О
том, какие возможности в сфере управления контентом есть у госведомств, в
интервью CNews рассказал Константин
Чермак, руководитель направления развития ключевых заказчиков Directum.
CNews: Насколько курс на
создание электронного правительства стимулирует переход ведомств на электронный
документооборот?
Константин
Чермак:
Курс на создание электронного правительства (ЭП) в первую очередь стимулирует
автоматизацию межведомственного взаимодействия. В процессе оказания гражданам
государственных и муниципальных услуг различные ведомства и подведомственные
учреждения обмениваются именно электронными документами, без этого маловероятно
соблюдение установленных законодательством сроков оказания услуг.
Внутри
ведомств документы при этом все равно могут выводиться на бумагу. Так как обмен
между ведомствами уже осуществляется в электронном виде, есть стимул внедрять и
развивать полноценный электронный документооборот внутри ведомств, но здесь уже
речь о «вторичном» стимуле. Поэтому оценить влияние курса на создание ЭП на
переход конкретных ведомств на электронный документооборот сложно. Влияние
есть, но в разных ведомствах, в разных регионах оно выражается по-своему.
Предполагается,
что переходя на электронный документооборот, ведомства должны существенно
сокращать объем работы с бумажными документами. Фактически оптимизируется
работа внутри самого ведомства. Здесь решающую роль играет уже не курс на ЭП, а
изменение потребностей со стороны самих ведомств после того, как они попробуют
электронный обмен.
CNews: Готовы ли ведомства
расширять возможности СЭД до масштабов ECM?
Константин
Чермак:
Часто принято понимать под СЭД электронный архив и автоматизацию канцелярии, а
под ECM-инфраструктурой –
набор технологий, систем, инструментов и методов, используемых для сбора, управления,
накопления, хранения и доставки информации всем потребителям внутри организации
(в данном случае внутри ведомства). Если специалисты канцелярии сканируют
документы для занесения в систему, если используется штрихкодирование, это уже
выводит СЭД ведомства на ECM-уровень. Если средствами системы
осуществляется публикация веб-контента (система в правительстве Удмуртской
Республики позволяет размещать на официальных сайтах законодательные акты),
опять же нужно говорить именно об ECM-системе.
Естественно,
что и межведомственное электронное взаимодействие ставит перед системой такие
задачи, решение которых переводит ее в разряд полноценных ECM-инструментов. В
частности, межведомственное взаимодействие предполагает захват и обработку
документов из различных источников, в различных форматах (в том числе, и
распознавание документов), возможности совместного доступа к документам, мощный
workflow-инструментарий.
Соответственно,
сегодня ведомства готовы внедрять и внедряют не просто СЭД, а полноценные ECM-системы.
И на первый
план уже выходят иные вопросы. Готовы ли ECM-вендоры предложить госсектору такие
решения, которые закроют множество потребностей работы с контентом? Есть ли
проработанные интеграционные механизмы для объединения нескольких ведомственных
информационных системы в единую ECM-инфраструктуру? Позволяет ли
масштабируемость ECM-системы внедрять ее
в крупнейших ведомствах? Есть здесь и методические вопросы. К примеру, как
сделать так, чтобы все ведомства работали в единой системе и всех устраивала
схема работы?
В Удмуртской
Республике, в Тюменской и Ярославской областях и других регионах мы реализуем
проекты, результаты которых фактически дают положительные ответы на эти
вопросы.
CNews: Какие решения вы
предлагаете госсектору?
Константин
Чермак:
Мы предлагаем пул решений для заказчиков из государственного сектора. Речь идет
и о базовых решениях, таких как канцелярия, электронный архив, управление
взаимодействием, автоматизация работы с обращениями граждан, и о
специализированных комплексных решениях, закрывающих конкретные потребности
ведомств и госучреждений.
К примеру, к
специализированным решениям относится «Комплексная система предоставления
государственных (муниципальных) услуг региона». Она может включать в себя и
дополняться интеграционными модулями для обмена с официальным сайтом Президента
Российской Федерации (kremlin.ru),
с системой межведомственного электронного документооборота (в том числе для
связи с федеральными органами исполнительной власти), региональным порталом
государственных услуг.
Причем речь
не идет о коробочных решениях – в каждом случае внедряются типовые, готовые
решения, которые адаптируются под потребности региона и под действующую
ИТ-инфраструктуру. При этом немаловажно наличие четких, прогнозируемых шагов по
реализации проекта внедрения.
Кроме того,
заказчики из госсектора интересуются мобильными решениями, поэтому мы
предлагаем госорганам решения для высшего руководства (Directum iDecide Documents), а также для
начальников управлений и отделов (Directum Solo) и для рядовых
госслужащих (Directum Jazz).
CNews: Какие компоненты
пользуются наибольшей популярностью у федеральных, региональных ведомств и
муниципалитетов?
Константин
Чермак:
Востребованные ведомствами и министерствами компоненты как раз перечислены в
предыдущем ответе. Но необходимо понимать, что заказчики в госсекторе, в
отличие от корпоративного сектора, не готовы приобретать коробочные решения и
самостоятельно дорабатывать их под себя. Представителям госсектора требуются
готовые, уже «заточенные» решения, внедренные «под ключ».
Спросом
пользуются как решения для традиционного делопроизводства, так и упомянутые
комплексные решения, фактически позволяющие построить электронное правительство
внутри региона. И, опять же, востребованы мобильные решения, так как к
руководящим должностям в госорганах приходят молодые активные служащие, которые
понимают, что работа на мобильном устройстве не только престижна, но и удобна.