Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Зарубежный акселератор VS российский






Зарубежный акселератор VS российский
2015-10-28 13:32

Летом 2014 года сервис p2p аренды вещей Rentmania прошел акселерацию во ФРИИ, а в мае 2015 команду пригласили в финский акселератор StartupSauna. О сходствах и различиях, об атмосфере и европейских инвесторах рассказывает основательRentmania.orgАркадий Мешковский.

Что нужно, чтобы попасть в акселератор StartupSauna

Мы получили мейл-рассылку от ВШЭ о предстоящем очном отборе компаний в Сауну. Заполнили бриф по специальной форме и пришли в назначенный день в кампус ВШЭ на англоязычные питчи.

Помимо нас на очную презентацию отобрали еще 15 команд из России, из них после трехминутных питчей выбрали семь, с которыми представители Сауны пожелали поговорить подробнее в течение 20 минут, затем день-в-день были объявлены три финалиста, в числе которых мы. Через неделю нам пришел запрос составить мотивационное письмо и Lean Canvas.

Еще через пару недель нас ждал skype-call с экспертом, где были заданы уточняющие вопросы по текущему состоянию компании, метрикам, нашей мотивации и т.д. А еще через пару недель поступило финальное подтверждение и приглашение приехать на программу.

Общее время от подачи заявки до приглашения составило порядка 2 месяцев. Приятно было отметить, что после нашей победы в отборе европейцы поддерживали контакт практически в реальном времени и быстро предоставили приглашения на визу. Аналогии в процессе подачи заявки между Сауной и ФРИИ вряд ли стоит искать – настолько различается механизм и целеполагание.

Поскольку отбор во ФРИИ предполагает финансирование стартапа и вхождение в долю заявка на акселерацию более детальная и многоуровневая. И общались мы не только с экспертами, но и с юристами, прежде чем получили одобрение от ФРИИ.

Мы как-то писали, что во ФРИИ попали лишь с третьего раза. Так вот, в Сауну со второго.

Первый раз мы подавались год назад: лишь с прототипом, очень слабой презентацией и отсутствием какого-либо трекшена. Тогда нас даже не пригласили на первичное общение с коучами. В этом году было все иначе, к тому же мы уже были выпускниками ФРИИ. Доля здорового упорства – это наше кредо! Мы часто в команде смеемся над этим анекдотом:

«На собеседовании:
- И напоследок скажите нам ваше самое сильное качество.
- Настойчивость!
- ОК, мы сообщим вам о своем решении.
- Спасибо, я подожду здесь».

С гордостью отмечу, что Rentmania стала одной из 14 отобранных команд весеннего набора Сауны-2015. Хотя заявки принимались из 15 городов Восточной Европы, и всего на акселерацию претендовали 545 команд.

Почему выбрали нас

Я думаю, есть несколько причин:

1. В первую очередь европейцы обратили внимание на наши горящие глаза и неподдельный драйв, исходящий от всей команды в ходе очной встречи. На первичном отборе мы были втроем, и двое моих коллег в какие-то моменты так страстно рассказывали о нашей компании, что мы иногда перебивали друг друга.

2. Мы уже были выпускниками авторитетного акселератора ФРИИ, и на фоне других смотрелись довольно прокачанной командой, которая легко оперировала понятиями ARPPU, CAC и пр. Более того, мы сразу сделали акцент в презентации на то, что у нас не идея с прототипом, а компания с клиентами и выручкой.

3. StartupSauna выискивает и приглашает стартапы исключительно с потенциалом глобального масштабирования, соответствующими амбициями и способностями команды.

Честно говоря, мы до последнего сомневались, ехать ли в Финляндию в очередной акселератор. Участие в Сауне это отрыв от текущих дел, полное погружение в программу, которая могла оказаться для нас лишь повторением пройденного. Но раз уж срок не длинный – всего 5 недель – и выпадают они на май-июнь (спад деловой активности), мы решили не отказываться от возможности получить международный опыт. Спасибо парням из SocialMart и Кириллу Рожковскому, которые были до нас в Сауне и помогли дельными советами.

12178182_929648153777121_2057522853_n.jpg

Что предлагает Sauna и что просит взамен

Финский акселератор не забирает никаких долей, но и не предлагает финансирование. Сауна предлагает на выбор либо грант до 1 000 EUR (компенсация расходов на дорогу и проживание по чекам), либо предоставляет проживание в хостеле.

Мы выбрали проживание и не прогадали, так как жилье в Финляндии очень дорогое, а выбор на Airbnb очень скудный. Взамен Сауна требует присутствия двух представителей и их полного вовлечения на пять недель. Никаких официальных документов об участии мы не подписывали.

StartupSauna создана для развития инновационной эко-системы в Финляндии. Она финансируется финским государственным фондом развития инноваций под названием Tekes.fi (напоминает РВК) и хельсинкским университетом Aalto.

О программе

Программу нам выслали за неделю до приезда, и она не менялась. В сравнении с расписанием акселератора ФРИИ на первый взгляд программа StartupSauna показалась просто каникулярной! Рабочий график – с 13 часов понедельника до 13 часов пятницы – и все.

Вспоминаю нашу первую вводную неделю в ФРИИ – это было очень напряженно. Первые три дня стартового обучения – погружение в понятийный аппарат и юнит-экономику. Далее три дня обязательных лекций, параллельно – согласование и подписание документов.

И тут же, в субботу, первый трекшн-митинг, где уже нужно ответить на конкретные вопросы, что сделано за неделю для бизнеса. Как позже нам пояснили, такой интенсивный режим создавался специально, чтобы вывести из зоны комфорта, встряхнуть, зарядить.

В Sauna все шло очень размеренно. Еще раньше, работая с европейцами, я замечал, что они практически никогда не критикуют, всегда обходительны. В Сауне многое остается на самосознание фаундеров. Для нашей второй акселерации это было оптимально, когда уже имеешь опыт ФРИИ.

Расписание выглядело так:

Понедельник
К нам приходили успешные предприниматели и выпускники StartupSauna, которые делились своим бизнес-опытом и отвечали на откровенные вопросы. Разговор был в стиле «посиделок на кухне». Один из выпускников Сауны рассказывал, что до прихода в акселератор они считали, что их ЦА чуть ли не весь мир. Затем они начали дробить, дробить и еще раз дробить свою ЦА и улучшать продукт, пока не нашли своего целевого клиента с острой болью. Другой выпускник делился разочарованием от общения с бизнес-ангелами, которые говорили, что он еще не готов к инвестициям и требовали больше трекшена. Параллельно с этими переговорами его компания привлекла EUR 1,5 млн от американского фонда. Вот так!

Вторник
Питчи, питчи, питчи – целый день был посвящен только этому. Время презентации – 3 мин. Коучами по презентациям были три супер-профессиональных эксперта по презентациям («трое лысых мужчин», и, кстати, их компания называлась так же), Эта европейская компания, которая специализируется исключительно на презентациях и питчах, как всем известный Александр Яныхбаш. Мне казалось, я уже достаточно знал о презентациях и питчах, но после Сауны это понимание закрепилось окончательно. Есть мнение, что в Сауне больше половины времени акселерации уделяют питчам, и в какой-то мере этот тезис справедлив. Однако, позже я осознал, какой в этом глубокий смысл. Питч - это вся соль о текущем положении компании. Каждое слово в трехминутном питче – на вес золота. Все, что ты говоришь, нужно не раз проверить и подтвердить на рынке – начиная от позиционирования компании, заканчивая суммой фандрайзинга и call to action.

Приведу несколько общих тезисов, которые мне запомнились и будут полезны всем:

- называть свою компанию проектом – большая ошибка. Необходимо сразу думать, как компания, как долгосрочный успешный бизнес. Финны подмечали, что приезжающие из России часто называют свой бизнес «проектом» и переубедили нас в пользу «компании» одной большой лекцией на эту тему. Потом по приезду в Москву я писал об этом у себя в Фейсбуке, но меня не сильно услышали.

- никому не интересно имя спикера в начале презентации. Представиться стоит в конце, когда вы показывайте слайд call to action и контакты. Только те, кто заинтересовался вашей презентацией, получат информацию, куда и к кому обратиться.

- презентоваться нужно как минимум с улыбкой, но крайне желательно с элементами шоу. Мы ведь делаем стартапы – будущие мировые корпорации! И без всяких ресурсов! Как можно говорить о таком всерьез и с невозмутимым лицом?

По средам в первой половине дня проходили лекции/воркшопы, а во второй половине дня всегда было пять-семь двадцатиминутных встреч с приглашенными экспертами. В ходе них можно было получить интересное мнение со стороны, интро другому полезному человеку, или дельные советы от различных VC, акселераторов, успешных фаундеров-предпринимателей, маркетологов и прочих людей из интернет-отрасли Скандинавии.

Кстати, у резидентов Сауны нет отдельно закреплённых за ними персональных трекеров. В Сауне тебе никто регулярно не напоминает про важность выручки, не помогает искать причины медленного роста.

В какой-то мере альтернатива трекерам ФРИИ в Сауне – это внимание со стороны внешних экспертов, зачастую совершенно незнакомых нам людей. Многие из них – занятые, успешные люди, мультимиллионеры. Каждый такой состоявшийся эксперт готов помогать нам, как кто-то когда-то помог ему.

В последнее время ростки такой деятельности стали наблюдаться и в нашей стартап-индустрии, но все, что я пока видел лично в Москве, выглядело в большей степени не искренне: большинство предпринимателей, у которых что-то более-менее получилось в России, заболевают звездной болезнью и «корона» мешает им общаться на равных с младшими коллегами. Они не видят в молодых ребятах некогда себя. Как-то я увидел наклейку на автомобиле ученика «Вспомни себя, придурок!». Очень дельное послание.

Еще одна традиция Сауны национальное барбекю по средам. Еженедельно две-три команды объединялись и представляли резидентам национальную кухню - из финских продуктов! Мы тоже сделали свою пати вместе с парнями из Украины, естественно предложив гостям водку, сало, огурцы, селедку, салат «оливье» и винегрет. Эти еженедельные вечеринки напомнили мне наши московские посиделки на кухне ФРИИ и совместные походы «по пиву» в кафе «Нью-Йорк».

Еще одна национальная финская особенность – сауна и пиво в открытом доступе.
Организаторы и коучи говорили, что если кому-то для поднятия духа нужно выпить или попариться, то всегда пожалуйста, в любое время. Это абсолютно нормально.

По чевергам были различные воркшопы.
Запомнился интересный метод воркшопа про Lean Canvas. Сначала мы выслушали вводную часть и лишний раз вспомнили о том, почему канвас так важен. Ведь многие команды, однажды сделав канвас, кладут его на полку и дальше вслепую продолжают делать продукт, забывая, что каждая фича должна соответствовать ценностям для целевой аудитории. И чем четче сформулирован целевой сегмент, тем лучше.

Затем мы заполнили свои бизнес-модели на white boards и делали питчи друг другу (одна команда другой команде). После были питчи для приглашенных экспертов – около 30 гостей ходили по залу, слушали и ставили баллы. Финальным этапом шесть лучших стартапов по результатам экспертного оценивания делали питчи приглашенному авторитетному VC.

Пятница проходила в формате привычного нам по ФРИИ трекшн-митинга, только в сауне он назывался KTSO (kick the shit out).

Каждый стартап начинал свою презентацию с общего трехминутного питча, затем рассказывал 3*3*3 (три успеха за неделю, три фейла и какие три задачи планируются к выполнению). Затем к этому добавили слайд с метриками (например, выручка, количество регистраций и т.п.). Мы не увидели большой экспертизы в Сауне по юнитэкономике. То есть, представители сауны владеют терминологией, но мы здесь чувствовали себя на голову выше остальных. Отдельный респект таким экспертам ФРИИ, как Илья Красинский и Даниил Ханин.

Сколько команд было в программе

В наборе было 14 команд. Резиденты Сауны были из 10 стран (Дания, Шотландия, UK, Румыния, прибалтийские страны и даже США). Все, кроме нас, общались на английском языке, как на родном. Нам все же понадобилось две недели на адаптацию.

Какая польза для нас

Сама Финляндия очень комфортная страна: отличная инфраструктура, природа, правда все довольно дорого. Программа Сауны прекрасно сбалансирована и дает возможность по-новому взглянуть на свою компанию глазами европейца, человека с другой ментальностью – без границ, догм и стереотипов. При этом акселерация отчасти напомнила мне комплексный тренинг личностного роста, с выездом куда-нибудь на красивую природу.
Нам очень понравилось: мы с пользой провели время, прокачались и индивидуально, и как команда, и теперь имеем четкую картину с позиционированием компании и тем, что конкретно предстоит делать. Нам говорили, что большинство команд из РФ приезжает, участвует в программе и, к сожалению, уезжает обратно, упуская возможность стать глобальными, так как внутренний рынок в РФ достаточно большой. Но для Rentmania внутреннего рынка мало – и мы хорошо разведали европейскую почву благодаря Сауне.

Кому бы мы порекомендовали участие в Стартап Сауне

В первую очередь тем компаниям, которые ориентированы на другие рынки.

Во вторую очередь – если ваш стартап нуждается в свежем взгляде со стороны и переосмыслении. Хорошо, если вы прошли уже одну из акселерационных программ и понимаете общие принципы LeanStratup, имеете понятие о Unit Economy.

В-третьих, желательно ехать на акселерацию именно в ту страну, где в дальнейшем хочешь вести деятельность. В этом смысле Финляндия нам подходит больше, чем, например, Болгария, Румыния, Украина или Франция. В Финляндии хорошая экосистема для технологических компаний, страна близко расположена к РФ (из Москвы лететь 1 час 20 мин, из СПБ ехать три часа на автомобиле).

Кстати, приятно отметить что следом за нами в Сауну отправилась команда AppFollow.io – тоже выпускники ФРИИ. Мы рады за них и свою alma mater!

Как относились к тому, что мы из РФ

С одной стороны, Россия – это крупнейший рынок, который превосходит по объему любой самый развитый европейский. Все относятся к масштабу региона с большим уважением, а конкретно Москва вызывает особый восторг, ведь это население всей Скандинавии вместе взятой.

С другой стороны, информационная пропаганда сделала свое дело – некоторые люди искренне сочувствовали нам, говорили, что скоро все наладится.

Инвестиционная привлекательность стартапа, находящегося в российской юрисдикции, для зарубежных фондов и бизнес-ангелов сейчас близка к нулю. В качестве источника финансирования стоит полагаться на внутренний рынок или решать вопрос с другой юрисдикцией.

Где нам оказалось полезнее: Сауна или ФРИИ

Лично я руководствуюсь известной философией: пока ученик не созрел, мастер не придет.
Летом 2014 года нам очень помог ФРИИ: придал ускорение, научил работать методом проверки гипотез, помог разобраться в юнит-экономике, дал экспертный взгляд от местного рынка. ФРИИ – это очень полезный и качественный акселератор, если у вас компания на ранней стадии, с прототипом и первыми продажами, миллион идей и планов по дальнейшему развитию, но не достаточно ресурсов и понимания, куда идти и что делать.

Стартап Сауна полезна, если у вас есть перспектива работать за пределами РФ, если нужна обратная связь от внешнего рынка, если не хватает международных связей. Мы благодаря Сауне узнали все о возможностях поддержки стартапов на госуровне в Финляндии, а также получили приглашение в другой европейский акселератор.

Для справки

RENTMANIA – онлайн-сообщество, участники которого берут в аренду друг у друга товары для спорта и активного отдыха по разумным ценам, с доставкой и без залога. Сообщество начало свою активную работу в июне 2014 года вместе с началом очной акселерации во ФРИИ.

StartupSauna – финский акселератор для инновационных технологических компаний ранних стадий стран Восточной Европы, Скандинавии и России.



Mail.ru Group упрощает структуру и консолидирует активы в России
2015-10-28 14:29
Холдинг Mail.ru Group проводит реорганизацию своих активов, объединяя дочерние компании в России. Также компания меняет структуру собственности российских активов, исключая из нее иностранные компании. Об этомсообщаетИнтерфакс.

В сентябре ООО «Интернет компания Мэйл.ру» стало владельцем 100% ООО «Мэйл.ру», которое ранее принадлежало кипрской MGL Mail.ru Equity Ltd. «Интернет компания Мэйл.ру» также полностью владеет ООО «Мэйл.ру Геймз» и ООО «Одноклассники», которые будут присоединены к «Мэйл.ру». ООО «Интернет компанией Мэйл.ру» теперь владеет кипрская MGL Mail.ru. Equity Ltd вместо виргинской Mail.ru Group ltd.

ООО «ВКонтакте»,которое владеет одноименной соцсетью и принадлежит структурам Mail.ru, в июле поменяло владельцев. Ранее компания принадлежала — Mail.ru Group ltd. (50,07%) и кипрской VK.Com Holdings (49,93%). Теперь владельцами стали «Мэйл.ру» и «Интернет компания Мэйл.ру» соответственно.

«Дочками» «Мэйл.ру» являются также НКО «Деньги. Мэйл.ру» и «Мэйл.ру Технолоджиз».

В компании Firrma пояснили, что данные изменения связаны с консолидацией группы и упрощением ее структуры

О Mail.ru Group

Mail.ru Group является владельцем русскоязычных социальных сетей Одноклассники, «ВКонтакте» и Мой Мир. Компании также принадлежат мессенджеры Агент Mail. Ru и ICQ, почтовый сервис Mail.ru и одноименный портал. Кроме того, Mail. Ru Group миноритарными долями в ряде небольших российских и украинских интернет-компаний. Головная компания холдинга — Mail.ru Group ltd. зарегистрирована на Виргинских островах. Ее ADR торгуются на Лондонской фондовой бирже, free float составляет 49,8%. Уставный капитал Mail.ru состоит из 11 млн 500 тыс. 100 акций класса «А» (обладают 25 голосами, не торгуются на бирже) и 208 млн 582 тыс. 82 обыкновенных акций (один голос, торгуются на бирже). Основной акционер Mail.ru — холдинг Алишера Усманова и его партнеров USM, он владеет 15,2% капитала и 58% голосов. Южноафриканской медиакомпании Naspers принадлежит 27,55% капитала и 12,2% голосов. Третий по величине акционер Mail.ru — китайская интернет-компания Tencent, владеющая 7,37% капитала и 3,27% голосов. Гендиректору и председателю совета директоров Mail.ru Дмитрию Гришину принадлежит 1,84% капитала и 0,82% голосов.


В избранное