Интервью с Максимом Кайнером, бизнес-аналитиком компании DIRECTUM о трендах: мобильность, облака, неструктурированные
данные, для журнала«Директор информационной службы».
Сегодня много говорят о мобильных клиентах систем и
облачных решениях. Насколько они востребованы и кому действительно нужны? Как
оценить их окупаемость, и имеет ли смысл это делать?
ECM-система должна иметь мобильный клиент, чтобы отвечать
потребностям бизнес-заказчиков. Эксперты Gartner к 2016 году предсказывают
четырехкратный рост затрат на покупку планшетов для нужд бизнеса, что
поспособствует тому, что около 40% всех сотрудников станут мобильными. Прогнозы
аналитиков Forrester гласят о том, что к 2016 году в мире будет 20 миллионов
пользователей корпоративной мобильности. А по данным IDC уже сегодня около 35%
всех работников можно отнести к категории «мобильных сотрудников».
Мобильный клиент ECM-системы востребован со стороны топ- и
мидл-менеджеров. Основные сценарии работы – рассмотрение документов, анализ
KPI, выдача поручений. Окупается внедрение мобильных решений за счет ускорения
и обеспечения непрерывности процессов принятия решений.
С SaaS (сегодня под определением понимается в основном эта
бизнес-модель) для крупных компаний не все просто. Во-первых, возникает вопрос
доверия – не каждый руководитель пойдет на хранение данных во внешнем
дата-центре. Во-вторых, адаптивность под задачи бизнеса; в модели SaaS
возможности настройки сильно ограничены, если не сказать больше (например,
настройка сложного многоступенчатого бизнес-процесса по согласованию с
сокращающимся списком рецензентов). Для крупного бизнеса – это наиболее
критичные факторы, перекрывающие все плюсы.
Микробизнесу же «облака» могут дать значительный толчок в
развитии культуры взаимодействия без серьезных начальных финансовых вложений.
Подойдут SaaS-модели и для локальных задач самостоятельных
бизнес-единиц внутри крупных бизнес-струткур (отделов или проектных групп),
когда нужно разовое или временное решение, а настраивать «тяжелую»
корпоративную систему долго, дорого или даже нецелесообразно.
Анализ неструктурированных данных – реальность или миф?
Реальность. Существуют инструменты для извлечения
структурированных данных из огромного объема неструктурированного контента. К
примеру, это касается анализа текстов на естественном языке. Технологии,
позволяющие решать такие задачи, применяются компаниями Google, Yandex и
другими.
Открытым остается вопрос применения технологий в
ECM-системах, в которых хранится разнородный контент. В корпоративной системе
на основе анализа содержимого документов можно узнать об их ценности (цене
кооперативного контента) и актуальности, оценить рейтинг полезности документа.
Уже сейчас реализованы такие функции, как анализ бизнес-процессов и просчет KPI
на основе комбинированных показателей, релевантный поиск по содержимому
неструктурированных документов, занесенных в систему.
При этом хоть в ECM-системе может храниться большой объем
данных (до десятков терабайт), но этот объем меньше, чем в биллинговых или
ERP-системах, а также в некоторых некорпоративных системах (к примеру, во время
XXX Олимпиады объем одновременно передаваемых данных составлял 1,4 ТБ, а всего
в системах хранились сотни терабайт информации). При таких объемах информации
анализ неструктурированных данных более востребован. Здесь стоит выделить
технологии, тесно связанные с анализом больших данных. Это
In-memory database management system, Cloud computing, In-memory analytics и Predictive analytics.
При этом говорить именно об «анализе неструктурированных
данных» трудно. Задача сводится к тому, чтобы прийти к цепочке «поиск в
неструктурированных данных – выделение главного и структурирование – анализ
полученных структурированных данных». Задача ECM как раз в том, чтобы
осмысливать неструктурированный контент, добавляя к нему структурированную
информацию.
Какие еще направления развития Вы видите?
Консьюмеризация ECM – важная задача. Чтобы облегчить работу
пользователей в системе с разных устройств, значительно переработан и облегчен
пользовательский интерфейс, реализованы механизмы легкого изучения функционала
и подсказок, расширен функционал тонкого веб-клиента, вышли новые версии
решений для планшетов iPad и Surface.
Перспективны социализация и геймификация. ECM-cистема,
позволяющая сотрудникам общаться на рабочие темы, объединяющая их в круги по
профессиональным интересам, показывающая ленты новостей друзей-коллег, дающая
возможность ставить лайки и дислайки, – это шаг в направлении повышения
коллективной производительности. 41% молодых специалистов, по данным
исследования PwC за 2011 год, предпочитали общаться на работе в электронном
виде, а не лично!
Геймификация призвана ускорить вовлечение нового
пользователя ECM-системы в рабочий процесс, дать сотрудникам нематериальный
(или по желанию работодателя даже монетизируемый) стимул делать свою работу
хорошо, достигать результатов, демонстрировать свои достижения коллегам. За
такими бизнес-решениями будущее, так как они нацелены на молодых
профессионалов, которых становится все больше и больше в любой организации.
Полностью интервью опубликовано в журнале «Директор
информационной службы», январь, 2014.