Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология для всех

  Все выпуски  

Развитие малой группы



Развитие малой группы
2014-03-01 19:25 info@psinovo.ru (Administrator)

Психологические механизмы формирования (возникновения, образования) малых групп могут существенно различаться в зависимости оттого, о каком классе групп идет речь. Образование формальных групп, выступающих структурными элементами социальных организаций и институтов, происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках данной конкретной группы. В этом случае более правильно говорить о механизмах вхождения или включения индивидов в формирующуюся или уже существующую группу. К числу таких механизмов относится, в первую очередь, привлекательность данной конкретной группы для индивида. Однако вхождение индивида в ту или иную формальную группу, как правило, определяется интересами и потребностями, не связанными непосредственно с потребностью в общении и объединении именно с данными людьми. Именно этим объясняется известный феномен расхождения между группой членства и референтной группой (или значимым кругом общения), исследованный американским психологом Д. Хайменом (1942), и существование неформальных групп внутри формальных организаций.

Подробнее...



Человек, как его видит гештальт-терапия
2014-03-01 20:24 info@psinovo.ru (Administrator)

Человек, как его видит гештальт-терапия

Человек, как его видит гештальт-терапия.

Человек - это в первую очередь организм, живущий в среде и движимый естественными потребностями.

Разговор о человека как об "организме" для Фрица Перлза - скорее метафора, но эта метафора пронизывает все тексты гештальт-терапевтов. Организм, среда, потребности поглощения и выделения, целостный цикл контакта - это нормально и это все. Все остальное - нарушения, в ликвидации которых должна помочь гештальт-терапия. Возможны ли другие взгляды на человекаНастоящий двигатель жизни - не голова, не разум, а желания, чувства и энергия потребностей. Во время консультации одна из главных задач гештальт-терапевта - найти энергию клиента, найти то, на что клиент откликается живо, эмоционально. Разговоры о целях для гештальт-терапевта только тогда чего-то стоят, если за ними стоит энергия личных желаний, если человек сам лично хочет то, о чем говорит. "Надо" - обычно пустышка и скорее желание чужое. Надеяться на волю, на возможность добиться чего-либо на волевом усилии - благоглупость. Личность (организм) стремится скорее к гомеостазу, нежели к развитию. Для гештальт-терапии оптимальный путь развития личности видится в наиболее полном раскрытии личностного ядра и проявлении во всех формах осуществляемой человеком активности, когда периферический и индивидный уровни функционируют в гармонии с определяющим сущность личности ядром и обеспечивают достижение внутреннего тождества человека с самим собой. Каждый человек, как организм, живет своей жизнью и заботится в первую очередь о себе. Если вы заботитесь о себе, это у гештальт-терапевт вызовет понимание. Если вы заботитесь о ком-то еще, это у гештальт-терапевта вызовет вопрос: "Зачем вам это надоКакая потребность у вас за этим стоитЗачем это нужно вам?" Пока вы заботу о других не сведете к удовлетворению собственных потребностей, вы будете вызывать у гештальт-терапевтов обеспокоенность и Тревогу, вызывать подозрения в нарушенном цикле контакта. Человек живет в окружении среды, которую или завоевывает он, или она подавляет его. Из книги Ф. Перлза "Практика гештальт-терапии". "Почему начавшееся в направлении вовне, к среде действие не продолжает развиваться в том же направленииПотому что человек встретился с препятствием, которое в тот момент было для него непреодолимым. Среда – по больше части другие люди – оказалась враждебной его усилиям, направленным на удовлетворение потребности. Люди фрустрировали его намерения и наказывали его. В таком нервном состоянии ребенок – а как правило это происходит в детстве – не мог не проиграть. Чтобы избежать боли и опасности, связанных с новыми попытками, он сдался. Среда, будучи сильнее, побеждает и навязывает свои желания вопреки его желаниям. Вместе с тем, как не раз было показано в последние годы, наказание не устраняет потребность в поведении, которое наказывается; ребенок научается лишь сдерживать соответствующие реакции. Импульс или желание остаются такими же сильными, как раньше, и, не будучи удовлетворенными, постоянно организуют двигательный аппарат, – позу, рисунок мышечного тонуса, начинающиеся движения, – в направлении открытого выражения. Но поскольку последнее грозит наказанием, организм начинает вести себя по отношению к импульсу так же, как вела себя среда, – то есть подавлять его. Таким образом энергия разделяется. Часть ее по-прежнему стремится к первоначальной и никогда не достигаемой цели; другая часть ретрофлексируется, чтобы держать эту стремящуюся наружу часть под контролем. Сдерживание достигается напряжением мышц, антагонистичных тем, которые вовлекаются в наказуемое действие. На этой стадии две части человека направлены диаметрально противоположно друг к другу и сходятся в "клинче". То, что первоначально было конфликтом организма и среды, превратилось во "внутренний конфликт" между одной частью личности и другой ее частью – между одним поведением и другим, противоположным". Целостность личности как организма: взаимосвязь тела, ума и эмоций (переживаний). Человек - существо целостное, ум, чувства и тело работают как единая взаимосвязанная система.

Метки: личность, воля, тревога



В избранное