Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки
   06 июля 2000   
Ежедневные обзоры материалов российской и зарубежной прессы

Сегодня в выпуске:

Началось оживление в мировом станкостроении
Согласно отраслевым оценкам, в последние месяцы в мировом станкостроении наметилась тенденция к возобновлению роста, обусловленная улучшением общехозяйственной конъюнктуры.

По отрасли в целом намечается расширение сбыта после тяжелого периода 1998 г. и большей части 1999 г., когда крупные заказчики в автомобилестроении, авиакосмической промышленности и общем машиностроении откладывали приобретение новых станков. В 1999 г., по данным американского издания Metal-working Insiders' Report, мировой объем продаж станков упал на 6% - с 36,9 до 34,5 млрд. долл., т. е. до самого низкого уровня с .начала десятилетия.

В текущем году отраслевые лидеры рассчитывают на рост в размере около 5%.

В 1999 г. особенно острое положение сложилось на крупнейшем в мире американском рынке станков, где спад составил 18%. В настоящее время США участвуют в общем подъеме. Компания Haas, третий по величине американский продуцент станков, рассчитывает увеличить свой объем продаж в текущем году примерно на 15% с уровня в 325 млн. долл. достигнутого в прошлом году.

По словам руководителя итальянской компании Marposs, выпускающей специальные калибры для улучшения работы станков, на ее деятельности положительно сказывается рост инвестиций в автомобилестроение. За счет данного фактора оборот компании в текущем году может увеличиться по сравнению с прошлогодним уровнем в 200 млн. долл. на 5 - 10%.

Признаки оживления отмечаются не только в Европе и в США, но и на рынках ЮВА. В Японии спрос на станки остается вялым, однако в целом в АТР германская фирма Gildemeister в текущем году рассчитывает удвоить объем продаж до 94 млн. долл. Руководство крупнейшего тайваньского продуцента станков - компании Leadwell также связывает большие надежды с оживлением азиатского рынка, рассчитывая увеличить объем продаж на 25%.

   БИКИ 06.07.00
   


Рекордные показатели мирового рынка полупроводниковых приборов
Согласно оценке американской ассоциации Semiconductor Industry Association (SIA), в 1999 г. мировые продажи полупроводниковых приборов (ПП) на 18,9% превысили уровень предыдущего года и достигли рекордной отметки - 149 млрд. долл. По прогнозу ''SIA, в 2000 г. мировые продажи ПП достигнут 174 млрд. долл., а в 2001 г. - 209 млрд. В 1999 г. в мировых продажах ПП удельный вес США равнялся (г) 30, стран АТР (исключая Японию) - 25, Японии - 22 и Евpoпы - 21.

В 1999 г. особенно сильно выросли продажи ДЗУПВ, устройств флэш-памяти и процессоров цифровых сигналов. Сбыт ДЗУПВ в 1999 г. составил 20,7 млрд. долл., т. е. увеличился на 48% по сравнению с предыдущим годом.

Мировые продажи устройств флэш-памяти в 1999 г. равнялись 4,6 млрд. долл., что на 83% больше, чем в 1998 г. Основными областями применения этих изделий являются мобильные телефоны и органайзеры. Продажи процессоров цифрового сигнала в 1999 г. увеличились на 35,7% и достигли 4,4 млрд. долл.

   БИКИ 06.07.00
   


Тенденции развития упаковочной промышленности США
В обзоре приводятся данные ежегодного опроса 440 представителей американских компаний, действующих в производстве упаковочного оборудования и материалов. Участникам было предложено выделить 10 важнейших факторов развития упаковочной промышленности. Наиболее важными оказались безопасность продуктов и срок хранения.
   БИКИ 06.07.00
   


Конъюнктура мирового рынка ячменя
В середине текущего года мировой спрос на ячмень оставался достаточно стабильным. Основными покупателями-ячменя на мировом рынке выступали Иран и Марокко. Объем мировой торговли ячменем в 1999/2000 г. оценивается в 17,9 млн. т; при этом более половины общего объема отгрузок будет осуществлено из стран ЕС. Согласно текущим оценкам, их объем составит около 9,7 млн. т, что на 2 млн. больше уровня предыдущего года; 85% поставок будет приходиться на кормовое зерно.

На экспорте ячменя из Австралии, второго крупнейшего в мире поставщика этого зерна сказалось резкое падение производства в конце 1999 г., что, согласно прогнозу, приведет к сокращению экспорта в 1999/2000 г. до 3 млн. т (включая солод) по сравнению с 3,8 млн. в 1998/99 г. Значительная часть экспортных ресурсов представлена пивоваренным ячменем, крупнейшим рынком сбыта которого является КНР. (Согласно официальным

Экспортные отгрузки ячменя из Канады осуществляются более высокими темпами, чем в предыдущем году.

Снижение урожаев отразилось на состоянии ресурсов ячменя в Восточной Европе, странах СНГ и Турции. Объем мировой торговли ячменем в 1999/2000 г. оценивается в 13,4 млн. т против 12,6 млн. в предыдущем году. Торговля пивоваренным ячменем должна увеличиться с 3,8 млн. т до 4,5 млн.

Объем мировой торговли солодом должен составить 4,9 млн. т (в зерновом эквиваленте), что несколько выше уровня 1998/99 г. Закупки солода увеличили страны Восточной Азии, СНГ и Африки. Япония, Бразилия, Венесуэла и Россия являются ведущими импортерами этой продукции. Ожидается, что отгрузки солода из ЕС составят около 2,8 млн. т, из Канады - 540 тыс. т и из Австралии - 580 тыс. Экспорт Аргентины увеличится, как полагают, на 40% - до 280 тыс. т. Согласно прогнозу Международного совета по зерну (IGC), в 2000/01 г. мировая торговля ячменем будет расширяться. Продолжительный устойчивый спрос на кормовой ячмень отмечается на Ближнем Востоке, особенно в тех странах, которые снова пострадали от засухи. Ожидается также резкое увеличение импорта странами Северной Африки (особенно Алжира и Марокко), донесших потери урожаев. Значительный рост мировых цен на ячмень относительно уровня цен на другие виды зерна не помешал увеличению импортного спроса в 1999/2000 г. Перспективы торговли пивоваренным ячменем также остаются благоприятными.

Ожидается увеличение потребностей в пивоваренном ячмене в Восточной Европе и странах СНГ. Экспортные ресурсы вырастут за счет расширения производства в ЕС, Канаде и Австралии. Экспорт ячменя из ЕС, возможно, будет осуществляться без экспортных возмещении из-за более низких поддерживающих цен, которые начнут действовать с июля в рамках ценовых реформ Программы 2000 года (с дальнейшим понижением в июле 2001 г.). Многое при этом будет зависеть от того, в каком направлении пойдет развитие мировой торговли ячменем после необычной устойчивости, наблюдавшейся до последнего времени, и от объема [ресурсов в других странах-экспортерах.

   БИКИ 06.07.00
   


Российский рынок связи: качество услуг
В последнее время в развитых странах высокотехнологические компании модно называть новой экономикой , подчеркивая ее отличие от традиционной, относительно медленно развивающейся старой экономики . Однако назвать российскую телекоммуникационную отрасль новой экономикой язык не поворачивается. Вряд ли можно считать забавной недавнюю информацию о том, что в городе Заволжск Ивановской области прекратил работу последний в России ручной телефонный коммутатор и теперь не нужно кинематографически кричать в трубку: Алло, барышня!

Количественные показатели отрасли впечатляют: в 1999 году было введено 1,5 млн телефонных номеров (47% роста по сравнению с 1998), 16 тыс. км кабельных и радиорелейных линий. Число пользователей Интернета возросло в 1,5 раза и на конец года составило 2 млн человек. Число абонентов сотовых сетей достигло 1,5 млн человек. По состоянию на конец февраля в отрасли связи было выдано 8 тыс. 50 лицензий, из них 2 тыс. 178 лицензий выдано в 1999 году.

Однако низкое качество связи никаким количеством не компенсируется. Представители Минсвязи отмечают, что для привлечения инвестиций в условиях глобализации экономики необходимо внедрять международные критерии оценки качества связи. На начало 1999 г. всего в России насчитывалось 300 организаций, внедривших систему качества ISO 9000 (см. справку), но из них лишь около 20 предприятий связи. Поэтому представители Минсвязи планируют поощрять компании, соответствующие международному уровню. Предлагается выдавать передовикам сертификат сроком не на 3 года, а на 5 лет.

В настоящее время НИИ экономики связи и информатики Интерэкомс разрабатывает систему управления предприятиями связи с целью повышения качества услуг, включающую контроль финансово-хозяйственной деятельности в реальном времени.

Международный стандарт ISO 9000 обязывает предприятие строго документировать всю свою деятельность по 20 направлениям, среди которых: ответственность руководства, система качества, анализ контрактов, управление документацией, подготовка кадров и т.д. Конечным этапом становятся проверка соответствия системы управления требованиям ISO 9000 и сертификация предприятия аудиторской фирмой с международным именем.

Внедрение ISO 9000 всегда влечет за собой серьезные изменения структуры организации и связано с затратами. Корректное следование стандарту дает мощный импульс к автоматизации деятельности предприятия, гарантирующий выпуск качественной продукции. По оценкам экспертов, разница в закупочных ценах у поставщиков, имеющих таковую систему и не имеющих ее, может достигать 50%. Обычно сертификация российских предприятий производится по требованию иностранных инвесторов или заказчиков. Согласно постановлению правительства РФ 113 от 02.02.1998 г., соблюдение требований ISO 9000 у необходимое условие для получения госзаказа.

   Известия 05.07.00
   


Поддельная продукция на российском рынке потребительских товаров
Компания Deloitte & Touche обнародовала результаты исследования, посвященного поддельной продукции на российском рынке потребительских товаров.

Исследование Deloitte & Touche было проведено по заказу группы защиты фирменных товаров (Brand Protection Group, BPG), созданной меньше года назад 13 продавцами потребительских товаров у Nestle, Procter & Gamble, Philip Morris, Unilever, Energizer, Gillette, Henkel, Kraft Jacobs Suchard, SmithKline Beecham, Schibo, BIC, Clorox и Borjomi.

Расчеты по влиянию подделок на потребительский рынок производились на базе 12 товарных групп (растворимый кофе, сигареты, фотопленка, клеящие материалы, чай, минеральная вода, элементы питания, зубные щетки, моющие средства, шампуни, бритвы, предметы роскоши), суммарный объем продаж которых составляет $6 млрд в год. Deloitte & Touche сравнивала доли рынка, занимаемые компаниямиупроизводителями этих товаров, с реальными объемами продаж. С учетом этих и других данных был рассчитан общий объем потерь членов BPG от продажи контрафактной продукции за прошлый год. По оценкам специалистов Deloitte & Touche, они составляют $473 млн.

Кроме того, был подсчитан ущерб российского бюджета от неуплаты пиратами, подделывающими продукцию исследовавшихся товарных групп, четырех наиболее весомых налогов (НДС, налогов на прибыль и на пользователей автодорог, таможенных сборов), который за 1999 год составил $174 млн. По словам заместителя генерального директора российского подразделения Deloitte & Touche Джеймса Балашака, если экстраполировать эти цифры на потребительский рынок в целом, общая сумма налоговых потерь России превысит $1 млрд. По мнению членов BPG, исправить ситуацию на рынке может ужесточение ответственности за производство контрафактной продукции, повышение автоматизации розничной торговли и активная защита товарных знаков. Однако одних административных мер, судя по всему, будет мало. Как уже не раз отмечалось, российские потребители сознательно выбирают контрафактную продукцию: она дешевле. Так что для вытеснения с российского рынка пиратских товаров, помимо усилий фискальных органов и легальных производителей, необходим еще и рост реальных доходов населения.

Помимо прямого финансового ущерба, производители обращают внимание правительства и на другие негативные для него последствия. Как заявил Джеймс Башлак, нарушение прав на интеллектуальную собственность не только наносит вред компаниям, действующим в России, но также ограничивает приток внутренних и внешних инвестиций, создает трудности на пути вступления России в ВТО.

   Коммерсант 05.07.00
   Ведомости 05.07.00


На росийском рынке синтетического каучука
Один из самых известных российском нефтехимическом рынке предпринимателей Игорь Гольберг нашел покупателя на возглавляемый им Ефремовский завод синтетического каучука (Тульская обл.). Контрольный пакет этого предприятия покупает Нижнекамскнефтехим - крупнейшее химическое предприятие в Европе. Таким образом, у газонефтехимического холдинга СИБУР, доминирующего на рынке каучуков и шин, появился серьезный конкурент. Ефремовский завод синтетического каучука (ЕЗСК) был основан б 1933 г. и специализируется на выпуске дивинилбутадиеновых каучуков, необходимых для производства шин. Мощности завода позволяют ежегодно производить до 120 000 т каучуков. Основными потребителями продукции являются Московский и Ярославский шинные заводы, Омскшина, Нижнекамскшина и Волтайр. Крупными акционерами компании на конец прошлого года были Kautschuk GmbH (19%), FADA Enterprises Ltd (12.71%) и 'Русский лен'(11,6%).

Ефремовский завод переживает сегодня нелегкие времена. Если раньше завод мог выбирать между несколькими российскими поставщиками сырья (дивинилбутадиена), то после нескольких лет выживания в рыночной экономике их число сократилось до двух. На рынке остались Тобольский НХК, входящий в газонефтехимический холдинг СИБУР, и Нижнекамскнефтехим, подконтрольный правительству Татарстана СИБУРу принадлежат два крупных шинных завода, и, чтобы обеспечить их сырьем, холдинг приобрел Воронежсинтезкаучук. Владельцам ЕЗСК также делалось предложение войти в холдинг, но они отказались. Завод брал сырье в Нижнекамске и за границей, а готовую продукцию в основном экспортировал. Про совладельца ЕЗСК Игоря Гольберга говорили, что это один из немногих руководителей химических предприятии, сумевших противостоять монополии СИБУРа.

Однако долго противостояние СИБУРу продолжаться не могло. И в феврале этого года акционеры ЕЗСК договорились продать акции Нижнекамскнефтехиму.

Параллельно татарстанскими фирмами велась активная скупка акций, и они уже консолидировали около 30% ЕЗСК. Сейчас завершается покупка Нижнекамскнефтехимом акций у трейдинговой компании Kautschuk GmbH, входящей во французскую торгово-промышленную группу Safic-Alkan, и немецкой фирмы Albrecht. В итоге у Нижнекамскнефтехима будет контрольный пакет акций ефремовского завода.

По словам заместителя гендиректора по техническим вопросам-Нижнекамскнефтехима Вагиса Мусгафина, покупка ефремовского завода позволит расширить мощности по выпуску СКД-каучука до 200 000-220 000 т и получить рынок сбыта для нижнекамского каучукового сырья (в итоге его выпуск будет увеличен до 90 000 т в год).

   Ведомости 05.07.00
   


Российские пищевые концерны инвестируют в сельское хозяйство
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы решиться вкладывать деньги в переработку масличных культур. Сегодня сложилась не совсем понятная ситуация, когда подсолнух в больших количествах экспортируется, а, например; подсолнечное масло активно импортируется. Однако в последнее время ситуация меняется. Отечественных масел на рынке становится все больше. И почти каждый переработчик инвестирует в сельское хозяйство. Самый наглядный пример у компания Эфко , куда входит и ОАО Эфирное , выпускающее масло Слобода . Всего в холдинг входят около 30 хозяйств в Белгородской области, еще около сотни работают с ним на постоянной основе. Обеспеченность сырьем дает возможность держать цены. Сейчас у нас прослеживается четкая тенденция: в сельское хозяйство вкладывают переработчики и трейдеры , у констатирует экс-министр сельского хозяйства, депутат Виктор Семенов.

Особенно активно наряду с маслоделами вкладывают в сельское хозяйство переработчики-молочники. Несколько лет назад они отчаянно хватались за голову. В хозяйствах, страдающих от нехватки оборотки, ни селекцией, ни нормальным кормлением, ни лечением никто не занимался. Сегодня молочники инвестируют в фермы немалые средства.

Крупнейшая в России компания Вимм-Билль-Данн в сентябре 1999 года начала реализацию программы Молочные реки Подмосковья совместно с шведской фирмой Альфа Лаваль Агри . Цель программы у повышение качества молока и надоев. (Только входящий в группу Лианозовский МК в сутки перерабатывает 1300 литров, а при росте конкуренции в связи с открытием заводов Campina и Ehrmann намечается явный дефицит). Предприятия группы Вимм-Билль-Данн сегодня обслуживают около 150 подмосковных хозяйств.

Первый этап программы включает в себя монтаж доильного и холодильного оборудования на 20 фермах. Хозяйствам предоставляется возможность погасить его стоимость в течение 8 лет. Этот этап уже на стадии завершения и обошелся Вимм-Билль-Данну в $7 млн. На втором этапе предусматривается содействие в приобретении кормоуборочной техники. На третьем у помощь в селекционной работе. При этом, по словам пресс-секретаря Вимм-Билль-Данна Юлии Беловой, приобретать хозяйства в собственность, как это сделало, например, ЗАО Седьмой континент , компания не намерена: Это совершенно другой бизнес .

