Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как Xiaomi потеряла $40 млрд: в чем причина неудач стартапа Юрия Мильнера






Как Xiaomi потеряла $40 млрд: в чем причина неудач стартапа Юрия Мильнера
2016-08-19 16:34

В издании International Business Timesвышластатья, в которой разбирается причина падения продаж и доходов портфельной компании Юрия Мильнера Xiaomi, еще недавно называемой «Apple Востока». Firrma публикует адаптивный перевод статьи.

Через четыре дня после рождества 2014 года китайская компания Xiaomi объявила о привлечении раунда в размере $1,1 млрд при оценке в $45 млрд. Всего 18 месяцев после этого раунда оценка компании упала до $4 млрд. Так, что случилось с некогда самым дорогим стартапом в мире?

Среди инвестировавших в компанию есть и Юрий Мильнер, который предсказал, что оценка Xiaomi вырастит более чем в два раза, до $100 млрд. В интервью Bloomberg Мильнер назвал скорость роста компании «беспрецедентной».

И ведь Мильнер разбирается в таких вещах. Его инвестиции в Facebook в 2009 году, когда она была оценена в $10 млрд, помогли ему стать миллиардером, после того как соцсеть стала публичной компанией в 2012 году. Он также стал инвестором китайского гиганта в сфере электронной коммерции Alibaba в 2011 году, за три года до того, как компания вышла на IPO.

Но даже с такой репутацией, как у Мильнера, можно допустить ошибку. Сейчас доля Xiaomi на рынке смартфонов резко упала, а экосистеме «умных» устройств – которая включает в себя кухонные плиты, VR-гарнитуру и даже зонтики – не удалось принести компании существенного дохода.

Согласно данным, опубликованным на этой неделе исследовательской компанией IDC, продажи смартфонов Xiaomi упали почти на 40% в Китае во втором квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом в 2015 году. В целом же, китайский рынок смартфонов вырос за этот период на 4,6 % и, хотя Apple тоже пострадала от сильного падение продаж, у реальных конкурентов Xiaomi в средне-низком ценовом сегменте рынка – Huawei, Oppo и Vivo – наблюдался значительный рост. По словам аналитика Ричарда Виндзора, доходы компании могут упасть еще на 10-20% в 2016 году, что снизит оценку стоимости Xiaomi до всего $3,6 млрд.

Так, почему же все пошло не так для компании, которую когда-то окрестили «Apple Востока»?

Почему все пошло не так для Xiaomi

Стремительный взлет Xiaomi был основан на одном простом факте: компания была в состоянии выпускать смартфоны премиум-класса, которые стоят дешевле продукции Apple или Samsung. Однако это преимущество быстро исчезло, когда несколько производителей последовали примеру Xiaomi, и создали собственные смартфоны, которые предложили премиальные функции по низким ценам.

Кроме того, в отличие от Xiaomi, его конкуренты были в состоянии предложить что-то новое и инновационное. Vivo представила изогнутые экраны, Oppo и OnePlus – быструю зарядку, LeEco предложил эксклюзивный контент, а Huawei вывела на рынок камеру с двойной линзой и датчики отпечатков пальцев.

По словам аналитика CounterPoint Research Нила Шаха, рост Xiaomi застопорился из-за конкурентов с лучшей научно-исследовательской состовляющей, «вертикальной» производственной экспертизой, а также с большем географическим распространением. Он называет одной из основных причин неудач неспособность Xiaomi к инновациям.

Другой проблемой для Xiaomi является то, что компания продолжает делать акцент на ультра-бюджетном сегменте рынка с продуктами серии RedMi (линейка смартфонов Xiaomi), несмотря на очевидные доказательства того, что китайские клиенты готовы платить больше за смартфоны. Решение отложить выпуск более продвинутых Mi Note 2 в пользу бюджетных Redmi Note 3, который был запущен в начале этого года, означает, что компания запуталась в своих приоритетах и не смогла заметить изменения рыночных условий.

Несбыточные мечты о международной экспансии

Одна из причин, почему Милнер был настолько уверен в потенциале Xiaomi еще в декабре 2014 года, что даже удвоил потенциальную оценку компании, заключалась в том факте, что компания продавала только смартфоны в нескольких азиатских странах. Расчет был в том, что когда Xiaomi запустит продажи смартфонов в Западной Европе и Соединенных Штатах, она станет международным игроком.

Проблема заключается в том, что у Xiaomi нет портфеля патентов, чтобы выйти на эти рынки. Компанию долго обвиняли в копировании продукции основных игроков, таких как Apple и Samsung. Xiaomi совершенно не готова выйти на более зрелый рынок, где она сразу же столкнется с «залпом» патентных исков, которые загонят в тупик любые шансы спозоционировать себя в качестве основного игрока.

Даже в Индии, которая является вторым по величине рынком для компании, Xiaomi столкнулась с запретом на продажи из-за нарушений патентов Ericsson. И несмотря то, что она подписала патентные лицензионные соглашения с Microsoft и Qualcomm, компания все еще не готова выходить на широкие рынки.

Кроме того, как в качестве предпосылки для огромного потенциала для роста, инвесторы указывали на фанатичную клиентскую базу компании в Китае как на основное преимущество. Пользователи Xiaomi были глубоко вовлечены и – по данным компании – готовы были покупать экосистемные продукты Xiaomi, сердцем которой были смартфоны.

Отсутствие лояльности

Проблема этого анализа в том, что клиенты – в частности, китайские клиенты – очень подкованы и мало лояльны или вообще не лояльны к бренду. Согласно исследованию 2014 года, проведенному фирмой Bain&Company, бренды в Китае постоянно приходится завоевывать новых клиентов из-за недостатка лояльности. Xiaomi, возможно, удалось когда-то убедить новых клиентов воспользоваться своими продуктами, но сейчас это уже не получается.

Xiaomi всегда называла себя «интернет-компанией», а не производителем смартфонов, в последние несколько лет она вложилась в широкий спектр hardware-стартапов, которые создают продукты связанные с сетью, которая она называет Mi-экосистема.

«Несмотря на то, смартфоны всегда были ведущим продуктом для Xiaomi, компания всегда видела свое будущее в более широком смысле, по существу, компанией в сфере электронной коммерции для целого спектра продуктов," – говорит Ян Доусон, главный аналитик Jackdaw Research.

Это звучит хорошо в момент, когда на мировом рынке смартфонов, как ожидается, ежегодный рост продаж составит лишь 3,1% в 2016 году. Проблема в том, что Xiaomi не смог сделать так, чтобы какие-либо из ее инвестиций смогли окупиться.

«Xiaomi находится в глубоком д***е»

Xiaomi – частная компания, и поэтому она не делает публичные отчеты по финансам, но данные CounterPoint Research показывают, что до 85% доходов компании поступает от смартфонов, в то время как другой основной источник дохода – отдел программного обеспечения и услуг.

Это означает, что инвестиции в стартапы подобные Ninebot (китайская компания, которая купила Segway) еще предстоит окупить и неясно, случиться ли это когда-нибудь.

Как написал Стив Милворд в своем блоге на Tech in Asia, «Xiaomi находится в глубоком д***е», из которого трудно увидеть обратный путь.

Все это позволяет предположить, что Xiaomi, известная как «Apple Востока», в скором времени может стать известна как «Blackberry Востока».


В избранное