Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
07 апреля 2010, среда

Почти 40% россиян являются активными пользователями интернета

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) "проверил" у россиян наличие технических средств, а также выяснил их отношение к интернету.

В ходе опроса, проведенного среди 1600 россиян, технические устройства были обнаружены в домах у 93% респондентов. По данным ВЦИОМ, мобильными телефонами пользуются 81% россиян, компьютеры и ноутбуки есть у 46% наших сограждан. В число популярных технических устройств входят также стационарный телефон (62%), видеомагнитофон или DVD-плеер (57%). В целом исследование показало, что технические устройства есть сегодня в домах у 93% россиян.

Доля регулярных пользователей интернета (тех, кто выходит в интернет хотя бы несколько раз в месяц) выросла до 38% относительно 22%, зафиксированных в 2006 году. Доля ежедневной аудитории интернета среди россиян составляет 23%. Постепенно снижается доля тех, кто вообще не использует интернет (с 76% в 2006 году до 60% в текущем году).

Как показало исследование, регулярный пользователь сети интернет - это житель Уральского или Центрального округов (48 и 45% соответственно), обеих столиц (68%), респондент в возрасте 18-24 лет (70%), с высоким уровнем образования (57%) и материального положения (51%).

Исследователи отмечают, что большинство россиян пользуется интернетом для работы или учебы, однако доля таких респондентов снижается (с 77% в 2006 году до 58% в текущем году). Больше становится тех, кто используется глобальную сеть для ведения переписки (с 42% в 2008 году до 51% в текущем году). В числе прочих аргументов пользования интернетом - расширение кругозора и получение новостей (49 и 48% соответственно). Растет доля россиян, использующих интернет для того, чтобы общаться с другими людьми (с 20% в 2006 году до 39% в текущем году), слушать музыку, смотреть фильмы, читать книги (с 20 до 38%), искать единомышленников (с 9 до 28%), играть (с 11 до 21%). Немаловажным фактором является совершение покупок через интернет (12%). В меньшинстве - те, кто ищет в интернете сайты эротического содержания (5%).

В интернет российские пользователи чаще всего выходят дома (82%). В первую очередь, это пожилые респонденты (96%) и неквалифицированные рабочие (89%). Сравнительно меньше тех, кто выходит в сеть на рабочем месте (13%) - это, как правило, 45-59-летние (22%) и специалисты с высшим образованием вне производства (29%). Пользуются интернетом в гостях или в интернет-кафе 3% и 1% респондентов соответственно.

Наиболее активное время пользование глобальной сетью - с 19.00 до 23.00 часов, именно в это время выходит в интернет большинство опрошенных (60%).



"Любовный роман" с Windows XP подходит к концу

Компания Dimensional Research в январе опросила 923 ИТ-специалиста на предмет их отношения к разным версиям ОС Windows.

Диана Хэгглунд, аналитик Dimensional Research, отметила, что "многие годы у специалистов по информационным технологиям был настоящий любовный роман с XP". "Это была отличная ОС, - говорит эксперт. - Она просто делала свое дело. Но это ощущение постепенно уходит".

40% специалистов, опрошенных фирмой, ответили, что им все сложнее поддерживать систему девятилетней давности, которая стремительно устаревает. В апреле прошлого года такие чувства выразили всего 28% специалистов. С другой стороны, 60% опрошенных сказали, что их волнует стоимость перехода на Windows 7. Но эта цифра снижается: в прошлом году она составляла 72%.

"Пока ИТ-сообщество больше беспокоится о Windows 7, чем об XP, но тенденция явно в пользу Windows 7", - резюмирует Хэгглунд.



Работники в России больше других ценят зарплату

Уровень вовлеченности людей в рабочий процесс в России - самый низкий в мире, при этом российские работники более остальных своих коллег в других странах мотивированы на зарплату и карьерные возможности, следует из глобального исследования Kelly Services. В опросе приняли участие 134 тыс. человек из 29 стран, в том числе 5,5 тыс. россиян.

Как следует из опроса, люди во всем мире в разной степени готовы "вкладывать душу" в свою работу, и, похоже, в России гораздо меньше, чем в других странах. О своей приверженности текущему работодателю заявило только 16% россиян, в то время как в Европе вдвое больше - 39%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе - 47%, а в Северной Америке - более половины респондентов. Среди главных факторов, которые влияют на приверженность к работе, на первый план во всем мире выходят высокая зарплата и интересная работа. Однако в России два этих фактора более значимы, чем в других странах. Так, на интересную работу указало 43% россиян, а на высокую зарплату - 37%. В других странах в среднем эти показатели составляют 38% и 22% соответственно. Также менее влияют на отношение к работе россиян такие факторы, как возможность обучения и работы вне офиса, баланс между работой и личной жизнью.

В Kelly Services отмечают, что россияне работают по принципу "дайте нам интересных задач, но платите хорошо". "Скорее всего, это связано с нашим постоянным ожиданием перемен, когда никто особенно не рассчитывает на абстрактную пенсию и все хотят обрести материальный достаток как можно скорее",- объясняет высокую "зарплатную" мотивацию россиян гендиректор Kelly Services Екатерина Горохова. Из опроса Kelly Services также следует, что работники вновь готовы рассматривать альтернативы текущему работодателю, отдавая предпочтение также росту дохода и карьере. При этом недостаток возможностей для развития (указало 37%) и низкая зарплата (23%) имеют гораздо большее значение в России, нежели слабое руководство (8%; в мире - 22%).

Экономический спад повысил лояльность российских работников по отношению к их работодателям, об этом заявил 21% россиян, следует из данных Kelly Services. Эксперты с этим выводом не согласны. "Результатом всех рыночных и корпоративных изменений, происшедших за последний год, стало снижение лояльности",- утверждает директор по рекрутменту холдинга АНКОР Татьяна Баскина. "Не лояльность персонала увеличилась, а возрос страх потери работы",- соглашается президент портала SuperJob.ru Алексей Захаров.


Россия начинает жить по новому антикоррупционному генплану

Сегодня президент Дмитрий Медведев провел заседание Совета по противодействию коррупции. На нем был представлен новый национальный план борьбы с этим злом. Как рассказали BFM.ru члены совета, на заседании поставлена задача за два года расширить состав тех, кто будет бороться с коррупцией и сформировать отрицательное общественное отношение к самому явлению. В числе озвученных возможных методов - работа со СМИ, создание новых сайтов и антикоррупционных роликов, а также живое слово.

Глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин представил на суд совета план, рассчитанный на два года - 2010 и 2011-й. В этом документе прописана задача "расширения сферы общественного контроля за использованием ассигнований бюджетов всех уровней, проведение социологических исследований по поводу распространения коррупции в стране и эффективности борьбы с ней". В план также включено увеличение прозрачности механизма работы юрлиц и улучшение механизма контроля за управлением в корпоративном секторе. Как отметил Нарышкин, эти задачи требуют первостепенного решения.

Заседание проходило в расширенном составе: к обсуждению привлекли представителей "гражданского общества", говорится на сайте президента. 4 апреля, накануне проведения совета, в его состав были включены члены Общественной палаты Андрей Мартынов и Галина Окорокова, директор Института философии и права уральского отделения РАН Виктор Руденко и первый проректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Лев Якобсон.

Лев Якобсон в интервью BFM.ru уточнил, что отличие новой версии нацплана от старой состоит в том, что в предыдущие два года в рамках борьбы с коррупцией в основном разрабатывалась правовая база. "Сейчас же в рамках нового плана предложено расширить круг участников антикоррупционной работы", - уточняет он.

"Общественное отношение к коррупции является важнейшим инструментом в борьбе с ней", - заявил сегодня Медведев. По словам первого проректора ВШЭ, в рамках нового нацплана планируется так наладить взаимодействие между гражданами и органами управления, чтобы сигналы о коррупции поступали от первых и правильно воспринимались вторыми. Судя по словам эксперта, который рассказал о совещании, ставка будет сделана на общественные организации и НКО. "Приведу простой пример: сейчас актуальна тема повышения тарифов ЖКХ. Понятно, что рост складывается из нескольких составляющих, и одна из них - коррупционная, - говорит Якобсон BFM.ru. - Общественные структуры работают с этой темой и, когда видят значительный рост, обращаются в органы территориального управления, где часто на их запросы не реагируют. Вот в этих отношениях у нас что-то неладно. Необходимо, чтобы к запросам и сигналам прислушивались".

Какие еще методы борьбы обсуждались на совете, BFM.ru рассказала Галина Окорокова. "На совещании предлагалось активно заниматься правовым просвещением граждан - создать специализированный телеканал "Юстиция", к примеру, активно формировать негативное отношение к коррупции через СМИ - радио, Интернет. Политические партии и общественные деятели также должны живым словом призывать людей бороться с этим явлением и рассказывать гражданам об их правах", - рассказала она. При этом в России уже существует телеканал "Закон ТВ", однако, как признался Медведев, его аудитория слишком ограничена.

По словам участников совещания, сегодня в очередной раз обсуждалась тема декларирования доходов чиновников, а также контроль за судебной деятельностью. Окорокова в разговоре с BFM.ru уточнила, что теперь в рамках нацплана у российских судов всех уровней появятся свои сайты, на которых они будут обязаны выкладывать всю информацию о своей деятельности. "Предложено также размещать всю информацию о доходах госслужащих на сайтах администраций городов и субъектов, компаний и правительственных интернет-порталах", - говорит она.

Свои предложения по усилению борьбы с коррупцией внес и Дмитрий Медведев. Среди них - введение штрафов, кратных размеру предложенной взятки, активное использование средств Интернета для искоренения коррупции - размещение антикоррупционных роликов, к примеру, и переход России на международные стандарты финотчетности.

И если в первом случае "борцы" с коррупцией уже начали это предложение воплощать - напомним, в марте этого года на популярном ресурсе YouTube разместили ролик про то, как Михаил Фишман, Дмитрий Орешкин и Илья Яшин якобы давали взятку якобы сотрудникам ГИБДД, - то со вторым предложением было предложено подождать. По словам Медведева, Россия должна перейти на международные стандарты финотчетности, но необходимо подождать, пока стандарты европейские и американские "будут гармонизированы". Он подчеркнул, что проблема оценочных структур, которые берут взятки за искажение отчетности, очень серьезная. "Здесь есть явная коррупционная составляющая", - подчеркнул он.

Сегодня же на заседании президент подвел итоги реализации предыдущей версии нацплана. "С момента создания Совета (я напомню, что это было в мае 2008 года) и утверждения Национального плана противодействия коррупции, а это был июль 2008 года, прошло практически два года, - заявил Медведев. - Что мы с вами сделали? Как минимум одну вещь мы смогли сделать: мы создали нормативную базу, практически завершено формирование той нормативной базы, которая должна являться основой для противодействия коррупции в ближайшее время". По его словам, в настоящее время налажена экспертиза нормативных актов, ее уже прошли 800 тысяч законов и проектов. Введено и декларирование доходов госслужащих.

Якобсон считает, что в целом реализацию нацплана 2008-2009 можно оценить положительно. "Удастся ли реализовать все идеи изложенные в новой версии? Я думаю, что да. Но борьба с коррупцией - это дело не одного года", - признает эксперт. Галина Окорокова говорит, что глупо предполагать, что коррупцию в России удастся искоренить в течение ближайших лет. "О коррупции еще в Библии было написано. Тысячи лет прошли, а явление по-прежнему существует", - признает она.

Добавим, в 2009 году ВЦИОМ провел опрос, посвященный теме коррупции, среди 1,6 тысяч человек в 42 регионах России. 58% опрошенных ответили, что коррупция в России в принципе непобедима. 37% соотечественников верят в то, что этого можно достичь, но только политической волей и решительностью властей и общества. При этом почти треть россиян - 29% - чаще всего не готова к тому, чтобы проинформировать кого-либо о фактах коррупции.

Впоследствии национальный план противодействия коррупции будет обновляться каждые два года.


iPad втридорога

В первый день после начала продаж планшетного компьютера от Apple - iPad - в Америке на российскую таможню поступило около 1,2 тыс. таких устройств с различным объемом памяти, рассказал РБК daily источник на рынке сотового ритейла. В последующие дни было ввезено еще от 2 тыс. до 3 тыс. устройств. Приобрести устройства в российских интернет-магазинах можно по цене от 1,7 тыс. до 2,3 тыс. долл. против 500-800 долл. в США.

