.
- Получается, что пытаются продолжить реформу по той же модели?
- Я считаю, что
традиции "Минсдоха" продолжены руководством ГФС, где таможня – "пасынок" в приоритетах развития, а сам приоритет - в пиаре и шельмовании.
- Как быть с отсутствием консенсуса у Кабмина и Парламента в видении реформы?
- Я думаю, что позиция тех депутатов, которые инициируют воссоздание функционирования нормальной таможенной администрации Украины, более соответствует государственным интересам Украины, чем те ситуативные шаги, к которым сейчас
подталкивают Правительство инициаторы так называемых таможенных реформ.
Ситуативные шаги могут быть эффективными на какой-то период времени, а могут быть и просто пиар-приемами, к коим я отношу создание "черных сотен". Но без системной устойчивой работы таможенной администрации о любых реформах не может быть и речи. На сегодня таможенная система Украины находится в состоянии, которое я бы оценил тремя словами – дезорганизация, депрофессионализация, деморализация. Это
факт.
- Уже примерно 9 месяцев у главы ГФС нет профильного заместителя по таможенному направлению. Почему тянут с его назначением?
- Наверное, Роману Михайловичу Насирову так удобнее руководить ГФС. "А кто же на самом деле руководит таможнями Украины?" — спросите вы.
- Кто?
- На самом деле большинством таможен Украины руководят люди, которые не имеют на это никакого функционального права — это
неформально назначенные руководством ГФС личности, которые работают или в службе собственной безопасности Государственной фискальной службы, или вообще не имеют никакого статуса государственного служащего.
Во-вторых, таможнями Украины пытаются руководить местные элиты. Таможнями Украины пытаются руководить популисты. Таможнями Украины пытаются руководить депутатские группировки, которые, как они считают, получили "золотую карточку" на право управлять тем или иным сегментом
экономики Украины или той или иной таможней.
- Какая судьба по состоянию на сейчас разработанного законопроекта "О национальной таможенной службе"?
- Думаю, на сегодня ресурса, который есть в Парламенте, недостаточно для того, чтобы этот закон прошел через зал. На каком этапе парламентского процесса он сейчас находится, точно сказать не могу.
- Вы настроены пессимистически относительно его
принятия?
- Я видел на начальном этапе реализации этого проекта энтузиазм и запал парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики. Я видел определенный энтузиазм депутатов Парламента. На сегодня этот запал угас. Истинные причины мне не ясны.
Как недавно сказала на "круглом столе" по проблемам таможенной реформы Нина Петровна Южанина: "Мы хотим дать возможность проявить себя Правительству". И я согласен. Легче всего сидеть на обочине и
критиковать. Я верю в искренность намерений Премьер-министра и министра финансов изменить украинскую таможню к лучшему. Пока верю.
- Можно ожидать какого-либо сдвига сейчас после переформатирования Кабинета Министров, в том числе после ухода с должности экс-министра финансов Натальи Яресько, поскольку она главным образом лоббировала реформу в правительственном варианте?
- Она ничего не лоббировала. Таможня Украины была отдана на откуп руководителя
ГФС, у которого было и остается свое видение управления таможенной системой, вернее, остатками таможенной системы.
Что касается предложений о передаче таможен в аутсорсинг и т. д., это было ситуативными пиар-всполохами и отвлечением усилий и внимания на ложные цели. Сохранением таможенной системы не занимался никто, не говоря уже о реформах. Шла стагнация и разрушение всего таможенного дела страны.
- В Правительстве указывали на то, что их вариант
реформы (с окончательным переходом таможен в компетенцию Минфина, передачей таможен как структурных подразделений в компетенцию главных управлений ГФС в областях и ликвидацией статуса таможен как юридических лиц, передачей ряда таможенных пунктов в управление зарубежным компаниям в качестве договора об аутсорсинге) поддерживает МВФ. Насколько это так?
- Я хорошо знаю все меморандумы МВФ. Ни в одном из них и близко нет подобных тезисов. Возможно, кто-то из наших "доброхотов"
надиктует этот тезис в новый меморандум.
Соответствующим комитетом Еврокомиссии разработаны так называемые таможенные стандарты. Они едины для всех стран ЕС, куда мы стремимся. Эти таможенные стандарты не называются ни налоговыми, ни фискальными, ни еще какими-то — они есть таможенными стандартами. И слово "таможня" есть определяющим для суверенитета любого государства.
Мы на протяжении долгого времени "реформировали" Вооруженные силы, периодически показывая
парады. Парады были, а, как оказалось, Вооруженных сил – нет.
Похожая ситуация сейчас происходит с украинской таможней. Командиров много, а в атаку идти не с кем.
Три человека, которые возглавляли таможенное направление поочередно — Науменко, Макаренко, Ликарчук — эту ситуацию видели и пытались каждый в меру своих сил ей сопротивляться, сохраняя таможенную администрацию управляемой системой и избавляя ее от влияния со стороны политических сил, местных элит и
барыг — так называемых смотрящих.
- Кто и зачем хочет уничтожить украинскую таможню?
- Я уверен, что это то лобби, которое сегодня в приоритете видит не служение интересам государства, а зарабатывание очередных "барышей" на неуправляемой ситуации в украинской таможне. Кому-то очень выгодно держать в едином коррупционном ядре таможню и налоговую. Например, есть очень серьезные риски того, что мы имеем незаконное возмещение НДС. НДС возмещается для
экспортеров. То есть товар должен быть экспортирован прежде, чем вам вернут НДС. Объемы возмещения НДС на сегодняшний день очень большие. И это хорошо, если НДС получают реальные производители, реальные экспортеры товаров с их реальной стоимостью, хотя у меня есть сомнения, что на сегодня все экспортеры реальны и возмещение носит объективный характер.
- В Минфине отмечали, что обьединение налоговых и таможенных органов на региональном уровне не просто уменьшит количество самих
органов, а также позволит налогоплательщикам обращаться в единый центр, имея перед собой одного фискального офицера. То есть это тоже плюс в некой мере?
- Слишком прост и слишком, мягко говоря, примитивен взгляд на таможенный контроль и таможенное оформление.
Возьмем, к примеру, нашего ближайшего соседа - Польшу. Страна, которая идет на 10-20 лет впереди нас в своих устремлениях в Европейский союз. Таможенная администрация Польши составляет 15 тысяч
таможенников. После ликвидации западных границ и входа в Евросоюз ни один таможенник не был сокращен. При всех евроустремлениях у них не появились фискальные и "сервисные" офицеры. Таможня как занималась защитной, регулирующей, контрольной, правоохранительной функциями, так и занимается. При всем этом собирает 32 % налогов в бюджет страны.
Сегодня там есть такие идеи тоже — объединить налоговую и таможенную администрации, идут серьезные дискуссии. Но, подчеркиваю, та реформа,
которую нам здесь навязывают, это не реформа объединения двух равноправных служб. Это реформа, в которой таможенные функции размываются полностью. Для таможни фискальная функция никогда не была основной. Функции таможни: регулирующая (регулирующая рынок, упрощающая легальную торговлю), защитная (защищающая общество, экономику и потребителя), правоохранительная (защищающая от контрабанды наркотиков, оружия и так далее) и, наконец, фискальная. Таможня должна быть партнером легального бизнеса и мощным
инструментом противодействия всем незаконным устремлениям на границах.
Поэтому то, что сейчас многими декларируется, навязывается, пропагандируется, есть ложным путем. Таможня в государстве, еще раз подчеркну, не может быть размыта между другими институтами и органами власти. Одним из первых законов независимой Украины был Закон "О таможенном деле" (принят 25 июня 1991 года). Потому что уважающее себя государство понимает, если у государства нет таможни — у государства нет границы,
если нет защищенной таможенной территории — у тебя нет суверенитета. Размывание таможни — размывание суверенитета.
- Опыт какого государства можно перенять для осуществления реформы таможни в Украине? Или нет такого государства?
- Почему нет? Это опыт практически всех европейских стран. Можем взять, к примеру, Францию, где работают 18 тысяч таможенников, региональные таможенные управления, таможенные органы, таможенные подразделения, мощная
правоохранительная составляющая в работе таможни. Франция имеет сильную государственную институцию под названием "таможня".
Другой пример — Германия, где таможня обладает беспрецедентной правоохранительной функцией. Рядом с нами можем взять, к примеру, того же соседа - Польшу. Если бы мне сказали, какой бы я взял пример для реформирования украинской таможни, я, конечно, предложил бы польский вариант: создать дееспособную налоговую и таможенную администрации и потом через время
экспериментировать с "объединением" и тому подобное. Кстати, в Польшу дешевле в командировку ездить за опытом, нежели в Англию.
