Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Всё о документообороте

  Все выпуски  

Запись блога "Нужна ли в России поддержка национальных разработчиков ПО? Once upon a time in Russia" от Станислав Ким


Все о документообороте

Сайт рассылки
 



Запись блога "Нужна ли в России поддержка национальных разработчиков ПО? Once upon a time in Russia" от Станислав Ким
2014-10-03 12:44 Станислав Ким

Свой или чужой?

Вот уже 15-й год моя компания разрабатывает ПО. Сидим в Питере, специализируемся на системах управления корпоративным контентом (ECM), флагманский продукт — STOR-M, на базе которого строятся электронные архивы, электронные библиотеки и корпоративные базы нормативно-технических документов. Мы, как и многие российские компании, основным рынком сбыта которых является Россия, шкурно заинтересованы в поддержке своих продуктов на государственном уровне. Сегодня много говорят и пишут об импортозамещении, поддержке российских разработчиков, возможно за их же счет (десятина с продаж ПО). Хочу поделиться своим видением ситуации, обсудить возникшие вопросы.

Как это сделано у них?

  • Государственная закупка ПО. Опыт США «Buy American Act и Trade Agreements Act»
  • Поддержка национальных разработчиков ПО: опыт Китая
  • Бразильский опыт поддержки национальных разработчиков программного обеспечения


Но прежде чем защищать “своих”, надо определить их и установить систему распознавания Friend or Foe.
 

Любопытный случай

Решив воспользоваться удобным моментом и обуздать волну повышенного внимания к российскому программному обеспечению, мы написали очередной пресс-релиз на тему импортозамещенияи, как обычно, разослали и развесили его на всех отраслевых площадках. 

Некоторое время спустя пришло письмо от PR-специалиста компании ЭЛАР с требованием убрать из текста упоминание продукта немецкой компании Saperion AG. Сообщение было продублировано на некоторых форумах, где была размещена наша новость. Дабы не нарушать конфиденциальность переписки, вот копия сообщения с форума Федерального Архивного Агентства: 
image

Любое заблуждение основывается на недостатке или ложной информации. Чтобы не заблуждаться самим и не путать людей, мы решили разобраться в ситуации, благо история вопроса давняя и информационный шлейф по данному продукту(-ам) достаточно длинный. Особо долго искать не пришлось — вот информация с Портала госзакупок о закупке от Общества с ограниченной ответственностью «Газпром информ»

Читаем название закупки: “Оказание услуг по стандартной технической поддержке программного обеспечения SAPERION системы «Электронный архив ОАО «Газпром» для нужд ООО «Газпром информ»” (681/ГИнформ/14-2.1-3235/26.06.14/ЗЭПГОС). В тендерной документации прямо указано, что Участник должен иметь право на дистрибуцию и оказание технической поддержки от производителя базового программного обеспечения SAPERION «Saperion AG», предьявить документы, подтверждающие право Участника на дистрибуцию и оказание технической поддержки от производителя базового программного обеспечения SAPERION «Saperion AG», показать Сертификаты сотрудников Участника, выданные производителем программного обеспечения SAPERION, на право выполнения работ по его установке, настройке и технической поддержке.

Комментарии, как говорится, излишни. Понятно, что немецкий SAPERION на российском рынке имеет место быть, а корпорация “Электронный архив”, предвосхищая сегодняшнюю ситуацию на рынке, попыталась заранее среагировать, зарегистрировав соответствующее “отечественное” программное обеспечение.
 

Отечественный софт, что же за зверь такой?

Прежде чем спорить с партнерами по рынку и отстаивать свою позицию, необходимо было определить предметную область. Как оказалось, тут много белых пятен и нерешенных пока проблем и казусов. 
Задача поддержки отечественного программного продукта, как минимум при проведении госзакупок, руководством страны ставилась перед соответствующими министерствами еще в начале 2012 года. Сейчас, в связи с санкциями, пошла какая-то движуха. Так, в спешном порядке профессиональными ассоциациями (Руссофт, НАИРИТ, АРПП “Отечественный софт” и другими) предлагаются в Госдуму различные определения и критерии “отечественного производителя и его софта”. 

Давайте рассмотрим предлагаемые к принятию на законодательном уровне базовые понятия:
 

1. Российский производитель.

а. российское юридическое лицо — налоговый резидент Российской Федерации, в котором не менее чем 51 (пятьдесят один) процент долей в уставном капитале или акций, производных инструментов и других инструментов корпоративного контроля принадлежит:
— российским гражданам или российскому гражданину, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и не имеющим двойного гражданства,
— Российской Федерации,
— субъекту Российской Федерации,
— российскому муниципальному образованию,
— российской публично-правовой компании (государственной корпорации, государственной компании и так далее),
— российскому государственному или муниципальному унитарному предприятию и учреждению; и/или
б. российское юридическое лицо, которое является российским государственным или муниципальным унитарным предприятием и учреждением, российской публично-правовой компанией (государственной корпорацией, государственной компанией и так далее); и/или
в. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, российское муниципальное образование; и/или
г. физическое лицо – гражданин и налоговый резидент Российской Федерации постоянно проживающий на территории Российской Федерации и не имеющий двойного гражданства; и/или
д. физическое лицо – гражданин и налоговый резидент Российской Федерации и индивидуальный предприниматель, постоянно проживающий на территории Российской Федерации и не имеющий двойного гражданства»;
 

2. Российский ИТ-продукт

Исключительные права во всем мире и на весь срок принадлежат российскому производителю (см. выше). Продукт не содержит компонентов, которые требуют лицензионных отчислений иностранным компаниям или их дочерним обществам, зарегистрированным на территории РФ.
Источник — сайт Ассоциации Руссофт www.russoft.ru/letter.pdf
 

Мое мнение

— Тотальное импортозамещение — это плохо, конкуренция должна иметь место. У потребителя должен быть широкий выбор. Кто-то любит продукцию Автоваза, а кто-то предпочитает и имеет возможность купить “немца” так должно быть и с программным обеспечением.
— Отсутствие сильных конкурентов ослабляет разработчика и замедляет развитие рынка. Незачем бежать, некого догонять и перегонять. Я благодарен своим зарубежным и российским конкурентам. Одни нас учат: так, с компанией EMC Documentum у нас совместная академическая программа: курс по “Управлению корпоративным контетом (ECM)”, который я читаю бакалаврам и магистрам кафедры автоматики и процессов управления СПбГЭТУ “ЛЭТИ”. Более комплексного учебного курса я пока не встретил ни у одного российского поставщика ECM-решений. Об этом я рассказывал в своей статье “Как преподается электронный документооборот в техническом ВУЗе”. Другие конкуренты показывают куда копать и где рыба.
— Поддержка на госзакупках национальных разработок нужна. Я уверен, что продукт моей компании не хуже более раскрученных зарубежных и мы подтверждаем это не только пресс-релизами, но и реализованными проектами. 
 

У матросов есть вопросы

Как вы считаете: 

  1. Будут ли считаться отечественными компании, которые в целях защиты бизнеса вывели свои активы за рубеж?
  2. Будет ли создан реестр отечественных программных продуктов в отраслевых ведомствах? Как это будет происходить?
  3. Как компании будут доказывать “отечественность” поставляемого решения и кто будет принимать соответственное решение?
  4. Как компании будут доказывать “неотечественность” конкурентных решений, как в нашем случае с Саперионом? Возможна ли апелляция к существенной переработке исходно зарубежного ПО для определения страны происхождения, как это происходит в случае с товарами?
  5. А что, если компания при разработке своего софта использовала маленькую платную забугорную библиотеку или проприетарную СУБД?
  6. Станет ли драйвером развития отечественного ПО внесение соответствующих поправок в законы, закрепляющие поддержку отечественных производителей ИТ при проведении закупок товаров, работ или услуг (без пересмотра уже состоявшихся)?
  7. И последнее, что хотелось услышать, коллеги. Какой продукт выпускаете вы? Готовы ли вы заместить им какой-либо зарубежный аналог и нужна ли вам для этого поддержка (государства, бизнеса, кого-то еще)?


Как и все прошедшие 15 лет я привык полагаться на себя, коллег, партнеров и клиентов и не особо надеяться на помощь государства, но если она придет хотелось бы, чтобы она оказалась реальной, эффективной и своевременной.


 



 
 
С пожеланиями успехов,
Михаил Кузьмин
 

В избранное