В Федеральной таможенной службе пояснили, что не ведут отдельной статистики по iPad, планшеты проходят по категории "электронные устройства", поэтому подсчитать, сколько именно продукции компании Apple ввезено в Россию, пока нельзя. По данным "Yandex маркет", со вчерашнего дня iPad появился на прилавках российских интернет-магазинов. 18 онлайн-магазинов предлагают купить неофициальную версию iPad, стоимость которой составляет от 54 990 до 69 700 руб. в зависимости от комплектации. Это в три раза дороже официальной версии iPad, продажи которой стартовали в США 3 апреля.

"Спрос на iPad в России будет динамично расти пропорционально падению стоимости. Уже через неделю стоимость устройства в интернет-магазинах снизится до 30 тыс. руб.", - считает старший аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Для российских пользователей проблема в использовании неофициального iPad лишь одна - необходим американский аккаунт iTunes, отмечает эксперт. "Apple развернула борьбу, почистив базу аккаунтов iTunes. Поэтому для российских пользователей, у которых нет американских аккаунтов, не будут работать некоторые программные приложения, купленные в интернет-магазине Apple, а также не заработает программа, позволяющая скачивать и читать электронные книги, - iBook", - добавляет Эльдар Муртазин.

Ранее факт предварительных переговоров о начале официальных продаж в России подтвердили РБК daily в "ВымпелКоме". В "МегаФоне" отмечают, что продавать iPad в своей розничной сети компания не планирует. "В принципе нам интересен подобный формат устройств, мы рассматриваем предложения различных производителей. На такие продукты есть определенный спрос: они заинтересуют пользователей, которые предпочитают устройства с сенсорным экраном. Масштаб спроса на такие устройства будет определять их функциональность и прежде всего цена", - говорит менеджер по связям с общественностью "МегаФона" Людмила Игнатьева.

"В Apple пока активных переговоров с российскими компаниями не было. Россия не является приоритетным для Apple рынком, и сюда новые продукты компании попадают с задержкой в год-полтора", - говорит источник, близкий к одному из крупных сотовых ритейлеров. В пресс-службе российского офиса Apple от комментариев воздерживаются.


8 вещей, которых не хватает "электронному правительству"

Автор: Андрей Бабицкий

ООН время от времени ранжирует страны мира по степени удобства и доступности для граждан "электронных правительств" - сайтов, предоставляющих государственные услуги (оформление документов, получение информации) онлайн. В последнем рейтинге (2008 года) Россия занимала 60-е место, а в следующем может стоять выше - интернетизация нашей власти идет все быстрее и быстрее.

Последнее реальное достижение электронного правительства - "личный кабинет налогоплательщика", в котором граждане могут узнать сумму своей налоговой задолженности. Последнее декларированное достижение - прием заявлений на получение загранпаспорта на сайте gosuslugi.ru. Услуга эта, как выяснил корреспондент Forbes, просто не работает.

Чтобы ускорить наступление электронного будущего, Forbes изучил сайты электронных правительств, обогнавших Россию в рейтинге ООН, и составил список услуг, которые можно было бы внедрить и в России, без больших затрат и с пользой для граждан.

Дистанционные способы оплаты услуг

В мире практически нет государств, принимающих оплату госпошлин кредитками, но некоторые страны, например Бахрейн, принимают к оплате дебетовые карты. Существуют и более безопасные альтернативы. В Японии (и в эмирате Дубай) для оплаты государственных сборов можно использовать предоплаченные стретч-карты (вроде тех, которыми платили еще недавно за мобильную связь). А во Франции и Италии оплату проводят гербовыми марками, которые продаются в табачных ларьках, - уж точно удобнее, чем стоять в очереди в Сбербанке.

Пример для подражания: Бахрейн.

 

Защита персональных данных паролем

Пользователи российских правительственных сайтов анонимны. Чтобы подтвердить свою личность, гражданам приходится посещать присутственные места, что само по себе сводит на нет все удобства электронного правительства. В некоторых странах с анонимностью пользователей научились бороться. Например, каждый житель Сингапура может завести персональный логин и пароль на сайте госуслуг и даже привязать его к номеру мобильного телефона. После чего он получает возможность, например, посмотреть состояние своих пенсионных отчислений на экране мобильного телефона. С февраля 2010 года в сингапурской государственной системе услуг могут регистрироваться даже отдельные держатели рабочих виз.

Пример для подражания: SingPass, Сингапур.

 

Онлайн-участие в тендерах на госзакупки

Строго говоря, в России существует сайт госзакупок, на котором публикуются все объявленные тендеры. На практике это дискредитация идеи. На лучшем сайте госзакупок - ирландском - можно не только быстро найти нужный тендер, но и подать заявку на участие в нем. При этом сам поиск облегчен до предела: помимо строки для запросов сайт содержит и рубрикатор, благодаря которому можно без труда узнать, какому государственному ведомству нужны занавески, автомобили или цветочные горшки. Особенно удачно, что в Ирландии не практикуется наименование лотов на смеси алфавитов.

Пример для подражания: e-Tenders, Ирландия.

 

Обратная связь

Формы обратной связи с населением если и есть, как правило, незаметны и неудобны. И не только в России. Самый удивительный пример того, как можно интересоваться мнением избирателей, демонстрирует французский правительственный сайт Debat Public ("Публичное обсуждение"). На сайте заблаговременно публикуется документация, касающаяся важных инфраструктурных проектов (мостов, дорог, жилого строительства и пр.), с тем чтобы граждане страны могли высказать свое мнение.

Пример для подражания: Debat Public, Франция.

 

Возможность общения с сайтом на иностранных языках

Не только сайт госуслуг, но даже страничка Федеральной миграционной службы (вместе с "памяткой иностранным гражданам") написаны только по-русски. Даже если чиновникам хочется верить, что все мигранты говорят и читают по-русски, это, безусловно, не так. Не питающие иллюзий австралийцы перевели отдельные части сайта на несколько десятков языков, включая русский, украинский и несколько африканских.

Пример для подражания: We Speak Your Language, Австралия.

Простой доступ к статистике

Доступная гражданам государственная статистика раскидана в России между сайтами многочисленных ведомств и страницей Росстата, сделанной, кажется, в прошлом веке. В разделе "Статистика" на сайте госуслуг есть один подраздел - "Предоставление официальной статистической информации по письменному запросу пользователя". Как может выглядеть более информативный статистический сайт, можно узнать на примере США, как он может выглядеть неформально, демонстрируют Нидерланды.

Пример для подражания: CBS, Нидерланды.

 

Информация для тех, кто путешествует

На сайте Gosuslugi.ru можно узнать, как получить международные права, но нельзя, например, выяснить, что делать людям с правами, выданными в других странах. Это часть общей проблемы сайта: он сделан так, как будто других стран в мире просто не существует. Ориентироваться можно, например, на транспортную страницу сайта новозеландского электронного правительства. Там есть не только вся нужная информация для приезжих (или вернувшихся из-за рубежа), включая допустимые нормы содержания алкоголя в крови, но и расписание паромов и поездов на островах. В России по географическим причинам такая информация на главном государственном сайте - практически вопрос чести.

Пример для подражания: Transport and Roads, Новая Зеландия.

 

Поиск учреждений по адресу пользователя

Самая распространенная и очевидная услуга, которую тем не менее не предоставляет российское электронное правительство. Если чиновник не может помочь гражданину в сети, то должен хотя бы сказать, куда обратиться. Обычно это делается автоматически: достаточно вбить свой почтовый индекс в поисковое окно, чтобы получить адреса релевантных учреждений.

Пример для подражания: Service Public, Франция.

 


Количество проданных мобильных телефонов в России выросло на 22%

Компания МТС опубликовала собственный аналитический отчет по рынку мобильного ритейла в первом квартале 2010 года.

Согласно представленным данным, в первом квартале 2010 года количество проданных в России телефонов выросло на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в денежном выражении квартальный объем российского рынка снизился (до 33,4 млрд руб.) как относительно предыдущего квартала (41,3 млрд руб.), так и относительно прошлогоднего показателя (34,7 руб.). В целом, за истекший период в России было реализовано почти 7,3 млн аппаратов.

Средняя рыночная цена мобильных телефонов продолжила снижение в первом квартале 2010 года, что объясняется глобальным снижением цен на аппараты, а также большой чувствительностью к ценам со стороны потребителей. Например, в структуре продаж розничной сети МТС доля телефонов стоимостью менее 5 тыс. руб. по итогам первого квартала 2010 года составила около 71% (в штучном выражении). Доля телефонов стоимостью от 5 тыс. до 10 тыс. руб. составила около 23%, а модели стоимостью более 10 тыс. руб., заняли 6%.

По прогнозам МТС, в первом полугодии 2010 года в России будет продано до 14,1 млн телефонов. В компании считают, что на фоне экономической стабилизации и снижения стоимости аппаратов в среднем ценовом сегменте объем российского рынка телефонов может вырасти на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


Кудрин призвал к увольнениям

Избыточный персонал продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем российских предприятий, порожденных антикризисными мерами последних лет, заявил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин на XI Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, открывшейся сегодня в Высшей школе экономики. По его мнению, антикризисная политика, направленная на поддержку населения "несколько законсервировала проблемы предприятий". И эти проблемы необходимо решать. "Остается задача увольнения избыточной численности рабочей силы, сокращения издержек", - приводит слова вице-премьера РИА "Новости".

Чрезмерное количество персонала стало характерной чертой российских предприятий еще до наступления кризиса. Приток в страну нефтедолларов и дешевых иностранных кредитов не способствовал росту производительности труда и эффективности производства. Наличие в экономике дешевых денег привело к надуванию пузыря на рынке труда, выражавшемуся в дефиците кадров и неоправданном росте зарплат. В свою очередь, появление этого пузыря достаточно благосклонно воспринималось государством, ибо создавало иллюзию роста уровня жизни.

Начало экономического кризиса осенью 2008 г. поставило предприятия и власти страны в довольно сложную ситуацию. С одной стороны, для многих предприятий сброс кадрового балласта являлся единственным способом обеспечения выживания в условиях кризиса. С другой, массовые увольнения имели крайне негативный социальный эффект. По этой причине власти были вынуждены прямо и косвенно воздействовать на владельцев крупных предприятий, заставляя последних избегать массовых увольнений.

Самыми известными примерами тому стали АвтоВАЗ и Пикалево. Подобные меры возымели эффект: кризис не привел к особому обострению социальной ситуации. В то же время, обратной стороной сохраненной социальной стабильности остается низкая эффективность и невозможность модернизации производств, обремененных избыточным персоналом. Сегодня, когда острая фаза кризиса уже преодолена, это становится серьезной проблемой, тормозящей рост и восстановление производства, о чем и заявил сегодня с трибуны форума Алексей Кудрин.

Кроме того, сказал вице-премьер, возобновление экономического роста в России должно опираться на низкие кредитные ставки в экономике. Кудрин считает, что больше не следует ждать массированного роста цен на сырье и притока капитала в страну дешевых денег, как это было до кризиса. По этой причине экономический рост должен опираться на внутренний спрос.

По мнению Кудрина, "снижение инфляции и ставок кредитования является важнейшим фактором экономического роста". На волне кризиса в условиях девальвации российской валюты власти были вынуждены поддерживать высокие процентные ставки, однако с весны прошлого года ЦБ их регулярно снижает, напомнил вице-премьер. Правда, даже в этом случае кредитные ставки в экономике остаются еще очень высокими. "Даже при ставки рефинансирования 8,25% годовых мы имеем очень дорогие кредиты - примерно 15%", - заявил глава Минфина. При этом министр в свойственной ему манере отозвался о риске усиления инфляции, связанном с продолжительным снижением ставки рефинансирования. "Такое снижение ставки пока не будет продолжаться, поскольку мы имеем риски возобновления инфляции", - сообщил Кудрин.


Обзор российского рынка WID и смартфонов за 2009 год

Аналитическая группа SmartMarketing опубликовала результаты исследования российского рынка WID и смартфонов за 2009 год.

