Бороться с фактами уклонения от уплаты налогов будут при помощи обмена информацией с иностранными государствами
Соответствующий приказ вступит в силу со дня официального опубликования.
Минфин приказом от 30.11.2012 г. № 1247 утвердил Порядок обмена налоговой информацией по специальным письменным запросам с компетентными органами иностранных государств. Документ регулирует порядок направления специальных запросов о получении или предоставлении информации из-за границы - запросов об информации, которая может быть предоставлена в результате проверки или предварительного
расследования налогоплательщика по уклонению от уплаты налогов и других нарушений законодательства, отнесенных к компетенции ГНС, иностранному партнеру или иностранным партнером - ГНС.
Инициатором специального запроса могут выступать государственные налоговые службы в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе, Центральный офис по обслуживанию крупных налогоплательщиков и структурные подразделения ГНС.
Главным исполнителем специального запроса является самостоятельное
подразделение ГНС, отвечающее за осуществление обмена налоговой информацией с компетентными органами иностранных государств. Главным исполнителем специального запроса об информации по уголовным производств, в том числе досудебных расследований, ведущихся налоговой милицией, является Главное управление налоговой милиции ГНС.
Специальные запросы выполняются ГНС только при наличии международных договоров Украины, которыми предусмотрен обмен налоговой информацией.
Осуществления
внешнеэкономической деятельности предприятием-резидентом не является основанием для направления специального запроса.
Необходимость получения той или иной информации должна основываться на том, что факты, приведенные в описании дела, дают основания полагать, что налогоплательщик осуществлял свою деятельность по схеме, которая позволила бы скрывать полученные доходы.
Специальный запрос делается в случае, если:
- факты свидетельствуют,
что необходимая информация находится за пределами Украины, и в ходе проверки субъектов хозяйствования или проведения досудебных расследований возникает потребность в подтверждении достоверности такой информации, независимо от наличия уголовных производств в отношении лиц или по факту совершения внешнеэкономических операций, в частности в случае установления просроченной дебиторской задолженности у нерезидента перед резидентом;
- установлено несоответствие между количественными или иным
показателям таможенной декларации и фактически оприходованным (импортированными) или отгруженным (экспортированными) товарами;
- факты свидетельствуют о перечислении средств за пределы Украины для дальнейшей легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
- существует необходимость получения информации по контролю за ценообразованием.
Информация запрашивается за период, в котором проводилась проверка деятельности налогоплательщика.
Ставка сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности
ГНСУ подчеркнула, что органы местного самоуправления, на территории которых расположены таможни, другие пункты перемещения через таможенную границу, могут принять решение об увеличении ставки сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, установленной пп. 267.3.2 Налогового кодекса Украины, но не более чем 0,4 размера минимальной зарплаты.
Торговля стран ТС и Украины: заметки на полях официальной статистики
Юрий Тюрдьо
Опубликованные в январе данные официальной статистики о внешней торговле стран членов Таможенного Союза и Украины довольно показательны и дают много пищи для размышлений. Цифры товарооборота подтверждают мнение председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенкo, высказанное им в декабрьском интервью «Ведомостям» (от 19 декабря 2012 г.), о том, что от интеграции экономик в рамках ТС прежде всего выиграли страны – партнеры Российской
Федерации.
На фоне роста объемов взаимной торговли государств - участников Таможенного союза (данные за январь-ноябрь 2012 г.) на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, обращает на себя внимание прямо таки феноменальные показатели Белоруссии. Экономика страны увеличила экспорт на 14%, одновременно снизив импорт на 7,8%. Показатели Казахстана скромнее – рост соответственно на 7,9% и 30,8%. В России же экспорт в страны ТС вырос на 2,5%, а импорт - на 3,4%. Учитывая,
что доля Таможенного Союза во внешнеторговом обороте РФ (согласно данным Росстата) составляет 7%, почти однопроцентное отрицательное сальдо во взаимной торговле ($48 млрд.за отчетный период) – отнюдь не смертельный показатель. Тем более, что внешняя торговля стран ТС выросла на 4% (на $32,8 млрд.), что стало определенным компенсатором потерь.
То есть получается, что не в накладе оказались все страны ТС, но больше всего выиграла Белоруссия, которая, к слову, занимает высокое 7-е место
среди основных торговых партнеров России (товарооборот в 2012 году достиг 40 млрд.).
Анализ товарной номенклатуры внешней торговли Белоруссии и Украины показывает, что сябры в таких отраслях как машиностроение, поставки продуктов питания, продукции химической промышленности (например, удобрений) на российском рынке отвоевали позиции у своих южных соседей. По «молочке» украинские эксперты объясняют перевес белорусов торговыми войнами Украины и России, более низку энергозатратность производства
и переработки продукции, а также субсидирование государством закупки сырья. В Белоруссии, в пересчете на украинские гривны, закупочная цена литра молока составляет 1,9 грн против 3,5 грн. на Украине. Но это далеко не все причины.
Белорусские продукты уже планомерно вытесняют своих конкурентов и на украинском рынке: теперь произведенное там сливочное масло, молоко, сыр, например, в Киеве встретишь не только на базаре, но и в крупных торговых сетях. И товар особо не залеживается. По данным
Госстата, в январе-ноябре 2012 года страна нарастила импорт молочных продуктов на Украину более чем на 50%. Такая прыть привела к тому, что Госветфитослужба Украины запретила поставки молочной продукции нескольких белорусских производителей из-за наличия в молоке и его производных антибиотиков.
Рекордные показатели отрицательного сальдо внешней торговли Украины (за январь-ноябрь 2012 - $13,78 млрд.) наталкивают на невеселые размышления. Кроме высокой зависимости от торговли с Россией (почти треть товарооборота), которая в 2012 году существенно сократилась (на $3,9 млрд. при падении украинского экспорта на 3,6%), обращает на себя внимание тенденция снижения объемов экспорта таких традиционных для страны товаров как черные металлы (почти на 5%), минерального топлива и продуктов переработки нефти (на 3,3%), руды и продуктов ее переработки
(почти на 1%). Кроме сокращения внешнего спроса, кризис в украинской металлургии сопряжен с ростом стоимости энергоносителей, тарифов и задержки в возврате НДС. Только корпорации ИСД государство должно порядка 5 млрд. гривен возврата НДС.
Но
не только это настораживает. В 2012 году резко вырос экспорт из Украины сельскохозяйственной продукции: сахара в 32,5 раза, пшеницы – в 2,2 раза, кукурузы – в 2,1 раза, масла растительного - на 26,6%, ячменя – на 23,5%. При этом рекордного урожая в стране не наблюдалось. То есть, на фоне процесса деиндустриализации Украина постепенно превращается в сельско - хозяйственный сырьевой придаток.
Многие могут возразить: в России та же беда – экспорт нефти и природного газа занимает почти половину
всего экспорта страны (46,5%). Но российская нефть, в том числе, перерабатывается в Белоруссии и экспортируется в виде готового высококачественного продукта на Украину, из-за чего во многом имеем отрицательно сальдо торговли с Минском – без малого 3 млрд. А в импорте из РФ на Украину существенную долю занимают автомобили (импорт вырос на 12,8%). И не важно, российско-немецкие они или российско-французские.
Доходит до смешного – на 64% вырос импорт посевного материала масличных на Украину.
Даже элитную кукурузу украинцы закупают у той же Белоруссии (импорт вырос на 37,2%). А больше половины собранной пшеницы – фураж. Правительство Украины, к сожалению, продолжает кормить производителя обещаниями. Поддержка, согласно проекту госпрограммы активизации развития экономики на 2013-2014 годы, предлагается помощью в открытии новых рынков сбыта, предоставлении госгарантий и компенсации кредитных ставок, списании отдельным отраслям долгов перед государством (авиапром) и повышения пошлин на импорт (автопром).
