На прошлой неделе Министерство топлива и энергетики сообщило о завершении работы над законопроектами, лоббирующими интересы отечественных нефтепереработчиков. Украинским НПЗ собираются предоставить ряд льгот, которые, как предполагается, помогут заводам провести реконструкцию и освоить выпуск более качественного бензина. Одновременно планируется ввести пошлины на импорт нефтепродуктов.
Сейчас законопроект, пересматривающий тарифную политику в отношении импорта топлива,
проходит согласование в профильных ведомствах и уже на следующей неделе может быть направлен в парламент. В Министерстве топлива и энергетики ожидают, что до конца октября пошлины на ввозимые в Украину нефтепродукты будут установлены на уровне 7,5 евро за тонну бензина и 1,2 евро за тонну дизельного топлива. "Мы предложили ставку, равную половине той, которая была раньше, до отмены импортной пошлины", - пояснил позицию министерства топлива и энергетики его глава Юрий Бойко.
Предыдущая
попытка ввести пошлины на импорт нефтепродуктов была предпринята правительством Юрия Еханурова в декабре прошлого года, но тогда депутаты отказались поддерживать соответствующий законопроект. Теперь же он может быть проведен через сессионный зал под предлогом поддержки отечественной нефтеперерабатывающей отрасли. Поскольку при импорте нефти из России украинские НПЗ платят экспортную пошлину, сегодня они не в состоянии на равных конкурировать с российскими, белорусскими и литовскими переработчиками. Одесский
и Херсонский НПЗ были вынуждены под предлогом проведения реконструкции остановить свою работу, остальные переработчики, за исключением Надвирнянского НПЗ, сократили производство. По итогам прошлого года падение объемов нефтепереработки составило почти 18%, а за восемь месяцев этого года снизилось еще на 25%.
С приходом к власти правительства Виктора Януковича в отрасли наметились кардинальные сдвиги, и потерпевшие неудачу в противостоянии с правительством Юлии Тимошенко российские собственники
украинских нефтеперерабатывающих заводов сегодня не прочь отыграться. Первым серьезным шагом на пути восстановления влияния российских нефтяных компаний на украинском рынке стало подписание 23 августа меморандума о партнерстве между правительством и компаниями, работающими на нефтяном рынке. Декларативность документа отнюдь не уменьшала его важности. Поскольку главные договоренности были достигнуты устно: заградительные мероприятия государства на ввоз нефтепродуктов и налоговые льготы НПЗ для их переоснащения.
Еще
раз о данном слове владельцы нефтеперерабатывающих заводов напомнили премьеру в конце сентября. В ответ Виктор Янукович снова пообещал стимулировать увеличение объемов переработки нефти. По словам премьера, одним из самых важных заданий Кабинета министров является создание надлежащих условий инвестирования в реконструкцию отечественных НПЗ.
Министерство топлива и энергетики уже окончательно согласовало законопроект, предусматривающий освобождение от уплаты пошлины и налогообложения импортного
оборудования и комплектующих для украинских нефтеперерабатывающих заводов. Ожидается, что он будет вынесен на рассмотрение Кабмина на этой неделе и после его одобрения внесен в ВР. Скорее всего, оба законопроекта будут вскоре без особых проблем утверждены парламентом.
Украина в январе-сентябре 2006 года увеличила экспорт электроэнергии на 8,1% – до 7,343 млрд кВт/ч по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Об этом сообщили в Министерстве топлива и энергетики.
Экспорт электроэнергии в страны Центральной и Восточной Европы в указанный период вырос на 6,9% – до 3,707 млрд кВт/ч. Поставки в страны СНГ (Беларусь и Молдавия) увеличились на 9,3% – до 3,636 млрд кВт/ч.
В сентябре 2006 года по сравнению с сентябрем
2005 года экспорт в страны Центральной и Восточной Европы вырос на 1,1% – до 450,4 млн кВт/ч, в страны СНГ – на 456,3 млн кВт/ч, до 518,4 млн кВт/ч.
