В последнее время мы активно наблюдаем развитие
электронного документооборота первичкой, и не только со стороны операторов,
интеграторов и бизнеса, но и со стороны государства.
С одной стороны, это хорошо. Радует сам факт активного
развития электронного документооборота со стороны государства. Но не слишком ли
быстро государство стало продвигать все новые и новые технологии, в большей
части относительно только счетов-фактур? Я сейчас говорю в основном о
нововведениях ФНС. Давайте попробуем разобраться.
Уже больше года назад были введены электронные
счета-фактуры, и только сейчас их использование набирает обороты. Компании
постепенно начинают внедрять их использование. Параллельно, с 2014 года уже
вводится обязательная электронная отчетность, с 2015 года – электронные журналы
полученных и выставленных счетов-фактур для некоторых категорий
налогоплательщиков. На словах звучит красиво, но ведь компаниям нужносерьезно
менять внутренние процессы для перехода на электронный документооборот
первичкой.
А ФНС в дополнение ко всему разрабатывает все новые формы
документов.
Были введены единые корректировочные счета-фактуры. Для
бумажного документооборота уже все готово, можно использовать. Но как его
использовать в электронном виде? Ведь форматы еще не изменены. Поле,
предусматривающее перечисление номеров нескольких счетов-фактур, может включать
только одно значение.
Утверждена возможность использования универсального
передаточного документа (далее - УПД) и разработана соответствующая форма (см.
Письмо ФНС от 21.10.2013 г. № ММВ-20-3/96@). Сейчас УПД можно использовать на
бумаге и частично в электронном виде (в случае, когда УПД отражает только
сведения о первичном учетном документе, но не о счете-фактуре), но на практике
возникает очень много вопросов: где и как хранить новый документ, как делать
корректировку и исправлять документ? И когда же будут форматы?
Кроме того, стоит подумать о том, что существующие форматы
электронных счетов-фактур только сейчас начинают использоваться, и к ним
компании ещё только привыкают, кто-то уже начинает выстраивать свои процессы
под работу с этими форматами. А с УПД надо будет снова всё менять? При этом
формат счета-фактуры никто не отменяет, а это значит, что будут одновременно
существовать два разных формата, которые надо будет использовать в разных
процессах.
Кстати, о предоставлении документов в инспекцию в
электронном виде. Уже относительно давно ФНС говорит о готовности принимать
электронные счета-фактуры. Но есть реальные случаи, когда требование о
предоставлении документов приходит все еще на бумаге, хотя компания уже
использует ЭСФ, и в соответствии с регламентом обмена, налоговая об этом знает.
Бухгалтеру приходится забыть о прекрасной возможности быстро, несколькими
движениями руки, отправить пачку документов в налоговую. Вместо этого он
распечатывает эту пачку документов, заверяет и как обычно несет ручками или
отправляет через обычную почту. И УПД так же придется сдавать на бумаге, пока
не будут разработаны форматы.
Кстати, не так давно на сайте Клерк.ру проводился опрос о
том, собираются ли компании использовать УПД. 47,7% отвечающих не готовы
использовать в работе УПД и 36,7% ответили положительно. А ведь речь идет пока
о бумажных документах, при том, что УПД должно сократить их количество.
На самом деле, кроме счетов-фактур компании используют и
множество других документов.
В апреле 2012 года на встрече экспертного совета
«Электронные документы – эффективная экономика» были представлены данные о том
какие первичные документы с каким приоритетом стоит переводить в электронный
вид:
А также о готовности разрабатывать и внедрять электронные
форматы документов:
За то время, которое прошло, только для актов выполненных
работ и накладных ТОРГ-12 созданы форматы.
Может быть, стоит переводить в электронный формализованный
вид уже другие виды документов, чтобы максимально исключить из работы бумажные
документы, ведь с формализованными документами на самом деле намного проще
работать: проще искать, доставать информацию и хранить. При этом с электронными
счетами-фактурами ведь ничего не случится, они уже готовы для электронного
документооборота.
Пока большая часть видов документов не будет переведена в
электронный вид, так и будет существовать два потока: электронные документы и
бумажные документы. Это неудобно, это тормозит развитие. Возможно, создание
форматов для других видов документов ускорит переход на электронный
документооборот, и на этой основе будет проще продвигать новые формализованные
документы? Как вы думаете?