Азербайджан готов начать консультации по совместному использованию Габалинской РЛС в двустороннем и трехстороннем форматах, заявил в пятницу в Баку глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, комментируя вчерашнее предложение президента России Владимира Путина о совместном использовании Габалинской РЛС с США.
«В принципе эта тема давно обсуждалась, - сказал он. - В ходе недавнего визита главы МИД России в Азербайджан РФ выступила с этой инициативой... Позиция Азербайджана заключается в том, что в данном вопросе мы будем выступать с учетом национальных интересов».
Глава МИД Азербайджана также выразил уверенность в том, что этот вопрос никак не может создать напряженность в отношениях Азербайджана с другими странами.
По словам Мамедъярова, пока рано говорить о пересмотре условий аренды Россией Габалинской РЛС. «В целом, это может принести стабильность в регионе», - заявил глава МИД.
Россия арендует в Азербайджане Габалинскую радиолокационную станцию (РЛС). Это одна из составных частей российской системы слежения за пусками баллистических ракет. Габалинская РЛС была построена в советское время в качестве одного из важнейших элементов системы противоракетной обороны СССР. После получения Азербайджаном независимости и перехода РЛС в его собственность Россия продолжала её использование, несмотря на все перипетии внутриполитической жизни Азербайджана. Десятилетнее соглашение об аренде РЛС было подписано лишь в 2002 году. Вопрос о Габалинской РЛС неоднократно становился предметом внутриполитических дебатов, в том числе в парламенте Азербайджана. В конце 2004 года Министерство экологии заявило о намерении провести мониторинг влияния электромагнитного излучения станции на природу и здоровье человека. Различные местные экологические организации утверждают, что электромагнитное излучение, исходящее от Габалинской РЛС, негативно влияет как на окружающую среду, так и на здоровье человека.
Интервью «Тренда» с Чрезвычайным и Полномочным послом Азербайджана в Украине Талятом Алиевым
- Как вы оцениваете сегодняшний уровень двусторонних политических отношений Азербайджана и Украины?
Мы давно являемся стратегическими партнерами, во всех международных, региональных организациях всегда выступаем с учетом интересов друг друга. Это неоднократно было доказано и в Парламентской Ассамблее Совета Европы, в парламенте Европейского Союза, в ОБСЕ и НАТО. Можно привести много примеров, которые явно показывают, насколько мы в политическом отношении тесно сотрудничаем и поддерживаем друг друга. Хочу привести один пример, в недавнем прошлом, когда Украина поднимала вопрос в ООН, чтобы голодомор признать геноцидом против украинского народа, Азербайджан один из первых поддержал эту идею и подписался под этой резолюцией, хотя Армения этого не сделала. Три года тому назад, когда в ПАСЕ ставили вопрос о приостановке деятельности азербайджанской делегации, Украина поддержала Азербайджан и не допустила этого, проголосовав в нашу пользу. Два года назад, в ПАСЕ хотели приостановить деятельность Украины, Азербайджан голосовал за Украину и не дал осуществить такие намерения. И таких примеров много.
И, наконец, 2006 год с уверенностью можно назвать настоящим прорывом в украинско-азербайджанских отношениях. Во-первых, в Киеве в мае прошлого года состоялся саммит глав-государств ГУАМ. В рамках этого саммита сначала прошла встреча тет-а-тет президентов Азербайджана и Украины, а потом состоялось заседание в расширенном составе. На этих встречах еще раз было доказано, что мы во всех своих отношениях имеем огромную перспективу на будущее и развиваем их динамично.
Кроме этого, в сентябре прошлого года состоялся официальный визит Президента Украины в Азербайджан. В рамках этого визита было подписано 9 документов, но один из них, я хотел бы особо отметить, – совместная декларация, в которой впервые в украинско-азербайджанских отношениях предусмотрено создание института Совета двух президентов. Это очень важный момент. Сейчас Положение о Совете двух президентов разработано, оно находится на рассмотрении как украинской, так и азербайджанской сторон. Я думаю, что оно скоро начнет работать. В этом Положении предусмотрено, что собрания Совета на протяжении года проходит один раз в Баку, один раз – в Киеве. На них предусмотрено рассмотрение комплекса вопросов, которые являются актуальными во взаимоотношениях наших стран.
Такая динамичность в политических отношениях дает абсолютную уверенность на будущее, и плюс, создают необходимые условия для дальнейшего развития экономического, культурного, гуманитарного, научного взаимоотношений между нашими странами.
Также в парламентах двух стран, как в Верховной Раде, так и Милли Меджлисе были созданы, соответственно парламентские группы Украина-Азербайджан и Азербайджан-Украина. Эти группы уже провели свои заседания один раз в Киеве, один раз в Баку, где определили задачи своей дальнейшей деятельности в рамках парламентов наших стран.
- Оказывают ли стабильные политические отношения влияние на экономическое сотрудничество?
Среди важных событий 2006 года следует отметить рабочий визит премьер-министра Украины в Азербайджан, который состоялся в конце прошлого года. Он дал хороший импульс в наших торгово-экономических отношениях.
Кроме этого, на седьмом заседания Межправительственной торгово-экономической комиссии были подготовлены направления относительно сотрудничества между нашими странами в различных экономических направлениях. В частности, создание благоприятных условий для азербайджанских инвестиций в Украину и украинских инвестиций в Азербайджан. Также обговаривалось создание совместных предприятий, строительство в Азербайджане завода по выпуску химических удобрений, увеличение объемов поставок сельскохозяйственной продукции между странами, рассмотрение вопросов по энергетической безопасности и т.д.
На конец 2006 года объем товарооборота между Украиной и Азербайджаном составил около 400 млн. долларов, что приблизительно на 35 процентов больше, чем в 2005 году. Это свидетельствует о динамическом развитии товарооборота, кроме этого, поставлена задача об увеличении его объемов.
- А уделяется ли внимание культурным, гуманитарным вопросам?
Относительно культурных отношений между Украиной и Азербайджаном, то они являются также насыщенными. Так, в 2006 году мы установили памятник великой украинской поэтессе Леси Украинке в парке, который носит ее имя в Гарадагском районе Баку. Также в прошлом году было распоряжение Президента Азербайджанской Республики об установлении памятника великому Кобзарю Тарасу Шевченко в Баку. Я думаю, что в этом году мы его откроем. Сейчас над проектом памятника работает творческая группа. Надеюсь, они закончат вовремя, что позволит начать непосредственно само сооружение памятника. В прошлом году мы открыли памятник народному поэту Азербайджана С.Вургуну в Оболоньском районе Киева.
В 2006 году мы в Киеве выпустили на украинском языке антологию азербайджанской поэзии в двух томах. В этом году переводчик этой антологии - украинский поэт Николай Мирошниченко, стал лауреатом премии имени Рыльского. В прошлом году он стал членом Союза писателей Азербайджана. Мы провели презентацию этого двухтомника во многих городах Украины, а завершающий этап состоялся 31 января 2007 года в Университете имени Тараса Шевченко.
Недавно в Украине открылся фестиваль азербайджанской кулинарии. Он состоялся в Харькове, затем охватил Донецк и Днепропетровск. Таким образом, мы в больших городах, где является многочисленной азербайджанская диаспора, организовали этот фестиваль. Одновременно мы выпустили впервые на украинском языке журнал Ассоциации кулинаров Азербайджана «Кулинар».
Сейчас у нас идет подготовка к выпуску на украинском языке сказок азербайджанского народа. Перевод уже готов. Я думаю, до конца года мы эту книгу выпустим.
В культурных отношениях у нас есть много хороших наработок. Все перечислить, к сожалению, невозможно, но главное, что есть ядро, на основании которого развитие продолжается.
- Какова, на Ваш взгляд, роль ГУАМ, как составляющей двусторонних отношений и как Международной организации?
Я думаю, что уже в ближайшее время Секретариат ГУАМ начнет работу в Киеве. Уже назначен его Генеральный секретарь, так что скоро эта команда полностью будет сформирована и начнет работать. Идет процесс ратификации тех документов, которые были приняты в прошлом году на саммите в Киеве.
Сегодня идет интенсивная работа по налаживанию отношений между ГУАМ-США, ГУАМ-Евросоюз и уже сейчас – между ГУАМ-Япония (Япония выразила тоже большой интерес к этой организации). На саммите глав-государств ГУАМ, который будет проходить 18-19 июня в Баку, запланированы отдельные заседания в таком формате. Заинтересованы, и уже дали подтверждение на участие в этих заседаниях более 30 стран, из них некоторые будут представлены первыми лицами. Это тоже говорит о том, что ГУАМ уже имеет реальное влияние. Я думаю, что у этой организации большое будущее и хорошие перспективы. Двери ГУАМ открыты. Любая страна, которая принимает принцип деятельности ГУАМ, его устав и его видение, может стать членом организации и вместе с остальными странами сотрудничать в этом направлении.