Напомним, экспорт электроэнергии осуществляет Государственное предприятие внешнеэкономической деятельности "Укринтерэнерго". До 1 июля 2005 года экспортные поставки электроэнергии в Российскую Федерацию осуществляла НАЭК "Энергоатом".
На пути во Всемирную торговую организацию Украина не откажется от ЕЭП
Евроинтеграционный курс Украины не снижает ее интереса к процессам, которые происходят на постсоветских территориях и касаются, в частности, формирования Единого экономического пространства (ЕЭП). Об этом в ходе встречи с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Казахстан в Украине Амангельды Жумабаевым заявил Председатель Верховной Рады Украины Александр Мороз.
Как сообщили Л╤ГАБ╕знес╤нформ в пресс-службе ВР Украины, А.Мороз подчеркнул: "Украина заинтересована
в создании полномасштабной зоны свободной торговли без ограничений и изъятий, а также в урегулировании вопросов тарифной политики". В этом контексте спикер выразил надежду на то, что правительство Украины будет интенсифицировать этот процесс.
В то же время, А.Мороз напомнил, что в октябре в Верховной Раде состоятся парламентские слушания о готовности Украины к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). По его словам, на этом пути Украине необходимо принять еще 21 законодательный
акт.
Кроме того, спикер украинского парламента проинформировал Посла А.Жумабаева о первоочередных задачах Верховной Рады, в частности, о необходимости принятия Закона "О Кабинете Министров" и Закона "Об оппозиции". А.Мороз считает также целесообразным принять Закон "О гарантиях оппозиционной деятельности", что предусматривает внесение изменений в Регламент Верховной Рады Украины.
Напомним, 18 октября Верховная Рада проведет парламентские слушания на тему: "Состояние
подготовки вступления Украины во Всемирную торговую организацию". Как сообщил председатель Комитета ВР по вопросам экономической политики Владимир Заплатинский, эти слушания смогут помочь еще раз определить все плюсы и минусы вступления Украины в ВТО.
Россия решила приоткрыть свои границы для украинского мяса
По информации ИТАР-ТАСС, глава Россельхознадзора Сергей Данкверт сообщил, что действующий уже на протяжении 9 месяцев запрет на ввоз продукции животноводства из Украины на территорию России будет отменен в ближайшее время. Новые условия поставок пока не названы. Ясно только, что будет значительно ужесточен контроль за импортом украинского мяса.
Не уточнив конкретных сроков подписания меморандума, глава Россельхознадзора отметил, что «мы не намерены их затягивать». По
его словам, «документ предусматривает поэтапное восстановление торговли, прежде всего говядиной». В частности, «чтобы не допустить реэкспорта животноводческой продукции из Украины, ввоз мяса будет осуществляться в полутушах и четвертях, а не в блоках, как это допускалось ранее», пояснил С. Данкверт. При этом «поставлять говядину можно будет автомобильным или железнодорожным транспортом только через Брянскую область». «В случае выполнения украинской стороной всех российских ветеринарных требований пропускных
пунктов станет больше», - добавил руководитель службы.
По новым правилам, «украинцы обязаны перед каждой готовящейся к отправке партии мяса заблаговременно направлять в брянское территориальное управление Россельхознадзора подтверждение о его происхождении», сказал С. Данкверт.
Кроме того, после подписания меморандума через Украину будет восстановлен транзит животноводческой продукции, произведенной странами ЕС, в том числе из Австрии и Венгрии, «которые не были
замечены в реэкспортных операциях», конкретизировал глава Россельхознадзора. Вместе с тем он уточнил, что «дробление транзитных партий, замена транспортных средств и хранение указанной продукции на территории Украины категорически запрещены».
Как разъяснил глава Мясного союза России Мушег Мамиконян, ограничения на поставки мяса в блоках связаны с желанием Россельхознадзора пресечь реэкспорт мясной продукции из Украины. По его словам, туши и полутуши животных клеймятся в определенных
для этого местах - на отметке указывается дата, место забоя, категория мяса животного. Незаметно заменить такую метку другой нельзя. «Раньше, чтобы удешевить продукцию, недобросовестные экспортеры поставляли на российский рынок смесь бескостного мяса украинского происхождения с более дешевым импортным мясом в замороженных блоках», - рассказал М. Мамиконян.
Роспотребнадзор проверит поставщиков вин с Украины
Роспотребнадзор начал проверку появившихся в последнее время поставщиков вина на российский рынок с Украины, чтобы пресечь реэкспорт молдавских виноматериалов, запрещенных к реализации в России. "К сожалению, начинают оправдываться худшие опасения относительно реэкспортных схем спиртосодержащих растворов, произведенных в Молдавии, через Украину", - сообщил накануне глава ведомства Геннадий Онищенко, передает РСН. Ввоз на территорию России вин, изготовленных в Грузии и Молдавии, был запрещен
Роспотребнадзором в конце марта этого года. segodnia.ru 10.10.06
Из-за отсутствия лицензий на экспорт пшеницы была остановлена ее отгрузка во всех морских портах Украины
Из-за отсутствия лицензий на экспорт пшеницы была остановлена ее отгрузка во всех морских портах Украины. Не только зерновые, но и другие виды товаров оказались заблокированы на подъездных железнодорожных путях
Вчера стало известно, что из-за отсутствия у зернотрейдеров лицензий на экспорт пшеницы была остановлена ее отгрузка во всех морских портах Украины. Это привело к тому, что не только зерновые, но и другие виды товаров оказались заблокированы на подъездных железнодорожных
путях. Если Минэкономики в ближайшее время не выдаст необходимые лицензии, может быть введен временный запрет на перевозки пшеницы железнодорожным транспортом. Убытки зернотрейдеров при этом могут составить десятки миллионов долларов.
Вчера Украинская зерновая ассоциация (УЗА) объявила, что введение лицензирования внешнеэкономических контрактов привело к полной остановке отгрузки пшеницы в портах Украины. "По состоянию на 18.30 не выдано ни одной лицензии",- заявил вчера Ъ президент
УЗА Владимир Клименко. Кроме того, он сообщил, что вчера было отменено заседание комиссии Минагрополитики, рассматривающей заявки зернотрейдеров о выдаче им согласования для получения лицензий на экспорт пшеницы.
Напомним, что, согласно постановлению правительства, с 3 октября и до конца года вывозить пшеницу и смесь пшеницы и ржи за пределы Украины разрешается только при наличии соответствующих лицензий. Минэкономики выдает лицензию на каждый внешнеэкономический контракт после согласования
с Минагрополитики. Новые правила были введены в связи с плохими прогнозами на урожай зерновых на Украине в этом году, а также возросшим спросом на них в мире.
По словам заместителя генерального директора Одесского морского торгового порта Юрия Васькова, без лицензии невозможно оформить документы, необходимые для отгрузки пшеницы на борт судна. "Из четырех стоящих на рейде в нашем порту судов пшеницей загружено только одно. Но оно не может отплыть из-за отсутствия лицензии",- рассказал
он. По его словам, на суда должно быть погружено не менее 100 тыс. т пшеницы. "В течение месяца порт ожидает прибытия еще шести судов, на которые должно быть погружено еще не менее 100 тысяч тонн пшеницы",- рассказал господин Васьков. Всего, по данным Союза аграрных бирж, по состоянию на 29 сентября на Украине на экспорт уже законтрактовано 1,909 млн т продовольственной пшеницы и 901,699 тыс. т - фуражной.
Из-за остановки отгрузки в портах на подъездных путях оказались заблокированы
железнодорожные вагоны с пшеницей. "На подъездных путях образовались заторы, сбились все графики подачи вагонов",- говорит директор экспедиторской компании ООО "Зернотранс" Анатолий Григорьев. "Сейчас на железной дороге творится полный беспредел",- согласен с ним представитель отдела логистики украинского подразделения компании Louis Dreyfus. В компании уверены, что, чтобы разгрузить подъездные пути, в ближайшее время "Укрзализныця" введет временный запрет на перевозку пшеницы железнодорожным транспортом. "По
нашей информации, сегодня будет приостановлено передвижение пшеницы в направлении СП 'Трансбалттерминал' в Ильичевском порту",- сказал Ъ источник в компании Louis Dreyfus.
Эксперты считают, что в ближайшее время "Укрзализныця" введет временные ограничения на передвижение пшеницы и в других направлениях железной дороги. "Заторы, которые создают вагоны с пшеницей, блокируют передвижение других товаров - угля, металла",- говорит аналитик агентства "АПК-Информ" Эдуард Фогиня. По его словам,
введение временных ограничений не новая мера - "Укрзализныця" практиковала это и ранее. В пресс-службе "Укрзализныци" вчера от комментариев по этому вопросу отказались. В компаниях-зернотрейдерах пока не подсчитали свои убытки. Ранее господин Клименко сказал Ъ, что потери зернотрейдеров после введения лицензирования могут составить десятки миллионов долларов.
О том, когда будут выданы первые лицензии, в пресс-службе Минэкономики пообещали Ъ сообщить позже. В пресс-службе министерства
сказали, что со стороны их ведомства нет никаких задержек - на прошлой неделе были выданы согласования на получение лицензий на экспорт 24 тыс. т пшеницы. По данным источника Ъ в Минэкономики, согласования получили компании "Кернел", "Виталмар" (группа компаний "Нидера" (Россия)), украинские подразделения компаний Cargill и Alfred C. Toepfer.
Фельдман предложил не взымать НДС при ввозе культурных ценностей
В Верховном совете Украины зарегистрирован Законопроект народного депутата А.Фельдмана «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам ввоза культурных ценностей» (относительно порядка ввоза культурных ценностей физическими лицами), предусматривающий освобождение физических лиц от уплаты НДС и пошлины на культурные ценности, ввозимые в Украину легальным путем, сообщила «proUA» пресс-служба народного депутата.
Согласно действующему закону «О вывозе, ввозе
и возвращении культурных ценностей» от 21 сентября 1999 года, частный коллекционер при ввозе культурных ценностей в Украину должен платить НДС и пошлину, что увеличивало их стоимость минимум на 25%.
Как отметил автор законопроекта народный депутат А.Фельдман, - коллекции многих музеев Украины создавались самоотверженной работой частных коллекционеров и меценатов, среди которых были братья Терещенки, семья Ханенков, Викентий Хвойка и пополнялись за счет частных коллекций наших соотечественников.
К сожалению, нынешнее законодательство создает искусственные препятствия на пути взаимовыгодного сотрудничества между государством и частными коллекционерами. Учитывая недостаточное финансирование учреждений культуры, в частности музеев, и пребывания за границей значительной части историко-культурных ценностей Украины, налоговое поощрение частных коллекционеров существенно обогатило бы экспозиции отечественных музеев. Это приблизит Украину к международной практике перемещения культурных ценностей и даст толчок
к развитию мощного пласта негосударственной культурной политики - заявил А.Фельдман.
В законопроекте учтен опыт других государств, в которых уже созданы надлежащие условия и наработана практика возвращения частными коллекционерами и меценатами культурного наследства на родину. В частности, в США и Великобритании юридические и физические лица освобождены от уплаты ввозной пошлины.
А.Фельдман отметил, что нужно четко различать культурные ценности и предметы роскоши.
Для последних, внесенный законопроект не создает никаких преференций.
Транзитный грузопоток зерна в украинских портах существенно сократился
В сентябре т.г. украинские порты и перевалочные комплексы существенно сократили транзит зерна. Об этом сообщает ИА "АПК-Информ" со ссылкой на портовые источники.
В частности, в прошлом месяце на 73% - до 8,9 тыс. тонн - уменьшился транзит пшеницы. Транзитная перевалка кукурузы составила всего 12,07 тыс. тонн (против 22,69 тыс. тонн в августе).
В то же время, порты Украины нарастили транзит ячменя и гороха.
Россия в январе-августе 2006г. сократила экспорт пшеницы на 5,7% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, сообщает "Деловой Петербург".
За восемь месяцев этого года поставки пшеницы за рубеж составили 5 млн 29 тыс. т (на $622,2 млн) против 5 млн 315 тыс.т. (на $605,4 млн.) год назад, сообщается в оперативных данных таможенной статистики. Вместе с тем импорт пшеницы увеличился в 3,6 раза – до 1057 тыс.т. (на $114,8 млн.).
Импорт
ячменя за 8 месяцев составил 162,8 тыс.т. (на $23,7 млн.) против 215 тыс.т. (на $37,3 млн.) за соответствующий период прошлого года, кукурузы – 247,8 тыс.т. (на $53,6 млн.) против 154,3 тыс.т. (на $30,4 млн.).
Всего в январе-августе этого года Россия импортировала зерновых культур на $277,2 млн. против $186,3 млн. в соответствующий период прошлого года.
Министерство топлива и энергетики Украины изучает возможность введения с конца октября текущего года пошлин на импортируемые в страну светлые нефтепродукты.
Как сообщил глава Минтопэнерго Юрий Бойко журналистам в Киеве в пятницу, 6 октября, такое предложение поступило в ходе обсуждения вопроса о введении импортных пошлин на заседании экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефти, нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей отрасли 4 октября.
При этом он добавил, что министерство уже разрабатывает соответствующий законопроект.
По словам министра, ставка пошлины на ввозимый в страну бензин может составить EUR7,5 за тонну, на дизельное топливо - EUR1,2 за тонну, передают "Подробности".
"Мы предложили ставку, равную половине той, которая была раньше, - 7,5 евро, если не ошибаюсь, на бензин", - отметил Бойко.
Украинская зерновая ассоциация (УЗА) заявляет о полной остановке зернового экспорта из Украины в связи с невыдачей лицензий.
Как говорится в сообщении ассоциации, Украинская зерновая ассоциация обратилась к министру аграрной политики Юрию Мельнику и министру экономики Владимиру Макухе с письмами относительно проблем, связанных с невыдачей лицензий на экспорт пшеницы.
По информации ассоциации, состоянием на 10 часов понедельника, 9 октября 2006
г., ни одна лицензия на экспорт пшеницы из Украины еще не выдана.
"В этой связи в портах Украины простаивают теплоходы, растут очереди вагонов с зерном. Из-за тромбования украинских портов зерном могут быть объявлены конвенции. Ежедневно в результате штрафных санкций увеличиваются финансовые потери украинских компаний". При этом в ассоциации подчеркнули, что получить информацию о том, когда же будут получены первые лицензии невозможно.
Беларусь: палата представителей парламента ратифицировала соглашение о свободной торговле с Украиной
Палата представителей белорусского парламента ратифицировала 5 октября соглашение между правительствами Беларуси и Украины о свободной торговле.
Как отметил первый заместитель министра иностранных дел Республики Беларусь Василий Пугачев, Украина является одним из основных торговых партнеров Беларуси и занимает по объему товарооборота с нашей страной 4-е место. Торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами развивается достаточно динамично. Он сообщил, что
за 8 месяцев нынешнего года взаимный товарооборот увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. на 26% и составил $1 млрд. 446 млн.
Стороны берут на себя обязательства предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования во всех вопросах, связанных с импортом и экспортом. В частности, в отношении таможенных пошлин, формы расчетов. Достигнута договоренность соблюдать принцип свободного транзита как наиважнейшее условие для достижения целей соглашения.
В.
Пугачев считает, что ратификация соглашения будет содействовать свободному передвижению товаров на основе взаимной выгоды и стабилизации внутреннего экономического потенциала Беларуси и Украины.