Недавно я встречался с коллегами из белорусской таможни, буквально две недели назад общался с коллегой из польской таможни Яцеком Капицей. Он 8 лет руководил польской таможней и создавал фактически ту таможню, которая есть сейчас в Польше. Я его спросил, что нужно для того, чтобы реформировать таможню. Он сказал — ресурс (таможеннику нужно заплатить деньги
для того, чтобы он не только нес ответственность, но и был мотивирован), контроль (таможенника нужно контролировать и, давая ему достойную зарплату, "выбивать" возможности зарабатывать "левые" деньги), доверие и время (возможность руководителю реализовать то, что он намерен). Это польским коллегам удалось. В итоге они имеют сильную польскую таможню. Нам, увы, пока нет.
- А можно говорить о том, что у вас не было достаточно полномочий для реформ и реорганизации таможни, когда вы
руководили таможней в 2014-2015 гг.?
- Не скажу, что у меня не было полномочий. По сравнению с самостоятельным статусом они, конечно, были значительно урезаны, но для организации работы таможен страны их было достаточно. Проблема в ином. Не было политической воли Правительства к реальным изменениям на таможне. Я не имел прямой коммуникации с Премьер-министром. Та надстройка, которая создана — руководитель Государственной фискальной службы, его заместитель, который отвечает за
таможенное направление, - не позволяла иметь прямую коммуникацию с Правительством, с министром финансов.
А руководитель Государственной фискальной службы в силу того, что 90 % его времени было занято налоговой администрацией, физически просто не мог заниматься в том числе и таможней. Поэтому я утверждаю и буду утверждать, что та структура, которая есть сейчас — "Минсдох", он же ГФС, - неэффективна для украинской таможни и губительна.
Все, что удалось сделать
в 2014-2015 гг., — это сохранить управляемость работы таможенных органов, оградить таможню от вмешательства в ее деятельность разных политических сил, крахобористой части местных "элит" и коррупционного засилия силовых структур. Мы воссоздали управляемость, у нас работала достаточно эффективная таможня. Но, к сожалению, 80 % своего рабочего времени я тратил на бодание с аппаратом ГФС. Та надстройка, которая висела надо мной, начиная от документооборота и заканчивая принятием каких-то серьезных, системных
решений, была импотентной и профессионально никчемной, неспособной к восприятию нового и принятию решений.
- Известно, что вы являетесь противником передачи украинских таможен на аутсорсинг зарубежным компаниям.
- Нынешний состав Правительства эту идею, насколько я знаю, не поддерживает. Это мудро. Напрасная трата времени и ресурса. Похожий опыт был в том числе у наших болгарских коллег. Я общался с ними. Ни к чему хорошему это не привело. Были
потрачены деньги, приехали иностранцы, которые показали ситуативный результат, потом все вернулось на круги своя. В результате иностранцы уехали, и пришлось начинать все сначала.
- Они не понимали специфику?
- Да, они не понимали специфику, они долго адаптировались. Были потеряны годы.
- Сейчас с переформатированием Кабинета Министров, в том числе с приходом нового министра финансов, можно ожидать какого-либо сдвига или
компромисса в процессе реформирования ГФС и таможенной службы?
- Я думаю, что у министра финансов есть возможность оценить тех людей из таможни, которые пришли работать в Министерство финансов после той травли, которая проведена против таможенников в ГФС. Среди них есть очень достойные люди.
- Наверное, вы имеете в виду в том числе Александра Москаленко?
- Да. Он уходил в Министерство финансов в период, когда уже решался
кадровый вопрос по мне и когда было понимание, что, возможно, мне придется заканчивать работу. У нас был с Александром Петровичем разговор о том, что ему поступило такое предложение. И я это поддержал, потому что он - из самых светлых голов таможенной системы Украины. Он не только инициатор многих изменений, но и человек, болеющий за результат и болеющий за судьбы страны и таможенной системы.
Среди инициатив и идей, которые продвигаются им и поддержаны на сегодня министром финансов
и Премьер-министром, - это так называемое Единое окно, о котором мы уже говорим 15-20 лет. Граница — это ведь не только таможня, это комплексная работа многих контролирующих служб. Единое окно предполагает комплексную организацию их деятельности. Волей Премьер-министра, надеюсь, эта идея будет реализована. Суть Единого окна состоит в том, что эти совковые, скажем так, походы за печатями в разные контролирующие службы должны кануть в Лету.
Считаю, что сейчас в Министерстве
финансов работает достаточно профессиональная команда таможенных специалистов, которая может генерировать и продвигать реформаторские начала, инициативы для таможенной организации страны. Но я уверен в том, что какие бы инициативы не выдвигались светлыми и толковыми людьми, если исполнителями этих вещей будут малопрофессиональные сотрудники, если не будет устойчивой, разумной, понятной таможенной вертикали управления, все это обречено на плачевный финал.
- Недавно советник
Премьер-министра Юрий Федчишин заявил, что Кабмин планирует в ближайший месяц представить план таможенной реформы. Вам известно, какой может быть концепция этой реформы?
- Нет.
- Сейчас в ГФС принято расценивать эффективность работы той или иной таможни от суммы поступлений в бюджет. Действительно ли этот показатель отображает эффективность работы таможни?
- Нет, не отображает эффективности работы. Потому что основная
масса налогов внешнеэкономическим бизнесом уплачивается автоматически. Условно говоря, около 80 % налогов — это автоматическая уплата. Задача таможни — просто разумно эту уплату администрировать, быстро оформить груз и так далее.
Есть некое "болото" — это "серый" импорт, "черный" ввоз товара в страну. "Серый" импорт — это занижение таможенной стоимости, недостоверная классификация товара и заниженные весовые показатели, недостоверное указание страны происхождения и т. д. Все, что
влияет на базу налогообложения и может оптимизировать уплату налогов, принято называть "серым импортом", который показывается каким-то образом, но в то же время уход от налогов существует.
Также существует обычная контрабанда. В принципе, для обывателя это понятие ясное. Но я вам скажу, что в схемы традиционной контрабанды вернулись такие вещи, которые 10-15 лет назад были нами уничтожены. Это так называемый прерванный транзит. Когда, условно говоря, автомобиль заезжает из
Ужгорода с высоколиквидной брендовой одеждой, едет транзитом на Беларусь или Россию по документам. В Сумах проставляются отметки о том, что автомобиль вышел из территории, а на самом деле груз уже разгр
ужен где-нибудь в Броварах под Киевом. Эти схемы существовали лет 15 назад, и они были уничтожены. Сейчас, насколько я знаю, это одна из "оживших" схем уклонения от уплаты налогов.
В Таможенной службе уничтожено управление контроля доставки грузов. Централизованным контролем доставки грузов практически никто не занимается.
- Когда начали возобновляться эти схемы?
- В марте прошлого года этого не было. Это я знаю точно.
Сказать, что не было вообще, — нельзя. Не было системы. То есть где-то это могло произойти, но такой системы не было. Сейчас это поставлено в систему.
- На каких региональных таможнях наиболее распространены эти схемы?
- Фактически все таможни Украины сегодня уязвимы для любой схемы. Кадровые назначения на таможне произошли таким образом, что нет людей, которые способны противостоять засилию или парламентского лобби, или так называемых смотрящих, или
местных коррумпированных элит. Во-первых, они назначены под задачу. Увы, часто эта задача далека от государственной. Во-вторых, они низкопрофессиональны. И они зависимы от той или иной политической силы или от того или иного клана. На сегодня кадровая политика ГФС на таможне привела к тому, что любая таможня является потенциальной "черной дырой" в таможенной границе Украины.
Мы очень много говорим о таможне и традиционной контрабанде, понимая под этим одежду, бытовую технику,
товары народного потребления. Но мы забываем о той "черной дыре", которую недавно с огромным трудом закрыли, — дыре в энергетической безопасности страны. Cоздав центральную энергетическую таможню, мы забили такой гвоздь в гроб легендарных схем Курченко и прочих ребят, который до сих пор пытаются выковырять барыги.
И только сейчас им это удается сделать путем уничтожения профессионального кадрового потенциала энергетической таможни: уволен начальник энергетической таможни Конев
Александр Иванович — принципиальный настоящий таможенник, увольняются другие порядочные специалисты. Назначаются на должности руководителей подразделений на местах низкопрофессиональные люди, готовые по умыслу или недомыслию выполнять любую преступную команду. И это в десятки раз вредоносней и серьезней для экономики, чем борьба с часами и трусами в китайских контейнерах. Я считаю, что у Генеральной прокуратуры будет еще много хлопот и, уверен, продуктивных результатов по деятельности нового руководства
энергетической таможни.
- Расскажите подробнее о структурных реорганизациях энергетической таможни.
- Сейчас энергетическая таможня как юридическое лицо находится в Киеве, ее подразделения находятся в разных городах — там, где есть оформление энергоносителей. Перечисление налогов идет через главный офис, который находится в Киеве. Существование энергетической таможни позволяло всегда реализовать централизованный и системный контроль за оборотом
энергоносителей через таможенную границу Украины. Когда в свое время эта таможня была ликвидирована, а ликвидировалась она под определенные схемы, — этот контроль был утрачен.
Мы восстановили ее работу. Об энергетической таможне никогда раньше не говорили губернаторы, потому что это никогда не относилось к их компетенции. Но когда возникла идея часть таможенных налогов отдавать на ремонт дорог, у областей возник аппетит. По их мнению, если пост энергетической таможни, находясь в
Одессе, подчинялся Одесской таможне — значит, часть денег должна была бы уйти на дорогу в Одесской области.
Это аномально, что часть денег от поста энергетической таможни должна идти на ремонт одесской дороги. Это опять-таки элемент подрыва суверенитета государства и его территориальной целостности. Все деньги, заработанные таможней, должны идти в государственный бюджет. Государственный бюджет своими статьями должен определять, куда и кто какие деньги получает. И поэтому борьба за
таможенный пост энергетической таможни в Одессе или во Львове является нонсенсом.
- То есть вы считаете неэффективным эксперимент по направлению 50 % средств, полученных от перевыполнения плана поступлений таможенных платежей, на развитие инфраструктуры региона соответствующей таможни?
- Это одна из ложных целей, на которую пытаются переключить внимание общества, и один из элементов подрыва территориальной целостности
государства.
- Каким образом он влияет на целостность государства?
- Есть закон о государственном бюджете. Согласно государственному бюджету, таможенные органы не могут работать в интересах одного региона. Таможня перечисляет деньги в государственный бюджет. Если таможенный орган какого-то региона начинает работать на интересы этого региона — другими словами, он становится таможней этого региона, - это неправильно. Не может быть Одесская таможня
для Одессы или Львовская таможня для Львова.
- Тогда как понимать слова Юлии Марушевской, что 30 % всех товаров Одесская таможня потеряла за счет того, что Правительство забрало у Одесской таможни энергетическую таможню?
- Никто ничего не забирал. Энергетическая таможня существовала до 2012 года. В 2012 году она была ликвидирована. В 2014 году ее функционирование было восстановлено. И все. Просто был период безвременья, когда государство утратило контроль
над внешнеторговыми операциями. Потом этот контроль был восстановлен.
- Как вы расцениваете недавнюю инициативу Правительства о введении фотофиксации таможенных процедур?
- Я отношу это к ложным направлениям, на которые будут потрачены определенные усилия. Вспоминается видеофиксация одних из выборов, когда на всех избирательных участках поставили видеокамеры. Было потрачено около миллиарда гривен. Где эти видеокамеры сейчас, кстати, никто не
знает.
Если у Правительства есть лишние деньги или возможность эти деньги задействовать, я бы их потратил на закупку двух или трех хороших сканеров — это дорогое оборудование. Поставил бы их на основных наших точках: например, в Чопе, в Одессе, Ягодине или же на непростом сегодня направлении — восточном.
- Разве сейчас нет какой-либо видеофиксации?
- Конечно, есть. Установлены системы видеонаблюдения. К сожалению, не везде.
Они недостаточно эффективны.
Я считаю, что каждое рабочее место оформляющего инспектора должно быть оборудовано стационарным видеонаблюдением. Это затратный проект, но он должен быть. И рано или поздно мы это сделаем. Если речь идет об этом — я "за".
Во-вторых, пункты пропуска должны быть оборудованы современными системами видеонаблюдения — как для пограничного контроля, так и для таможенного контроля.
В-третьих, я считаю, что
места таможенного оформления, так называемые таможенные терминалы, должны быть оборудованы системами видео- и теленаблюдения. Это необходимо для адекватного нормального таможенного контроля.? В-четвертых, я считаю, что места таможенного оформления и пункты пропуска должны быть оборудованы системой считывания номеров, фиксации номеров транспортных средств. Эта уникальная система, например, эффективно работает у наших азербайджанских коллег. Очень интересный опыт. Не всему хорошему можно научиться только на
Западе.
Если мы говорим об этом — то я только "за". Но если мы говорим о том, что таможенник будет открывать машину, смотреть один или два ящика, и его будет в это время снимать на камеру сотрудник силовой структуры, — это профанация. Контрабандисты купят всех, а расходы для чистого бизнеса станут больше.
- Считаете ли вы целесообразным создание Кабмином "черной сотни" для борьбы с контрабандой или мобильных групп из сотрудников Национального
антикоррупционного бюро, пограничных войск, полиции и Государственной фискальной службы для оценки и проверки работы таможен?
- Я предложил включить таможенников в состав "сотни" по борьбе с проституцией. А почему такая дискриминация? Почему милиционеров включают в состав "сотни" по борьбе с контрабандой, а таможенников не включают в "сотни" по борьбе с проституцией? Я считаю это дискриминацией. Увы, это горькая ирония.
Сегодня в борьбу с контрабандой
включились все. Скоро уже "ложкомоек" на Киевском вокзале не останется, потому что все уйдут бороться с контрабандой.
Меня пытались убедить в эффективности такой инициативы действительно уважаемые мною люди, но мы это уже неоднократно проходили. Как бы это не выглядело, таможенным делом должны заниматься таможенники. Создавая эти "черные сотни", перекладываем таможенные функции на другие органы, которые должны заниматься своим делом – бороться с преступностью, шпионами, нелегальной
миграцией, "налоговыми ямами".
Поработают эти "черные сотни" месяц, два, три, год. Все равно завтра-послезавтра или через еще какое-то время таможенным контролем придется заниматься таможенникам. Происходит подмена понятий. В любом случае за результаты таможенного контроля отвечает таможенник, ставя свою печать — ни милиционер, ни сотрудник ГАИ или СБУ, ни налоговый милиционер. Таким образом, размывается ответственность, размывается функционал, идет
депрофессионализация.
- Вы довольно критически относитесь к деятельности главы ГФС Романа Насирова. Чем аргументирована такая ваша позиция?
- Деятельность главы ГФС пусть оценивают его руководители и Генеральный прокурор. Я оцениваю положение дел в украинской таможне.
- Поддерживаете ли вы его недавно озвученную инициативу о принятии Таможенного кодекса Европейского союза в Украине?
- Красивый
лозунг. Не более. У нас добротный Таможенный кодекс. Давайте хоть его научимся исполнять.
- У Романа Насирова все больше и больше нарастает противостояние с главой Одесскоий таможни Юлией Марушевской, которая наиболее публично ведет свою деятельность в качестве руководителя таможни. Юлия Марушевская регулярно декларирует проведение реформ на Одесской таможне и заявляет о противодействии со стороны ГФС. Роман Насиров же заявляет, что никаких реформ там не проводится. А недавно
глава ГФС заявил, что допускает увольнение Юлии Марушевской с должности уже летом из-за отсутствия результатов работы Одесской таможни. По вашему экспертному мнению, на чем базируется этот конфликт и кто прав в этом противостоянии?
- Я достаточно критично оцениваю деятельность Юлии Марушевской на Одесской таможне. Возможно, в силу прошлого опыта - субъективен. Но я не хочу участвовать, пусть даже косвенно, в кампании, которая сейчас подымается, по травле начальника Одесской
таможни. При всем волонтерском подходе к работе с таможней там присутствует главное — искренность в намерениях менять таможню к лучшему.
Руководство ГФС вместо того, чтобы конфликтовать с излишне публичным начальником Одесской таможни, лучше бы занялось теми вещами, которые происходят в других регионах и о которых руководство ГФС хорошо информировано. Поэтому я считаю, что конфликт с Юлией Марушевской руководству ГФС чести не добавляет.
Но, с другой стороны,
я понимаю, что в будущем Юлия Марушевская будет делать или успешную политическую карьеру или продолжит образование в одном из западных престижных вузов. А те таможенники, которые там сейчас находятся и которые принимали конкретные решения, остаются и дальше работать. И они будут отвечать за реализацию тех или иных реформаторских шагов своего руководства, а эти реформаторские шаги не всегда вписывались в требования нормативных документов.
Руководство уедет, таможенники останутся. Им
отвечать. И дай Бог, чтобы не началась охота на очередных "стрелочников".
Руководить Одесской таможней должен сильный, волевой профессиональный человек без влияния на него той или иной политической силы. Для такого региона руководителем должен быть человек, который прежде всего знает правоохранительную составляющую, достаточно смелый. Человек, который на телевизор будет тратить намного меньше времени, чем на свою основную работу. Когда человек разрывается между своим рабочим местом
и телевизором — толку не будет. Хотя это касается и всех остальных.
- Вы верите в будущее украинской таможни?
- Я верю в будущее сильной, гордой, достойной Украины. Она может быть такой только с сильными институтами власти и суверенитета, одним из которых и есть таможня.
Хит недели ... Сьогодн╕ Кабм╕н розгляне зм╕ни до Митного кодексу
Каб╕нет м╕н╕стр╕в Укра╖ни сьогодн╕ на зас╕данн╕, 24 червня, розгляне зм╕ни в Митному кодекс╕.
Про це зазнача╓ться в порядку денному зас╕дання уряду.
Так, буде розглянуто проект закону "Про внесення зм╕н до Митного кодексу Укра╖ни щодо ун╕ф╕ковано╖ митно╖ квитанц╕╖".
Кр╕м того, м╕н╕стри розглянуть проект розпорядження през0идента Укра╖ни "Про повноваження ╤. Жданова на п╕дписання Конвенц╕╖ Ради ╢вропи комплексний
п╕дх╕д до безпеки, охорони ╕ послуг п╕д час футбольних матч╕в та ╕нших спортивних заход╕в".
На порядок денний також винесено проект постанови "Про внесення зм╕н до Порядку нарахування ╕ сплати ╓диного внеску на загальнообов'язкове державне соц╕альне страхування за деяк╕ категор╕╖ застрахованих ос╕б", "Про внесення зм╕н до Порядку виплати щом╕сячно╖ надбавки за вислугу рок╕в прокурорам та ╕ншим прац╕вникам орган╕в прокуратури", "Про затвердження Порядку використання кошт╕в,
передбачених у державному бюджет╕ Нац╕онально╖ гвард╕╖ на реал╕зац╕ю заход╕в з п╕двищення обороноздатност╕ ╕ безпеки держави", "Про затвердження Порядку проведення службового розсл╕дування Нац╕ональним агентством з питань державно╖ служби або його територ╕альними органами стосовно кер╕вника державно╖ служби в державному орган╕ або державного службовця вищого органу".
Д╕яльн╕сть митниц╕ спрямована на вир╕шення двох основних задач – охорону нац╕ональних економ╕чних ╕нтерес╕в та контроль за рухом товар╕в через держаний кордон. В╕д того, наск╕льки ефективно митниц╕ справляють з покладеними на них задачами, залежить зб╕льшення надходжень у бюджет та прискорення м╕жнародно╖ торг╕вл╕.
Тож наведення ф╕нансового порядку на митниц╕, боротьба з корупц╕╓ю, модерн╕зац╕я техн╕чно╖ бази ╓ питаннями
державного значення. Митниця не повинна бути синон╕мом корупц╕╖ та бюрократ╕╖. ╥╥ завдання – не створювати перешкоди для б╕знесу, а, навпаки, за рахунок спрощення митних процедур залучати б╕льш╕ надходжень до Держбюджету. Щоб перетворити укра╖нську митницю на серв╕сну службу, прозору та об'╓ктивну, ми розпочали впроваджувати низку реформ, як╕ базуються на передовому досв╕д╕ ╓вропейських кра╖н.
Зокрема, щоб уникнути суб'╓ктив╕зму у робот╕ митних орган╕в започатковано систему
автоматичного розпод╕лу митних декларац╕й м╕ж ╕нспекторами. Головна ╖╖ перевага – виключення можливост╕ «у ручному режим╕» обирати прац╕вник╕в митниц╕, як╕ зд╕йснюватимуть митне оформлення товар╕в за конкретними митними декларац╕ями чи п╕дпри╓мствами. Таким чином попереджаються корупц╕йн╕ д╕╖ у вигляд╕ попередньо╖ змови митника та п╕дпри╓мця. Ми проводимо щоденний мон╕торинг оформлення товар╕в ╕з метою недопущення виникнення затримок через застосування нового технолог╕чного процесу автоматизованого
розпод╕лу митних декларац╕й.
Щоб громадяни не асоц╕ювали митницю з чергами на кордон╕, очевидним ╓ необх╕дн╕сть спрощення митних процедур.
На даний момент в Державн╕й ф╕скальн╕й служб╕ впроваджу╓ться ╕нституту Уповноваженого економ╕чного оператора, аналог╕чний тому, що функц╕ону╓ в ╢С. Статус УЕО нада╓ п╕дпри╓мцям
найб╕льший перел╕ку п╕льг ╕ спрощень процедур.
На сьогодн╕ законопроект про внесення зм╕н до Митного кодексу Укра╖ни щодо впровадження уповноваженого економ╕чного оператора та спрощень митних формальностей погоджено Каб╕нетом М╕н╕стр╕в Укра╖ни та заре╓стровано у Верховн╕й Рад╕ Укра╖ни за № 4777 в╕д 03.06.2016
Реал╕зац╕я норм законопроекту дозволить уповноваженим економ╕чним операторам застосовувати в процес╕ сво╓╖ д╕яльност╕ так╕ спрощен╕ митн╕ процедури, як
митне оформлення за м╕сцезнаходженням та зниження гарант╕йно╖ суми при застосуванн╕ загально╖ ф╕нансово╖ гарант╕╖.
Також, в залежност╕ в╕д виду сертиф╕кату УЕО - «на спрощення митних процедур» або «щодо над╕йност╕ та безпеки», п╕дпри╓мства зможуть зд╕йснювати митне оформлення у першочерговому порядку ╕з застосуванням меншого обсягу митних процедур, подавати коротк╕ вв╕зн╕ декларац╕╖ з╕ зменшеним перел╕ком в╕домостей, отримувати завчасне пов╕домлення про проведення митного огляду та
обрання м╕сця його проведення тощо.
Ще одним ╕нструментом спрощення зд╕йснення зовн╕шньоторговельних операц╕й ╓ впровадження електронного «╓диного в╕кна», що м╕н╕м╕зу╓ контакти м╕ж чиновниками ╕ громадянами та значно зменшу╓ можлив╕сть корупц╕╖ ╕ бюрократ╕ю. Запровадження в Укра╖н╕ принципу «╓диного в╕кна» при зд╕йсненн╕ зовн╕шньоторговельних операц╕й регламентовано статтею 319 Митного кодексу Укра╖ни та внесено до Плану д╕й Уряду Укра╖ни на 2016 р╕к. Кр╕м того, 25 травня прийнято
постанову Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни № 364 «Деяк╕ питання реал╕зац╕╖ принципу «╓диного в╕кна» при зд╕йсненн╕ митного, сан╕тарно-еп╕дем╕олог╕чного, ветеринарно-сан╕тарного, ф╕тосан╕тарного, еколог╕чного, рад╕олог╕чного та ╕нших вид╕в контролю».
Постановою затверджено Порядок ╕нформац╕йного обм╕ну м╕ж органами доход╕в ╕ збор╕в, ╕ншими державними органами та п╕дпри╓мствами за принципом «╓диного в╕кна».
Вза╓мод╕я п╕дпри╓мств, митниць та контролюючих орган╕в
в╕дпов╕дно до цього Порядку зд╕йсню╓ться ╕з застосуванням ╕нформац╕йно-телекомун╕кац╕йно╖ системи, яка прийма╓ ╕нформац╕ю, обробля╓ ╖╖ та автоматично форму╓ в╕дпов╕дн╕ пов╕домлення для вс╕х зад╕яних суб’╓кт╕в. Так, зокрема, прийняте посадовою особою контролюючого органу р╕шення про завершення в повному обсяз╕ в╕дпов╕дного виду контролю ╓ п╕дставою для завершення митного контролю та митного оформлення товар╕в.
Запровадження тако╖ схеми вза╓мод╕╖ державних контролюючих орган╕в та
п╕дпри╓мств створить сприятлив╕ умови для розвитку б╕знесу, зб╕льшить товарооб╕г через митний кордон Укра╖ни, покращить динам╕ку надходжень платеж╕в до Держбюджету.
Для посилення контролю за платежами п╕д час ввезення товар╕в в Укра╖ну на митниц╕ важливим ╓ розвиток автоматизовано╖ системи анал╕зу та управл╕ння ризиками (АСАУР), функц╕ональними елементами яко╖ ╓ електронн╕ проф╕л╕ ризику.
Уже введено в д╕ю 4 нових проф╕л╕ ризику. Внесено зм╕ни до 21 проф╕лю.
Зд╕йсню╓ться наповнення проф╕л╕в ризику новою ╕нформац╕╓ю за результатами анал╕тично╖ роботи та т╕╓ю, що надходить ╕з Податково╖ м╕л╕ц╕╖ та ╕нших силових структур. Затверджено порядок внесення ╕нформац╕╖ до розд╕лу «П╕дпри╓мства-нерезиденти», д╕яльн╕сть яких ╓ сумн╕вною, у ре╓стр «П╕дпри╓мств, перем╕щення якими товар╕в та транспортних засоб╕в мають ознаки ризикованост╕ або сумн╕вност╕».
З метою оперативного ╕нформування митниць щодо можливих факт╕в протиправного перем╕щення товар╕в
╕ транспорту через митниц╕, наказом ДФС в╕д 26.06.2016 року № 472 затверджено порядок внесення ╕нформац╕╖ про можлив╕ порушення закону при перетинанн╕ кордону до модуля «Ор╕╓нтування» АСМО «╤нспектор - 206».
Також ДФС вживаються ╕ ╕нш╕ заходи для розвитку системи управл╕ння ризиками, активно залучаються ╕ноземн╕ фах╕вц╕. Так, з 25 по 29 кв╕тня 2016 року посадовими особами ДФС проведено ряд робочих зустр╕чей ╕з представниками компан╕╖ Crown Agents, п╕д час яких обговорювались питання
щодо можливих перспектив подальшого розвитку ╕снуючо╖ в Укра╖н╕ системи управл╕ння митними ризиками. Експерти Crown Agents висловили готовн╕сть надати допомогу ДФС у розробц╕ плану подальшого розвитку та удосконалення ╕снуючо╖ системи управл╕ння митними ризиками.
З метою посилення анал╕тичних спроможностей ДФС щодо виявлення можливих ризик╕в порушень митного законодавства проводиться активна вза╓мод╕я ╕з донорами та ╕ноземними експертами. Наприклад, з 26 травня по 7 червня в Укра╖н╕
перебував представник Митно-прикордонно╖ служби США З метою обговорення питань створення в Укра╖н╕ аналог╕в п╕дрозд╕л╕в з протид╕╖ тероризму та контрабандн╕й д╕яльност╕ (ATCET), як╕ функц╕онують у Митно-прикордонн╕й служб╕ США.
Трива╓ робота ╕з ще б╕льшого посилення контролю за роботою ус╕х митниць. В рамках виконання доручення Прем’╓р – м╕н╕стра Укра╖ни в ДФС створюються моб╕льн╕ групи з питань боротьби з контрабандою та ╕ншими правопорушеннями у митн╕й сфер╕, робота яких буде
орган╕зовуватись та спрямовуватись Координац╕йним центром. 20 моб╕льних груп будуть пильнувати за порядком на митниц╕. Туди ув╕йдуть податк╕вц╕, митники, прикордонники та представники Нац╕онально╖ пол╕ц╕╖. Вони д╕ятимуть у ц╕лодобовому режим╕ по вс╕й територ╕╖ Укра╖ни ╕ покликан╕ боротися з проявами корупц╕╖, чорною та с╕рою контрабандою вздовж усього кордону, а не лише у зонах митного контролю.
Ще одним важливим елементом реформи митниц╕ ╓ запровадження фото- та в╕деоф╕ксац╕╖
митних та ╕нших формальностей, як╕ проводяться контролюючими органами. Це п╕двищить ефективн╕сть митного контролю, створить умови для запоб╕гання корупц╕йним проявам з боку посадових ос╕б та матиме позитивний вплив на протид╕╖ митним правопорушенням.
Ц╕ заходи та нововведення ╕снують не лише на папер╕. Деяк╕ з них вже запроваджен╕, деяк╕ – у процес╕ ╕мплементац╕╖. Але важливо, щоб процес модерн╕зац╕╖ був перманентним, системним ╕ в╕дпов╕дав сучасним реал╕ям. Водночас ми розум╕╓мо,
що без п╕дтримки уряду та парламенту ц╕ ╕н╕ц╕ативи залишаться лише пустими декларац╕ями. Тож давайте будемо будувати сучасну, ╓вропейську митницю разом.
Хит недели ... Банки могут контролировать экспортно-импортные операции с помощью электронных документов
Нацбанк принял постановление № 347, которым внес изменения в Инструкцию о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями относительно упрощения взаимоотношений между банками, клиентами и государственными органами.
В частности, банки смогут:
использовать наряду с бумажной формой электронную форму сообщений для обмена информацией, необходимой для осуществления контроля за экспортными, импортными операциями
резидентов;
контролировать экспортные, импортные операции, осуществляемые с использованием электронных сделок;
использовать инвойс как документ, подтверждающий оказание услуг.
Клиентам больше не нужно предоставлять письменные подтверждения иностранного налогового органа о сумме
уплаченных налогов (такое подтверждение будет предоставляться резидентом только по требованию банка).
Хит недели ... Держпродспоживслуж: Щодо зд╕йснення контролю харчових продукт╕в
ДЕРЖАВНА СЛУЖБА УКРА╥НИ З ПИТАНЬ БЕЗПЕЧНОСТ╤ ХАРЧОВИХ ПРОДУКТ╤В ТА ЗАХИСТУ СПОЖИВАЧ╤В
21.06.2016 р. № 15-1-2-6/4304
Державна ф╕скальна служба Укра╖ни Головн╕ управл╕ння Держпродспоживслужби в областях та в м. Ки╓в╕ Рег╕ональн╕ служби державного ветеринарно-сан╕тарного контролю та
нагляду на державному кордон╕ та транспорт╕
Статтею 319 Митного кодексу Укра╖ни визначено, що товари, що перем╕щуються через митний кордон Укра╖ни, кр╕м митного контролю, можуть п╕длягати державному сан╕тарно-еп╕дем╕олог╕чному, ветеринарно-сан╕тарному, ф╕тосан╕тарному, еколог╕чному та рад╕олог╕чному контролю.
Таким чином, Держпродспоживслужба в╕дпов╕дно до повноважень зд╕йсню╓
державний сан╕тарно-еп╕дем╕олог╕чний, ветеринарно-сан╕тарний та ф╕тосан╕тарний контроль.
З метою забезпечення оптим╕зац╕╖ д╕яльност╕ посадових ос╕б Держпродспоживслужби по зд╕йсненню заход╕в державного контролю вантаж╕в з харчовими продуктами п╕д час проведення державного контролю просимо врахувати наступне:
Хит недели ... Анатолий Макаренко: «Сейчас только ленивый не пытается «рулить» таможней»
Вот уже два года прошло с момента, когда высшие чиновники Украины презентовали старт реформ по ключевым направлениям экономики, а также борьбу с коррупционными схемами. Одной из наиболее проблемных сфер для внедрения реформ традиционно считается украинская таможня и ГФС. Помочь разобраться в текущей обстановке мы попросили бывшего заместителя председателя Государственной фискальной службы Украины Анатолия Макаренко.
Беседовал: Виталий Хворостяный
Анатолий Викторович, украинская таможня – это один из стратегических форпостов государства, влияющий на создание экономического имиджа страны и приносящий немалую прибыль Украине. В то же время это средоточие всего, что у нас обычно связывают с коррупцией, продажностью и различными махинациями.
Таможня коррумпирована не больше и не меньше, чем
другие государственные институты. К сожалению, все наше общество пронизано коррупцией, и мы регулярно сталкиваемся с этим в жизни, начиная с детских садиков и заканчивая высшими государственными институтами. Я отдаю отчет своим словам, поскольку приходилось иметь дело и с украинскими детскими садиками, и с парламентом.
Привлечение исключительного интереса общества к проблемам таможни, а также акцент на ее «коррупционной составляющей» – это, по моему мнению, манипулирование
общественным вниманием. Отвлечение внимания от других, еще более коррупционных сегментов экономики и госуправления.
Когда заходит речь о коррупции на таможне, зачастую мы путаем два разных понятия: коррупцию на границе и коррупцию в таможенной службе. Например, на границе присутствуют государственные службы контроля, представленные чуть ли не десятком организаций, которые оформляют разрешительные документы и выстраивают свой «бизнес» именно на этом. Можно начать перечислять все
проблемные участки и зоны ответственности этих служб, но скажу сразу: пальцев на руках не хватит, поскольку в коррупционной деятельности замешаны многие, начиная с местных элит, правоохранительных органов и заканчивая рядовым пограничником, экологом или таможенным брокером.