Кстати, Тимашевский молокозавод, выпускающий молочные продукты под брэндом Кубанская буренка , еще до того как стал частью компании Вимм-Билль-Данн , тоже занимался повышением надоев в окрестных хозяйствах, обеспечивая себя качественным сырьем. Тоже, кстати, с помощью Альфа Лаваль Агри . Как сообщила корреспондентам К Наталья Чистякова, координатор отдела информации шведской компании, такие программы помощи хозяйствам молокозаводы ведут с 1997 года. Действуют проекты в Ленинградской ( Петмол ) и Вологодской областях, в Мордовии у всего по России уже работают 130 альфалавалевских доильных установок.

Кстати, у хозяйств Ленинградской области надои к 2002 году должны еще вырасти: как только там будет построен собственный завод, Вимм-Билль-Данн включится в привычную работу с местными хозяйствами.

   Компания 19.06.00
   


В России снова предпочитают импортный фасованный чай
С ростом покупательной способности населения производство чая в России начало стремительно падать. Россияне, оправившись от кризиса, возвращаются к привычным импортным сортам фасованного чая.

После кризиса 1998 г., когда рынок сместился в сторону недорогих сортов чая, стало более выгодно, ввозить балковый (нефасованный чай) и фасовать его здесь. Теперь же, по данным Минсельхоза, отечественные производители чая произвели за первые пять месяцев года на 40% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

По данным Минсельхоза РФ, в прошлом году Россия произвела 7916 т чая. За первые пять месяцев года отечественные чаеразвесочные фабрики выработали 2421 т. При этом весь рынок чая в прошлом году оценивался в 161000 т. Таможенная пошлина на балковый чай составляет 3,9% на фасованный - 15,5%. Годовое потребление чая в России составляет 15 кг на душу населения.

Несмотря на статистику Минсельхоза, найти те самые чаеразвесочные фабрики, которые снизили объемы выпуска, оказалось не так-то просто. Никто не хотел признаваться в падении производства, хотя, по мнению компаний-импортеров, с такой проблемой столкнулись почти все чаеразвесочные фабрики России.

В Майском чае и Амтел считают, что общее снижение производства чая в России вызвано изношенностью оборудования на старых чаеразвесочных фабриках.

Компании-импортеры потирают руки - у них объемы реализации как раз растут. Увеличиваются продажи в Douwe Egberts и Unilever. Представитель одного из крупных иностранных импортеров, просивший не называть его имени в печати, считает, что спад производства российского чая вызван в первую очередь тем, что население переходит с дешевых и некачественных российских марок на более дорогие всемирно известные брэнды.

Продавцы чая во многом согласны с импортерами. За малым исключением. Как заявил Сергей Новиков, генеральный директор компании Чайное подворье, владеющей в Москве пятью специализированными чайными магазинами, наши люди хорошо берут как известные советские марки типа Слона, так и мировые брэнды типа Twinings. Чайная середина типа брэндов Майский чай и Никитин у нас плохо продается.

   Ведомости 04.07.00
   


Международные транзитные перевозки в РФ
В обзоре анализируется современная ситуация на этом рынке транспортных услуг, объем которых сократился до 1 млрд. долл. против ежегодных 15 млрд. долл., которые ранее получал СССР.
   Коммерсант 05.07.00
   


Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки"


Крупные обзоры товарных рынков, опубликованные в прессе за последниие 2 недели

Новые товары на российском рынке

Книга источник знаний и денег (какую литературу читать менеджерам, заинтересованным в карьерном росте)
Журналом Деньги опубликован список из 46 книг, лучших из имеющихся сегодня на книжном рынке по менеджменту, маркетингу, корпоративным финансам и другим прикладным экономическим дисциплинам


Рекомендуемые рассылки
Налоговые новости
Еженедельный дайджест наиболее важных событий и новостей произошедших в области налогообложения за неделю. Законодательные инициативы, новости из МНС, Минфина, ГосДумы, Совета Федерации, ход налоговой реформы, действия налоговой инспеции, конфликты государства и налогоплательщиков, мнения и прогнозы, новые налоги, акцизы и таможенные пошлины - об этом и многом другом мы сообщаем в нашей рассылке. Выходит в понедельник утром. Информация предоставляется ведущими центральными и региональными информационными агенствами.




Рассылки Subscribe.Ru





Обзоры товарных рынков и маркетинговые исследования на:
http://moscow.portal.ru/~etcs/products14r.html
http://moscow.portal.ru/~etcs/products26r.html

Ведущий рассылки - Карпов Юрий Николаевич
   Президент Консультационно-исследовательской фирмы "ЭКОТРАНС"
   etcs@moscow.portal.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное