Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
18 марта 2011, пятница


ИТ-компании захватили половину российских инноваций

Американский журнал Fast Company выпустил свой очередной "инновационный" рейтинг. На этот раз - по России. Издание постаралось оценить инновационность российских компаний.

Напомним, в феврале текущего года Fast Company обнародовал свой список топ-50 инновационных компаний мира. В мировой перечень вошли лишь две российские компании - "Яндекс" и "Лаборатория Касперского", занявшие соответственно 26 и 32 места.

А уже в марте американский журнал решил познакомить читателей с более детальными рейтингами инновационных компаний - по конкретным странам и отраслям экономики.

 

В российский топ-10 Fast Company включил пять IT-компаний. Естественно, первые места достались членам глобального инновационного перечня - "Яндексу" и "Лаборатории Касперского". При этом в качестве доводов в пользу своего решения журнал приводит, в частности, то, что "Яндекс" успешно сдерживает натиск Google в Рунете. А в актив "Лаборатории Касперского" издание записало "превращение бывших хакеров в армию борцов с вирусами".

Третье место в российском инновационном топ-10 досталось компании ABBYY. Ее журнал оценил за технологии оптического распознавания текста и наличие собственного офиса в Кремниевой долине.

Также в названный перечень попали компания "М2М Телематика" и завод "Микрон". Первая была удостоена чести быть включенной в рейтинг за достижение доминирующего положения на рынке чипов для спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС - российской альтернативы американской системе позиционирования GPS. Также в заслугу "М2М Телематике" издание ставит то, что ее решениями стремятся воспользоваться такие фирмы, как Nokia, Motorola и Qualcomm.

Присутствие в названном рейтинге "Микрона" объясняется тем, что это предприятие смогло выстроить полную цепочку (от разработки до продаж) производства микропроцессорных карт и соответствующих микрочипов, которые используются как в России, так и в странах СНГ, Китае и некоторых странах Юго-Восточной Азии.

Помимо IT-компаний, в топ-10 попали корпорации "Роснано" и "Росатом", производитель светодиодов "Оптоган", производитель авиадвигателей НПО "Сатурн" и нефтяная компания ЛУКОЙЛ.

Кстати, в аналогичном топ-10 Китая оказалось четыре компании из сектора IT и телеком. Среди них - хорошо известные на российском телекоммуникационном рынке фирмы Huawei и ZTE.

За что именно Fast Company включил в свой рейтинг те или иные компании - в целом понятно. Однако стоит заметить, что журнал не приводит своего определения - что он понимает под словами "инновация" и "инновационность". А ведь далеко не у всех совпадают точки зрения на эти понятия, и, тем более, на их оценку. Так, в "Википедии" говорится, что инновация - это "внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем".

В какой-то степени этому определению соответствует мнение президента группы LETA (объединяет компании, занимающиеся системной интеграцией, дистрибуцией ПО, его разработкой, а также информационной безопасностью) Александр Чачава. Только он дает более краткое определение: инновация - это процесс обмена знаний на деньги. Поэтому к инновационным IT-компаниям он относит преимущественно разработчиков программного обеспечения - ту же "Лабораторию Касперского", "Яндекс", Mail.ru. А, например, системных интеграторов таковыми в полной мере он не считает, не говоря уже о дистрибьюторах. При этом руководитель LETA Group отмечает, что среди 40 крупнейших российских IT-компаний только 5-6 можно назвать инновационными.

В свою очередь, руководители системных интеграторов считают свои компании вполне инновационными. Так, генеральный директор компании "Крок" Борис Бобровников полагает, что сотрудники компании по своим знаниям и опыту не уступают специалистам зарубежных фирм и обладают соответствующими компетенциями: "Например, у нас в портфеле есть несколько уникальных проектов, аналогов которым в мире просто нет, многое мы внедряем впервые".

 


Миллиардер Прохоров собирается написать Трудовой кодекс

Президент инвестфонда Группа "ОНЭКСИМ", миллиардер Михаил Прохоров заявил о том, что в РСПП намерены написать новый Трудовой кодекс РФ. "Мы хотим написать Трудовой кодекс с нуля, а не делать поправки", - заявил Михаил Прохоров на Гайдаровских чтениях 16 марта. По его мнению, существующий Трудовой кодекс и система социального страхования - это факторы, сдерживающие создание инновационного рынка. При этом он отметил, что Трудовой кодекс защищает работников промышленного сектора в то время, как в России почти половина работающих приходится на сектор услуг.

Отметим, что тему реформирования Трудового кодекса Михаил Прохоров затрагивает не в первый раз. В середине 2010 года он предлагал упростить процедуру увольнения работников. А в конце прошлого года заявил о том, что возглавляемый им комитет по рынку труда РСПП подготовил проект поправок к ТК, которые в частности, предполагали законодательно закрепить возможность введения с согласия работника 60-часовой рабочей недели вместо 40 часовой на сегодня.

Также он предлагал сократить с 2 до 1 месяца срок обязательного предупреждения работника об увольнении. Шла речь и о новых возможностях заключения срочного трудового договора.

Позднее Дмитрий Медведев заявил, что введение 60-часовой рабочей недели невозможно в нынешних экономических условиях, а Михаил Прохоров был вынужден дать пояснения: увеличение рабочей недели выгодно самим работникам, поскольку это даст возможность дополнительного заработка, помимо сверхурочной работы. Это выгодно 8 млн россиянам, утверждал он.

Пока работа над написанием нового Трудового кодекса еще не началась. Основные положения кодекса уже обсуждаются, но о поправках, озвученных Прохоровым ранее, речи не идет, говорит BFM.ru Олег Жилин, член комитета по труду РСПП вице-президент некоммерческого партнерства "Российское газовое общество".

Сейчас Прохоров настаивает на создании условий для развития инновационного рынка. В России нет практики защиты конфиденциальной информации при переходе к конкуренту сотрудника, обладающего такой информацией. Сейчас это актуально при планах развития инновационного рынка и особенно актуально для Сколково.

По действующему Трудовому кодексу работодатель может подписать с работником соглашение о нераспространении конфиденциальной информации. Но на практике получается, что в России бизнес-идеи очень легко уходят и работодатель в данном случае незащищен, говорит BFM.ru партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Анна-Стефания Чепик.

"В суде работодателю будет необходимо доказать наличие реальных убытков от того, что работник передал информацию конкурентам. То есть сейчас любая компания, зарегистрированная в Сколково, привлечет со стороны специалиста для реализации проекта, а он может потом уволиться и реализовать эту идею в сторонней организации", - поясняет Чепик. - В Европе, к примеру, можно в течение нескольких дней оформить запрет на работу у конкурентов, и работодатель может получить компенсацию".

Один из показательных примеров защиты конфиденциальной информации продемонстрировала корпорация HP в 2010 году. После отставки ее бывший глава Марк Херд перешел на работу к конкурентам - в компанию Oracle. После перехода HP подала на Херда в суд из-за опасений, что он может распространить конфиденциальную информацию об HP. В итоге сторонам удалось договориться во внесудебном порядке. Марк Херд лишился части своего компенсационного пакета, который он получил после ухода из HP. Херду пришлось отказаться от акций HP стоимостью 13,6 млн долларов. Также Херд подтвердил обязательства не распространять конфиденциальную информацию об HP.

Инновационный рынок подразумевает гибкость и ответственность работников. Нужна возможность дистанционного оформления трудовых отношений между работниками и работодателями, что сейчас полностью отсутствует, говорит Чепик. "Нужны дополнительные условия для расторжения трудового договора. Сейчас, к примеру, даже если работник заподозрен в хищении, на время расследования работодатель не имеет права ни расторгнуть договор, ни даже отстранить работника от работы. О каком инновационном рынке может идти речь в таких условиях?", - задается вопросом Чепик.

Еще на одно планируемое нововведение обращает внимание Олег Жилин. "В основном сейчас все обсуждают льготы, предоставляемые еще с советских времен в связи с тяжелыми условиями труда. Сейчас мы отказываемся от системы автоматического предоставления льгот по профессиям. В России проводится аттестация рабочих мест и уже на основании результатов аттестации может идти речь о получении льгот или отказе в их предоставлении", - поясняет Жилин.