Пограничная служба, таможенная служба, СБУ, подразделения МВД, налоговая полиция, экологический контроль, радиологический контроль, санитарно-эпидемиологический контроль и т.д. – все эти службы принимают
непосредственное участие в том, что происходит на границе, но «дурная» слава достается исключительно таможне.
Проблема коррупции на границе требует комплексного, системного решения. Одним постоянным «избиением» таможни ее не решить. Подчеркиваю: я категорически не согласен с тезисом, что таможня – наиболее коррумпированная служба в Украине.
Важный момент. Так сложилось, что в последнее время сделан акцент на фискальной функции таможни. Я категорически против
этого. В Европе таможня изначально выполняет защитную, правоохранительную, сервисную, контрольную и регуляторную функцию и лишь затем – фискальную. У нас, к сожалению, смещение интересов произошло в обратную сторону.
Какие функции, по Вашему мнению, должны быть приоритетными для украинской таможни?
Украинская таможня, как и любая аналогичная служба в цивилизованной стране, в первую очередь должна выполнять защитную роль для экономики государства,
регуляторную функцию, а также бороться с контрабандой и незаконным перемещением товаров через границу. Когда мне, например, говорят про одесский опыт открытого пространства на таможне, я воспринимаю эту информацию скептически. Дело в том, что Одесса представляет собой одни из возможных крупнейших контрабандных ворот в Европу и одно из возможных направлений наркотрафика. Скажите, когда вы последний раз слышали о крупном задержании контрабанды или наркотиков по этому направлению?
О
наркотиках не скажу, но новости о задержании контрабандных товаров регулярно появляются в СМИ. Это мелочь по сравнению с основными объемами незаконной транспортировки грузов. То, что там задержали партию каких-то велосипедов или трусов, это мизерная часть контрабандного потока. К сожалению, в Одессе (под лозунгом открытости, улучшения сервиса и нацеленности на фискальную составляющую) упустили из виду заботу о слаженности, эффективности и правовом соответствии нормам контроля, что существенно сказалось
на качестве работы таможни. Например, в США после терактов 11 сентября 2001 года американская таможенная и пограничная службы были объединены в одну организацию. Это было сделано для усиления эффективности контроля по всем направлениям их деятельности. У нас в стране ситуация еще сложнее, но мы вместо усиления таможенной службы, наоборот, ее ослабляем.
Сегодня политические мошенники, прикрываясь требованиями МВФ, пытаются навязать нам так называемую британскую модель таможенного
контроля. То есть они хотят внедрить схему, согласно которой таможенная служба станет более открытой, перестанет быть самостоятельным подразделением и окажется «размытой» внутри налоговой администрации.
На первый взгляд, казалось бы, что тут плохого? Британская таможня прекрасно существует вот уже почти 800 лет и отлично справляется со своими обязанностями. Но мы в отличие от Великобритании находимся на материке. Нам предлагают упразднить таможенные посты и перейти к полному
открытому пространству, имея при этом 603 тыс. км2 территории, войну на Востоке, Приднестровье и уязвимость границ со всех сторон.
Кстати, я читал меморандум МВФ. Там ни слова не сказано о том, что мы должны ликвидировать таможенную службу, но политические шулеры настаивают именно на этом. Их единственный аргумент в пользу двух законопроектов, которые они попытались внести, – британская модель. Все, других аргументов нет. Замечу, что больше нигде в Европе подобная модель не
действует. Отсюда вопрос: почему не использовать, например, французский опыт, почему не польский, литовский или германский вариант построения таможенного контроля? В конце концов, почему не американская модель?!
В свое время я писал докладную записку, где приводил несколько перспективных вариантов, которые могут быть задействованы в Украине. Один из них – американская модель контроля с созданием мощной таможенно-пограничной службы Украины. Второй вариант – европейская модель,
предполагающая консолидацию таможенной службы под контролем Министерства финансов. Третий – воссоздание независимой таможенной службы с вертикалью власти, находящейся в прямом подчинении Президенту или Премьер-министру, что позволило бы службе эффективно и оперативно реагировать на поставленные задачи и качественно выполнять свою работу.
Как по мне, для Украины наиболее приемлемый вариант заключается в следующем: под управлением Министерства финансов создаются две вертикально
структурированные организации: налоговая и таможенная. Абсолютно неважно как их назовут – администрацией, департаментом, отделом, службой. Главное, что эти две структуры не должны быть «слиты» в одну. Да, у них могут быть общие базы информации, протоколы и алгоритмы взаимодействия. Но без управленческого хаоса, который мы наблюдаем сегодня. В общем, варианты развития службы есть, но складывается впечатление, что в Украине мало кто заинтересован в создании сильной и эффективной таможенной службы, поскольку
действенные схемы развития организации даже не рассматриваются.
Таможня всегда была объектом особого внимания не только политиков, но и финансово-промышленных групп, которые пытаются оказывать давление на представителей ГФС. Сохраняется ли сегодня подобная тенденция?
Да, действительно, я сталкивался с подобным явлением и во время первой, и во время второй каденции на посту руководителя таможни. В первом случае мы противостояли мощнейшей так называемой
газовой группировке. Но благодаря поддержке и воле правительства нам удалось принять правильные серьезные решения. Во время второй каденции также пришлось столкнуться с коррупционными «аппетитами». Они взяли верх над теми, кто принимал решения. В результате я ушел с должности. Точнее, меня «ушли». В данном случае воля правительства была задекларирована лишь на словах.
Оценка обстановки говорит о том, что сегодняшний вариант развития событий ведет к одному – деградации и развалу
таможенной службы Украины. Политика, направленная на «размытие» таможни внутри налогового ведомства, является лишь суррогатом качественных изменений, которые не дадут положительного результата.
Еще несколько лет назад таможня была на порядок выше по организованности, культуре делопроизводства и элементам несения службы, чем налоговая служба. На сегодняшний день статус и уровень таможенной службы опустился до уровня киевской канализации. Сейчас только ленивый не пытается «рулить»
таможней.
В обществе сложилось стойкое мнение, что большинство руководителей государственных служб тем или иным образом были замешаны в коррупционной модели управления госструктурами. Как Вы прокомментируете такую точку зрения?
Когда на ключевые посты в службе приходят все те же люди, которые в недавние времена принимали активное участие в создании коррупционной вертикали, о каких-либо качественных изменениях не может быть и
речи.
Для того чтобы ситуация кардинально изменилась, таможенную службу необходимо создавать фактически заново. Следует четко определить степень подчиненности структуры и публично, на основе конкурса (главное – прозрачно и быстро) назначить главу этой службы. Дать ему кредит доверия, время и полномочия.
А каким образом Вы оказались на должности заместителя председателя фискальной службы, что предшествовало этому назначению?
В июне
2014 года Премьер-министр Украины в беседе сказал, что многие представители бизнеса и политики пришли к мнению, что моя кандидатура является оптимальной для восстановления эффективного функционирования таможни, которая на тот момент находилась в сложном положении. Мне предложили вернуться в таможню. Я согласился. А через девять месяцев меня «убрали». Все прекрасно знают, кто меня уволил. Точнее, кто создал повод. Кому-то из них я перекрыл схемы незаконного обогащения, кому-то отказал в просьбе, которая идет
в разрез с законом и моими личными убеждениями, и т.д. После того, как накопилось достаточно поводов для недовольства моей работой, группировка или несколько группировок объединили свои усилия и начали искать рычаги влияния, которые позволили бы им управлять ситуацией или убрать неугодного человека. В моем случае это был вариант манипуляций с известной СМС-кой господина Хомутынника. Кстати, об орехах.
Я вам расскажу одну занимательную историю. Еще в 2009–2010 годах никто не слышал о контрабанде орехов. Это был легальный экспорт. Налоговая администрация не предъявляла к нему претензий в плане уплаты НДФЛ и т.д. Но потом пришли «талантливые» работники таможни и вместе с компанией не менее «талантливых» депутатов из Партии регионов придумали свой собственный «ореховый бизнес», как и многие другие схемы. Если вы обратили внимание, с моим уходом эти схемы не только не прекратили свое
существование, а наоборот – усилились. Фактически, если бы работа была налажена должным образом, действие этих схем прекратилось бы еще в 2015 году, что, в свою очередь, позволило бы нормально работать экспортерам.
Может ли один человек успешно противостоять системе и изменить что-то изнутри, например, находясь на должности замруководителя ГФС?
Нет, одному человеку это не по силам, тем более без поддержки и политической воли руководства страны. Проблема в
том, что, как мне кажется, у действующего правительства отсутствует общее виденье того, какой должна быть таможенная служба в Украине. Отсюда все проблемы. Да и время упущено, сейчас уже не получится что-то исправить. Службу следует выстраивать заново, с нуля.