Улучшить конкурентоспособность попытаются с помощью фискальных методов. Не секрет, что эксперты скептически относятся к очередной программе правительства, которые мало чем отличается из года в год. Структурные проблемы украинской экономики такие подходы не решают.
odnako.org
О сроках исковой давности надо заявлять!
В соответствии с ГК Украины исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения решения. Истечение исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием для отказа в иске. Поскольку решение по существу спора принимается судом первой инстанции, а на стадии апелляционного производства осуществляется только проверка законности и обоснованности решения суда, то заявление о применении исковой давности может быть рассмотрено,
если оно представлено во время рассмотрения дела в суде первой инстанции. Заявление истца о восстановлении срока исковой давности не означает, что подано заявление (ответчиком) о применении исковой давности, то есть об истечении исковой давности, является следствием отказа в иске, если он обоснован. В случае, если ответчик подал возражения против иска, сославшись на истечение исковой давности, указанное заявление является подтверждением того, что ответчик сделал заявление о применении исковой давности.
Письмо
Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 16.01.13 г. № 10-70/0/4-13 .
Правительство отменит более половины льгот по НДС и налогу на прибыль 6
Чиновники рассчитывают получить в госбюджет 15-20 млрд грн после отмены льгот по НДС и налогу на прибыль.
В рамках пересмотра системы налоговых льгот в Украине Кабинет министров будет инициировать отмену около половины существующих сегодня льгот по НДС и налогу на прибыль. Об этом ZN.UA сообщил информированный источник в Кабмине.
"Сейчас соответствующие возможности изучаются на уровне департаментов министерств. Далее с ними будет работать специальная комиссия, которая создается из представителей Минфина, Министерства доходов и сборов и Минэкономразвития. По предварительным оценкам, речь может идти об отмене более половины существующих сегодня льгот", - отметил собеседник
ZN.UA в правительстве.
Согласно проекту предложений, подготовленных к Государственной программы по активизации развития экономики на 2013-2014 годы, соответствующий рост поступлений в госбюджет запланирован на уровне 15-20 млрд грн. Ревизия может касаться, прежде всего, налога на прибыль и НДС.
Напомним,
как отмечал директор департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономического развития Артем Рудык, отмены льгот, в частности, по налогу на прибыль является стратегически полезной для государства.
"И не потому, что принесет миллиарды в бюджет, а потому что является залогом реализации принципа нейтральности. Любая льгота - это искажение принципа справедливости налоговой системы и возможность получения неконкурентных преимуществ", - замечал эксперт.
В
то же время Рудик высказывал мнение, что даже если налоговые льготы удастся отменить, то, не исключено, через незначительный промежуток времени их могут вернуть назад. "Отраслевые лобби очень сильны", - отметил представитель политики Института бюджета и социально-экономического развития.
Как отмечал председатель налогового комитета Европейской бизнес-ассоциации, партнер, руководитель налогово-юридической практики Владимир Котенко, в Украине давно назрела необходимость совершенствования
системы налоговых льгот.
"Почему это не делается? Потому что пока нет политической воли", - отмечал специалист.
По словам Котенко, существование ряда специальных режимов налогообложения создает возможности для минимизации налоговых платежей. Так, предприятия, работающие на общей системе налогообложения, с помощью своих контрагентов, работающих в специальном режиме налогообложения, завышают свои расходы. В то же время рост доходов "льготников" не приводит к пропорциональному
росту их отчислений в госбюджет, поскольку они пользуются налоговыми преференциями. В результате госказна недополучает налоговые платежи.
"Одна и та же благородная цель при предоставлении налоговых льгот может использоваться и на пользу, и во зло. То есть один и тот же инструмент может как наносить вред, так и исправлять определенные проблемы", - констатировал специалист.
Подробнее читайте в материале Василия Пасочника "МВФ: новая миссия и старые вопросы" в свежем
номере "Зеркала недели. Украина".
Ох, и непростую задачу поставило перед собой украинское налоговое ведомство, решив контролировать трансфертное ценообразование по-взрослому. Непросто будет молодому и, судя по всему, амбициозному налоговому министру убедить в необходимости принятия норм, ограничивающих возможности избежать налогообложения в операциях между связанными лицами, этих самых лиц, ну или вернее тех, кому лица эти принадлежат. Впервые налоговики внесли предложение, настолько ущемляющее интересы, наиболее широко представленные
во власти и настолько же трепетно ею оберегаемые. Что это — игры в Робин Гуда, намеревающегося пощипать финансовые активы особо жирных налогоплательщиков, или же банальная попытка получить еще один инструмент влияния на неугодный бизнес и политических партнеров-конкурентов, с большинством из которых инициатива налоговой явно не была согласована?
Так или иначе, на прошлой неделе налоговое ведомство таки внесло на рассмотрение Кабмина законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс
касательно трансфертного ценообразования", который с некоторыми оговорками был одобрен правительством для внесения его в Верховную Раду. Какую же опасность, риски и перспективы для государства и бизнеса таит в себе ужесточение контроля за трансфертным ценообразованием?
Распространенный в мире способ оптимизации
В Оксфордском словаре финансов и банкинга трансфертное ценообразование определяется как "установление цены для связанных компаний, осуществляющих между
собой операции по поставке товаров и услуг". Согласно исследованию, проведенному Организацией экономического сотрудничества и развития, операции со связанными лицами составляют 60% всех мировых торговых операций. Еще одно исследование (Cristian Aid report, 2009) показывает, что вследствие оптимизации налогообложения с использованием занижения цен суммы недополученных развитыми государствами налоговых платежей только на протяжении
трех лет (2005—2007 гг.) исчисляются сотнями миллиардов долларов. Метод манипулирования ценами между связанными компаниями является одним из наиболее распространенных способов оптимизации налогообложения в мире. Его отличает абсолютная законность действий налогоплательщика.
Так, никто не запрещает нам продать товар (услугу) из Украины не напрямую в Германию, а, скажем, через Кипр, территорию с низким налогом
на прибыль (10%), оставив основную прибыль от осуществления такой операции на этом острове. При этом цена товара (услуги) в сделке между нашей украинской и кипрской фирмами будет минимальная, тогда как цена между Кипром и Германией уже будет рыночной. Экономия на налогах очевидна, не говоря о возможности замены Кипра более экзотическими странами, где налог можно вообще не платить. Такая сделка будет законна. Однако совершена она будет с единственной целью — уменьшить налогообложение. Законодательством и правовыми
доктринами многих стран предусмотрена возможность налоговой переквалификации операций плательщика исходя из их экономической сути, а не правовой формы. Такая операция, если применять законодательство США, будет расценена как продажа товара (услуги) непосредственно из Украины в Германию с соответствующим доначислением недоплаченных налоговых платежей. Налоговая переквалификация не влечет за собой признание сделок недействительными, а действий — неправомерными. В Украине также формируется подобная правоприменительная
практика (см., например, Письмо Высшего админсуда от 02.06.2011 г.).
Таким образом, проблематика противодействия манипулированию трансфертными ценами не является для Украины чем-то новым. Однако ее истоки лежат не внутри государства, а за его пределами. Ведь характерна данная проблема именно для международной торговли. От манипулирования ценами предприниматель получает выгоду, а государство — ущерб лишь в случае, если связанные между собой стороны операции платят налог по разным ставкам,
что позволяет им перераспределить объект налогообложения (доход, добавленную стоимость) из зоны высокого в зону низкого налогообложения. Внутри государства такое возможно только в случае, если государство сознательно предоставляет льготы определенным отраслям экономики. При этом между налогоплательщиками на общей и на упрощенной (льготной) системе налогообложения должны, вне всякого сомнения, применяться обычные цены. Такая норма закреплена сегодня в п. 39.1 ст. 39 НК, как и норма о том, что база налогообложения
НДС абсолютно всех операций поставки товаров и услуг (независимо от того, между кем они производятся) исчисляется исходя из обычных цен (ст. 188 НК).
Круг связанных лиц расширяется
Итак, как видно, в Украине уже давно существует вменяемый институт определения объекта налогообложения исходя из обычных цен.
В соответствии с ним договорная цена может отличаться от обычной не более чем на 20%. И это сводит к минимуму споры между налоговой и налогоплательщиками относительно цен производимых ими операций, предоставляя последним достаточный люфт для учета нюансов ценообразования в предпринимательской деятельности. Таким образом, существующее законодательство представляет собой некий компромисс между интересами государства и бизнеса в сфере ценообразования.
При этом с некоторыми оговорками можно
констатировать, что в законодательство Украины имплементирован признанный Организацией экономического сотрудничества и развития и Налоговым комитетом ООН принцип arm's length, согласно которому цены по операциям между связанными лицами должны быть такими же, как если бы операция происходила на нормальном рынке между несвязанными лицами. Однако он заслуживает справедливой критики экспертов. Ведь найти справедливую (обычную) цену в огромном количестве случаев просто невозможно. При этом установленные законодательством
правила определения обычных цен предпринимателям достаточно легко обойти. Именно с этим связано то, что проект модели, внедряемой сейчас в Украине, не является идеальным, содержит неоправданно широкий круг факторов, влияющих на определение справедливой цены (что, конечно, обуславливает высокую коррупциогенную составляющую), и справедливо вызывает нарекания критиков.
При этом достаточно легко можно предположить, во что превратится такой жесткий механизм определения справедливых цен, после
того как попадет на благодатную для всяческих злоупотреблений украинскую налоговую почву. Именно эта сторона медали и вызывает вопросы относительно того, а для чего, собственно, городится огород? Для увеличения издержек предпринимателей на обход закона? Для создания и безбедного содержания еще одной структуры, аналогичной Госвнешинформу, который уже много лет "эффективно" проводит обязательную для перечисления валюты ценовую экспертизу внешнеэкономических контрактов на предоставление услуг, роялти и др., руководствуясь
только одному ему известными принципами? Или все-таки последствия инициативы министра доходов и сборов имеют намного более далеко идущие последствия?
Отвечая на вопрос, подытожим:
1) в мире отсутствует эффективная модель противодействия оптимизации налогообложений путем манипулирования трансфертными ценами, а модель, предлагаемая в законопроекте, также, мягко говоря, несовершенна;
2) любой механизм может быть законно обойден предпринимателями
с тем или иным объемов накладных расходов;
3) инициатива налоговой вызвала активное противодействие со стороны представителей крупного бизнеса в Кабмине.
И здесь обращает на себя внимание одно обстоятельство, до сих пор обойденное экспертами в своих комментариях, но, очевидно, полностью осознанное критиками законопроекта от крупного украинского бизнеса. Речь о том, что в соответствии с п. 39.4.1 ст. 39 НК крупные налогоплательщики в своей отчетности должны будут
сами указать всех своих связанных лиц, определение которым дано в п. 14.1.159 ст. 14 НК и в отличие от редакции, действующей сегодня, охватывает значительно больший круг лиц, связанных с плательщиком, в том числе и через родственников последнего. Определение связанных лиц настолько широко, что относит, по примеру антимонопольного законодательства, к таковым любые организации, на которых лицом осуществляется влияние как путем владения уставным капиталом, так и в соответствии с заключенными ими договорами,
либо наличия иной возможности одного лица влиять на решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, осуществляется ли оно таким лицом непосредственно и самостоятельно или совместно со связанными с ним лицами.
Иными словами, законопроект обязывает всех крупных налогоплательщиков (оборот от 500 млн. грн. в год или объем налогов от 12 млн. грн. в год), а также налогоплательщиков, совершивших крупные операции, полностью раскрыть государственной
налоговой службе всю группу связанных лиц, при этом не ограничиваясь только теми лицами, которые непосредственно участвуют в сделке либо связаны с лицом не напрямую (которые сложно вычислить, используя данные государственного реестра). Таким образом, все скрытые и явные полу- и даже четвертьолигархи будут обязаны дать полный расклад структуры своих активов (предприятий), находящихся как в нашем государстве, так и за его пределами.
А если нет? Если нет, их ждет на самом деле внушительный
штраф в размере ни много ни мало 5% от суммы контролируемых операций! Добавьте сюда еще проверки, которые могут проводиться налоговой относительно трансфертного ценообразования практически неограниченно, — чем не эффективный аргумент раскрыться вовремя и в полном объеме?.. Ну а если да? Если действительно господа Коломойский, Пинчук, Порошенко, Тигипко и иже с ними раскроют все свои активы? Тогда, боюсь, вопросы к ним только начнутся…
…и инструмент влияния на крупный бизнес
Таким
образом, налоговая в виде института контроля трансфертного ценообразования фактически приобретает не просто эффективный механизм противодействия оптимизации налогообложения с использованием льготных налоговых юрисдикций, но и действенный инструмент прямого влияния на крупный бизнес.
На самом деле многое из вышеизложенного является не более чем догадками. Очевидно, что законопроект направлен против крупного бизнеса, как очевидно и то, что крупный бизнес не станет сидеть сложа руки в ожидании,
когда предложенная редакция станет законом. Однако несмотря на скепсис некоторых экспертов, вероятность принятия документа в предложенной редакции достаточно высока ввиду его очевидной поддержки президентом. Что повлечет за собой его принятие, предположить сложно. Зато понятно, что получение призрачных 25 млрд грн в бюджет (недополучаемых, по славам налоговиков, вследствие существующих схем оптимизации налогообложения) является не единственной, а возможно, и не главной целью законопроекта.
Вместе
с тем для представителей малого и среднего бизнеса есть хорошие новости. Принятый законопроект, вероятнее всего, не коснется их (по крайней мере, на первом этапе). Хотя распространение его действия на средний бизнес путем внесения изменений в законопроект в будущем не исключается. Поэтому потирать руки бизнесу средней руки, по старой украинской традиции радуясь проблемам соседа, пока рано…
Таможенная служба Украины во все времена охраняли суверенитет и экономику государства, а таможенные пошлины были существенным вкладом в государственную казну.
Херсонская таможня - древнейшая государственное учреждение на юге Украины. У нее интересная история и добрые традиции.
В январе 2013 года Херсонская таможня празднует 100-летие с момента присвоения ей официального названия. Так, 1 января 1913 вместо таможенной заставы была создана Херсонская
таможня 2-го класса.
В то время в подчинении Херсонской таможни находились четыре открытых в 1913 году отделение ее корабельной конторы: Голопристанское, Збурьевское, Прогнойское, Станиславское. Они следили за соблюдением таможенных требований на соответствующих территориях.
За все годы существования, главной задачей таможни оставалась борьба с контрабандным вывозом и ввозом товаров, драгоценностей и оружия. Об интересных и поучительных работы Херсонской таможни
во времена СССР свидетельствуют воспоминания сотрудников.
Так, например, в 1989 году во время осмотра багажа гражданина, уезжавшего в Греции, таможенники обратили внимание на скрипку, которая тщательно была обернута несколькими слоями ткани, да еще и старой дерюгой. Экспертиза определила, что это был инструмент, изготовленный мастером XVIII века. По оценке специалистов Одесской консерватории, она стоила более 10 тысяч рублей. (Цена автомобиля «Волга»). 1 доллар, по официальному курсу,
тогда был равен 77 копейкам.
Еще один случай перевозки контрабанды помогла предупредить внимательность одного из сотрудников таможни. При уходе металлических труб на подъемах иностранного судна инспектор обратил внимание на едва заметные нити, торчащие из конца трубы. Усмотрев груз, он обнаружил тайники. В нескольких трубах, закрытых с обеих сторон крышками, были спрятаны рулоны дорогой ткани. Груз был задержан, а контрабанду изъяли.
visti.ks.ua
Анекдот из Интернет
- Если я позвоню тебе после 12-ти - не бери трубку! Это никакая не я, или я - но никакая!