- Как ГУАМ может способствовать разрешению «замороженных» конфликтов на территориях стран-участниц. Насколько договоренности недавнего Энергетического саммита в Кракове скажутся на экономических проектах ГУАМ?
Вы знаете, что по инициативе ГУАМ были подняты вопросы о «замороженных» конфликтах на территориях стран-участниц этой организации. Проблемы Нагорного Карабаха, Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии запланировано вынести на рассмотрение сессии Генеральной ассамблеи ООН в сентябре-октябре этого года. В данное время ведется соответствующая работа нашими дипмиссиями, чтобы на 61-ой сессии ГА ООН резолюция «Замороженные конфликты на пространстве ГУАМ и их последствия для международного мира, безопасности и развития» было принято.
Что касается экономического саммита, то в Кракове, в политическом отношении, было достигнуто согласие о том, что нефтепровод Одесса-Броды должен быть достроен до Плоцка и Гданьска. Было заявлено о создании совместного предприятия, которое должно разработать принцип и коммерческий интерес этого проекта, для того, чтобы в дальнейшем собраться, обсудить этот вопрос и принять соответствующее решение.
Я думаю, что если будут выполнены все решения глав государств на Краковском саммите, то можно ожидать начало запуска этого нефтепровода в ближайшие годы.
- Какая работа ведется Посольством Азербайджана в Украине на региональном уровне?
Мы стараемся наладить взаимоотношения между регионами Украины и Азербайджана. Уже подписано несколько соглашений о побратимстве городов. Такие соглашения подписаны между Черкассами и Сумгаитом, между Ирпенем (Киевская область) и Карадагским районом Баку, между Заводским районом города Николаево и Шамкирским районом Азербайджана. Сейчас в работе находятся подобные предложения о побратимстве между Харьковом и Гянджой, между Луганском и Мингячевирем, между Киевской областью с одним из живописнейших районов Азербайджана - Лянкяраном.
Кроме этого, уже есть добро на заключение соглашения о побратимстве Львова с одним из городов Азербайджана. Мы сейчас работаем с нашими городами в этом направлении, уже разосланы соответствующие предложения. Также мы хотим наладить подобные контакты между Крымской Автономной Республикой и Нахчыванской Автономной Республикой.
Мы максимально стараемся непосредственно регионы друг с другом связать, для того чтобы они выходили и работали напрямую.
- Какую характеристику Вы можете дать жизни азербайджанской диаспоры в Украине?
Азербайджанская диаспора сейчас намного более активна, чем 3-4 года назад.
Об этом может свидетельствовать то, что представитель нашей диаспоры Эдуард Зейналов является депутатом Верховной Рады. В 2006 году около 20 азербайджанцев стали депутатами городских, районных и областных советов. Это говорит о том, что члены диаспоры стали активно участвовать в политической жизни Украины.
У нас есть достойные члены диаспоры, которые работают во многих регионах Украины в области науки, бизнеса, культуры.
- Может ли политическая нестабильность, которая сейчас наблюдается в Украине, повлиять на двусторонние отношения между нашими странами?
Политическая нестабильность в Украине нас очень волнует. Как друзья Украины, мы не хотим, чтобы этот кризис продолжался долго. Потому что, как правило, там, где политический кризис, есть отрицательное влияние на экономику, на решение социальных проблем, на имидж страны за рубежом, на психологию граждан. Поэтому мы хотим, чтобы в Украине наступила стабильная жизнь, и страна начала работать в возрастающем темпе.
Касательно двусторонних отношений Украины и Азербайджана, то кризис абсолютно никак не влияет на них. Мы во внутренние дела Украины не вмешиваемся. Единственное, в чем мы заинтересованы – в скорейшем достижении стабильности. Мы считаем, что, кто бы ни пришел к власти в Украине, это не будет иметь негативного влияния на отношения между нашими странами. Наши отношения настолько крепки, перспективны и стабильны, что никому этого не нарушить.
