В.Ф. Янковая, зам. директора ВНИИДАД, канд. ист. наук, доц.
Порядок
рассмотрения обращений граждан регулируется Федеральным законом от 02.05.2006
№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»*
(далее - Закон). Закон развивает положения ст. 33 Конституции Российской
Федерации, предоставляющей гражданам право обращаться лично, а также направлять
письменные индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной
власти и органы местного самоуправления. Также Закон определяет порядок
рассмотрения обращений граждан в органах власти. Органы государственной власти
и органы местного самоуправления уже давно применяют положения Закона на
практике, и многие органы власти имеют локальные нормативные правовые акты,
определяющие порядок рассмотрения обращений с учетом своей ведомственной
специфики и порядок ведения делопроизводства по обращениям граждан.
В
2010 и 2013 г. в Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации» были внесены изменения, существенным образом изменившие ряд важных
положений Закона. Изменения 2010 г. были вызваны принятием Федерального закона
от 27.07.2010 № 210-ФЗ «О порядке предоставления государственных и
муниципальных услуг», а изменения 2013 г. были вызваны решением Конституционного
Суда Российской Федерации. Эти изменения носят принципиальный характер, меняя
некоторые сложившиеся пред ставления о том, какие документы относятся к
категории документов «Обращения граждан», что, в свою очередь, меняет
некоторые сложившиеся приемы работы с этой категорией документов.
* Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 29.06.2010, 27.06.2010,
07.05.2013).
*
* *
Рассмотрим
те изменения, которые были внесены в Закон. Начнем с тех, которые были внесены
в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об
организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В
связи с принятием данного Закона изменения коснулись тех статей, в которых речь
идет об обращениях граждан, сделанных в электронной форме: это ст. 4 и 7.
В
статье 4 изменения внесены в определение понятия «обращение гражданина»,
которое теперь может быть не только в письменной или устной форме, но и в форме
электронного документа:
«обращение гражданина ... - направленные в государственный
орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме
или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также
устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного
самоуправления».
Конечно,
обращение в форме электронного документа остается по форме воспроизведения
письменным обращением, но главное здесь - форма представления документа и
способ передачи (по информационно-коммуникационным каналам).
Пункт
3 статьи 7, которая и устанавливает право гражданина обращаться в орган
государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу в
электронной форме, в связи с принятием Федерального закона «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг» также изложен в новой
редакции. Сравним первоначальную и ныне действующую редакции данного пункта Закона:
ФЗ № 59-ФЗ в ред. от 02.05.2006
ФЗ № 59-ФЗ в ред. от 02.07.2013
«3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган
местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам
общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом»
«3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган
местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного обращения,
подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным
законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои
фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), адрес электронной почты, если
ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес,
если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе
приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной
форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в
письменной форме»
При
этом положение Закона не содержит никаких указаний относительно придания
юридической значимости обращению в электронной форме. Напомним в связи с этим
положения Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации», п. 4 ст. 11 которого
говорит:
«В целях заключения гражданско-правовых договоров или
оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся
электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано
электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя
такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен
документами»*.
Таким
образом, обмен электронными сообщениями, которые не подписаны электронной
подписью или иным аналогом собственноручной подписи (кстати, законодательство
Российской Федерации не объясняет, что такое «аналог собственноручной
подписи»), нельзя рассматривать как обмен документами. Вместе с тем Закон
обязывает орган власти или должностное лицо, рассмотревшее обращение в электронной
форме, дать на него ответ и направить ответ в форме электронного документа по
адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по
почтовому адресу, указанному в обращении (ст. 10, п. 4 Закона «О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации»).
Из
этого можно сделать только один вывод: Федеральный закон «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обязывает органы власти,
органы местного самоуправления, должностных лиц (а в соответствии со ст. 2
Закон распространяется и на государственные и муниципальные учреждения, и на
иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых
функций) работать с обращениями граждан, не имеющими юридической значимости,
ведь гражданин, направляя обращение в электронной форме, не имеет возможности
подписать его электронной подписью.
*
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации» (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 №
227-ФЗ, от 06.04.2011 № 65-ФЗ, от 21.07.2011 № 252-ФЗ, от 28.07.2012 № 139-ФЗ,
от 05.04.2013 № 50-ФЗ, от 07.06.2013 № 112-ФЗ, от 02.07.2013 № 187-ФЗ).
Понимая это, органы власти при рассмотрении электронных
обращений вынуждены прибегать к различным приемам, позволяющим выйти из этой
весьма непростой ситуации: они либо сообщают гражданину по электронной почте
(если гражданин не указал почтовый адрес, по которому должен быть дан ответ) о
том, что обращение рассмотрено, подготовлен ответ на обращение и гражданин
может получить его лично, представив документ, удостоверяющий личность, или
направляют гражданину электронный образ ответа на обращение, т. е. фактически
его копию. Получается, что в первом случае орган власти вынужден вступать с
гражданином в дополнительную переписку, не предусмотренную Законом, что создает
дополнительную нагрузку на работников органов власти. Во втором случае орган
власти на юридически не значимый документ дает юридически не значимый ответ.
Если же гражданин в своем электронном обращении указал свой почтовый адрес, по
которому орган власти направляет ответ на обращение, то и в этом случае мы
имеем более чем странную ситуацию, когда на не значимый в юридическом отношении
документ (поскольку отсутствует возможность идентификации лица, направившего
обращение в электронной форме) орган власти направляет юридически значимый
ответ (официальный документ).
Не случайно в ряде регионов органы власти, работая с
электронными обращениями граждан, пытаются осуществлять проверку лица
(идентификацию лица), направившего обращение в электронной форме, через
обращение к базам данных региональных управлений ФМС, МВД и др., с которыми
заключаются соответствующие соглашения.
Общий
вывод в связи с данным положением Закона: норма Закона «О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации», дающая право гражданам обращаться в
орган власти с обращениями в электронной форме, противоречит норме
Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации», заставляет органы власти или выходить за рамки правового поля, или
вынуждает их создавать различные варианты выхода из этой ситуации, что
приводит к дополнительной работе и соответственно дополнительным временным и
трудовым затратам.
Статья приведена с сокращением. Полный текст читайте в
источнике.
Вопрос: В нашей организации программисты написали
программу, которая автоматизирует документооборот. Работать в ней неудобно, но
мы (кадры и методисты) работаем в ней уже несколько лет, т.к. этого
требует руководство. От этой системы нам отказаться нельзя. А на днях пришел
приказ "свыше" о внедрении другой системы. Подскажите, пожалуйста,
как быть: дублировать всю информацию из нашей программы в новую? Или вести
только административный документооборот (вх. и исх. переписку, приказы по
основной деятельности, распоряжения директора филиала)?
Проблема совмещения двух систем, а иногда трех – конечно,
очень трудоемкая для сотрудников, которым приходится в них работать. И
зачастую, это происходит по причине приказа «свыше». Головной организации очень
удобно, когда все дочерние организации работают в единой системе и регистрация
происходит в единой системе.
Скорее всего приказ «свыше» затронул не весь ваш
документооборот, а лишь организационно-распорядительную документацию (входящую
и исходящую корреспонденцию, приказы и распоряжения). В таком случае головная
организация не обяжет вас регистрировать следующие документы: служебные
записки, заявления, поручения, листы согласования, технологии, регламенты и
внутренние распоряжения. А эти виды документов в некоторых организациях
достигают 90% от всего документооборота. Тогда, конечно же, дублировать вашу
внутреннюю документацию в новую систему нет смысла, ведите только
административный документооборот.
Возможно ваши обе программы имеют разный функционал, и вам
будет удобно в новой программе выполнять какие-то специфические функции для
работы со входящими (например, пересылка документов с учетом электронных
подписей в головную организацию или захват со сканера и т.д.).
Дополнительно я предлагаю рассмотреть несколько вариантов,
которые помогут оптимизировать работу:
Самый рискованный и длительный, а иногда и
дорогостоящий вариант – доработать внутреннюю неудобную программу.
Риски понятны: может ничего не получиться, процесс доработки может сильно
затянуться и длиться несколько лет. Помимо рисков, вам, конечно же,
придется регистрировать некоторые документы в двух системах. Но силами
программистов можно сделать интеграцию, чтобы минимизировать неудобства
совмещения двух систем.
Полностью перейти на новую систему, которую вам
спустили с головной организации. Хорошо изучив ее функции, возможно,
вы сможете убедить ваше руководство в целесообразности этого. Некоторое
время вам в любом случае придется дублировать информацию, как всегда
делается при переходе с одной системы на другую. Риски: вам могу
отказать в большом количестве лицензий новой программы, отказать в доработке
системы, оптимизации системы под свои нужды (даже собственными силами). Но
это очень хороший вариант, который вам позволит уйти от двойной регистрации
и работы в разных интерфейсах.
Внедрить хорошую систему для автоматизации внутреннего
документооборота, в которой вам приятно и удобно будет работать. Рекомендую
в процессе выбора системы поднять вопрос об интеграции с системой, которую
спустили «свыше», чтобы минимизировать действия по регистрации документов
в разных системах.
Все эти варианты требуют решимости и хорошей проработки.
Успехов вам!