По вашему мнению, способно ли общество повлиять на принимаемые решения, в частности когда речь заходит о реформировании структуры ГФС?
Сила гражданского общества – наверное, наш последний ресурс для
реальных изменений. В эту силу я верю. Но, к сожалению, ни одно ведомство, ни один госчиновник не застрахованы сегодня от огульной клеветы, шельмования и т.д. Такова реальность.
Как Вы считаете, можно ли как-то себя обезопасить или застраховать от подобных выпадов?
Нам, чиновникам, деваться некуда. Пока в обществе не появится критическое количество «сытых» патриотов, мало что изменится. Дело в том, что любое общество становится малоэффективным для
манипуляторов, когда люди более-менее обеспечены, когда они осознанно делают свой политический выбор, не продаваясь за гречку. Если смотреть глобально на ситуацию, то построение любой рабочей государственной институции без коррупционной составляющей зависит в первую очередь от уровня вознаграждения работников за свой труд. Когда таможенник получает 1,5–3 тыс. грн, он по определению попадает в коррупционную группу риска и как правило в 99,9 % случаев становится элементом коррупционной машины. Не хватает
мотивации, особенно если учитывать объем средств, которые проходят через руки таможенников. Если бы работник таможни (например, в столичном регионе) получал зарплату в пределах $1 тыс., это существенно снизило бы коррупционную деятельность и позволило бы сохранить гораздо больше средств для бюджета страны.
Я спрашивал у бывшего руководителя польской таможни Яцека Капицы, который сумел наладить работу службы в Польше, как ему удалось справиться с коррупцией (к слову, польская таможня
была не менее коррумпирована, чем украинская сейчас). Он ответил, что рецепт успеха реформирования заключался в следующем: ему дали время, ресурсы и доверие. Правительство оградило работу таможенной службы от незаконного вмешательства в ее функции других органов. Но работа таможни находилась под пристальным вниманием правоохранителей (были случаи, когда прокурорские бригады арестовывали целые таможенные смены, уличенные в нарушении закона).
Польский таможенник понимал, что он
получает, помимо соцпакета и заслуженного признания, €800–1000 (там относительно небольшие зарплаты на самом деле), но это официальная зарплата, которой вполне хватало на жизнь, и он мог не переживать за благополучие своей семьи и не опасаться преследования закона. Те, кто стремился к большим заработкам, ушли искать работу в других местах. Работа польской таможни изменилась кардинально. И эта модель как нельзя лучше подходит для Украины. Все, что нужно сделать: выбрать людей, которые соберут команду, дать
им время (два-три месяца), поверить и предоставить ресурс (но сначала следует заново набрать всех людей – с нуля), за коррупцию карать беспощадно.
Кстати, на украинской таможне лишь около 40 % персонала имеют доступ к субъектам внешнеэкономической деятельности (коррупционный риск), остальные выполняют функции, за которые разве что коробку конфет подарят на 8 Марта. Поэтому для изменения ситуации необходимо две составляющих: мотивация и контроль. Ничего
нового.
Как изменилась Ваша жизнь после увольнения с должности председателя Государственной таможенной службы Украины?
Мне не привыкать. Особенно после первого случая моего увольнения в 2010 году. Тогда была тюрьма и сложные испытания для всей семьи. А сейчас дышим воздухом свободы и радуемся каждому дню.
Как Вы можете прокомментировать работу Романа Насирова, возглавляющего ГФС ? Можно ли назвать его деятельность
эффективной?
Не хочу комментировать его работу. Для этого есть СМИ, политики и Генпрокурор.
А что касается непосредственно управленческой составляющей?
Уничтожен главный офис таможенной службы, разбалансирована работа структуры, произошла передача части таможен под управление «смотрящих». Как это оценивать?
Скажется ли сокращение штата сотрудников ГФС на качестве работы
ведомства?
Доведя количество персонала украинской таможни до 10 тыс. сотрудников, мы совершили большую ошибку. Например, в соседней Беларуси, территория которой занимает площадь 209 км2, с периметром госграницы около 3 тыс. км2 и населением 9 млн человек, работает 5 тыс. таможенников. Это обоснованно с учетом всех составляющих и по отношению к количеству народонаселения. В Украине проживает около 40 млн жителей, территория страны – 603 км2, граница – около 7 тыс. км2 и всего 10 тыс.
таможенников. При этом таможенники не только налоги собирают, но и контролируют перемещение грузов. Я категорический противник дальнейшего сокращения сотрудников таможенных органов.
Мне кажется, что руководство Министерства финансов и те, от кого зависят решения о сокращении штата, это прекрасно понимают. Например, налоговая служба на сегодняшний день имеет в своем штате 45 тыс. сотрудников. Поэтому, я считаю, что решение вопроса о количестве сотрудников ГФС не должно проводиться за
счет работников таможенной службы.
Пребывая на посту заместителя председателя Государственной фискальной службы Украины, Вам удалось достичь каких-то успехов, которые могли бы особо отметить?
Я горжусь тем фактом, что во время второй каденции нам с коллегами удалось заново организовать работу таможенной службы. После известных событий на Майдане с последующим развалом многих организаций, а также поглощением таможни Министерством доходов, а потом – ГФС,
сначала под руководством Виталия Науменко, потом – моим удалось восстановить контроль над разбалансированной таможенной службой и вернуть ей прежнюю управляемость. Также я горжусь тем, что получилось возобновить деятельность энергетической таможни. Ранее она была ликвидирована, дабы обеспечить комфортную работу теневым схемам Курченко и некоторым представителям газовых компаний. Кстати, благодаря этому я нажил себе немало врагов.
Помимо этого, мы восстановили службу анализа рисков.
Благодаря этой организации существенно облегчилась оперативная обработка информации, влияющая на скорость и эффективность работы всего таможенного ведомства, а также на сервис, поскольку анализ рисков позволил отказаться от рудиментарного «прочесывания» всех под одну гребенку.
Каковы будут Ваши прогнозы относительно работы служб ГФС на текущий год, ожидать ли каких-то качественных перемен к лучшему?
Вся структура тяжело «больна». Островки управляемости и
профессионализма болтаются в море дезорганизации, управленческого хаоса и давления со стороны коррупционных структур. К сожалению, реорганизовать ее работу и заставить выполнять свои функции в рамках закона – маловероятная перспектива. Структуру нужно строить заново, с чистого листа. Заявленные реформы останутся пустыми словами без тех структурных изменений, о которых я говорил выше.
Группа депутатов предложила парламенту проект закона о создании Национальной таможни Украины.
Совершенно разные политические силы поддержали данный проект. Я бы настаивал на принятии этого закона. Он позволит создать отправную точку для построения в Украине новой сильной и эффективной таможни. В ее будущее я верю.
Хит недели ... Видеофиксация осмотра сначала будет введена на трех таможнях
Разрабатывается программно-техническое обеспечение для поэтапного внедрения процедуры
На первом этапе процедура видеофиксации проведения таможенного осмотра будет введена на Львовской, Одесской и Киевской городской таможнях ГФС.
Но в ближайшие 3-4 месяца процедура будет осуществляться уже на всех таможнях и таможенных постах, сейчас разрабатывается программно-техническое обеспечение для ее поэтапного внедрения.
В
ГФС рассказали, что при проведении осмотра должностное лицо будет представляться на видеокамеру и представлять всех присутствующих, которые будут привлечены к его проведению, в том числе представителей правоохранительных органов, если этот осмотр проходит по их инициативе. Таможенный осмотр с обязательным комментарием сотрудников своих действий будет сниматься непрерывно на видеокамеру, информация из которой будет передаваться на центральный сервер. На уровне центрального аппарата ГФС будет осуществляться
мониторинг таможенных осмотров, проводимых на местах.
Материалы, которые будут формироваться на центральном сервере ГФС, будут предоставляться НАБУ, СБУ, Нацполиции, в т.ч. будут использоваться управлением внутренней безопасности и профильными департаментами ГФС для контроля за деятельностью подчиненных. Эту информацию также смогут использовать руководители таможен для проведения соответствующих служебных расследований и проверки деятельности должностных лиц, непосредственно
осуществляющих таможенный контроль и оформление.
Планируется, что каждое должностное лицо таможни в начале своего рабочего дня будет получать соответствующую видеокамеру. Сейчас рассматривается вопрос приобретения видеокамер для должностных лиц Львовской, Одесской и Киевской городской таможен ГФС.
Порядок осуществления фото-, видеофиксации вступает в силу с 1 июля 2016 года.
Хит недели ... С 1 июля по книжкам МДП можно везти груз на 100 тысяч евро.
Международные страховщики гарантийной системы МДП повышают максимальный уровень гарантии до 100 тыс. евро на книжку МДП для всех заинтересованных стран-участниц, однако ФТС РФ увеличение предела гарантии на
территории России пока не утвердила, сообщает Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП) РФ. С 1 июля 2016 года Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) прекращает выпуск 4- и 20-листовых книжек МДП. Вместо них будут реализовываться только 6- и 14-листовые книжки. Причем, отмечается в сообщении ассоциации, перевозчики смогут приобрести
6-листовые книжки по прежней цене – «их стоимость будет снижена до уровня 4-листовых книжек МДП». Кроме того, уровень гарантии по книжкам МДП повышается с 60 тыс. евро до 100 тыс. евро. «Международные страховщики гарантийной системы МДП согласились повысить максимальный уровень гарантии до 100 000 евро на книжку МДП для всех заинтересованных стран-участниц», – поясняет АСМАП РФ. На сегодня уже утверждено увеличение предела гарантии до 100 тыс. евро в Иране, Армении, Кыргызстане, а также в Боснии и Герцеговине. ФТС России пока не
утвердила увеличение предела гарантии на территории РФ, – уточняется в сообщении ассоциации. Также «стоимость страхования книжек МДП, реализуемых МСАТ с 01.07.2016, будет снижена на 2,5 швейцарских франка», при этом снижение размера страховой премии коснется только книжек, которые АСМАП РФ получит из МСАТ после 1 июля. Несмотря на изменение дизайна
новых книжек МДП, 4-, 6-, 14- и 20-листовые книжки существующего образца будут действительными и после 1 июля 2016 года, подытожили в АСМАП РФ.
P.S. Комментарии MDOffice. По неофициальной информации из АсМАП Украины изменения в существующее соглашение между АсМАП Украины и ГФСУ по увеличению суммы гарантий не подписаны. Документы находятся
на рассмотрении у руководства ГФСУ. До их подписания и вступления в действие на территории Украины продолжает действовать сумма гарантий Конвенции МДП в размере 60 000 EUR.
Относительно нового дизайна Книжек МДП. Обращаем внимание, что с 01.07.2016 изменяются некоторые элементы внешнего оформления 6-и и 14-и листовых Книжек МДП. При этом Книжки МДП с
"сегодняшним" внешним видом будут выдаваться АсМАП Украины и действовать до окончания срока их действия и исчерпания запасов отпечатанных Книжек МДП у АсМАП Украины. Ссылка на официальную информацию от АсМАП Украины: http://asmap.org.ua/index1.php?idt=63569
Хит недели ... С 1 июля таможенный досмотр будет проводиться с фото - и видеофиксацией
1 июля 2016 года вступит в силу Порядок осуществления фото-, видеофиксации таможенных и других формальностей, которые проводятся контролирующими органами, утвержденный постановлением Кабмина от 08.06.2016 г. № 370.
На первом этапе процедура видеофиксации проведения таможенного досмотра будет внедрена на Львовской, Одесской
и Киевской городской таможнях ГФС. Об этом сообщил директор Департамента таможенного контроля Алексей Василенко.
По его словам, в ближайшие 3-4 месяца эта процедура будет осуществляться на всех таможнях ГФС и таможенных постах. Сейчас разрабатывается программно-техническое обеспечение для ее поэтапного внедрения.
Материалы, которые будут формироваться на центральном сервере ГФС, будут предоставляться НАБУ, СБУ, Национальной полиции, в т.ч. использоваться
управлением внутренней безопасности ГФС и профильными департаментами для контроля за деятельностью подчиненных. Эту информацию также смогут использовать руководители таможен для проведения соответствующих служебных расследований и проверки деятельности должностных лиц, которые непосредственно осуществляют таможенный контроль и таможенное оформление.
Согласно утвержденного порядка, должностные лица органа доходов и сборов будут применять средства фото-,
видеофиксации:
если по результатам применения системы управления рисками необходимо осуществить фото-, видеофиксацию во время проведения таможенных формальностей, а также зафиксировать проведение таможенных формальностей на любом этапе таможенного контроля;
для проведения осмотра (переосвидетельствования) по инициативе контролирующих и правоохранительных органов или физического досмотра товаров, предусмотренного ст. 266 Таможенного кодекса
Украины.
Кроме того, фото - и видеофиксации могут осуществлять должностные лица ГФС, Администрации Госпогранслужбы и Национальной полиции, которые включены в состав Межведомственного целевого центра и совместных мобильных групп по предупреждению и выявлению фактов нарушений законодательства по вопросам государственной таможенного дела, на всех этапах проведения мероприятий по выполнению поручения Межведомственного целевого центра.
Смена власти, смена поколений, смена взглядов, смена правил игры – все это не влияет коренным образом на таможню, которая или дает добро, или не дает. Иными словами, схема работы таможенных органов с импортерами/экспортерами остается не прозрачной и весьма сложной.
Подтверждением этому является то, что количество споров физических и юридических лиц с таможенными органами никак не сократилось, если не брать во
внимание сокращение самих субъектов ВЭД.
Камнем преткновения остается таможенная стоимость. Это главный «конек» таможенников, которым они исправно владеют. Однако нужно понять, что таможенное оформление товаров носит исключительно индивидуальный характер, поэтому нельзя всех «стричь под одну гребенку». Необходимо осуществлять тщательную
проверку, прежде чем вынести «таможенный вердикт». Жаль, но сегодня таможенные органы продолжают в большинстве случаев проводить корректировку таможенной стоимости товара, не приводя собственно расчетов такой корректировки, без ссылок на нормативно-правовые акты, нормы закона, на которые они ссылались при принятии тех или иных выводов. Вместо того, чтобы детально изучать документы, таможенные органы все еще пытаются ссылаться на данные автоматизированной системы, где находится информация об аналогичных
товарах, с целью определить таможенную стоимость по резервному методу.
На самом деле уже существует позиция судебных органов, она заключается в том, что корректировка таможенной стоимости товара исключительно на основании данных Единой автоматизированной информационной системы не соответствует нормам действующего законодательства. Использование так называемой ценовой базы считается правомерным, когда невозможно определить таможенную стоимость по цене контракта (определение ВАСУ
№К/800/46943/14 от 02.07.2015 г.).
Еще одной немаловажной проблемой, с которой сталкиваются предприниматели, является таможенный контроль, т. е. совокупность мер, осуществляемых в целях обеспечения соблюдения норм этого Кодекса, законов и других нормативно-правовых актов по вопросам государственного таможенного дела, международных договоров Украины, заключенных в установленном порядке (п. 24 ст. 4 ТК Украины). Важно отметить, что таможенный контроль не всегда заканчивается
завершением таможенного оформления товара, поскольку в отдельных случаях (наличие обоснованного подозрения в нарушении таможенного законодательства) после таможенной очистки товаров органы доходов и сборов имеют право направлять письменные запросы, получать заверенные копии документов, иную информацию о перемещении товаров через таможенную границу Украины, об использовании товаров на таможенной территории страны и за ее пределами.
В связи с этим довольно часто возникают споры с
таможенными органами, что усложняет работу субъектов ВЭД. Важно знать, что если таможенный орган принял ГТД, самостоятельно определил таможенную стоимость и пропустил товар на таможенную территорию Украины (после
полной оплаты всех налогов и сборов), то в последующем такой орган не имеет право осуществлять доначисления и принимать налоговые уведомления-решения. Исключение составляют случаи, когда существует доказанный факт сговора декларанта и должностного лица таможенного органа.
В остальных случаях таможенные органы имеют право продлить осуществление таможенного контроля и по его результатам, в случае подтверждения противоправных действий декларанта, доначислить финансовые
обязательства.
Однако подтверждать свою невиновность, как правило, приходится самим субъектам хозяйственной деятельности, поскольку в большинстве случаев таможенный орган самоустраняется от выполнения своей основной обязанности – доказать правомерность своих действий, как того требует ст. 71 Кодекса административного судопроизводства Украины. Поучительным является решение Европейского Суда по правам человека от 23.07.2002 г. по делу «Компания «Вестберга такси Актиеболаг» и Вулич
против Швеции, в котором суд отметил, что дела должны быть рассмотрены на основании предоставленных доказательств, а доказывать наличие оснований, предусмотренных соответствующими законами для назначения налоговых штрафов должен именно налоговый орган.
Не станем терять надежду, что наша таможенная служба будет действовать исключительно в рамках действующего законодательства, а судебная инстанция не будет игнорировать нормы процессуального законодательства и принуждать
налогоплательщика доказывать свою невиновность.