Эксклюзивное интервью «Тренд» с профессором Джорджтаунского университета, старшим ассистентом Российских и Евразийских программ и членом попечительского совета Центра Стратегических и Международных Исследований (Center for Strategic and International Studies) Селестой Уолландер
- Как вы можете объяснить предложение президента России Владимира Путина о совместном использовании с США радарной системы в Азербайджане?
- Мы можем объяснить предложение Путина как попытку отойти от прежних заявлений относительно противоракетной обороны в Европе. Когда российское правительство стало жаловаться на предложение о создании противоракетной обороны в Польше и Чехии несколько недель назад, Россия надеялась отгородить европейцев от США или же создать раскол внутри Европы, между странами Восточной Европы, Польшей и Чехией, и, конечно же, недовольными США странами в надежде обладать этой системой. Путин переиграл на саммите и ответы, которые он там услышал, были не те, что ожидал услышать Кремль. Это был шаг к конструктивности, попытка показать, что США наименее конструктивны и наименее заинтересованы в мирных отношениях с Россией. Это предложение было частью дипломатического маневра для улучшения лица России в Европе. Также это имело целью выставить не в лучшем свете США. Предложение было сделано с намерениями и ожиданиями, что оно не будет принято. Исходным условием предложения было то, что США это предложение сразу не примут и Россия сможет сказать, что США не желают решать проблемы безопасности путем сотрудничества.
- Какова вероятность того, что США примут такой план, где Россия выиграет больше всех?
- Я думаю, ни Россия, ни США не примут такой план всерьез. Российские военные даже не проводят учений с американцами. Предложенный план требует того, чего США не делает даже в составе альянса НАТО. Если США пожелает участвовать в этом с Россией, то это будет чем-то из ряда вон выходящим. Я не думаю, что Россия серьезно относится к этому предложению. Участие российских военных в международных военных проектах очень скудно.
- Если предложение будет принято, что получит от этого Азербайджан?
- Создание противоракетной оборонной системы на Кавказе имеет огромное стратегическое значение. США говорили и с Грузией о противоракетной обороне. Если вы хотите установить противоракетную оборону против Ирана, тогда стоит подумать о Кавказе. Предлагая этот проект, Россия в действительности согласилась с тем, что Иран источник угрозы. Если вы хотите установить противоракетную оборону против Ирана, то над этим стоит подумать. В действительности это делает легитимным для США военное присутствии в регионе. Если делать это с точки зрения сотрудничества с Россией, почему у США не должно быть двусторонних соглашений по стратегической обороне со странами региона, включая и Азербайджан. Россия не подумала об этом аспекте своего предложения. Сейчас она признает, что Иран источник угрозы, и у США есть стратегические интересы в военном присутствии в Азербайджане и в регионе. Если такое предложение вынесено на международный уровень, то уже нельзя забрать его обратно. Это предложение может поменять роль Азербайджана в регионе.
- Если США установят систему противоракетной обороны в Европе, говорит ли это о том, что Штаты воспринимают Россию как источник угрозы?
- И да, и нет. Это покажет, что США не рассматривают Россию как близкого стратегического союзника, но могут построить ПРО в Чехии и Польше, в тоже время США разрешают присутствие для проверки на прозрачность данной системы и на ее не направленность на Россию. Если Россия хочет увериться, что система против нее не направлена, есть много других путей, чем развертывание этого в Азербайджане. Я не думаю, что США откажут в этом предложении. Это будет темой обсуждения президентов в ходе предстоящей встречи. Будут созданы рабочие группы, комитеты, исследования и обсуждения по этому вопросу. США не скажут «мы этого не сделаем», Россия не скажет «мы не собираемся этого сделать», если выборы президента в России закончатся в этом году, этот вопрос будет просто проигнорирован. Это циничный анализ, основанный на сегодняшних отношениях России и США. Но если американо-российские отношения будут улучшаться в ближайшие годы, то исследовательские группы могут заложить основу для будущего сотрудничества, но для такого прогресса сначала нужно улучшить политические связи. Военное сотрудничество на этой стадии интеграции не может быть использовано как основа для развития политических отношений, сначала надо иметь хорошо развитые политические отношения, чтобы реализовать совместную военную программу такого рода.
Иностранным компаниям на данном этапе не выгодно вкладывать инвестиции в развитие страхового рынка Азербайджана, сказал во вторник заведующий отделом Государственного страхового надзора Министерства финансов Азербайджана Намиг Халилов.
В законе «О страховании» в новой редакции снят пункт, указывающий на возможное участие иностранного страхового капитала в соотношении 49 на 51 процент, что является одним из основных сдерживающих факторов для прихода ведущих страховых компаний в страну.
По мнению Халилова, крупной инвестиционной компании не интересно получить 49 процентов.
«Думаю, что в ближайшее время крупных инвестиций в страховой рынок Азербайджана ожидать не стоит», - сказал он.
Халилов отметил, что иностранные компании, прежде чем вложить крупный капитал, проводят проверку компании по всем параметрам - от финансовых показателей до методов корпоративного управления.
Страховые компании Азербайджана в данный момент проводят постепенные реформы в этой сфере. Конечный итог реформ будет после принятия нового «Закона о страховании». В Азербайджане действуют 29 страховых компаний.