Существующий ТК не в полной мере защищает и права работников, рассказывает Анна-Стефания Чепик. К примеру, за задержку заработной платы работодатель должен заплатить работнику 0,03 от ставки рефинансирования, что является слишком малым размером компенсации. Работники также фактически не защищены ни от дискриминации, ни от агрессивного поведения работодателей. "В моей практике есть случаи, когда иностранные компании увольняют российских менеджеров за то, что те не соблюдают элементарные правила вежливого общения и в грубой форме разговаривают с коллегами или подчиненными, поскольку на западе есть уже давно сложившаяся практика, не позволяющая подобного рода поведение. А для российских менеджеров - это открытие", - рассказала BFM.ru.

Облегчить бремя работодателя

Сейчас профессиональное сообщество - научные деятели, РСПП и другие ассоциации - призывают облегчить бремя работодателя.

"В теме изменения Трудового кодекса много политики. Особенно активно она начнет муссироваться перед выборами. Но в любом случае, я считаю, поправки будут внесены в том или ином объеме. В этом заинтересованы и работники, и работодатели", - уверена Анна-Стефания Чепик.

Еще одно опасение у РСПП вызывает новая система страховых выплат, которая была введена в России взамен выплаты единого социального налога. Олег Жилин указывает, что увеличение выплат до 34% в итоге приведет к тому, что бизнес будет вынужден сократить вложения в собственное развитие. В первую очередь это коснется компаний, работающих в сфере услуг, малого и среднего бизнеса, указывает BFM.ru аналитик компании "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских.

"Одним из главных опасений сейчас является сокращение инвестиций в основной капитал, - говорит BFM.ru аналитик "Инвесткафе" Антон Сафонов. По итогам 2010 года этот показатель увеличился на 6% и составил 9,105 трлн рублей, по данным Росстата. "Но это был рост к низкой базе 2009 года, когда этот показатель упал почти на 20%", - указывает Сафонов. - Безусловно, тенденция безрадостная. К сожалению, пока экономика страны не изменится качественно, инвестиции в основной капитал так и останутся на относительно невысоких уровнях, что ставит под угрозу развитие в целом. Вложение в развитие бизнеса неизбежно сократится, поскольку предприятиям необходимо оптимизировать свои выросшие расходы, и здесь выбор не такой уж большой: либо сокращать персонал, либо снижать расходы на развитие".

Добавим, по оценке Международной организации труда за 2007 год, в России производительность труда была в четыре раза ниже, чем в США - мировом лидере по этому показателю. В мае 2010 года спикер Госдумы Борис Грызлов на встрече с президентом заявил, что за десятилетие производительность труда выросла примерно в 1,04 раза. Внедрение новых технологий должно обеспечить рост производительности труда. "В стратегии-2020 заложена цифра роста до 2020 года в четыре раза - эта цифра, которую очень сложно достичь", - признал Грызлов.


Почему продажи ИТ-услуг зачастую являются неэффективными?

Считается, что у вендоров продвинутая система управления отношений с клиентами, но оказывается, что правая рука не знает, что делает левая, пишет Computerworld.

Спросите любого CIO, что вызывает у них самое большое профессиональное разочарование, и ответ вас сильно удивит, говорит Марк Холл, экс-CIO, а ныне CEO провайдера сетевого CIO-сообщества xPeerient. Это не неавторизированные системы, не сокращение бюджетов и не отказы сети. "Проблема, повторяющаяся из года в год, заключается в методах продаж и маркетинге вендоров, которые занимаются сбытом технологий. Это как игра в кошки-мышки, неэффективная ни в отношении покупателей, ни в отношении продавцов. Взаимоотношения между ними вообще весьма сложные".

В компании xPeerient стремятся уравнять правила игры между ИТ-покупателями и продавцами и недавно запустили новую систему для CIO, позволяющую анонимно инициировать процесс покупки у вендоров. Но если говорить об аутсорсинге, то здесь тоже возможны проблемы, поскольку построить нормальные деловые взаимоотношения довольно трудно.

Недавно Холл дал интервью CIO.com, в котором рассказал, сколько средств тратят впустую вендоры технологий на определение круга потенциальных потребителей, о самых хитроумных техниках, разработанных ИТ-руководителями, чтобы уклониться от назойливо преследующих их продавцов, и о том, как "отреставрировать" разрушенный рынок технических услуг.

CIO.com привел мировую статистику расходов на ИТ, которые продолжают увеличиваться. В 2010 году ИТ-организации израсходовали более 3 триллионов долларов, более 800 млн ушло на аутсорсинг. Тактики же продаж вендоров застряли в средневековье. По мнению Марка Холла, корень проблемы кроется во взаимоотношениях покупателей и продавцов, которые весьма неэффективны. По данным IDC, ИТ-вендоры ежегодно расходуют 25 млрд долларов на определение круга потенциальных потребителей для продаж внутри страны.

"Есть один провайдер ПО и услуг, чья программа по определению круга потенциальных потребителей начинается в call-центре - а это почти 3000 штатных сотрудников - с собственной физической инфраструктурой и управлением, - рассказал Холл. - Эти сотрудники приходят ночью и начинают названивать в американские и европейские компании для проверки контактной информации. Как только они получают подтверждение имеющимся данным, они адресуют информацию в отдел продаж компании, где уже кто-то другой начинает звонить в те же самые организации на предмет выявления интереса. Затем эта информация поступает к менеджеру канала продаж, который проводит беседу с руководством. Потом все эти данные будут переданы тому, кто отвечает за продажи в данном регионе. Соотношение, на которое они ориентируются, это 1000 телефонных звонков на один шанс найти реального клиента. И сообщество ИТ-покупателей сейчас старается все лучше и лучше замаскироваться, чтобы избежать участия во всем этом длительном процессе".

Все эти методики основаны на модели потребительской рекламы, впервые сформулированной еще в 19 веке, так называемой модели формирования спроса. Но в корпоративных ИТ такой метод не срабатывает.

Также Марк Холл отметил важность понимания разницы между продажами и стабильными взаимоотношениями. "Что сейчас действительно делает погоду, так это аутсорсинговые решения. Хороший продавец - тот, который умеет построить хорошие взаимоотношения - может продать вам плохую услугу. А плохой продавец, на самом деле, может предложить вам гораздо лучшую услугу, - отметил он. - Если вы хотите добиться оптимальных результатов, обращайте внимание не на то, что говорят, а на решения, основанные на рациональных оценках.

"Что касается ИТ-услуг, всегда существует вопрос обновления. Продавцы обожают вас месяца два до принятия решения о покупке. Потом они могут исчезнуть месяцев на 10. А затем за 2 месяца до начала работ по обновлению вам звонит новый продавец, - отметил Холл. - Если у вас уже есть какие-то взаимоотношения с компанией, предоставляющей ИТ-услуги, затраты, сопряженные со сменой поставщика, могут получиться непомерными. Поэтом цель вендора - прочно обосноваться у вас.

Если вам пытаются продать более дорогой товар или аутсорсинговые компании пытаются раскрутить вас на очередное проведение обновления, Марк Холл рекомедует ужесточить процесс подачи конкурентной заявки. "Разработайте определенную политику в отношении вендоров и пересматривайте отношения с ними каждые два года. Изучите их финансовые отчетности, и пусть они пройдут весь процесс подачи заявки от начала до конца. Вендоры очень этого не любят, но такой метод работает!".

На вопрос CIO.com "Как CIO удается сегодня справляться с массой звонков о продажах от вендоров?" Марк Холл ответил: "Они начали разрабатывать так называемые техники уклонения. К примеру, если звонит продавец, администратор говорит ему пойти туда-то и занести свое имя в общую очередь. Некоторые придумали еще более хитроумные решения. Поступает, скажем, в компанию звонок от ИТ-вендора, и ему отвечают, что его звонок переводится на Дэна Хеллера из закупочного отдела. Продавец слышит сообщение на автоответчике: "Привет, это Дэн Хеллер, оставьте свое сообщение". Только никакого Дэна Хеллера там нет и никогда не было".

Самим вендорам в первую очередь необходимо создать новые техники продаж, научиться строить взаимоотношения с покупателями. Надо попробовать из жертвы сделать охотника. Ведь вместо того чтобы вендор сам преследовал покупателя, почему бы покупателю, у которого есть какие-то потребности, не поохотиться на продавца?

В модели, которую предлагает компания xPeerient, ИТ-покупатель остается анонимным. Имя пользовательской организации не обнародуется до тех пор, пока они сами этого не захотят - так покупатель имеет больше контроля над этой ранней стадией взаимоотношений. Скажем, CIO хочет отдать на аутсорсинг службу техподдержки. Сначала он изучает сервисных провайдеров, беседует с их коллегами, а затем пытается заинтересовать сервисные компании и задает им вопросы, но анонимно. Раскрыть название организации - это как пустить в воду кровь. Как только вы проявите хоть каплю интереса, вас сразу окружат акулы.

Итак, чтобы "отреставрировать" разрушенный аутсорсинговый рынок, ИТ-провайдерам необходимо максимально задействовать и развивать сеть для общения CIO. "Критерий выбора номер один для ИТ-покупателя - это обратная связь с коллегами. Но они хотят сразу иметь полное представление, что довольно трудно, - комментирует Холл. - Если им повезет, у них будет три-четыре рекомендации о выбранных сервисных провайдерах до того, как они примут окончательное решение.

Вендорам следует обратить пристальное внимание на взаимоотношения. Не надо обходиться с ИТ-покупателем, как с базой данных. Не стоит считать, что все они будут реагировать одинаково. Человек на другом конце провода - это не просто бухгалтерский счет или ID-номер заказчика, это живой человек.

 


В 2011 году вырастет доля микропроцессоров с графическим функционалом

Если верить последним прогнозам, то 2011 год может оказаться годом стремительного роста для рынка микропроцессоров, оснащенных графическим функционалом (GEM). Доля подобных чипов для ноутбуков может достигнуть 50%, а для десктопов - 45%, считают аналитики компании iSuppli.

Таким образом, глобальная доля GEM-процессоров в сегменте ноутбуков увеличится на 11 пунктов - в 2010 году она составляла лишь 39%. В итоге подобные процессоры будут установлены в 115 млн новых ноутбуков к концу 2011 года.

Более того, к концу 2014 года 83% всех новых ноутбуков и 76% всех новых десктопов будут оснащаться именно процессорами с графическим функционалом.

"Такие процессоры представляют собой чипы, в которых есть и CPU, и GPU. Они предоставляют персональным компьютерам больше вычислительных возможностей, особенно с точки зрения графических приложений. В итоге таким моделям попросту не нужна графическая карта", - объясняют в iSuppli.


"Заметное" замедление на Foxconn может повредить поставкам Apple

Apple может столкнуться с проблемами, связанными со снижением темпов роста производства у ее главного производственного партнера Foxconn. Аналитик Алекс Гауна из JMP Securities снизил оценку складских запасов Apple с "перевыполнения" до "выполнения". Он объясняет это заметным замедлением на Foxconn, из-за которого Apple будет сложнее удовлетворять спрос.

На Foxconn собирается значительная часть продукции Apple, в частности iPhone и iPad, напоминает Electronista.

"Рост Foxconn снизился с 84% (в годовом выражении) в декабре до 37% в январе и 26% в феврале, что значительно ниже отметки в 70% и выше, которая прогнозировалась на март, и 50% и выше - на июнь", - пишет Гауна. В JMP считают, что Apple пересмотрит результаты второго финансового квартала с 23 до 22 млрд долл. Это соответствует ожиданиям Apple, но на 1,1 млрд долл. ниже консенсуса Уолл-стрит.

"Нам неизвестны причины замедления (на Foxconn), - говорит Гауна. - Среди возможных причин можно выделить вялые продажи iPhone из-за усиления Android-конкурентов, вялые продажи компьютеров из-за роста спроса на планшеты и/или переходные риски в связи с iPad 2". Аналитик добавляет, что его оценка обусловлена также самоуспокоенностью среди инвесторов. Apple опережала прогнозы аналитиков по квартальным результатам последние пять лет, и Гауна считает, что Уолл-стрит привык к этому и неадекватно оценивает ситуацию.



Лучшие производители 2010.
Приглашаем принять участие.



Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное