Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как запустить акселерационную программу для 2500 стартапов со всей страны






Как запустить акселерационную программу для 2500 стартапов со всей страны
2015-07-07 00:00

В 2015 году федеральный акселератор GenerationS поменял формат. В том числе добавился этап онлайн-Предакселератора, который пройдут около двух с половиной тысяч стартапов. Лучшие проекты, отобранные жюри, попадут в следующий этап и пройдут очную акселерацию по семи отраслевым направлениям GenerationS-2015. Замир Шухов, исполнительный директор GVA LaunchGurus, рассказал, как устроен онлайн-акселератор и какие технологии помогли собрать на одной площадке такое количество стартапов и экспертов.

Для того, чтобы иметь возможность провести онлайн-акселерацию для двух с половиной тысяч стартапов силами четырех сотен экспертов и менторов, РВК и оператор Предакселератора GVA LaunchGurus с нуля разработали специальную онлайн-платформу. Она включила в себя все инструменты традиционной очной акселерации: плотное индивидуальное общение эксперт-стартап, постоянную обратную связь, горизонтальные взаимодействия между стартапами. Задача Предакселератора - помочь стартапам уточнить свою бизнес-модель и сформулировать ее в большом расширенном профиле своей компании. На основании этих профилей будет приниматься решение о дальнейшем участии стартапа в GenerationS.

До этого такая масштабная программа акселерации в России никогда не проводилась онлайн. Это пилотный проект. Он позволяет расширить географию и не ограничивать количество участников. В прошлые годы РВК и партнеры путешествовали по регионам в рамках GenerationS и давали очные семинары и мастер-классы. В этом году решено оцифровать процесс и сделать акселерацию более доступной для стартапов и при этом более насыщенной.

_photo_(176).jpg

Как выглядит процесс

1. Программа основана на методологии, которая используется в очной акселерационной программе GVA LaunchGurus и GenerationS и адаптирована под индустриальные стартапы. Помимо лекций на общие бизнес-тематики, есть специфические лекции для каждого из треков, которые освещают особенности отраслевых рынков. Таких лекций восемь и к каждой прилагаются дополнительные материалы, которые можно скачать и использовать при выполнении домашних заданий.

2. Домашние задания делятся на два этапа: короткие тесты для проверки усвоения материала лекции и аналитическая работа. С учетом знаний, полученных на лекции, предприниматель должен заполнить отдельные блоки расширенного профиля своей компании: бизнес-модель, рынок, продвижение и другие.

3. Эксперты, закрепленные за стартапом в качестве индивидуальных преподавателей, проверяют домашнее задание, дают рекомендации по каждому блоку и либо принимают домашнее задание, либо отправляют его на доработку.

4. После прохождения всех восьми этапов каждый стартап проходит скайп-собеседование с экспертом и получает финальную оценку.

Какие инновации заложены в онлайн-платформу

1. Сама технологическая платформа. Она разработана по заказу и при экспертной поддержке РВК. Выглядит платформа как онлайн-площадка с личным кабинетом. У проектов есть возможность выбирать образовательные модули и, проходя их, получать баллы. Эксперты и сами предприниматели видят успеваемость, могут отслеживать набираемые баллы. У экспертов есть специальный дашборд, на котором видно трекинг проекта: как стартап проходит программу, на каком этапе находится. Видно, сколько стартапов реально занимаются по программе, сколько отлынивают. Есть скоринговая таблица, в которой сводятся общие результаты.

2. Сложная система оценки, основанная на аналитической шкале. У каждого балла, выставляемого за выполнение домашнего задания, есть веса, которые зависят от того, какой элемент программы важнее для того или иного трека. Для разработки скоринговой системы привлекался ряд экспертов. Фактически это цифровой аналог живого фидбека от преподавателей, который стартап получает в ходе очной акселерации, переведенный в количественные показатели и выраженный в аналитической шкале. Такая система дает самому предпринимателю возможность оценить, на каком месте он находится среди стартапов его уровня. Это помогает смотреть на вещи реально. В дальнейшем было бы интересно перевести эти инструменты оценки в публичный рейтинг.

3. Горизонтальное общение и нетворкинг внутри платформы, реализованное в рамках региональных оффлайн-мероприятий. Региональные партнеры GenerationS будут собирать стартапы из своего региона на своих площадках, демонстрировать лекции на большом экране и предоставлять одного-двух собственных экспертов. Вместе со стартапами они будут обсуждать лекции, курировать выполнение домашних заданий. Учитывая, что лекцию можно просмотреть в любой момент, они могут не привязываться к конкретному времени, а делать это тогда, когда им удобно.

_photo_(341).jpg

Мы надеемся, что наш пилотный проект получит развитие. Возможность проводить акселерацию в онлайн-формате даст серьезный толчок развитию инновационно-венчурного рынка в России, поскольку обеспечит возможность гораздо активнее привлекать к процессу регионы.


Почему размер портфеля важен для возврата инвестиций
2015-07-07 00:00
КомпанияInterweb Proсделала для Firrma переводстатьибизнес-ангела и основателя акселератора 500 StartupsДейва Мак-Клура, в которой он определяет необходимый размер портфеля успешного инвестора.

Тезис: средства большинства венчурных капиталов чрезмерно сосредоточены на небольшом количестве (<20-40) компаний. Но индустрия будет лучше развиваться, если удвоить или утроить среднее количество инвестиций в портфеле; в частности, это актуально для начинающих инвесторов, издержки которых гораздо выше. Если стартапы становятсякомпаниями-единорогами лишь в 1-2% случаев, логически следует, что размер портфеля должен включать в себя минимум 50-100 компаний, чтобы иметь адекватный потенциал для поимки этих неуловимых мифические существ.

Как и стартапы, большинство венчурных компаний терпят крах, по крайней мере, в плане возврата инвестиций.

Исторически сложилось, что 1/2 всех венчурных фондов не могут вернуть 1X от первоначального капитала. Еще 1/4 не может выйти на (гораздо более ликвидный) публичный рынок. Из оставшейся четверти, которая всё-таки функционирует, большинство не могут приумножить свой капитал. Тем не менее, мы считаем большинство венчурных фирм псевдо-божественными провидцами, такими мощными волшебниками; они могут видеть будущее на камнях-палантирах, которые предсказывают, какие новые компании или тенденции ворвутся в существующий порядок вещей; и они будут выписывать огромные чеки потрясающим стартаперам, которые создадут очереднойбезумный и великолепныйбизнес.

Хотя большую часть времени речь идёт о полной ерунде, и чеки они не выписывают.

Для немногих фирм, которые по счастливой случайности или благодаря таланту делают правильные прогнозы, стратегия очень больших ставок и небольшого числа компаний может окупиться сторицей. На самом деле, чем более насыщенный портфель, тем больший возврат получат инвесторы, при условии, что в портфеле находится минимум один крупный победитель.

Однако в самой крайней форме эта стратегия превращается в ставку всех денег на один оборот рулетки или покупку одного лотерейного билета. Конечно, победителей таких азартных игр не стоит считать финансовыми гениями. Тем не менее, мы настаиваем, что стратегия насыщенного портфеля – это лучший вариант для данной отрасли. При этом, очевидно, что продолжительное функционирование активов венчурного капитала в среднем не снимает звёзд с неба, и бывают только отдельные счастливыеслучаи для некоторых везунчиков.

В течение последних пяти лет инвестирования в более чем 1000 компаний в500 Startups, мы обнаружили, чтонесколько компанийв нашем портфеле весьма преуспевают, но их мало. Большинство наших инвестиций (примерно 50-80%) никогда не получали никакой прибыли, или давали возврат менее 1X инвестированного капитала. Пожалуй, 15-25% компаний портфеля добились успеха и имели небольшую прибыль – 2-5Х. Еще 5-10% могут оцениваться размере более $ 100 млн (мы называем их «кентавры») и достигать прибыли 10-20X. А если нам везёт,1-2% достигают оценки более $ 1 млрд ("единороги")и приводят к очень большому возврату средств – 50X или более инвестированного капитала. Подводя итог: большинство инвестиций терпят неудачу, немногие работают средне, и совсем мало тех, чей успех превосходит наши самые смелые ожидания.

Хотя эти цифры могут быть уникальными для нашего собственного опыта инвестирования в 500 Startups, большинство участников этой индустрии согласятся, что хорошие результаты случаются нечасто, а также не многие из больших вложений склонны влиять на возврат средств (см. Питер Тиль/ законы силы, и т.д.) Если это так, то более разумной инвестиционной стратегией венчурного капитала будет построение портфеля на основе количества инвестиций, необходимых для достижения минимум одного серьёзного результата (или ~ 3-5 крупных результатов, чтобы обезопасить себя статистически).

На данный момент наиболее крупные фонды венчурных капиталов (более 200 млн долларов), занимающиеся инвестированием в Сериях А/Б, редко вкладывают в более чем 30-40 компаний, а большинство микрофондов (менее 100 млн долларов), занимающихся инвестициями на раундах Seed и Серии А, редко вкладывают в более чем 50-75 компаний.

Мы считаем, что текущее формирование среднего портфеля в индустрии венчурных фондов имеет базовые критические недостатки, и занижено коэффициентом 2-5Х. Мы считаем, что наиболее рациональное число инвестиций – это ~50–100 компаний для уже развитых фондов, и минимум ~100–200 компаний для фондов на ранней стадии.

Предположим, что если взять средний венчурный капитал — высокий, умный, красивый выпускник всех нужных школ и, скорее всего, белый мужчина — то распределение его портфеля будет выглядеть так

Скриншот 2015-07-07 14.56.55.png
Простая модель фонда венчурного капитала: Единороги 2%, Кентавры 5%.

Выглядит вполне достижимо, верно? Только при 7% больших выигрышей, фонд венчурного капитала мог бы теоретически вернуть почти 2.5X . Ого, пора всем стать венчурными капиталистами!

Но с учётом частоты кентавров и единорогов (5% и 2% соответственно для этой модели), посмотрим на три размера портфелей (15, 30 и 100 компаний).

Скриншот 2015-07-07 14.58.33.png

Скриншот 2015-07-07 14.59.13.png

Скриншот 2015-07-07 14.59.51.png

Что яснее ясного из этой модели, так это то, что возвраты существенно зависят от количества и процента единорогов (и, возможно, также кентавров), которые находятся в портфеле. Если размер портфеля слишком мал, вы рискуете получить НОЛЬ больших выигрышей.

В вышеописанной модели, если мы условимся, что Единороги появляются только в двух процентах случаев, а размер портфеля – меньше 50, то вероятно, вы не встретите ни одного. Вообще-то, зная драматическую ситуацию, которая происходит со многими стартапами и венчурными фондами, вы можете прийти к мнению, что не чувствуете себя в статистической безопасности без создания портфеля, который даст вам достаточный удар по 3-5 единорогам. Так что,если вы думаете, что поймаете единорогов на уровне 5-10%вместо обычныхдля индустрии 1-2%, вы очевидно крутите РУЛЕТКУ на деньги партнеров, создавая портфель размером меньше 50-100 компаний.

В зависимости от того, как часто средний венчурный капитал способен находить и инвестировать в единорогов, мы считаем 50-100 компаний минимальным безопасным количеством для большинства крупных фондов, а для начинающих фондов посевных инвестиций (когда уровни издержек высоки), портфель «правильного размера» требует как минимум 100-200 стартапов, а возможно и до 500 (ой, какое знакомое число;)

Обратите внимание: мы понимаем, что это очень простой пример. Оплата менеджемента и остальные затраты не учитываются, как и не моделируются последующие капиталы, которые обычно оставляют на 2-3 инвестиции в победителей (что сомнительным образом улучшает всю картину), как и не моделируется расчёт времени работы и возвращения капитала, как и не рассматривается вторичный оборот капитала.

Однако основной принцип остаётся: портфели, которые слишком сконцентрированы на небольшом числе компаний рискуют так и не встретить НИ ОДНОГО единорога.

Ладно, сейчас суббота, и раз мне надо отвести детей в бассейн, я не буду углубляться в разговор, почему для венчурных капиталов так типичен малый размер. Догадываюсь, что причина этому – ошибочное мнение традиционного венчурного капитала, что они обязательно должны занять руководящие места в каждом стартапе, вместо того, чтобы просто иметь право голоса и возможность вмешиваться в управление компанией.

Или они думают, что лучше остальных, кто недостаточно высокий, недостаточно белый, недостаточно мужчина или не ходил в нужные школы.

А может быть это все из-за партий в гольф, на самом деле я не уверен.

1901685_1080745495274725_4891278697840368278_n.jpg
Firrma попросила основателя Venture Club, бизнес-ангела Александра Бородича прокомментировать пост Дейва Мак-Клура:

«Как инвестору, с достаточно большим портфелем, мне импонирует точка зрения Дэвида. Я убежден, что играя в венчурную рулетку, выиграть лишь с одной ставкой практически невозможно. Я считаю, что разумная стратегия для венчурного фонда это не 100 мелких сделок по 100 000 долларов, а поэтапное финансирование только тех проектов, которые показывают наибольший рост. То есть, на первом этапе мы инвестируем в 100 проектов по 20-30 тысяч долларов, затем тем из них, кто показывает максимальные темпы роста, даем следующий раунд инвестиций, наращивая свою долю в проекте и увеличивая капитализацию портфеля. Такая стратегия должна в долгосрочной перспективе быть более успешной. Осталось правда разобраться с проблемой нехватки 100 хороших проектов на рынке России на стадии preseed-seed. Но для решения этой задачи прекрасно подойдут другие рынки - Азии/Латинской Америки».


ФРИИ запустит курс по интернет-предпринимательству в 22 вузах России
2015-07-07 00:00
Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) запустит образовательный курс для студентов вузов, посвященный запуску и развитию интернет-проектов. Об этом Firrma сообщили в фонде.

В сентябре 2015 года курс будет запущен в 22 вузах России при поддержке Министерства образования и науки РФ. В их числе такие вузы, как МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, НИУ ВШЭ, Университет ИТМО, Уральский федеральный университет, Финансовый университет при Правительстве РФ и другие учебные заведения России.

Планируется, что к началу 2016 учебного года курс будут читать в более чем 100 вузах страны. Программа предназначена для студентов старших курсов вузов и нацелена на то, чтобы сформировать у них понимание процесса создания и развития интернет-бизнеса.

ФРИИ предоставит вузам весь учебно-методический комплекс, а также обучит преподавателей, которые будут читать данный курс. Преподавателям также будут обеспечены онлайн-консультации с автором курса и экспертами-практиками. Формат курса предполагает видео-лекции с экспертами по тому, как найти свою бизнес-модель, как анализировать и оценивать рынок, как представлять свой проект, как найти инвестиции и выводить продукт на рынок, а также как его продвигать. Студенты смогут обсуждать с преподавателем эти темы и выполнять задания по групповым проектам. По итогам прохождения курса студенты представят интернет-проект с первыми результатами и защитят его перед своим преподавателем и экспертами из венчурной индустрии.

О ФРИИ

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) создан в марте 2013 года. Приоритетные задачи ФРИИ — финансовая и экспертная поддержка проектов в интернете на всех стадиях развития, поиск и отбор стартапов и их последующее доведение до высокой степени зрелости. Объем средств под управлением ФРИИ составляет 6 млрд рублей. Сегодня в портфеле фонда более 170 проектов.



«Сколково» выделил 30,3 млн рублей на разработку трехмерных моделей городов
2015-07-07 00:00
Грантовый комитет Фонда «Сколково» выделил 30,3 млн рублей резиденту кластера космических технологий и телекоммуникаций компании«ХельгиЛаб»(HelgiLab), которая занимается созданием трехмерных моделей городов на основе данных наземного лазерного сканирования, фотосъемки и ДЗЗ. Такую же сумму в компанию вложат её основатели. Об этом Firrma сообщили в «Сколково».

Платформа, разработанная в рамках проекта, позволит автоматизировать процесс обработки данных из разных источников, выделять и распознавать из полученных данных объекты городской инфраструктуры (здания и сооружения, фонарные столбы, дорожные знаки и светофоры, ограждения, билборды и др.), экспортировать их в современные CAD-системы, интегрировать атрибутивную информацию, проводить измерения и инвентаризацию. Трехмерные геопривязанные панорамы, составленные в HelgiLab используются наофициальных порталахгорода Москвы.

Основатели HelgiLab надеются, что разработанная платформа будет востребована не только в России, но и за рубежом. В этом случае компания будет экспортировать технологии, а не сами данные.

О «Хельги Лаб» (HelgiLab)

«Хельги Лаб» создана в 2012 году Олегом Ильичевым и Сергеем Геворковым для разработки проектов по обработке данных наземного лазерного сканирования и ДЗЗ. В 2012 году HelgiLab стала резидентом космического кластера «Сколково». С 2013 года она является соисполнителем государственных контрактов на проведения лазерного сканирования и панорамирования Москвы. На базе собранных данных были разработаны решения, которые используются как в профессиональных ГИС, так в сервисах для массовых пользователей.

О «Сколково»

Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково» — некоммерческая организация, созданная по инициативе главы государства в сентябре 2010 года. Цель Фонда – мобилизация ресурсов России в области современных прикладных исследований, создание благоприятной среды для осуществления научных разработок по пяти приоритетным направлениям технологического развития: энергетика и энергоэффективность, космос, биомедицина, ядерные и компьютерные технологии. Проект подразумевает создание Сколковского института науки и технологий (Сколтеха), исследовательских институтов, бизнес-инкубатора, центра передачи технологий и коммерциализации, представительств зарубежных компаний и R&D-центров, жилых помещений и социальной инфраструктуры, а также последующее распространение эффективного режима на другие инновационные регионы России. Деятельность инновационного центра «Сколково» регулируется специальным законом, который предоставляет его резидентам особые экономические условия. По собственным данным, общая выручка компаний-резидентов «Сколково» по декабрь 2014 года составила $1 млрд.


AltaIR Capital и TMT Investments вложились в израильский стартап Klear
2015-07-07 00:00
Инвестиционный фонд Игоря Рябенького Altair Capital и компания TMT Investmentsвложилисьв израильский стартапKlear(ранее проект назывался Twtrland), который позволяет предпринимателям мониторить аккаунты конкурентов в социальных сетях, а также отслеживать тренды по заданной теме. Общая сумма инвестиций в этом раунде составила $1,5 млн. В сделке также приняла участие компания GIG. Средства пойдут на маркетинг и продажи, а также на рост в США и Великобритании.

Klear использует данные Facebook и Instagram и Twitter, и планирует интегрировать другие социальные сети, в том числе Pinterest , Google Plus и LinkedIn. По словам основателя проекта Гая Авигдора, проект предназначен для двух групп потенциальных пользователей: тех, кто уже использует инструменты конкурентов и хочет получить более простую аналитику и для компаний, которые не используют аналитические платформы, но хотят увеличить свое присутствие в социальных медиа.
Конкурентами Klear являются социальные платформы мониторинга, такие как Radian6 и Brandwatch, инструменты, которые помогают компаниям определить влиятельных пользователей социальных медиа, как Traackr, и такие компании, как Klout, которая работает в области анализа социальных связей и занимается измерением степени влияния пользователей в социальных сетях.

В марте 2015 года Altair Capitalпринялаучастие в инвестиционном раунде Twtrland, объем которого составил $750 тысяч. Остальные инвесторы, принявшие участие в сделке, не раскрываются. В сентябре 2014 года компания TMT Investmentsинвестировала$150 тысяч в Twtrland Ltd в обмен на 3,33% акционерного капитала. А в 2012 году проект привлек посевные инвестиции от акселератора корпорации Microsoft, расположенного в Тель-Авиве.

О Klear (бывший Twtrland)

Klear — аналитическая веб-платформа для социальных сетей, которая обладает функцией таргетинга и позволяет анализировать рекламные кампании и пользовательские предпочтения. По утверждению разработчиков, при помощи Klear пользователи могут получить искомые контакты в зависимости от тематики, расположения, степени влияния и возраста, выстраивать онлайн окружение, управлять профилями в социальных сетях. Основатели проекта Гай Авигдор и Эйтан Авигдор.
О компании Altair Capital Management

Компания основана венчурным инвестором Игорем Рябеньким. Инвестирует в инновационные интернет-проекты на ранней и очень ранней стадии развития. В портфеле Altair такие проекты, какLinguaLeo, Profi.ru, Carprice, IVengoи многие другие.В мае 2015 года AltaIR запустил платформу AltaClub, которая позволяет частным инвесторам, прошедшим аккредитацию фонда, участвовать в со-инвестировании вместе с фондом Игоря Рябенького. Также фондом была запущена программа акселерации стартапов AltaLab, которая специализируюется на поиске проектов на ранних стадиях и помогает им в привлечении первичных инвестиций.
О ТМТ Investments
ТМТ Investments Plc — публичная компания, созданная основателями РБК, ее акции торгуются на Альтернативном инвестиционном рынке (AIM) при Лондонской бирже. Компания инвестирует в различные быстрорастущие интернет-проекты, имеющие предпосылки к тому, чтобы стать крупным международным бизнесом.


В избранное