Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ГНА: Относительно уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Украины субъектом предпринимательской деятельности


Информационный Канал Subscribe.Ru

НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО САЙТА
"WWW MDOFFICE"  
по вопросам внешнеэкономической деятельности в Украине
на 02/09/2004
* Документ дня: Лист вiд 26.08.2004 № 25/4-14-37/10526-ЕП

Количество просмотров: 35 (за период c 00:00 по 18:02 02/09/04), всего просмотров: 56
Лист вiд 26.08.2004 № 25/4-14-37/10526-ЕПДМСУ

До листа Держмитслужби України від 29.06.04 № 10-20/016-ЕП
Вступил в силу с 26.08.2004

∙ Все хиты документов


MDoffice

Гостаможслужба: минимизация ненужного бюрократизма на границе начинает приносить плоды

Минимизация ненужного бюрократизма на границе, начатая Гостаможслужбой 2 года назад, а также системная работа таможенников по гармонизации таможенного законодательства с мировыми стандартами начинают приносить конкретные результаты. В текущем году вступил в силу новый Таможенный кодекс Украины, полностью отвечающий европейским нормам, на постоянной основе стали функционировать "зеленые коридоры". Существенно упростилась и процедура таможенного оформления автотранспорта иностранцев, которые временно прибывают в Украину. Помимо того Гостаможслужба поработала над повышением служебной этики и дисциплины таможенников. Как сообщили ЛІГАБізнесІнформ в пресс-службе Гостаможслужбы, на сегодня для иностранных туристов процесс пересечения украинской границы мало отличается от пересечения границ других государств.
Гостаможслужба признает, что в некоторых пунктах пропуска и сейчас порой возникают очереди. Это наиболее актуально для украинско-польской и украинско-российской границ, где наблюдается наибольший пассажиропоток. В подавляющем большинстве случаев очереди связаны с тем, что вторая сторона не успевает оформлять такое же количество граждан и транспортных средств, как украинская. Выходом из этой ситуации может стать внедрение совместного контроля в пунктах пропуска "в одну остановку". Сегодня уже проводятся переговоры по этому вопросу практически со всеми государствами-соседями Украины, а с Польшей и Россией уже достигнуты конкретные договоренности.

Таможенники констатируют, что, к сожалению, не все иностранные граждане правильно понимают назначение созданных "зеленых коридоров". Как свидетельствует статистика, из 467 таможенных правонарушений, выявленных таможенниками на протяжении трех летних месяцев в "зеленых коридорах", 407 совершены иностранцами. В подавляющем большинстве случаев нарушения касаются незаконного перемещения культурных ценностей, валюты и наркотиков. В этом году больше всего нарушителей приходится на представителей стран СНГ, Евросоюза, а также США и Израиля.

Таможенникам непросто вы являть такие правонарушения, поскольку время оформления легкового транспортного средства в "зеленых коридорах" ограничено и составляет несколько минут. Но, как показывает статистика, украинские таможенники выдержали этот экзамен: с внедрением "зеленых коридоров" качество правоохранительной работы Гостаможслужбы не ухудшилось.

За июнь-август украинские таможенники пресекли свыше 7,5 тыс. правонарушений. У нарушителей изъято 1350 единиц аудио- и видеотехники, почти 55 тыс. пиратских компакт-дисков, свыше 3800 единиц бытовой техники, более 140 тыс. литров спирта и алкогольных напитков, около 800 тыс. долларов США и 400 тыс. евро, 221 автомобиль, незаконно перемещаемый через таможенную границу Украины. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, число иностранных транспортных средств, пересекающих таможенную границу Украины, увеличилось почти на четверть, а количество иностранных граждан - почти на 35%.

ЛIГАБiзнесIнформ

Россия: Кодекс испытывается практикой

Когда принимали новый Таможенный кодекс, оптимисты говорили о том, что новые правила гораздо либеральнее прежних, и это станет стимулом для развития торговли. А скептики уверяли, что большинство норм так и останется на бумаге, столкнувшись с жесткой административной практикой. Что же показали восемь месяцев работы в новых условиях? Какие проблемы выявила правоприменительная практика? Об этом мы беседуем с сопредседателем комитета по таможне и транспорту Американской торговой палаты в России Константином Антиповым.

- Насколько работоспособным, на ваш взгляд, оказался новый кодекс?

- С начала года мы ведем монито ринг применения кодекса на практи ке, обобщаем проблемы, с которыми сталкиваются члены палаты. Особен но внимательно анализируем ситуа цию с новыми нормами, вошедшими в кодекс.

В целом новый закон работоспособен. Несомненным успехом можно назвать сокращение сроков проведения таможенного оформления до трех дней. Мы всячески приветствуем это достижение. Тем более что только российская таможня законодательно приняла на себя обязательство выдерживать такой стандарт. Что касается других новых положений кодекса, то при их применении в ряде случаев возникают вопросы.

- Могли бы вы назвать конкрет ные примеры?

- Скажем, положения, которые за фиксированы в статье 128 Таможен ного кодекса об оформлении товар ных партий одним кодом. Конечно, реализация этих норм могла бы быть дополнительным ускорителем для движения товаров через таможню. Однако, насколько мы информирова ны, положения этой статьи не находят широкого применения на практике. Ведутся дискуссии, в ходе которых не раз высказывалось мнение, что судь бу этих норм еще предстоит опреде лить, поскольку они могут быть ис пользованы недобросовестными уча стниками ВЭД.

До сих пор нет окончательного урегулирования вопросов с применением статьи 68 об упрощенных процедурах. Мне приходилось неоднократно на эту тему высказываться, в том числе и на встречах с руководителями таможенной службы. Мы передали свои предложения относит ельно применения некоторых положений 68 статьи, которые дискриминационным образом сказываются на деятельности иностранных компаний.

- Что вы имеете в виду?

- Одно из требований кодекса та ково: претендовать на получение воз можности пользоваться упрощенны ми процедурами могут только те ком пании, которые работают на россий ском рынке не менее трех лет.

Сам по себе принцип проведения какой-то предварительной квалификации компаний с точки зрения их устойчивости - несомненно, правильный. Но этот принцип нельзя применять механически.

Допустим, на российский рынок впервые выходит компания, которая пользуется многолетней сложившейся репутацией на мировых рынках, является крупнейшим оператором в своей отрасли. Разве оправданно отказывать такой компании в предоставлении упрощенных процедур на том формальном основании, что она еще не проработала здесь трех лет? Между тем такие случаи, к сожалению, были.

Подчеркну еще раз, что речь идет об известных в мире компаниях, которые востребованы российским рынком. Думаю, что эта норма закона сформулирована слишком жестко. Тем самым сужаются возможности таможни регулировать свои подходы к участникам рынка в зависимости от реального содержания их деятельности.

В рамках наших инициатив, которые мы считаем полезными не только для иностранных, но и российских компаний, предлагаются другие подходы к борьбе с фирмами-однодневками - не за счет белого сектора рынка.

Уверен, что тот конструктивный диалог с таможней, который активно ведется в последние годы, позволит в конце концов найти оптимальные решения. Практические шаги на этом пути уже предпринимаются. Например, в июне нынешнего года важный прецедент создан, как мы надеемся, в результате весьма конструктивного решения руководства ГТК о предоставлении упрощенной процедуры оформления запчастей и комплектующих для сельскохозяйственных машин корпорации «Джон Дир».

Борьба с фимами-однодневками не должна наносить ущерб белому сектору рынка.

Надо сказать, что и само решение г-на Лозбенко, и его оперативная реализация во всех звеньях ГТК, Центрального таможенного управ-пения и местных таможенных органах вызвали положительный отклик не только в Американской торговой палате, но и в Министерстве торгов-пи США, деловых кругах и американской печати.

Кстати, еще в декабре Центральным таможенным управлением бы-пи проведены мероприятия по подготовке к широкой реализации упрощенных процедур. Мы отмечаем /силия таможни по внедрению информационных технологий, ее заинтересованность в развитии взаимодействия с КЛИР ПАК. Совместно нам будет легче продвигаться по этому пути.

- Какие еще проблемы беспокоят членов Американской торговой пала-гы в России?

- Крупная тема, которая постоянно в фокусе нашего внимания - это про блема защиты интеллектуальной соб ственности.

Надо отметить, что Главному управлению по тарифному и нетарифному регулированию, таможенному ведомству в целом удалось накопить очень неплохие правовые наработки, которые достаточно полно отражают международный опыт защиты интеллектуальной собственности.

Я считаю, что именно таможенные инструменты могут оказаться наиболее результативными в борьбе с контрафактными товарами. Дело в том, что, пройдя таможенный рубеж, эти товары растворяются на рынке, уходят из-под контроля. Как показывает практика, на внутреннем рынке серьезного противодействия этим потокам еще не создано.

Однако тот арсенал, который есть у таможни, должен применяться более эффективно. Возможности для этого существуют. В частности, речь идет о совершенствовании самих таможенных инструментов. Например, реестр, который ведет таможня, можно сделать более привлекательным для правообладателя.

- Каким образом?

- Правообладателю надо предо ставить дополнительные права, в рамках которых облегчалась бы ло гистика для товаров, содержащих интеллектуальную собственность. В свое время ГТК выпустил письмо, которое предусматривало освобож дение таких товаров, заранее пред ставленных таможне, от дополнительных мер контроля таможенной стоимо сти. Рынок оценил этот документ очень позитивно. Нам всем он помог работать, в том числе и в сфере защиты интеллектуальной собственности. Однако в новом законодательстве опыт работы с этим документом отражения не получил. Злободневным остается вопрос о том, что бизнес должен помогать таможне формировать реестр, пополнять его, рекомендовать членам деловых ассоциаций более активно прибегать к формам защиты, которые предлагает таможня. Мы готовы это делать. Но и таможенное ведомство могло бы в данном случае вернуться к использованию своего собственного опыта, оценить его на фоне новой ситуации и найти возможность применения того, что востребовано рынком.

- Реестр объектов интеллектуально собственности пополняется медленнее, чем ожидалось. Почему же сами компании не очень активны?

- Прошлый год таможня завершила с реестром, в котором состояло около 500 компаний-правообладателей. Со вступлением в силу нового кодекса потребовалась перерегистрация в реестре. Пока он пополняется действительно медленно. На мой взгляд, это связано с тем, что само по себе включение в реестр не решает автоматически тех проблем, с которыми сталкиваются правообладатели.

Если говорить о практической стороне дела, то она выглядит следующим образом. Таможня обеспечивает выполнение своей задачи до определенного предела. Выявив контрафакт, она дальше обязана передать материалы в прокуратуру, в суд. Таким образом, ситуация из-под ее контроля выходит. Именно на межведомственном стыке, на мой взгляд, происходит снижение уровня защиты. Это, видимо, неизбежная ситуация, поскольку решить судьбу задержанных товаров в конечном счете должен все равно суд. При этом, конечно, сказывается отсутствие соответствующей практики у судов, отсутствие опыта, который мог бы помочь эффективно действовать в подобных ситуациях.

Но даже если вынесены обвинительные заключения, это еще не значит, что проблема решена. Что дальше происходит с контрафактными товарами? Опыт прежних лет показывает, что нередко задержанные, арестованные и даже конфисков анные товары какими-то путями опять оказываются на рынке. А в том случае, если они продолжают оставаться под контролем государства, зачастую не находится возможности, чтобы в соответствии с российским законодательством уничтожить контрафакт.

Таким образом, существующая система защиты прав интеллектуальной собственности несовершенна. Проблема настолько масштабна, что государственные структуры при всей их мощи справиться с ней не смогут. Ключевым в этой ситуации является сотрудничество бизнеса с государством. В процесс борьбы с контрафак-том должны включиться компании, которые в состоянии обеспечить комплексную защиту.

- Вы имеете в виду объединения типа «Русбренда»?

- Это одна из возможных форм защиты. Однако я имею в виду другое. Речь идет о том, чтобы специализированные фирмы, участники рынка, объединяли в рамках своей собственной деятельности все функции, которые требуются для сопровождения процедуры борьбы с контрафактом. В том числе и оказание помощи таможне в выявлении контрафакта. Возможно, в проведении экспресс- экспертиз. Требуется и юридическое сопровождение для того, чтобы в процессуальные сроки были совершены все действия, необходимые для доведения дела до судебного решения. И потом, после того как получено соответствующее решение суда, эти же фирмы должны обеспечить возможность применения судебного решения. Когда эта процедура сможет быть объединена в рамках деятельности одного оператора, мне кажется, она может быть более результативной.

- Это должны быть фирмы, специально созданные для этой деятельности, или этим должны заниматься правообладатели?

- Правообладатели, конечно, могут заниматься этой деятельностью. Насколько я знаю, некоторые из них проявляли интерес к подобным подходам. У них даже наработан определенный опыт в этой сфере. Но этот опыт является прежде всего принадлежностью западного, а не российского рынка.

Поэтому, на мой взгляд, стоило бы подумать о создании специализированных компаний. Эти компании могут действовать в рамках ассоциаций типа «Р усбренда». Они могут работать и в качестве самостоятельных операторов, как работает любая консалтинговая или юридическая компания.

Мне представляется, что эта тема заслуживает профессионального внимания. Здесь очень важен объединительный стимул для разноплановых функций, которые в настоящее время берут на себя разные операторы. Надо консолидировать силы на решении одной задачи ( в том числе и при поддержке таможенного ведомства). Главное, чтобы была создана устойчиво действующая рабочая схема. Именно устойчиво, а не от случая к случаю.

- Почему таможня должна выступать инициатором в этом случае?

Здесь самая заинтересованная сторона - правообладатели. Значит, им и карты в руки...

- Почему я считаю возможным апеллировать к таможне в данном во просе? Потому что на своих знаменах таможня написала, что борьба с контрафактом является одной из ее приоритетных задач. Ни один другой государственный орган пока такой позиции не демонстрирует. Кроме того, специфика таможенной службы в том, что она, как нам кажется, в со стоянии организовать борьбу с контрафактом еще до появления его на российской территории в рамках партнерства с иностранными таможнями. Вот это, по-моему, могло бы в серьезной мере обеспечить успех данного предприятия.

Государство не может отстраняться от борьбы с контрафактом. Ведь это связано с проблемой развития наиболее передовых отраслей. Никто не будет инвестировать в обновление производства, исследовательской базы, если продукция тут же подделывается в ущерб правообладателю, рынку, обществу. Поэтому, если мы ведем речь о контрафакте, поступающем в Россию в рамках торгового оборота, то, конечно, лидирующая роль таможни здесь неоспорима. В этой связи хотел бы пожелать и государственным органам найти возможность для совершенствования координации совместных усилий на данном направлении.

- Эксперты палаты отслеживают, какие товарные группы лидируют по объемам контрафакта?

- Перечислять можно много - аудио-видеопродукция, текстиль, алкоголь, лекарства, пищевые продукты, бытовая техника. Но этим дело не ограничивается: есть примеры фальсификации не только автомобильных, но и авиационных запчастей, запчасти и компоненты для транспорта.

Надо обратить внимание на еще один важный момент. Когда мы говорим о контрафактной продукции, то имеем в виду не только фальсификаты, но и товары, вводимые в оборот на территории РФ без разрешения правообладателей.

- Речь идет о ввозе нормальной, качественной продукции?

- О незаконном ввозе такой продукции. Незаконным его считает и правообладатель, и российский за кон. Если без разрешения правообладателя ввозятся, например, качественные стройматериалы, то вопрос о нанесении ущерба качеству строительства не возникает. Но при этом наносится ущерб интересам правообладателя. И, как правило, - бюджетным интересам.

- Допустим, импортер ввозит фирменные обои без разрешения право обладателя. Но при этом вносит в казну таможенные платежи. В чем здесь потери бюджета?

- Чтобы ввезти фирменные обои

без разрешения правообладателя, операторы рынка вынуждены идти на всевозможные ухищрения. В том числе на недостоверное декларирование. Как правило, серые импортеры не могут заявить высококачественный товар собственным наименованием. Значит, возникает использование товаров группы прикрытия, занижение таможенной стоимости и, соответственно, недобор таможенных платежей. В этой ситуации интересы бюджета и правообладателя вполне совпадают.

В связи с этим, я хотел бы обратить внимание на то, что есть резервы в совершенствовании российского таможенного законодательства по защите интеллектуальной собственности. Эти возможности связаны с использованием известного в юриспруденции принципа ex officio (в переводе с латыни - «по должности»). Речь идет о предоставлении таможне права задерживать контрафактные товары вне зависимости от того, включены они правообладателем в реестр или нет. То есть действовать более самостоятельно, когда обнаружены признаки контрафактности. В этом случае у таможни появляются более широкие воз можности по защите рынка.

Такое положение предусмотрено в нормативах, разработанных Всемирной таможенной организацией и согласуется с Киотской конвенцией. Более того, первый вариант Таможенного кодекса, который был подготовлен правительством, предусматривал возможность применения ex officio. Однако в процессе дебатов депутаты выразили нежелание зафиксировать в законе эти нормативы. Главным аргументом было мнение, что таможня будет злоупотреблять своим правом и тормозить движение товаров под предлогом выявления контрафакта. Нам кажется, что этот аргумент недостаточно состоятельный и не соответствует нынешним реалиям рынка.

Эту тему мы обсуждали и с представителями таможенных органов. Выяснилось, что у них к данной проблеме свой подход, суть которого весьма интересно изложил первый заместитель главы таможенного ведомства господин Лозбенко на встрече с руководством Американской торговой палаты. В частности, речь шла о том, что в нашем законодательстве, в частности в кодексе об административных правонарушениях (КоАП), есть резервы, позволяющие таможне достаточно эффективно действовать в сфере защиты интеллектуальной собственности. Как используются эти резервы таможенной службой нам пока еще не совсем ясно, этот вопрос мы продолжаем обсуждать и изучать. Пока согласились на том, чтобы в течение летнего периода накопить определенный опыт работы и к осенней сессии Госдумы внести соответствующие предложения.

- Все ли члены палаты согласны с вашей точкой зрения на принцип ех officio?

- Мы не можем оценить позицию всех членов палаты. Впрочем, этот вопрос и не всех интересует. Однако компании, являющиеся правообладателями, считают, что нормы российского законодательства должны быть максимально приближены к стандартам, принятым за рубежом - прежде всего в США и ЕС, где освоен огромный опыт работы с интеллектуальной собственностью. Это относится и к принципу ex officio. Здесь, конечно, могут быть опасения, связанные с работой конкретных таможенных органов. Однако окончательный ответ даст только тщат ельный анализ правоприменительной практики таможни в целом.

Хотя уже сейчас можно сказать, что совершенствованию этой практики могло бы в значительной мере содействовать расширение сотрудничества российской таможни с иностранными партнерами в деле подготовки своих профессиональных кадров. Полагаю, что освоение передового опыта могло бы оказывать положительное воздействие и на подходы руководящих кадров таможни к применению тех или иных действующих норм. Очевидна заинтересованность в этом и самой таможни, и участников ВЭД, в том числе и иностранных компаний.

Это касается не только сферы защиты интеллектуальной собственности, но и других норм, уже введенных кодексом, но не нашедших еще полноценного применения в реальной жизни, на практике. Вот это, на мой взгляд, основная сегодняшняя проблема.

- Какие нормы вы имеете в виду?

- Я уже упоминал о проблемах, связанных со статьями 68 и 128. К этому можно добавить и конфликт ный вопрос о местах таможенного оформления товаров. Так, 125-я ста тья ТК предоставляет импортеру пра во самостоятельно выбирать место оформления. Однако и таможня со хранила право ограничивать места таможенного оформления, если речь идет о товарах, отнесенных к группе риска.

Что же получается на практике? К группам риска до недавнего времени относили все больше и больше товаров. Соответственно, сужался и выбор мест оформления. Эта тенденция введения усиленных мер контроля для всего бизнес-горизонта продолжает сохраняться. С этим мы готовы спорить, потому что под пресс попадают компании, к которым у таможни никаких замечаний не было. Как правило, эти компании являются крупными плательщиками, на депозитах таможни они постоянно поддерживают суммы (предполагаемых), превосходящие ожидаемые цифры платежей на 15-20 процентов.

Зачем усложнять жизнь прозрачным фирмам, которые заблаговременно предоставляют таможне всю информацию о своих товарах, а также данные о ценах на рынке? Это, естественно, вызывает у нас возражения.

Чтобы «разрулить» ситуацию, мы использу ем наш рабочий диалог с таможенным ведомством, который считаем очень важным приобретением.

- В рамках этого диалога уже удавалось решить какие-то спорные вопросы?

- О нашем взаимодействии по по воду освоения упрощенных процедур мы уже говорили. В качестве еще одного примера гибкого подхода таможни к решению проблемных вопросов могу привести письмо, разъяснявшее права тех или иных, в том числе - иностранных участников рынка декларировать свои товары. Дело в том, что в кодексе эти права определены не очень четко. Поэтому письмо, подписанное заместителем главы таможенного ведомства господином Азаровым, позволило снять многочисленные вопросы и участников рынка, и самих таможенников. Это был очень полезный документ, четко и своевременно разъяснивший, кто может выступать в правоотношениях с таможней на законном основании.

Когда государственные структуры так оперативно реагируют на возникающие проблемы, это хороший сигнал для участников рынка, в том числе и для тех, кто пока осторожно «пробует воду» на нашем рынке.

- Осенью Госдума планирует оценить накопившийся опыт применения Таможенного кодекса на практике. Какие вопросы, на ваш взгляд, должны быть в фокусе внимания?

- Очевидно, что приоритетной те мой будут вопросы, связанные с массовым применением упрощенных процедур и, соответственно, с улучшением критериев отбора пользователей таких процедур. К приоритетам относится и проблема защиты интеллектуальной собственности. Здесь есть резервы и в законодательстве, и в организационной сфере. Эта тема тика в нынешнем г оду выдвинулась в число приоритетов нашего развивающегося диалога с рабочей группой РСПП во главе с Алексеем Мордашовым.

Наконец, очень важен весь спектр вопросов, относящихся к поддержке иностранных инвесторов, к повышению привлекательности и доступности российского рынка. В рамках Американской торговой палаты работает немало компаний, которые либо уже реализуют инвестиционные проекты, либо планируют их.

Хотел бы обратить внимание на то, что члены палаты проявляют реальный инвестиционный интерес к производственной деятельности в России. Причем не только в тех областях, которые приносят быструю отдачу - речь идет об организации промышленного производства. В эту же группу вопросов входит тема совершенствования лизинговых операций и, соответственно, таможенной поддержки лизинга.

Беседу вел Алексей Путинцев
Досье «Таможни:

Американская торговая палата в России (American Chamber of Commerce in Russia) создана в начале 1994 года как общественная организация деловых кругов США, осуществляющих деятельность в России. В настоящее время объединяет свыше 700 американских компаний, а также ряд российских фирм. Офисы палаты работают в Москве, Петербурге и Вашингтоне. Президент Американской торговой палаты - Эндрю Сомерс, уже более 25 лет работающий в сфере американо-российских связей.

Чтобы содействовать созданию благоприятного климата для торгово-экономического сотрудничества с российскими партнерами, Американская торговая палата проводит конференции, выставки, презентационные встречи представителей отдельных регионов и республик с американскими бизнесменами, организует деловые поездки в различные регионы России и США, проводит поиск партнеров для реализации наиболее перспективных проектов. В рамках палаты работают постоянно действующие комитеты, которые изучают наиболее актуальные вопросы сотрудничества между США и Россией в различных областях. Сопредседателями комитета по таможне и транспорту являются Константин Антипов и Арт Францек.

«Виртуальная таможня» по материалам журнала «Таможня»

Виртуальная таможня

ЕС установит на отдельных участках границы с Украиной, Беларусью и Россией системы электронного наблюдения

На границе Евросоюза с Украиной, Беларусью и Россией системы электронного наблюдения будут установлены лишь на отдельных участках. В целом же ЕС не хочет новый "железный занавес" с восточными странами-соседями. В частности, об этом в интервью "Deutsche Welle" сообщил пресс-секретарь Комиссара ЕС по вопросам юстиции и внутренних дел Пьетро Петруччи.
Эксплуатировать систему электронного наблюдения вдоль всей восточной границы ЕС обошлось бы слишком дорого, а начиная с 2007 года Польша, Венгрия и Словакия должны были бы взять на себя затраты на эту систему.

П.Петруччи сообщил, что стационарная система не имеет никаких преимуществ по сравнению с системами мобильными. Средства наблюдения, например, не могут отличить местных жителей, прогуливающихся возле границы, от нелегалов и животных. Т.е. в большинстве случаев будут поступать сигналы ложной тревоги, которые мобильным системам наблюдения проверить будет намного легче, чем системам стационарным.

Кроме того, как указал пресс-секретарь, электронное наблюдение на всей восточной границе дало бы соседям ЕС, в том числе Украине, неверный сигнал о новом "железном занавесе".

По его словам, на переоборудование новой границы Польша, Венгрия и Словакия получили от ЕС более 500 млн. евро. Большая часть этих денег пойдет на укрепление пограничной инфраструктуры и обучение персонала.

ЛIГАБiзнесIнформ

Внешнеторговая статистика стран СНГ за 1-е полугодие 2004 г.

Среди стран СНГ положительное сальдо во взаимной торговле друг с другом наблюдается только у России.
Как отмечается в материалах Межгосударственного статкомитета СНГ, профицит в торговле России со странами СНГ за I полугодии 2004 года составил $4 млрд. 426,6 млн.
Российский экспорт в страны СНГ в I полугодии был равен $12 млрд. 430,4 млн., импорт - $8 млрд. 003,8 млн.
Среди стран СНГ наибольший внешнеторговый дефицит во взаимной торговле в I полугодии текущего года был отмечен на Украине - $2,999 млрд. (экспорт в страны СНГ - $3,953 млрд., импорт из стран СНГ - $6,952 млрд.). Отрицательное сальдо в торговле со странами СНГ в Белоруссии составило $1,7 млрд. (экспорт - $3,254 млрд., импорт - $4,954 млрд.), в Казахстане - $805 млн. ($1,981 млрд. и $2,786 млрд.), в Таджикистане - $365,1 млн. ($74,1 млн. и $439,2 млн.), в Азербайджане - $206,6 млн. ($347,8 млн. и $554,4 млн.), в Киргизии - $140,2 млн. ($116,5 млн. и $256,7 млн.), в Грузии - $106,1 млн. ($157,4 млн. и $263,5 млн.), в Молдавии - $104,2 млн. ($231,9 млн. и $336,1 млн.), в Армении - $71,0 млн. ($58,9 млн. и $129,9 млн.).
Статкомитет СНГ не владеет информацией о внешней торговле Узбекистана и Туркмении, сообщает "Интерфакс".

Альта-Софт

Украина и Экваториальная Гвинея договорились о развитии торгово-экономических отношений

В ходе переговоров официальных делегаций Украины и Республики Экваториальная Гвинея во главе с министром иностранных дел Украины Константином Грищенко и министром иностранных дел, международного сотрудничества и франкофонии Республики Экваториальная Гвинея Пастором Биле стороны обсудили современное состояние и перспективы развития двусторонних отношений между двумя странами в различных сферах.

По словам главы пресс-службы МИД Украины Маркияна Лубкивского, на переговорах была отмечена приоритетность развития торгово-экономических отношений между Украиной и Республикой Экваториальная Гвинея, а также сотрудничества в политическом, гуманитарном и других сферах.

Глава внешнеполитического ведомства Украины Константин Грищенко отметил перспективность Экваториальной Гвинеи, как торгово-экономического партнера нашего государства, передает «УНИАН».

По итогам переговоров главы делегаций Украины и Республики Экваториальная Гвинея подписали Протокол о двусторонних консультациях между Министерством иностранных дел Украины и Министерством иностранных дел и франкофонии Республики Экваториальная Гвинея.

Министр иностранных дел, международного сотрудничества и франкофонии Республики Экваториальная Гвинея находится в Украине с официальным визитом по приглашению Грищенко. Это первый в истории отношений Украины с Экваториальной Гвинеей визит делегации такого уровня.

forUm

Издан учебник для изучения основных положений Таможенного кодекса Украины, вступившего в силу с 1 января 2004 года

Киевским центром повышения квалификации и переподготовки кадров Государственной таможенной службы Украины подготовлен учебник "Вивчаємо митне законодавство. Тематичні завдання. Тести" под общей редакцией А.Б.Егорова.

В книге содержится учебный материал (тематические задания, тесты) для изучения основных положений Таможенного кодекса Украины 2002 года, вступившего в силу с 1 января 2004 года. Теоретические положения в книге представлены в форме "вопрос-ответ" и объединены с практическими тестовыми заданиями, которые помогают закреплению знаний по таможенному законодательству.

Данное издание может быть полезным для слушателей, студентов и курсантов высших учебных заведений, а также станет необходимым инструментом в работе субъектов внешнеэкономической деятельности.

За консультациями и по вопросам приобретения учебника "Вивчаємо митне законодавство. Тематичні завдання. Тести" обращайтесь в издательство ЗАО "ПЛАСКЕ":
Украина, 65012, г. Одесса, ул. Большая Арнаутская, 15.
Тел.: +38 (048) 7 288 288, +38 (048) 7 385 385
Факс: +38 (048) 7 385 375.
E-mail: odessa@plaske.ua
www.plaske.ua

ЛIГАБiзнесIнформ

В Казахстане будет создана электронная таможня

В Казахстане будет создана электронная таможня. Об этом сообщил председатель Агентства таможенного контроля (АТК) РК Бердибек Сапарбаев во время рабочей поездки в Павлодарскую область, передает корреспондент KZ-today из Павлодара.

“Суть новой системы состоит в том, что любой участник внешнеэкономической деятельности, не выезжая из своего офиса или дома, может передавать и оформлять необходимые документы”, - пояснил Б. Сапарбаев. “Все вопросы будут решаться с помощью электронной почты. Такая практика уже действует, и достаточно эффективно, в ряде западных стран”, - заверил он.

По словам Б. Сапарбаева, в данное время АТК РК разрабатывается программное обеспечение электронной таможни. Идея уже получила поддержку президента республики, сказал он. Пилотный проект планируется внедрить в будущем году на базе контрольно-пропускных постов Акмолинской и Северо-Казахстанской областей. Постепенно новая технология будет внедрена повсеместно. Программа рассчитана на 2005-2007 годы.

Переход на электронное обслуживание клиентов, по мнению Б. Сапарбаева, значительно упростит процедуру таможенного оформления и приблизит ее к международным стандартам. В первую очередь от этого выиграет экономика страны, считают таможенники. Упрощенная система оформления грузов на границе, по прогнозам, приведет к увеличению объемов товарооборота.

В настоящее время АТК РК ведет переговоры с корпорацией “Самсунг”, которой принадлежит авторство новой технологии в других странах.

Gazeta.ru

Виртуальная таможня

ГНА: Относительно уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Украины субъектом предпринимательской деятельности

Письмо ГНА от 06.05.2004 г. N 3532/6/15-2415

ГНАУ рассмотрела письмо относительно уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Украины субъектом предпринимательской деятельности, который находится на упрощенной системе налогообложения за единым налогом по ставке в размере 10 %, и сообщает.

Указом Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" в редакции Указа Президента от 28.06.99 г. N 746/99 предусмотренная возможность субъектам предпринимательской деятельности, в которых определенные показатели объемов выручки и численности работающих, самостоятельно избрать способ налогообложения доходов за единым налогом с соответствующими ставками или оставаться на общей системе налогообложения.

Субъект малого предпринимательства, который принял решение платить единый 10-процентный налог от суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), не является плательщиком налога на добавленную стоимость. Указом внедрена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности относительно операций по продаже (реализации) товаров (работ, услуг), но не установлено отличный от общего порядок приобретения товаров (работ, услуг) как на территории Украины, так и за ее пределами.

Поэтому приобретение субъектами предпринимательской деятельности, которые перешли на упрощенную систему налогообложения (независимо от того, зарегистрированный такой субъект как плательщик налога на добавленную стоимость или нет) товаров, как на территории Украины, так и при их ввозе из-за границ таможенной территории Украины, осуществляется в общем порядке, установленном для всех субъектов хозяйственной деятельности.

MDoffice

ГТСУ: К письму Гостаможслужбы Украины от 29.06.04 № 10-20/ 016-ЕП

Письмо ГТСУ от 26.08.2004 г. № 25/4-14-37/ 10526-ЕП

Учитывая запросы таможен, относительно положений второго абзаца п. 2 письма Гостаможслужбы Украины от 29.06.04 № 10-20/ 016-ЕП в отношении к работе отделов номенклатуры и классификации товаров региональных таможен и отделов контроля таможенной стоимости и номенклатуры таможен разъясняем.

В случае, когда представленный в таможенное оформление товар задекларирован несоответствующим согласно требованиям УКТВЭД товарным кодом, на который установлен размер ставки ввозной пошлины ниже, чем на товарный код, за которым товар классифицируется согласно требованиям УКТВЭД, имеют место действия, которые могут послужить причиной неуплаты таможенных платежей в надлежащем объеме. В этом случае обязательным является изучение вопроса о наличии состава нарушения таможенных правил, предусмотренного в статье 355 Таможенного кодекса Украины.

Изучение вопроса о наличии состава нарушения таможенных правил (НПТ) предусматривает тщательный анализ обстоятельств декларирования представленного в таможенное оформление товара, включая его классификацию за УКТВЭД, с целью обоснования возможного вывода о совершении таможенного правонарушения.

Согласно статье 319 Таможенного кодекса Украины противоправное действие является нарушением таможенных правил при наличии в действиях особы вины. При отсутствии доказательств вины в форме как умысла, так и неосторожности, факт не может квалифицироваться как нарушение таможенных правил. Соответственно протокол о НПТ должны составляться в случае наличия доказательств вины декларанта.

Согласно пункту 1.4 Порядка работы отдела номенклатуры и классификации товаров региональной таможни, отдела контроля таможенной стоимости и номенклатуры таможни при решении вопросов классификации товаров, которые перемещаются через тамож енную границу Украины, который утверждено приказом Гостаможслужбы Украины от 01.10.2003 № 646 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 31.10.03 за № 996/8317, на указанные отделы полагается решение сложных и спорных вопросов из классификации товаров и других предметов.

Решения отдела номенклатуры и классификации товаров региональной таможни, отдела контроля таможенной стоимости и номенклатуры таможни, соответственно которому товар подлежит таможенному оформлению за другим, чем указано в представленной ГТД кодом согласно УКТ ЗЕД, не свидетельствует об обязательном наличии вины декларанта в определении неверного кода товара и, соответственно, не должно в обязательном порядке расцениваться как основание для составления протокола о НПТ.

В случаях, когда во время рассмотрения вопросов классификации товаров в отделе номенклатуры и классификации товаров региональной таможни или в отделе контроля таможенной стоимости и номенклатуры таможни проявляются факты, которые могут свидетельствовать о наличии НПТ, материалы относительно этих фактов передаются уполномоченному подразделу таможни, для решения вопроса о составлении протокола о НПТ.

MDoffice

Россия: Упрощение откладывается

О массовом применении упрощенных процедур таможенного оформления, видимо, придется на время забыть. Таможенная служба на неопределенный срок приостановила выдачу соответствующих распоряжений. «Дело в том, что сегодня у нас нет правовых оснований для установления упрощенных процедур. Наша попытка согласовать свои действия в этой сфере с Минэкономразвития, к сожалению, не увенчалась успехом. Решение проблемы откладывается по меньшей мере месяца на три», -заявил заместитель начальника Главного управления организации таможенного контроля (ГУОТК) Петр Баклаков.

Чтобы разобраться в сути сложившейся ситуации, стоит вспомнить, как развивались события. Проблема упрощения таможенных процедур давно заботила и импортеров, и таможенников. Одной из попыток решить её была, например, практика так называемых «белых» списков. Насколько удачной оказалась эта практика - это отдельный вопрос. Важно, что дифференцированный подход к участникам рынка был продиктован реалиями экономической жизни.

КРИТЕРИИ ДЛЯ ПРЕТЕНДЕНТОВ

После вступления в силу новой редакции Таможенного кодекса в январе 2004 года появились и новые возможности для решения давней проблемы. «68-я статья кодекса позволяет устанавливать специальные упрощенные процедуры для отдельных лиц, которые соответствуют трем критериям. Первый - это отсутствие задолженностей по штрафным санкциям за нарушение таможенных правил на момент подачи заявления. Второй - осуществление внешнеэкономической деятельности не менее трех лет. И третий - ведение коммерческой документации согласно порядку, определенному таможенным ведомством», - отметил Петр Баклаков. По его мнению, особый порядок бухгалтерского учета - условие необходимое, хотя и доставляющее участникам рынка дополнительные хлопоты. «Это новая таможенная идеология. Мы минимизируем время прохождения границы, оформления, декларирования. Но зато контролируем, что происходит с товаром потом. Ставка делается на постаудит».

Что касается такого критерия, как трехлетний стаж работы на рынке, то в этом случае, по мне нию Петра Бак-лакова, норма закона не учитывает некоторые факторы: «Изменения в регистрационных документах приводят к отсчету кредитной истории с нуля, даже если речь идет о компаниях с безупречной репутацией и многолетней историей. Однако мы вынуждены соблюдать букву закона».

РЕГЛАМЕНТ ПО ЗАКАЗУ

Согласно кодексу к специальным упрощенным процедурам относятся, в частности, подача периодической таможенной декларации, выпуск товаров до подачи таможенной декларации, хранение товаров на своих складах и ряд других процедур.

Закон дает право на упрощенные процедуры таможенного оформления и устанавливает критерии для желающих воспользоваться этим правом. Однако в законе не прописаны все детали: куда надо обращаться за разрешением, какой нужен пакет документов, в какие сроки эти документы должны рассматриваться. Чтобы создать четкие правила игры, в ГТК подготовили два приказа о порядке установления упрощенных процедур.

Однако Минюст отказал в их регистрации, ссылаясь на 5-ю статью кодекса. В ней говорится о том, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, может издавать нормативные документы только «в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ». Формальная логика такая: раз в кодексе прямо не говорится о том, что нужен особый порядок установления процедур, значит ГТК не вправе его определять.

Учитывая, что в упрощенных процедурах заинтересованы и участники рынка, и таможня, ГТК пошел по пути выдачи индивидуальных разрешений. «В основном это были крупные компании-производители - Магнитогорский металлургический комбинат, Саянский алюминиевый завод, ОАО «Большевичка». Всего было издано около 25 распоряжений о специальных упрощенных процедурах. Еще около двухсот компаний подали заявления на доступ к этим процедурам», - отметил Петр Баклаков.

По его словам, в таможенном ведомстве намеревались перейти к следующему этапу работы: разработке регламентов для крупных компаний. «Под регламентом под разумевается детальное описание всех процедур, которые выполняет та или иная компания. Это любопытно с точки зрения создания нормальной таможенной логистики для участника ВЭД и предсказуемости действий таможенных органов. Мы приступили к разработке таких регламентов для компаний «Донской табак», Светлогорский ЦБК и АвтоВАЗ. Требуется время, чтобы детально прописать как интересы участников рынка, так и таможенных органов. Эта работа проводится до сих пор, однако в свете последних событий перспективы её неясны», - отметил заместитель начальника ГУОТК.

БРЕМЯ РЕФОРМЫ

Административная реформа, начавшаяся этой весной, как известно, изменила статус таможенного ведомства. Теперь его курирует Минэкономразвития. Соответственно, в Таможенный кодекс были внесены изменения, согласно которым упрощенные процедуры устанавливаются таможенной службой не самостоятельно, как раньше, а в порядке, который определяет Минэкономразвития.

Однако такого порядка до сих пор нет, и таможенники вместе с участниками рынка с 1 июля 2004 года оказались в правовом вакууме. «Мы всех информировали, что документы находятся в работе, но до окончательного решения вопроса мы не можем подобные распоряжения издавать», -сказал Петр Баклаков. При этом он отметил, что перемены не коснулись тех компаний, которые работают по ранее выданным разрешениям: «Эти документы легитимны, мы выпускали их в соответствии с теми полномочиями, которыми тогда обладали».

По словам Петра Баклакова, месяц назад в Минэкономразвития было направлено письмо с проектом порядка установления упрощенных процедур и просьбой временно сохранить практику выдачи разрешений, существовавшую до внесения в кодекс последних изменений.

Проект долго уточнялся и согласовывался экспертами министерства и таможенной службы. На этом уровне, как отметил Петр Баклаков, было полное взаимопонимание, и таможенники надеялись на благоприятный исход дела. Предполагалось, что новый документ уточнит тот порядок, который существует на сегодняшний день. Он должен был регламентиров ать передачу полномочий по установлению процедур региональным таможенным органам и подтвердить законность распоряжений таможенного ведомства.

Однако документ так и не был подписан. Это означает, что процесс согласований пойдет по новому кругу. В лучшем случае это три месяца. Но бюрократическая практика показывает, что сроки могут и удлиниться. Так что участникам рынка придется подождать. Административная реформа - нешуточное дело.

«Виртуальная таможня» по материалам журнала «Таможня»

Виртуальная таможня

Нефтепровод Одесса-Броды начтнет работать с 20 сентября

Украина намерена завершить заполнение технологической нефтью нефтепровода Одесса-Броды к 20 сентября 2004 года и до конца месяца отправит на экспорт первый танкер с нефтью из терминала Южный. Об этом Рейтеру заявил глава Национальной акционерной компании Нафтогаз Украины Юрий Бойко.

«К 20 сентября мы закончим заполнение и в этом месяце отгрузим первую нефть», — отметил Бойко. По его словам, к настоящему времени технологической нефтью заполнено более половины 674-километрового нефтепровода.

Напомним, что во второй половине июля Укртранснафта и российско-британская нефтяная компания ТНК-ВР подписали соглашение о заполнении простаивающего нефтепровода технологической нефтью и начале прокачки российской нефти в направлении черноморского порта Южный рядом с Одессой.
Украина завершила строительство нефтепровода Одесса-Броды в конце 2001 года, однако маршрут, рассчитанный на транзит 14 млн. тонн каспийской нефти в Европу в обход турецких проливов, пока не использовался из-за того, что Киев не мог найти поставщиков сырья.

Российские компании, заинтересованные в увеличении поставок нефти на европейские рынки, предложили Украине использовать простаивающий нефтепровод в реверсном режиме — из Брод в Одессу, однако Киев поначалу отказал россиянам, и лишь в середине текущего года разрешил реверс нефтепровода в сторону Южного.

В соответствии с подписанным соглашением, ТНК-ВР и другие российские компании будут прокачивать российскую нефть Urals по маршруту Мозырь-Броды-Южный на протяжении трех лет в объеме до 9 млн. тонн в год.

Также Укртранснафте выделен кредит в $108 млн. для покупки 425 тыс. тонн технологической нефти, которой будут заполнен нефтепровод. Завершение заполнения нефтепровода технологической нефтью должно быть завершено в сентябре, а коммерческая прокачка начнется в октябре 2004 года.
Ранее представители российско-британской нефтяной компании ТНК-ВР заявили о планах прокачивать по нефтепроводу в направлении Одессы 1,3-1,4 млн. тонн сырой нефти в год. Еще около 7,6-7,7 млн. тонн нефти готовы прокачать другие российские нефтяные компании — «ЮКОС», «ЛУКОЙЛ», «Сибнефть» и «Славнефть». По прогнозу Укртранснафты, в текущем году по нефтепроводу будет прокачано около двух миллионов тонн нефти.
По материалам "Росбалт"

Альта-Софт

Экспортная пошлина на нефть увеличена до $87,9 за тонну

Ставка экспортной пошлины на нефть с 1 октября будет увеличена до $87,9 за тонну, сообщил РИА "Новости" в среду заместитель начальника отдела таможенных платежей Минфина РФ Александр Сакович.

В настоящее время ставка экспортной пошлины на нефть, установленная с 1 августа, составляет $69,9 за тонну.

Экспортная пошлина пересматривается раз в два месяца по специальной формуле исходя из двухмесячного мониторинга мировых цен на нефть.

Таким образом, новая ставка пошлины, которая будет установлена с 1 октября, рассчитана на основании мониторинга цен на нефть за июль-август.

По данным мониторинга, средняя цена российской нефти на мировых рынках в июле-августе составила $37,388 за баррель, сообщил Сакович.

Он напомнил, что, согласно действующему законодательству, постановление правительства об установлении новой ставки экспортной пошлины на нефть должно быть опубликовано не позднее, чем за десять дней до ее введения в действие, то есть не позже 20 сентября.

Представитель Минфина сообщил, что вопрос о новой экспортной пошлине на нефтепродукты будет обсуждаться 3 сентября на заседании комиссии по защитным мерам во внешней торговле. С 1 сентября экспортная пошлина на нефтепродукты установлена в размере $45,4 за тонну.

.РИА "Новости".

Виртуальная таможня

Украина: в августе через биржи на экспорт было продано около 801 тыс. тонн пшеницы



По данным Союза аграрных бирж Украины, в августе 2004 года на экспорт через биржевые торги было реализовано 800,9 тыс. тонн пшеницы. Самый существенный объем - 619,3 тыс. тонн - приходится на 6 класс. Кроме того, было продано 10,5 тыс. тонн пшеницы 3 класса, 149,9 тыс. тонн - 4 класса, 21,2 тыс. тонн - 5 класса. При этом 627,9 тыс. тонн пшеницы было продано по спотовым контрактам, а 173 тыс. тонн - по форвардным.

Средние цены на пшеницу по спотовым контрактам на условиях СРТ составили: 3 класс - 842 грн/т, 4 класс - 597 грн/т, 5 класс - 516 грн/т, 6 класс - 470 грн/т.

Помимо этого, с 1 по 31 августа через украинские биржи были заключены экспортные контракты на поставку 1154,9 тыс. тонн ячменя (1152,9 тыс. тонн 3 класса по цене 540 грн/т, 2 тыс. тонн неклассифицированного - по 393 грн/т).

Гороха было продано 71,9 тыс. тонн (1,3 тыс. тонн 1 класса по 717 грн/т, 70,9 тыс. тонн 3 класса по 681 грн/т).

Также было реализовано 41 тыс. тонн кукурузы 3 класса по 527 грн/т.

В указанный период было законтрактовано 18 тыс. тонн семян горчицы по цене 1015 грн/т и 29,4 тыс. тонн рапса (технического - 9,5 тыс. тонн по 1135 грн/т, продовольственного - 19,9 тыс. тонн по 1181 грн/т.).

Регистрация экспортных контрактов в августе проводилась в 19 областях Украины.

Всего с начала уборки урожая по состоянию на 31 августа 2004 года была зарегистрирована продажа 3668,4 тыс. тонн зерновых (2947,3 тыс. тонн по спотовым контрактам и 721,1 тыс. тонн по форвардным). Из этого объема 3027,2 тыс. тонн было реализовано по экспортным контрактам: пшеницы продовольственной - 209,1 тыс. тонн, пшеницы фуражной - 842,8 тыс. тонн, ячменя фуражного - 1861,6 тыс. тонн, кукурузы - 18,6 тыс. тонн.

Масличных культур всего было реализовано 62,6 тыс. тонн. Из них на экспорт ушло 62,2 тыс. тонн: подсолнечника - 686 тонн, рапса - 39,1 тыс. тонн, семян горчицы - 22,4 тыс. тонн.

Все цены указаны для спотовых контрактов на условиях СРТ.

АПК-Информ

Анекдот из Интернет

Что приятно в Америке?
Не надо искать обменник.

Фраза дня

Объявление: Ищу жанр, где мог бы стать классиком.

Перейти на WWW MD OFFICE http://www.mdoffice.com.ua
E-mail: mdoffice@mdoffice.com.ua
Рассылки Subscribe.Ru
Новости  ВЭД в Украине от
WWW MDOffice


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.ua.law.mdoffice
Отписаться

В избранное