Основоположником современных украинско-азербайджанских отношений является наш общенациональный лидер Гейдар Алиев. Наш президент Ильхам Алиев, сейчас эти отношения великолепно продолжает. То есть преемственность в этом вопросе дает полную гарантию говорить мне о том, что отношения наши никак не ухудшатся, и будут иметь поступательный характер.
Правительство Соединенных Штатов представило на этой неделе доклад переговорной комиссии Всемирной Торговой Организации (ВТО) по установлению правил с предложением запретить «субсидии, которые приводят к особо негативной деформации торговых отношений». Эти переговоры проводятся в рамках Дохийского раунда переговоров ВТО, сообщает сайт offshore.su.
«Сейчас самое время предпринять последующие шаги в усилении правил ВТО, которые приостановят использование промышленных субсидий. Во все более глобализированной экономике, субсидии иностранных правительств предоставляют, очевидно, несправедливое конкурентное преимущество некоторым компаниям», - пояснила Торговый представитель США Сюзан С. Шваб.
Она продолжила:
«Субсидии, которые мы хотим запретить, поддерживают неэффективные производственные мощности разных отраслей промышленности, от производства стали до полупроводникового оборудования. Более строгие правила для этих типов субсидий должны устранить практику значительного нарушения конкурентной торговли многими нашими торговыми партнерами, которая часто приводит к нечестной торговле».
Предложение США запретит следующие пять видов субсидий, если они являются «специфическими» (т.е. выделяются для отдельной компании или промышленности) и дают преимущества товару, который экспортируется или конкурирует с импортом:
1. Покрытие эксплуатационных расходов;
2. Списание долга перед государством;
3. Ссуды некредитоспособным компаниям
4. Покупка акций некредитоспособных компаний;
5. Другие виды финансирования, такие как «финансирование в виде роялти», которое не является коммерчески доступным.
Согласно действующим правилам на запрещенные субсидии, члены ВТО могут потребовать от Комиссии по урегулированию споров ВТО изучить подозрительные субсидии и возможность их запрета. Если комиссия узнает, что запрещенная субсидия, тем не менее, предоставляется, субсидия должна быть «отозвана» без промедления.
Налоговое управление Австралии во вторник предупредило работодателей, директоров и служащих о необходимости быть внимательными при использовании трастовых договоренностей для сокращения налога на акции и опционы, приобретенные по программе распределения акций среди работников, сообщает сайт offshore.su.
Согласно таким договоренностям, физическое лицо (как правило, директор или исполнитель) получает права на приобретение акций по программе распределения акций среди работников.
Он подает документы на эти права, которые предоставляются соответствующим трастом. Затем траст приобретает акции по цене ниже рыночной, продает акции и распределяет прибыль с ассоциированной компанией с убытками или с тем, кто платит низкие налоги.
Налоговый комиссар Майкл Д’Аскензо выразил подозрения относительно эффективности таких договоренностей.
Это соглашение входит в одну из сфер тщательной проверки Налоговым управление, по проекту контроля над лицами с высокими доходами, объявленному в рамках Программы, обеспечивающей соблюдение законодательных и нормативных актов 2006-07 годов.
В прошлом месяце Налоговое управление заявило о том, что расследует договоренности, направленные на уменьшение налогов с доходов в Австралии, посредством использования иностранных налоговых кредитов.
Д’Аскензо сказал, что последние договоренности или их вариации в основном практикуются финансовыми институциями. В рамках этих соглашений покупаются облигации австралийских финансовых институций, через оффшорные банки, для получения крупных льгот по иностранному налогу.
«Нас беспокоит тот факт, что финансовые институции, участвующие в этих договоренностях, могут подавать заявления на получение налоговых льгот, на которые они не имеют права, согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения. Положения законодательства о борьбе с уклонением от налогов могут затронуть такие соглашения, и мы продолжаем наши расследования в этой сфере», - заметил он.
Взносы в Отдел по гармонизации внутреннего рынка (по торговым маркам и проектам) в Испании будут снижены, сообщает сайт offshore.su.
Это решение было принято министрами государств-членов ЕС на собрании Совета по конкурентоспособности ЕС в Брюсселе в начале этой недели, председателем которого была Министр юстиции Германии, Бригитте Цюприс.
