Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
05 августа 2010, четверг

Беспечность "социальных" пользователей может привести к большим потерям

BitDefender рекомендует пользователям социальных сетей уделять больше внимания защите учетных записей. Исследование, проведенное компанией, показало, что 75% пар "логин-пароль" используются одновременно для доступа к подобным сайтам и к электронной почте.

В ходе эксперимента специалистам удалось получить электронные адреса, учетные записи и пароли к ним более чем 250 000 беспечных пользователей. Личные данные были опубликованы в блогах, системах совместной работы, торрентах и других открытых источниках.

Анализ части учетных записей показал, что 87% из них до сих пор активны и могут быть вскрыты с использованием полученной информации. А ведь последствия получения данных мошенниками могут не безобидными - от дальнейших краж чужих учетных данных, рассылки спама и вирусов, до значительно более серьезных преступлений.

"Получение такого количества персональной информации всего за несколько минут работы с поисковой машиной просто пугает. Пользователям стоит напомнить, что к созданию пароля для аккаунта в социальной сети нужно подходить не менее серьезно, чем к выбору замка для двери в квартиру, - предупредила Сабина Датку, аналитик сетевых угроз в BitDefender и автор эксперимента. - Просто представьте, что злоумышленник входит под вашим именем в онлайн-игру и продает все ваши виртуальные вещи, которые стоят вполне реальных денег. Или, например, публикует порнографию от вашего имени. Но самые большие проблемы начинаются, когда злоумышленник, представляясь вами, совершает мошенничества с реальными банками, магазинами или правительственными структурами. Так что нужно очень серьезно думать, выбирая пароль, и относится ответственно к сохранению его в тайне".



Четвертое поколение едет в Россию

Телефоны и нетбуки, работающие в сетях четвертого поколения, вероятно, появятся в России уже в следующем году. Первым, кто привезет их в Россию, может стать оператор "Скартел" (бренд Yota). Как стало известно РБК daily, компания ведет переговоры о поставках абонентского оборудования, поддерживающего стандарт LTE, c рядом вендоров, в том числе с компаниями Samsung и Huawei.

"Скартел" не планирует заказывать партнерам разработку новых моделей телефонов и нетбуков, поддерживающих стандарт WiMAX. Об этом РБК daily рассказали два источника, близкие к партнерам оператора. По их словам, компания рассчитывает переключать своих абонентов на LTE, поэтому новые абонентские устройства будут предназначены для работы в сетях четвертого поколения. "В частности, компания договаривается о поставках пользовательских терминалов, пригодных для работы в сетях 4G с Samsung и Huawei", - говорит один из собеседников РБК daily.

Источник в самой компании ранее рассказывал РБК daily, что переговоры "Скартела" с вендорами находятся "на предварительном этапе". Возможно, говорит он, ко второй половине следующего года в России появятся аппараты с конвергентными чипами, поддерживающими стандарты GSM, 3G и 4G - о том, чтобы начать продавать такие аппараты под своим брендом, "Скартел" также договаривается с поставщиками.

В Samsung переговоры не комментируют. Связаться с представителями Huawei не удалось. Глава "Скартела" Денис Свердлов комментировать планы компании отказался. Планы "Скартела" относительно ввоза в Россию устройств, поддерживающих LTE, не нарушились, несмотря на то что у компании грозятся отозвать разрешительную документацию на право использования полос частот шириной 30 МГц, рассказывают источники РБК daily.



ICQ выгодно общение

Как следует из отчета американской AOL, которая в начале лета продала интернет-мессенджер ICQ компании Digital Sky Technologies (DST), рентабельность этого сервиса по операционной прибыли во втором квартале составила почти 62%. Такой доходности могут позавидовать не только крупнейшие российские интернет-компании, но и американская Google и китайская Baidu.

Чистый выигрыш AOL до вычета налогов от продажи ICQ составил $120-130 млн, сообщила вчера американская компания в своем отчете по итогам второго квартала. О покупке ICQ у AOL DST объявила 28 апреля. 100% ICQ были оценены в $187,5 млн.

До сих пор AOL не раскрывала финансовые показатели ICQ. Вчера же она сообщила, что во втором квартале этого года выручка ICQ достигла $8,1 млн, скорректированная OIBDA (операционная прибыль до вычета амортизации основных средств и нематериальных активов) - $5 млн. Тем самым рентабельность бизнеса достигла почти 62%. По итогам апреля-июня 2009 года ее выручка равнялась $9,7 млн, скорректированная OIBDA - $6,5 млн, а рентабельность бизнеса превышала 67%.

По данным comScore на июнь этого года, ICQ - третий по популярности после Windows Live и Yahoo! мессенджер в мире c 30,3 млн уникальных пользователей в месяц. Ключевые рынки - Израиль (с помощью ICQ общаются более 35% всех пользователей интернета в стране), Германия (26%) и Россия (18%).

Такая высокая доходность ICQ не может не впечатлять, признает аналитик "Тройки Диалог" Анна Лепетухина. Для сравнения: рентабельность Mail.ru (принадлежит DST) по EBITDA (без учета игрового холдинга Astrum) в 2009 году достигла 55% при выручке 1,9 млрд руб., аналогичный показатель Rambler Media - 20% при выручке 1,52 млрд руб. Рентабельность по операционной прибыли всей AOL в 2009 году равнялась 14% при выручке $3,26 млрд, Google Inc. - 35% при выручке $23,6 млрд, китайской Baidu - 36% при выручке $654,5 млн. Правда, у всех этих интернет-компаний другая модель бизнеса, поэтому сравнивать их c ICQ не совсем корректно, подчеркивает госпожа Лепетухина.

У компаний, бизнес которых так же, как и у ICQ, базируется на системе мгновенных сообщений, доходность скромнее. Так, у китайской Tencent, владеющей самым популярным в этой стране мессенджером QQ (по данным comScore на июнь этого года, число уникальных пользователей достигает почти 13,2 млн человек), рентабельность по операционной прибыли в 2009 году равняется 48% при выручке 3,7 млрд юаней (около $542 млн). А рентабельность по EBITDA польского коммуникатора Gadu-Gadu, в 2007 году насчитывавшего 4 млн уникальных пользователей, тогда приближалась к 46% при выручке 20,3 млн злотых (примерно $7,4 млн).

ICQ зарабатывает не только на медийной и контекстной рекламе, но и на так называемой дистрибуции поиска, рассказывал ранее топ-менеджер одной из российских компаний. При установке мессенджера по умолчанию меняется ряд настроек компьютера пользователя, в результате услуги поисковика-партнера ICQ (например, в России это "Яндекс") становятся основными для пользователя.

Директор по инвестициям фонда ABRT Николай Митюшин обращает внимание на падение выручки ICQ на 15% во втором квартале этого года. "Она будет снижаться и дальше, так как сокращается число пользователей, - считает эксперт. - Все большую популярность набирает, к примеру, Skype, который предоставляет больший, чем ICQ, перечень услуг". По данным comScore на июнь этого года, месенджером Skype во всем мире пользуется ежемесячно 15,4 млн человек.

Сама DST планирует провести IPO на Лондонской фондовой бирже в конце этого - начале следующего года. Снижение выручки и рентабельности отдельно взятой ICQ не должно отразиться на оценке всей DST, полагает господин Митюшин. По его словам, ценность DST состоит в том, что она управляет большим количеством интернет-активов, дополняющих друг друга. Официальный представитель DST Леонид Соловьев предпочел не обсуждать показатели ICQ.



Как доказать, что проект действительно полезен для компании?

Горький опыт с плохо продуманными проектами оставил свой отпечаток на многих CIO, и в связи с этим они считают, что необходимо создать универсальный метод расчета выгоды от проекта.

Зачастую разочарования CIO связаны с нерешительными людьми, которые не могут четко сформулировать бизнес-ценность своих требований. По иронии судьбы обычно они происходят из финансовых или бухгалтерских подразделений компании. Но ведь кто, как не они в компании должны разбираться в окупаемости капитальных затрат.

Многие годы ИТ-отделы подчинялись бухгалтерам в вопросах расходования капитала, которые необходимо было трижды обосновывать. С отделом маркетинга дело обстоит несколько иначе - там по-своему очень хорошо умеют формулировать преимущества. Единственная загвоздка состоит в том, что если никакой пользы проект не принесет, отдел маркетинга будет мастерски уклоняться от заявленного. Ведь всегда есть кто-то, на кого можно свалить вину. Такой типичный менталитет героев романа Дж. Оруэлла "Скотный двор" - все равны, но некоторые равнее других.

Различные позиции отделов

Эта точка зрения отличается от мнения некоторых эксцентричных ИТ-работников, которые никогда не утверждали, что они равны другим специалистам. Но при некоторых обстоятельствах элитарность ИТ-специалистов выглядит довольно комичной, если не сказать больше. Департамент, который имеет в большинстве организаций самые низкие рейтинги, считает, что он выше других. Как показывают опросы, ИТ является отделом, с которым сотрудники компании меньше всего хотели бы оказаться за одним праздничным столом.

Учитывая все эти различные позиции отделов компании, основной задачей является создание универсального общего языка, с помощью которого можно эффективно донести информацию о коммерческой пользе разработок и других ИТ-проектов.

Бессмысленные проекты

Очень часто по завершении "срочного" проекта выясняется, что благодаря ему будет экономиться всего два часа производительности труда в месяц. А все дело в том, что перед началом работы над проектом никто не смог оценить, какие усилия необходимо вложить в его реализацию и сравнить их с той ценностью, которую проект может принести в последующем. В результате ценные ресурсы растрачиваются впустую.

Конечно же, не для всех проектов можно дать точную оценку прибыли на капиталовложения, экономии производительности или сокращения расходов. Но провести определенное исследование, чтобы доказать, что затрачиваемых усилий будет гораздо меньше по сравнению с будущей ценностью, которую принесет проект, просто необходимо.

Дополнительная коммерческая ценность

Все чаще и чаще CIO пытаются оценивать этот вид деятельности, чтобы продемонстрировать дополнительную бизнес-ценность с помощью цифр и систем показателей, которые понятны бизнесу и которые можно систематически измерять. Но без универсального метода оценивать можно только каждый конкретный проект, а не общие расходы ресурсов на разработки.

Дело не только в сложности создания универсального метода для оценки прикладных выгод, но и в том, как по-разному отделы формулируют пользу от проектов и что они используют для обоснования этой прямой или непрямой материальной выгоды. CIO необходимо поделиться своим опытом и объединить усилия по созданию общего принципа полезности любого проекта.


Выручка Acer во 2 квартале снизилась

Компания Acer, один из трех крупнейших мировых производителей компьютеров, сообщила о снижении выручки во втором квартале года в сравнении с первым. В качестве основной причины называется падение курса евро.

Предварительные результаты за второй квартал показывают рост в годовом выражении в 26% до 4,7 млрд долларов, однако в квартальном выражении наблюдается снижение на 7% - в предыдущем квартале выручка была 5,07 млрд долларов. Чистая прибыль Acer во втором квартале составила 11,23 млн долларов.

В своем официальном заявлении Acer объяснила снижение выручки в квартальном выражении снижением курса евро. Кроме того, Acer пришлось отказаться от нескольких менее выгодных заказов с целью сохранить маржу прибыли. Основная часть выручки Acer приходится на Европу, где во втором квартале года из-за долгового кризиса в ряде стран (Греция, Испания) курс евро по отношению к другим мировым валютам снизился. В первом квартале на Европу приходилось 50% общей выручки Acer. Еще 27% приходится на США, остальное – на Азиатско-Тихоокеанский регион.

В Acer также посетовали, что продолжается рост цен на компоненты.

Приятной новостью для Acer стал рост чистой прибыли - она возросла с 10,29 млн долларов в первом квартале, чему не смогли помешать даже снижение выручки, падение курса евро и удорожание компонентов.

В июне руководство компании решило впервые за пять лет увеличить цены на компьютеры из-за дефицита компонентов и других причин. В компании охарактеризовали это событие как очень редкое в индустрии.


Apple и Amazon подозреваются в антиконкурентных практиках

Генеральный прокурор американского штата Коннектикут Ричард Блументал заявил, что компании Apple и Amazon могут стать предметом расследования по фактам антиконкурентных действий. Он уже направил запросы юристам этих компаний с просьбой объяснить, каким образом заключаются соглашения с книгоиздательствами и формируется цена на контент. Блументал планирует выяснить, не служат ли соглашения Apple и Amazon, заключенные с издательствами, препятствием для более мелких конкурентов в предложении своих цифровых книг по более низким ценам.

Amazon и Apple являются крупнейшими в США игроками на динамично развивающемся рынке электронных книг, их устройства Kindle и iPad являются самыми продаваемыми в этом сегменте.

"Похоже на то, что эти соглашения не позволяют некоторым издательствам предлагать скидки конкурентам Amazon и Apple, потому что вынуждены предлагать аналогичные условия самим Amazon и Apple, – заявил Блументал 2 августа на своем сайте. – Это ограничение не позволяет предлагать потребителям более низкие и конкурентные цены". Он добавил, что избранная бизнес-модель компаний такова, что она может "препятствовать горизонтальной конкуренции, поощряя координированное ценообразование и запрещая скидки". Сейчас Блументал хочет встретиться с представителями Amazon и Apple, которые, как он надеется, "развеют беспокойства".

Недавно, 28 июля, Amazon представила новую, уже третью версию своего Kindle. У него 6-дюймовый экран на основе электронных чернил, контрастность улучшена на 50%, устройство стало легче и компактнее, а аккумулятора хватает на месяц автономной работы. Устройство позиционируется не только как книга, но и как терминал для работы с документами - поддерживаются словари, защищенные паролем файлы PDF, есть доступ к Wikipedia. Версия нового Kindle с Wi-Fi будет стоить 139 долларов, поставки начнутся ориентировочно 4 сентября.

Что касается Apple, то она продала 3,27 млн своих iPad с апреля этого года, что уже превысило общее число Kindle на рынке – 3 млн. По прогнозам аналитиков, по итогам года Apple должна продать 12-15 млн планшетов.


Льготы для "малышей"

Минкомсвязи и МЭР предложили свой вариант законопроекта, вводящего льготную ставку ЕСН для IT-компаний. Ранее свой вариант предложил депутат Госдумы Евгений Федоров - он предлагал установить льготный режим только для компаний с числом сотрудников не менее 50. В Минкомсвязи уверены, что льгот заслуживают даже самые небольшие компании, в которых работают хотя бы десять человек.

Этой осенью в Государственную думу будут внесены дублирующие друг друга поправки в закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд", которые должны облегчить налоговую нагрузку на разработчиков программного обеспечения и снизить их отчисления в пенсионный фонд до 14%. Первую из поправок инициировал депутат и председатель комитета Думы по экономической политике Евгений Федоров, вторую - совместная рабочая группа Минздравсоцразвития, Минкомсвязи и МЭР. Федоров уже внес свои предложения по изменению ФЗ-212 "О страховых взносах в Пенсионный фонд" в Государственную думу задним числом (13 июня), мотивируя это важностью закона для компаний рынка программ. Однако рассматривать народные избранники предложенные поправки будут на осенней сессии, как и предложения рабочей группы трех министерств.

Воспользоваться льготами и платить не более 14% в Пенсионный фонд смогут далеко не все разработчики ПО. Согласно тексту поправок Федорова лишь компании, чей штат сотрудников насчитывает более 50 человек, будут претендовать на уменьшение ставок по пенсионным выплатам. Как рассказал РБК daily сам депутат, если не определить столь высокую планку, может возникнуть огромное количество фирм-однодневок, которые будут состоят из двух-трех человек и незаслуженно пользоваться льготами. Похожие условия фигурируют и в решении рабочей группы министерств, правда, они более мягкие: штат сотрудников, по их мнению, не должен быть меньше 25 человек. Однако если в предложении Федорова ставка пенсионных отчислений фиксированная, то согласно поправкам рабочей группы министерств она будет постепенно увеличиваться с 14% в 2011 году до 28% к 2019 году.

"Мы в любом случае будем рады подобным изменениям в законодательстве, какая бы из поправок ни была принята, - говорит президент НП "Руссофт" Валентин Макаров. - В любом случае большая часть компаний, которые занимаются производством программного обеспечения, получат льготы". Однако, как отмечает г-н Макаров, вариант, согласованный со всеми министерствами, наиболее предпочтителен, поскольку в меньшей степени ограничивает компании по численности персонала.

Руководитель оргкомитета проекта "ИТ-прорыв" Максим Чеботарев считает, что на данный момент давно назрела необходимость снижать ставку по пенсионным выплатам. "Освободившиеся средства крупные компании будут вкладывать в развитие новых проектов и экспансию на зарубежные рынки". Ограничение по численности г-н Чеботарев воспринял спокойно, сославшись на то, что даже стартап по разработке программного обеспечения сразу после запуска очень быстро набирает порядка 100-150 сотрудников.


Рост рынка ПК замедляется?

Во втором квартале 2010 года спрос на жесткие диски начал снижаться, что может свидетельствовать о том, что рост мирового рынка персональных компьютеров замедляется, считают аналитики компании Information Network.

"В первом квартале рынок ПК вырос на 25% по сравнению с тем же отчетным периодом в 2009 году. При этом во втором квартале по сравнению с первым отгрузки снизились на 4%, хотя в рамках года выросли на 23%. У этого снижения есть несколько причин, включая слабость европейских рынков", - объяснили аналитики.

Кроме того, средняя цена в рамках мирового рынка жестких дисков также показала снижение - на 2%. В целом же по итогам года отгрузки здесь должны, показав 22-процентный рост, достигнуть отметки в 680 млн штук, считают специалисты.


ИТ-отделам пора выбиваться в лидеры

Конечно, все проекты служат достижению основных бизнес-целей, но это не значит, что в природе не должно существовать проектов, которыми бы управлял и владел сам ИТ-отдел. Вместо того чтобы вообще отказаться от ИТ-проектов, ИТ-департаментам следует расширять долю своего участия в деятельности компании. По сути, они должны возглавить ключевые проекты, которые ориентированы на общие ценности всей организации.

Несложно доказать, что бухгалтерского или маркетингового проекта как такового не существует. В любом современном бизнесе большинство проектов являются разносторонними, они зачастую имеют неограниченное влияние и определенные преимущества. Поэтому основной вопрос заключается в том, как ИТ-отделу поучаствовать в этих проектах, чтобы продвигать свои стратегические программы.

Исходя из этого, ИТ-отделу необходимо больше руководить и меньше выступать в подчиненной роли, хотя бы в целях плодотворного сотрудничества и совместной деятельности. В принципе, проектов, не представляющих ценности для бизнеса, существовать не должно, но проекты, которыми руководит и владеет сам ИТ-отдел, тоже имеют право на существование, хотя и они должны помогать достижению конкретных бизнес-задач.

Отсутствие собственных ИТ-проектов в организациях определить очень легко - это огромное количество дублирующейся информации, отсутствие связанной интеграции данных, неэффективные узкоспециализированные разработки, недостаточно эффективное управление информацией, неудовлетворительные организационные процессы.

Конечно, большинство компаний по-прежнему работают как приемщики заказов, а не двигатели бизнеса, но это не значит, что ИТ-отделы должны продолжать вести себя так же и дальше. Главная ошибка технического отдела - это делать только то, о чем их просят, даже если в запросах есть очевидные промахи, а стратегическое планирование попросту отсутствует.

Но многие CIO уверены, что сейчас существует необходимость в большем количестве ИТ-проектов в чистом виде. Более активное участие ИТ-департаментов в обмене знаниями и разработке идей, демонстрирующие, какую пользу они могут принести другим отделам, помимо обычного экономического обоснования, крайне необходимо для современной интегрированной организации.

ИТ-отделы должны взять на себя роль защитника бизнес-процессов и показать, как организация должна управлять изменениями в этих процессах для того, чтобы минимизировать сбои и оптимизировать результативность. Конечно, это довольно рискованное занятие, как если бы ИТ-сотрудники бросались в пучину вод, кишащую акулами, но разве их и так редко вынуждают брать на себя всю вину за неудачи?

Логическая методология и участие во всех этих изменениях предоставляет ИТ-отделу возможность присоединиться к проектам уже на начальной стадии, обсудить все вопросы и учесть влияние проектов на весь бизнес в целом. Несмотря на то, что все проекты имеют коммерческую подоплеку, ИТ-отделу необходимо научиться отстаивать свои права и брать на себя инициативу, распределять ответственность и обладать правом собственности. От этого ИТ-команда в стратегическом плане только выиграет.


ИТ-профессионалам не хватает навыков межличностного общения

Подавляющее большинство CIO крупных компаний считают, что социальные навыки сейчас в большом дефиците.

По данным последнего отчета Xantus Consulting, техническим специалистам необходимо развивать свои коммуникативные навыки, чтобы продуктивно общаться с другими отделами организации, поскольку 96% CIO признались, что их ИТ-персонал недостаточно хорошо разбирается в управлении отношениями. "Большинство ИТ-компаний должны вынести на первый план те умения, которые помогают контактировать со всей остальной организацией", - заявил Дэвид Листер, CIO National Grid.

Согласно отчету, в ИТ-отделах сложнее всего отыскать у работников такие способности, как навыки управления деловыми отношениями, лидерские качества и коммуникативные умения. По словам Майка Белла, ИТ-директора Kingfisher, такие "разумные" качества помогают взглянуть на ситуацию в целом, а не рассматривать случившееся как чисто техническую проблему. Люди, обладающие такими умениями, могут нарисовать четкую картину тем, кто не имеет технического образования. Таких специалистов сложно найти и они дорого стоят, но уж лучше пусть в ИТ-отделе будет небольшой круг профессионалов с такими умениями, чем огромное количество рядовых исполнителей.

Помимо нехватки кадров с социальными навыками, CIO также сложно найти специалистов с некоторыми определенными техническими компетенциями. 69% респондентов испытывают сложности при поиске специалистов со знанием ИТ-стратегий и архитектуры, а 52% CIO не могут найти профессионалов, разбирающихся в бизнес-аналитике. 39% ИТ-руководителей хотели бы заполучить в свои ряды специалистов по осуществлению проектов.

Проблема подбора кандидатов с соответствующими умениями не теряет своей актуальности в ИТ-отрасли и по сей день, поскольку 76% CIO, принимавших участие в опросе, заявили, что испытывают трудности в поиске подходящих выпускников вузов для своих организаций.



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2009 г.
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное