Эксклюзивное интервью собкора «Тренд» с министром иностранных дел Турции Али Бабаджаном
- Каков, на Ваш взгляд, нынешний уровень взаимоотношений между Турцией и Азербайджаном?
- Азербайджан - наша братская страна. Взаимоотношения между Турцией и Азербайджаном имеют глубокие исторические корни. Наши народы связывают друг с другом отношения, сформировавшиеся на протяжении многих столетий. Дружба и сотрудничество за последние годы еще больше укрепились. Сотрудничество с Азербайджаном для нас имеет стратегическое значение. Сегодня Турция и Азербайджан достигли единства, наши страны, экономически развиваясь, уверенно шагают в будущее. Азербайджан осуществляет международные проекты, которые будут способствовать укреплению стабильности и безопасности, экономическому развитию и интеграции региона.
Турция активно участвует во всех этих глобальных проектах. Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум, проект железной дороги Баку-Тбилиси-Карс формируют новый этап развития всего региона. Консолидируя наши усилия в этой области, координируя политику, мы можем обеспечивать экономические интересы двух стран. В настоящее время торгово-экономические отношения между Турцией и Азербайджаном интенсивно расширяются, но сегодня они еще не полностью отражают существующий потенциал - мы должны использовать этот потенциал. Отношения между Азербайджаном и Турцией находятся на высоком уровне. У нас прекрасные доверительные отношения с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Одним из первых официальных визитов новоизбранного президента Турции господина Абдуллы Гюля будет визит в Азербайджан в начале следующего месяца.
- Недавно стало известно, что вопрос об открытии границы между Турцией и Арменией вновь стоит на повестке дня. Что вы думаете по этому поводу?
- Вы прекрасно знаете о нынешнем состоянии турецко-армянских отношений. Развитию этих отношений очень мешает с одной стороны исторические проблемы наших народов, а с другой стороны - конфликт между Азербайджаном и Арменией, связанный с территориальными претензиями. В этой ситуации, турецкая дипломатия ищет и пытается найти пути диалога с Арменией.
Недавно, принимая участие в заседании Генеральной Ассамблеи в Нью-Йорке, я встретился с министром иностранных дел Армении господином Осканяном, которому тоже сказал, что мы соседи и нам необходимо находить пути диалога и сотрудничества. У нас есть исторические проблемы, но мы должны стремиться урегулировать их мирным цивилизованным путем и смотреть в будущее.
- Какую роль может сыграть Турция в урегулировании конфликта между Азербайджаном и Арменией?
- Мы прекрасно знаем историю и реальное состояние конфликта между Азербайджаном и Арменией. Мы очень надеемся, что в скором времени у Азербайджана и Армении появится реальный шанс урегулирования карабахской проблемы мирным путем, путем диалога.
Турция, как братская страна Азербайджана, готова действовать дипломатическими средствами, чтобы урегулировать ситуацию и достичь мира. Мы хотим, чтобы наш регион стал регионом мира, диалога и благосостояния, чтобы ХХI век стал веком решения и урегулирования конфликтов, а не веком противостояния и войн. Мы желаем, чтобы все проблемы между государствами, включая территориальные, решались посредством политического диалога и консенсуса. Это фундаментальный тезис нашей внешней политики.
Если мы посмотрим на историю внешней политики Турции, то увидим, каковы были отношения Турции с Грецией 10 лет назад и каковы они сегодня. У нас были проблемы и с другими соседними странами. То же самое можно сказать и про сирийско-турецкие отношения, 10 лет назад между нашими странами было лишь противостояние, а сегодня мы активно сотрудничаем. И эту концепцию мы применяем в решении проблем между другими странами. Мы считаем, что и проблему Ирака, и проблему арабо-израильского конфликта, и азербайджано-армянский конфликт необходимо решать посредством политического диалога. Об этом мы заявляем при встрече со многими главами государств и министрами иностранных дел.
- Что Вы думаете о перспективах урегулирования арабо-израильского конфликта в рамках вашего дипломатического турне на Ближний Восток?
- В рамках моего визита на Ближний Восток я планирую побывать в девяти странах этого региона, я уже посетил Сирию, провел переговоры в Израиле и Палестинской Автономии. Цель визита - определить, чем Турция, как крупная и влиятельная страна региона, может помочь в урегулировании исторического арабо-израильского конфликта. Во время переговоров я ощутил, что между Израилем и Палестиной есть очень много точек соприкосновения. Я передал приглашение президенту Израиля господину Шимону Пересу посетить Турцию с официальным визитом. У нас очень хорошие доверительные отношения с Израилем, экономические связи между нашими странами развиваются с каждым годом. Во время моих переговоров с премьер-министром Израиля, а также с председателем Палестинской Автономии Махмудом Аббасом я убедился, что стороны очень решительно стремятся к миру и диалогу. Мы предложили свою поддержку в урегулировании конфликта. Мы очень надеемся, что ближневосточная конференция в Аннаполисе будет хорошо подготовлена и страны, которые будут участвовать в конференции, помогут Израилю и Палестинской Автономии достичь мирного соглашения. Турция, как страна, имеющая исторические корни на Ближнем Востоке, очень на это надеется.
О святилище Хызыр Зинды я слышал много, но совершить к нему паломничество не доводилось. Причиной моего решения немедленно отправиться к святилищу стал рассказ одного из моих друзей, только что вернувшегося с Хызыр Зинды.
Напомню, что святилище Хызыр Зинды находится на 96-ом километре дороги Баку-Губа на территории Сиязаньского района.
Сама дорога до святилища находится в крайне разбитом состоянии: она как бы предвосхищала состояние всего комплекса. Как только я добрался до святилища, ко мне подошла группа лиц, интересующихся, буду ли я совершать жертвоприношение, т.е. зарежу ли я барана. Мои раздумья по этому поводу прервало громкое препирательство. Спорили двое – мужчина, приносящий жертву и мясник, зарезавший барана. Поводом для спора стало требование мясника, пожелавшего, помимо платы, взять себе голову и шкуру принесённой жертвы. Отмечу, часто посещая святилища, ни в одном из них с подобным явлением я не сталкивался.
Оказалось, что это не единственный неприятный сюрприз в этом священном для мусульман месте.
Окружающий меня ландашфт представлял собой довольно плачевное зрелище в плане антисанитарии. В воздухе стояла пыль, вонь, повсюду, куда ни кинешь взор, землю устилали целлофановые кульки, бутылки и прочий мусор, время от времени поднимаемый порывами ветра.
Толпа попрошаек – еще одна проблема здешних мест, поскольку в последнее время их становится больше, чем паломников. Подхожу к месту, где совершается намаз, и одновременно констатирую, что оно не отличается от всей территории в плане порядка и чистоты.
Преодолев 435 ступеней, ведущих на гору, известную в народе под именем «Беш бармаг» (пять пальцев), вступаю на основную территорию святилища. Встречающие паломников пожилые женщины лезут из кожи вон, чтобы вытянуть из них деньги. Отделавшись от них, я, наконец, очутился на вершине горы. Величественный вид, представший перед моими глазами, компенсировал чувство горечи, испытанное мной у подножия горы. Море, виднеющееся между скал, местами покрытых облаками, протянувшиеся среди отвесных камней узенькие тропинки и древние остатки разрушенных крепостных стен, все говорит о величии и древности этого края.
По узеньким тропам добираюсь до пика святилища. Местные «дамы» потянувшиеся было ко мне с протянутой рукой, ретировались, услышав, что перед ними журналист, и я без помех смог поговорить с исполняющим обязанности моллы Гаджи Мирсалехом.
Гаджи рассказал мне, что иностранцы, побывавшие здесь, принесённым с собой прибором определили, что гора расположена на 1200 метров выше уровня моря, а над уровнем земли она возвышается на 800 метров. Гаджи пояснил мне, что это место встречи Мусы Алейхиссалама и Пророка Хызра, и, как написано в Священном Коране, здесь встретились два моря. Это событие произошло во время вселенского потопа, когда Чёрное и Каспийское моря соединились именно у этих скал. И гора Беш бармаг стала свидетельницей встречи двух пророков.
Хызыр Зинде, настоящее имя которого Талия ибн Милкан, - один из 124 тысяч наших пророков. По поводу имени Хызыр
(живущий, живой означает) существует легенда, рассказывающая, что Милкан был одним из друзей и соратников Александра Македонского, который испил живой воды. Пророк Хызыр сейчас в небытие, но в судный день он предстанет перед людьми.
На вопрос о происходящем у подножия горы, Гаджи Мирсалех ответил, что раньше эта площадка также входила в комплекс святилища, однако, во время раздела земель территория эта была отчуждена от святилища и передана некоему лицу по имени Али.
Гаджи с горечью отметил, что с тех пор жертвоприношения и посещение святого места осуществляются за деньги, и это не может не вызвать недовольство у паломников. По этому вопросу люди обращались в Управление Мусульман Кавказа. И представитель Управления Гаджи Салман, когда был на территории вместе с руководителем святилища Рза даи, сказал, что если будет достаточное количество обращений, он может оказать помощь в решении проблемы.
Перед уходом я спросил у Гаджи Мирсалеха, что же он хотел бы передать в центр? Мирсалех ответил, что надеется на то, что в святилище будут созданы соответствующие условия. И еще он сказал, если его утвердят в должности, то он сможет служить здесь с еще большей отдачей.
Спустившись вниз, я пытался встретиться с вышеупомянутыми Али киши и главой комплекса Рза даи. Однако встретиться ни с тем, ни с другим я не смог. Как оказалось, Али киши никто в глаза не видел, а про Рза даи сказали, что он приболел.
Все знают, что паломничество благотворно влияет не только на тело, здоровье человека, но и на его духовную сторону и нравственность. И давно пришло время сделать святилище Хызыр Зинды подобающим своему предназначению, ибо как можно говорить об очищении души, если святыня ислама покрыта нечистотами, отравляющими воздух своим смрадом?
Когда я встретился с Гаджи Алирза из Управления Мусульман Кавказа и рассказал ему об истинном положении дел на святилище, он сказал, что соответствующие структуры УМК в курсе проблем. По его словам, по окончанию Священного месяца Рамазан они этим вопросом займутся вплотную и, возможно, в скором времени святилище Хызыр Зинды приобретет облик, достойный своего предназначения.