Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Где искать конкурентов и что с ними делать?






Где искать конкурентов и что с ними делать?
2015-07-02 00:00

Аssociate венчурного фонда Altait Capital Дмитрий Фирскин объясняет, как правильно оценивать конкурентов.
Обязательной частью любого бизнес-плана является раздел с обзором конкурентов, альтернативных решений. В Altair.vc мы рассматриваем десятки бизнес-планов в неделю, тем не менее, качественный обзор рынка и анализ конкурентов встречается крайне редко. Чтобы облегчить жизнь предпринимателям и себе, мы решили написать серию статей по данной тематике.

Где и как искать конкурентов?

Ответить на этот вопрос однозначно, не вникая в специфику проекта, непросто, но есть несколько универсальных способов:

1) Google, Yandex + другие движки для людей с нетрадиционной поисковой ориентацией. Не стоит ограничивать себя низкочастотными запросами вида «СRM for PE», как показывает практика, фантазия ваших клиентов может оказаться богаче. Создайте список всех возможных запросов, относящихся к предметной области, и изучите несколько (иногда хватит и одной, а иногда мало и пяти) страниц результатов поисковой выдачи.

2) Customer development в упрощенном варианте. Потребуется перебороть страх, стыд, прочие комплексы, выйти из зоны комфорта и дойти до потенциального клиента, у которого всегда можно спросить, какие решения он использует, про какие слышал, от каких и почему отказался, да и в целом узнать много полезного. В конце концов миссия вашей компании – удовлетворить потребности этого самого клиента.

3) Специализированные сервисы: Crunchbase, Unomy, Datafox SimilarWeb, Builtwith,Similartech и т.д. Список данных сервисов огромен и постоянно пополняется, у каждого из них есть свой фокус. На одном ресурсе вы сможете примерно оценить посещаемость сайта-конкурента, на другом – найти схожие решения, историю финансирования и много другой полезной информации.

binoculars-100590_1280.jpg

Что делать, если конкурентов нет?

Искать и снова искать. В наши дни встретить воистину уникальное решение практически невозможно. В 99,9% случаев конкуренты есть, косвенные, отдаленные, но есть. До появления CRM-систем для среднего и малого бизнеса большинство компаний вело учет в Excell, до появления DropBox и GDrive активно использовались альтернативные файлообменники, «флэшки» и т.д. Если вы делаете профориентированную социальную сеть для инвестбанкиров, то вам придется «вытащить» ваших потенциальных посетителей со ставших привычными для них за долгие годы форумов и закрытых групп.

Критерии сравнения. «Про Ferrari и верблюда»:

Сравнивая итальянский суперкар, велосипед и верблюда, нехитрыми манипуляциями можно отдать главный приз любому из участников этого абсурдного «соревнования», требуется лишь выбрать «правильные» параметры сравнения.

Большинство предпринимателей уверены, что чем больше плюсов в столбце с названием их компании, чем больше минусов у конкурентов, тем сильнее будет впечатление, произведенное презентацией на инвестора. Открою секрет — эффект диаметрально противоположенный. Ваш продукт, каким бы классным он ни был, имеет как сильные, так и слабые стороны.

Количественный анализ, как и сравнение по функционалу, — дело нехитрое, главное — определить значимость параметров. Для B2C-облачного хранилища фотографий выигрыш в скорости загрузки на 4% в сравнении с Amazon Photo — сомнительное преимущество, но для некоторых отраслей прирост производительности на 0,5% может стать технологическим прорывом и вывести индустрию на качественно новый виток развития.

Определить качественные параметры сравнения — задача на порядок сложнее. Абстрактные удобства интерфейса, релевантность контента и «богатый внутренний UX», благодаря которым ваши конкуренты уже через пару месяцев после запуска проекта останутся далеко позади — худшие параметры сравнения, которые только можно придумать. На вкус и цвет, вы поняли, не продолжаю. Для кого-то ваш интерфейс действительно покажется современным и лаконичным, для других он будет непонятным, слишком простым, чрезмерно навороченным и т.д. Как правило, у ваших конкурентов есть несколько «маленьких» преимуществ – они уже на рынке, их продуктами уже пользуются, клиент уже привык к их «жуткому» интерфейсу, а издержки перехода на ваш сервис несопоставимы с тем дискомфортом, который пользователь испытывает от текущего решения. По возможности избегайте качественного анализа, или, как минимум – не фокусируйтесь на нем, оставьте это на суд потребителя.
В сухом остатке:

– максимальный фокус на преимуществах, которые несут реальную ценность вашему клиенту,
– как можно больше количественных метрик,
– как можно меньше абстрактных и субъективных.

Что делать, если инвестор нашел конкурентов, которых вы не указали в обзоре рынка?

Таких ситуаций лучше избегать, они ставят под сомнение ваш авторитет отраслевого эксперта. Редкий инвестор захочет войти в бизнес, основатель которого не разбирается в своей индустрии и не знает рынка.

Если вы намеренно не указали данные компании в сравнительной таблице – дайте развернутый, аргументированный ответ, почему считаете, что они не являются прямыми конкурентами и не представляют никакой угрозы вашему бизнесу. Вы можете оперировать в разных рыночных нишах и фокусироваться на разных клиентских сегментах, отличаться технологиями и т.д.

Если это прокол с вашей стороны, и вы действительно «не заметили» пару-тройку многомиллиардных компаний, с которыми вам придется конкурировать, возьмите паузу на детальное изучение их продуктовых линеек, вернитесь к инвестору с подробнейшим сравнительным анализом. Просмотрите первые десять (если требуется, то двадцать) страниц выдачи нескольких поисковиков по релевантным ключевым запросам, устройте опросы в Facebook, на Quora, но всеми правдами и неправдами найдите всех возможных конкурентов, ибо вторую такую оплошность вам вряд ли простят.

Худший вариант – притвориться, что вы знали, отмахнуться в стиле: «…все же знают, что Microsoft делает отстойные продукты», или «…Яндекс.Маркет помирает, им осталось недолго». Яндекс.Маркет скоро будет старше некоторых CEO, и трафика там пока явно больше, нежели на сайте-прототипе, который должен его уничтожить в самом ближайшем будущем, да и капитализация Microsoft смотрится вполне себе неплохо.

race-801940_1280.jpg

Резюмируя:

Конкуренция — не абстрактное понятие, как многие хотели бы думать, это борьба за ресурсы в самом широком смысле. Если вы делаете B2B-продукт, то вам придется биться за бюджеты корпораций не только с аналогичными вашему решениями, но и со всеми ИТ-продуктами, используемыми компанией, а зачастую и с event-агентством, организующим новогодний корпоратив (зависит от бюджетной политики клиента).

Если вы делаете мобильное приложение, вам предстоит борьба за место в поисковой выдаче, ваши конкуренты – все приложения/сервисы, которые рекламируются, выдаются поисковиками по «вашим» ключевым запросам.

И это только на начальном этапе, ведь после того, как пользователь установил ваше приложение, встает вопрос: «На какой по счету экран он его поставит?». К сожалению, а может и к счастью, на один экран смартфона можно установить +/- 20 иконок. И если ваше приложение удостоилось места лишь на 5-6 экране, то процент его открытия будет гораздо ниже, нежели у тех, кому вы проиграли в борьбе за почетное место, а конкурировать придется с такими гигантами, как WhatsApp, Facebook, Uber и т.д. (у каждого свой топ).

И это еще не конец. За редким исключением (навигатор, мобильный банк) всегда есть альтернатива. Для приложений «тайм-киллеров» это верно в 100% случаев, у пользователя всегда есть выбор: открыть вашу игрушку-кликер, «залипнуть» в ленте Facebook, полайкать в Instagram, посвайпить в Tinder, пересмотреть сотню смешных роликов с котами на Youtube, или, что все же маловероятно – пару курсов на Coursera.

Что общего у всех этих безусловно разных приложений? Правильно – они ваши конкуренты, а конкурировать вам придется за внимание и время пользователя. Рисовать сравнительную таблицу Tinder и Coursera я не призываю, но нужно понимать и показать инвестору, что вы осознаете «масштаб трагедии», знаете «своего клиента», понимаете, как до него достучаться.


Топ-5 стартапов посевной стадии. Июньский рейтинг the Untitled venture company
2015-07-02 00:00
Firrma публикует первый ежемесячный рейтинг посевных проектов отthe Untitled venture company Константина Синюшина.

Мы постарались отобрать для вашего внимания первые пять новых и пока малоизвестных проектов, созданных в своих отраслях командами, которые не побоялись прервать свою успешную карьеру ради собственного стартапа. Вместе пожелаем ребятам успеха!


B2B маркетплейс, который организует совместную работу работодателя с кадровыми агентствами и профессиональными рекрутерами над вакансиями в рамках единого портала и одного контракта. За последние 6 месяцев клиентами площадки стали более 20 крупных клиентов из различных индустрий (Pharama, FMCG, Retail, IT, Media, Construction), которые закрывают самые разные вакансии по всей России.




Online-проекты в сфере ремонта квартир в основном возникают вокруг картинок интерьеров или перечня услуг строителей/дизайнеров. Мы нашли новый проект предлагающий вам по вашему адресу получить готовую смету на ремонт соответствующую дизайн-проекту вместе с тремя ценовыми предложениями по работам и стоимостью материалов от потенциальных исполнителей и поставщиков.




SaaS сервис для digital media & entertainment, решающий проблему избыточности информации с помощью персональных рекомендаций контента каждому пользователю. Анализируя поведение людей на площадках медиа-компаний, в социальных сетях, поисковые запросы, E-Contenta предсказывает, что человек захочет прочитать, послушать или посмотреть.




Маркетплейс, объединяющий магазины и бренды категории лайфстайл, а также лидеров мнений и покупателей. Сервис дает лидерам мнений средства создания shopable мультимедиа контента, аудиторию и беспроблемный способ ее монетизации.




Платформа, помогающая быстро и качественно осуществлять доставки первой и последней мили по городу, за счет этого повышая конверсию в продажу. Bringo объединяет курьерские службы и 20 000 Брингеров — ответственных и проверенных курьеров-краудсорсеров, готовых покрыть самый серьезный пик.


Константин Синюшин: «Я должен оговорится, что даже находясь на одной посевной стадии, когда у всех попавших в наш авторский обзор есть полностью сформированные команды и готовый продукт, степень проверенности гипотез проектов может сильно отличаться. Наиболее зрелый проект сегодня это Bringo, уже совершивший важный пивот по итогам проверки первых гипотез. Здесь мы прежде всего отметили очень удачные результаты пивота, говорящие о жизнеспособности команды и защищенности инвестиций первого раунда.
На втором месте по степени зрелости на наш взгляд находится JungleJobs, имеющий первую выручку от отраслевых заказчиков и отличный трекшен от рекрутеров. Думаю, проект вполне готов закрыть раунд инвестиций в ближайшие месяцы, поскольку команды привлекающие инвестиции на такой зрелой стадии сегодня на вес золота.
Проект e-Contenta прошел стадии ангельских инвестиций, нацелен на мировой рынок, выглядит весьма привлекательно в сравнении с мировыми конкурентами и находится сеголня на стадии пилотирования с очень известными и сильными индустриальными игроками, одновременно, привлекая посевной раунд на расширения количества пилотных проектов и подтверждения первых метрик на большем трафике.
Проект Radme поражает проработанностью своей бизнес-идеи и технологией реализации, которые очень оригинально себя позиционирует на сложном и объемном российском рынке ремонтов квартир, являясь платформой для отраслевой экосистемы. Ангельская стадия пройдена, первые метрики проверены и сейчас проект созрел до привлечения денег на посевной раунд.
Наконец, совершенно новый проект Love2shop сумел наиболее точно впервые за много-много попыток реализовать на ангельском этапе давно известную идею объединения лидеров общественного мнения и потребителей в любых модных отраслях, позволяющих набирать большой виральный трафик и строить монетизацию через сопутствующие покупки товаров представленных в обзорах платформы. Проект запускается на западном рынке и находится в поисках посевного раунда».


В избранное