План маркетинга. Стратегический маркетинг Особенности 'добычи' информации в России
Маркетинговые исследования
Здравствуйте!
Сегодня в теме у нас разбор особенностей получения информации из различных источников, как первичных, так и вторичных, именно в нашей стране, гордо именуемой Российская Федерация. Не знаю, как точно обстоят дела в наших соседних странах (бывшего СССР), но у нас, чтобы получить какую-то информацию для использования при планировании маркетинга приходится делать
невероятные усилия, использовать самые разнообразные, практически шпионские приемы.
Если взять к примеру Америку, то в этой стране существует целая масса различных открытых (!) источников информации, с помощью которых можно не только провести анализ конкурентов, легко вычислить доли рынка и емкости, но также и более сложные вещи: позиционирование, стратегии и тактики поведения всех игроков рынка.
У нас же, даже простой прайс некоторые компании так старательно
прячут, что приходится через подставных и третьих лиц, или через знакомых менеджеров (которые сливают информацию) в прямом смысле слова "ДОБЫВАТЬ" информацию. Особенно такая ситуация наблюдается в секторе В2В. Если в рознице достаточно просто пройтись по магазинам конкурентов самому или нанять персонал, чтобы достать всю нужную информацию, то как это сделать в компании, которая торгует оптом? Несмоненно, есть рынки менее "зажатые" по степени октрытости друг другу, но в некоторых рынках
такая ситуация просто зашкаливает.
Зато на почве полнейшей закрытости активно работают различные конторы, предлагающие совершенно секретную информацию по ввозу и вывозу товаров из страны: производитель, покупатель, количество, закупочные цены. В каждой ситуации всегда найдется активный и предприимчивый, который будет зарабатывать на какой-то проблеме.
Не знаю с чем это может быть связно в нашей стране, то ли с менталитетом, то ли с тем, что мы привыкли
не к открытому сотрудничеству даже с конкурентами и честной борьбе, но предпочитаем именно нечестные способы борьбы. Казалось бы, что скрывать в каком-то прайсе? Сегодня одна цена, завтра - другая. Ты бизнесмен - какую хочешь цену, такую и ставь. Хоть каждый день меняй свои прайсы.
И представьте себе, мы с вами работаем в этом и пытаемся даже всеми правдами и неправдами добыть эту несчастную информацию. Ну дайте хоть что-нибудь, хоть кто-нибудь!!!
За все время
работы приходилось по-разному изворачиваться в поисках нужной инфы, всякие методы и подходы перепробовались, но может быть, проще все-таки нам уже начать строить цивилизованный бизнес в стране?
Или нам это не дано?
Успехов!
Елена Володина
PS. В следующем письме, посвященном исследованиям "Особенности и ужасы самостоятельного сбора первичной информации"