«Снижение взносов укрепляет позицию Европы в сфере экономики. В будущем будет возможно зарегистрировать торговые марки и промышленные образцы благодаря Отделу гармонизации по значительно более низким ценам. Это поможет всем тем, кто желает защитить свои права от незаконной подделки, не только внутри их страны, но также по всей Европе», - заявила М-с Цюприс. Она продолжила:
«Система охраны товарных знаков ЕС в Европе имеет 10-летнюю историю. Только за последний год 77,500 торговых марок было зарегистрировано в Аликанте. Таким образом, использование системы намного превысило ожидания, что привело к существенному увеличению доходов. Мы будем распределять этот доход среди пользователей системы».
Торговые марки и промышленные образцы товаров и услуг могут быть зарегистрированы в Отделе гармонизации таким образом, чтобы гарантировать владельцам, что их товары и услуги будут защищены во всем Европейском сообществе. Кроме того, защита является действительной на основании национальной юридической системы.
Решение, принятое в понедельник, является результатом предложения президентства Германии в ЕС, которое активно поддерживает немедленное и значительное снижение взносов в Отдел гармонизации. Оно следует за предыдущим снижением взносов в 2005 году.
«Высокий стандарт качества работы Отдела гармонизации не подвергнется риску из-за снижения взносов. Со времени его установления Отдел финансировал себя исключительно посредством доходов от взносов, без дотаций из бюджета ЕС. Его финансовое руководство продолжит управляться принципами практичности и прибыльности», - подытожила федеративный Министр юстиции.
Европейская комиссия разрабатывает детали снижения взносов, в частности точную сумму будущих взносов.
Кроме того, на собрании в понедельник Совет по конкурентоспособности решил провести дальнейшее изучение развития системы регистрации торговых марок в Сообществе.
Германия не смогла добиться от лидеров богатых стран Большой восьмерки, собравшихся в Потсдаме, проголосовать «за» восстановление обязательства «бдительного наблюдения» за регулированием хеджевых фондов, сообщает сайт offshore.su..
«Мы продолжили наши переговоры о последних достижениях на мировых финансовых рынках, включая хеджевые фонды, которые значительно поспособствовали эффективному развитию финансовой системы», - сообщалось в заключительном официальном сообщении.
«Стимулируя сильный рост индустрии хеджевых фондов и увеличивая сложность инструментов, которыми они торгуют, мы вновь подтверждаем потребность в бдительности».
Германия (как хозяин собрания) включила упоминание кодекса хеджевых фондов в предварительном проекте официального сообщения, но не удивилась тому, что он не прошел. «Даже если это условие не будет использовано в Потсдаме, не думайте, что Германия отчаялась из-за этой проблемы», - заявил официальный представитель Германии перед собранием.
Министр финансов Германии, Пеер Штайнбрюк, заявил о том, что он хочет увидеть основные положения кодекса поведения к концу года, и он уже должен получить их: Жан-Клод Трише, управляющий Европейского центрального банка, сообщил Financial Times на прошлой неделе о том, что добровольный кодекс сможет покрыть риски управления в хеджевых фондах и обмене информацией между фондами и их банкирами и между фондами и их инвесторами. И на собрании Экофин в этом месяце в Брюсселе министры финансов Европы согласились не регулировать хеджевые фонды, но высказывались в пользу принятия «кодекса поведения» для управления их поведением. Новый президент Франции недавно высказывался против хеджевых фондов. «Мы не для того создали евро, чтобы наш капитализм остался без этики и морали», - заявил он недавно, - «эти агрессивные (хеджевые) фонды … которые скупают компании, распродают их по частям, в тоже время увольняют 25 процента штата, зарабатывают 25 процентов прибыли и не создают никаких материальных ценностей».
США, Япония, Великобритания и Канада вновь выступили против любого вмешательства в работу рынка. «Центральные банки и другие регуляторы должны противостоять соблазну разработки специальных правил для каждого нового типа финансового инструмента или института», - заявил на прошлой неделе председатель Федерации Бэн Бернарк.
Германия в частности настаивает на большем контроле за хеджевыми фондами, после дела Немецкой фондовой биржи Deutsche Boerse в 2005 году, в рамках которого инвесторы сместили Главу исполнительной власти Вернера Зайферта и Председателя Рольфа Бройера, что заставило лидера СПГ Франца Мюнтеферинга сравнить фонды с саранчой.