По итогам периода общий объем продаж устройств WID и смартфонов на российском рынке, согласно оценкам SmartMarketing составил 1,86 млн шт., при этом объем продаж собственно WID (коммуникаторы, КПК, интернет-планшеты) составил 713 тыс. шт. (38,3%), на долю смартфонов пришлось 1,147 млрд шт. (61,7%).

"Можно констатировать, что кризисный год рынок мобильных устройств перенес в целом не так и плохо. Безусловно, продажи упали и весьма ощутимо, объем продаж 2009 года составил лишь 68% от аналогичного показателя 2008 года (падение с 2,747 млрд шт. до 1,86 млрд шт.), однако, глобальные проблемы и почти полный ступор рынка ограничились первым полугодием, в сущности, начиная с конца второго квартала ситуация начала выправляться, - отметила Светлана Завьялова, менеджер по маркетингу SmartMarketing. - Среди наиболее важных тенденций года следует отметить снижение цен, рост популярности альтернативных платформ и интереса массового рынка к неголосовым сервисам".

По оценкам SmartMarketing, в абсолютном выражении при сравнении с итогами 2008 года рынок WID и смартфонов показал падение чуть менее чем в два раза, объем продаж 2009 году составил лишь 68% от аналогичного показателя 2008 года (2, 747 млн шт.). В течение года доля смартфонов была заметно больше, чем устройств WID: 61,7% против 38,3%. При этом, среднегодовая доля смартфонов снизилась незначительно. Вместе с тем, следует отметить существенные колебания квартальной динамики. В первом и втором кварталах 2009 года отчетливо доминировали смартфоны как более дешевые устройства (80,8% и 69,9% соответственно). Однако, начиная с третьего квартала 2009 года, динамика изменилась - устройства WID демонстрировали позитивный тренд, а доля смартфонов несколько снизилась (до 59,1% в третьем квартале 2009 года и 51,2% в четвертом квартале 2009 года).

Во втором полугодии также существенно менялась платформная динамика. В 2009 году усилилась роль нескольких, ранее нетипичных для российского рынка мобильных платформ, таких как Android, Linux и BlackBerry. В целом, с учетом сектора смартфонов, ведущие позиции на рынке сохраняет Symbian. Благодаря большим объемам продаж низко- и среднебюджетных смартфонов Nokia, на долю Symbian приходится 84,69% всего объема продаж всех мобильных устройств, рассматриваемых SmartMarketing.

В сегменте WID лидирующие позиции в 2009 году удерживала Windows Mobile (55,30%). Хотя в целом динамика для этой платформы была негативной: доля Windows Mobile в первом полугодии 2009 года составляла 61,2%, во втором полугодии 2009 года снизилась до 53,4%. В то же время, увеличилась доля iPhone OS (9,86% за год, 23,5% в первом и 26,4% во втором полугодиях 2009 года), снизилась доля WID на базе Symbian (10,30% за год), доля WID на базе Android возросла с нуля до 8,9% во втором полугодии 2009 года (6,8% за год), аналогично возросла доля Linux (1,1% за год) и BlackBerry OS (0,8% за год).

Лидерами рынка WID по итогам первого полугодия 2009 года стали компании HTC (26,3%), Apple (25,7%), Samsung (12,5%), Nokia (11,4%), Gigabyte (6,2%). В Top10 также вошли производители устройств Rover Computers (6,1%), Acer (4,0%), ASUS (2,5%), Sony Ericsson (1,3%) и HighScreen (1,0%). В пятерку лидеров рынка WID в сегменте Windows Mobile по итогам 2009 года вошли HTC (39,2%), Samsung (20,5%), Gigabyte (11,2%), Rover Computers (11%) и Acer (7,3%).Тройку лидеров сегмента WID в сегменте Android составляют HTC (68,2%), Samsung (16,8%) и HighScreen (14,1%).

Среди значимых факторов, обуславливавших развитие рынка WID в 2009 году, аналитики SmartMarketing отмечают массированные распродажи устройств, связанные с очисткой складских площадей во избежание затоваривания. Большую роль в увеличении степени проникновения WID на массовом рынке сыграло появление прогрессивных и функциональных моделей в ценовых нишах "менее 15тыс. руб.", а затем и "менее 12 тыс. руб.". В ходе ценовой конкуренции, наблюдавшейся в течение года, был преодолен психологический барьер в "10 тыс. руб.". В результате, в 2010 году рынок вошел с почти сформировавшимся сегментом бюджетных WID, к четвертому кварталу акцент на бюджетных аппаратах из разряда уникальных рыночных стратегий перешел в статус общерыночного тренда.

Основная тенденция, определяющая развитие рынка мобильных устройств в 2010 году, по мнению SmartMarketing, будет заключаться в активизации вендоров, нацеленных на сегмент низко- и среднебюджетных моделей. Это, прежде всего, Nokia, но также и изготовители, предлагающие бюджетные устройства на других платформах, в частности, Samsung и Gigabyte. По мнению SmartMarketing, именно бюджетный сегмент будет определять расстановку сил в секторе мобильных платформ и в среднесрочной перспективе.


Новые планшеты бьют по рынку нетбуков

Отгрузки нетбуков ритейлерам в период с января по март 2010 года выросли на 33,6% по сравнению с показателем прошлого года до отметки в 4,8 млн штук, отмечают аналитики компании IDC. Эти показатели заметно ниже прошлогоднего роста, когда по итогам первого квартала отгрузки в рамках мирового рынка нетбуков выросли на 872% до отметки в 3,6 млн штук.

"Тогда и сейчас вендоры пытаются превратить нетбуки в отдельную категорию, в отдельный тип устройств. Однако, на самом деле, потребители воспринимают нетбуки как просто еще один вид персональных компьютеров", - объясняют в IDC.

При этом стоит отметить, что снижение продаж не единственная проблема рынка нетбуков. На данный момент уже есть сообщения о том, что снижается и спрос на компоненты для производства нетбуков. В частности, вендоры заказывают меньше ЖК-панелей соответствующего размера. К сожалению, пока их представители не комментируют ситуацию. Возможно, дело в том, что запасы непроданных нетбуков также начали расти.

Также необходимо добавить, что если нетбуки станут менее привлекательными для потребителей, то это негативно отразится на прибылях вендоров, считают индустриальные аналитики. К примеру, в ходе продаж в праздничный сезон на долю нетбуков пришлось порядка 26% всех проданных персональных компьютеров.


Windows 7 преодолела отметку в 10%

Доля Windows 7 на рынке операционных систем достигла 10%, причем она сделала это на год быстрее, чем ее печально известный предшественник (Vista вышла на эту отметку в мае 2008 года, спустя 16 месяцев после выпуска). Об этом сообщила аналитическая фирма Net Applications.

Тем не менее, общая доля всех ОС семейства Windows в марте продолжила снижаться и составила 91,6%, что на полпроцента меньше, чем в феврале. Доля Windows XP снизилась на один процент до 64,5%, Vista потеряла полпроцента и достигла 16%, причем она сдает позиции уже пятый месяц подряд. Если эта тенденция сохранится еще три месяца, то доля Vista снизится до отметки в 10% до конца этого года.

По оценке Net Applications, доли Windows 7 и Vista должны сравняться примерно в июне. Тогда Windows 7 станет второй по числу пользователей ОС семейства Windows после XP. В марте темп прироста Windows 7 несколько сократился - ее доля составила 1,5%, тогда как с ноября прошлого года по февраль 2010-го ее средний ежемесячный прирост составлял 1,7%.

Тем временем XP продолжает сохранять уверенное лидерство: в марте она была установлена на компьютерах свыше 70% всех пользователей интернета. Стоит напомнить, что Microsoft планирует поддерживать эту ОС до середины апреля 2014 года.

Доля Mac OS X в марте увеличилась на 0,3% и достигла 5,3%. Это хорошая новость для Apple, потому что три предыдущих месяца доля Mac OS X только снижалась. Это, кстати, самый большой рост ОС от Apple после декабря 2008 года.

Данные Net Applications основаны на анализе статистики примерно 160 млн уникальных пользователей интернета.



Лучшие производители 2009.
Приглашаем принять участие.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное